Валютное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Валютное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 17.08.2010


    Репатриация валютной выручки как элемент валютно-правового механизма в регулировании внешнеторговой деятельности

    Мартыненко С.М., аспирант кафедры конституционного и административного права ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», руководитель юридического департамента Группы компаний «Флора»

     

    В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 (Далее – Закон о регулировании внешнеторговой деятельности) внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда2 и с законодательством Российской Федерации. Следовательно, успешная реализация внешнеторговой политики в нашем государстве напрямую зависит как от эффективного осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом, так и эффективного валютного регулирования в частности.

    Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля согласно статье 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»3 (Далее – Закон о ВР и ВК) в числе прочих являются исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Законом о ВР и ВК установлено, что целями валютного регулирования и валютного контроля могут быть только предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

    Основываясь на перечисленных принципах и в соответствии с целями валютного регулирования, законодательством установлен валютно-правовой режим, который включает в себя систему валютных ограничений, порядок реализации этих ограничений и меры валютного контроля.4 Одним из валютных ограничений является требование о репатриации валютной выручки. В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о ВР и ВК при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

    1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

    2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

    Из всех валютных ограничений в настоящее время больше всего вопросов на практике вызывает именно требование о репатриации валютной выручки. Все эти вопросы можно объединить в две группы:

    1. Проработанность нормы статьи 16 Закона о ВР и ВК, а также норм законодательства об ответственности за нарушения требования о репатриации валютной выручки, а именно диспозиции частей 4 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях5 (Далее – КоАП РФ);

    2. Целесообразность существования требования о репатриации валютной выручки после отмены с 01 января 2007 года требования об обязательной продаже части валютной выручки.

    Исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается возможность невозрата валютной выручки, установлен частью 2 статьи 19 Закона о ВР и ВК. Невозврат валютной выручки по основаниям иным, нежели указанным в части 2 статьи 19 Закона о ВР и ВК, контролирующими органами будет однозначно квалифицирован как нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и повлечет привлечение к административной ответственности по части 4 или части 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.6 Вместе с тем, статьей 410 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность прекращения обязательств полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.7 Стоит ли говорить об актуальности нормы о зачете встречных требований для участников торговых отношений, так как данная норма при наличии встречных требований позволяет избежать излишней траты времени на перечисление денежных средств между контрагентами и соответственно отвлечения денежных средств из оборота. Нынешняя же редакция статьи 19 Закона о ВР и ВК фактически поставила любые взаимозачеты между участниками внешнеторговой деятельности «вне закона», так как невозврат валютной выручки либо аванса резидентом в результате подписания между резидентом и нерезидентом акта зачета взаимных требований будет расценено контролирующими органами как нерепатриация.

    Среди проблем применения норм об ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.8 При последующем обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности складывается неоднозначная судебная практика относительно оценки достаточности таких мер. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты,9 в других случаях даже обращения за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой.10 Либо участнику внешнеторговой деятельности вменяется в обязанность предусматривать во внешнеторговом контракте условия, исключающие риск неисполнения нерезидентом принятых на себя обязательств либо предусматривающие механизмы взыскания сумм оплаты в судебном порядке.11 Не добавляет ясности и правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда РФ в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.12 Открытым остается вопрос о случаях, когда валютная выручка все же не поступила.

    Учитывая, что составы правонарушений в частях 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ являются формальными, то есть не требуется наступления каких-либо вредных последствий совершенного деяния для привлечения к административной ответственности, вызывает сомнение также и соотносимость правонарушению наказания в виде административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках или не возвращенных в Российскую Федерацию.

    Следует также отметить, что при рассмотрении фактов нарушения правил о репатриации валютной выручки основное внимание контролирующих органов сосредоточено на привлечении резидентов к административной (а не уголовной) ответственности. Причина сложившейся ситуации, возможно, заключается в том, что при рассмотрении уголовных дел судами уделяется гораздо больше внимания установлению виновности лица в совершении соответствующего преступления, в то время как при рассмотрении административных правонарушений в области валютного регулирования доказывание вины резидента отходит на второй план.13

    Причинами вышеперечисленных проблем правоприменения норм о репатриации валютной выручки и об ответственности за нарушение требования о репатриации является, на наш взгляд, непоследовательность законодателя в регулировании внешнеторговой деятельности. Задачами введения требования о репатриации традиционно считают борьбу с утечкой капитала из страны, а также обеспечение устойчивости курса национальной валюты. Судебная практика исходит из того, что нарушение требования о репатриации посягает на установленный порядок осуществления валютных операций, целью которого является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защита внутреннего валютного рынка Российской Федерации.14 Но само по себе требование о репатриации этих задач не решает и решить не может. Необходим комплекс мер, включающий наряду с требованием о репатриации требование об обязательной продаже части валютной выручки, фиксированный срок возврата валютной выручки, ответственность за нарушение требования о репатриации. До 01 января 2007 года существовало требование об обязательной продаже части валютной выручки, фиксированный срок возврата валютной выручки был установлен ранее действовавшим Законом РФ от 09.10.1992 г. №3615-1 «О валютном контроле и валютном регулировании».15 Именно в совокупности с данными нормами и в историческом контексте оправданно было введение состава административного правонарушения, а также состава преступления за невозврат валютной выручки. После отмены с 01 января 2007 года требования об обязательной продаже части валютной выручки можно было бы предположить, что государству в настоящее время достаточно использования иных методов для обеспечения устойчивости курса рубля и борьбы с утечкой капитала и требование о репатриации также будет отменено, однако на этом либерализация валютно-правового режима закончилась.

    В случае наличия у участника внешнеторговой деятельности намерения незаконно вывести денежные средства за пределы Российской Федерации, ни установленное статьей 19 Закона о ВР и ВК требование о репатриации валютной выручки, ни предусмотренная законом административная и уголовная ответственность не могут такие действия предотвратить либо эффективно бороться с ними, так как в данном случае стороны заключают соглашения, пролонгирующие внешнеторговый контракт. Количество таких соглашений и их срок стороны, основываясь на принципе свободы договора, устанавливают самостоятельно. Следовательно, административная и уголовная ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки никоим образом не способствует борьбе с утечкой капитала из страны и, более того, создает дополнительные негативные последствия исключительно для добросовестных участников внешнеторговой деятельности. В самом деле, на практике организация, поставившая товары на экспорт и не получившая за них выручку вследствие недобросовестности контрагента, дополнительно обязана уплатить такую же сумму в виде административного штрафа. Поэтому вместо применения эффективных мер претензионно-исковой работы организация под страхом существенного административного наказания со стороны своего же государства вынуждена идти на поводу у своего недобросовестного контрагента и бесконечно продлять соглашениями срок расчета. Аналогичная ситуация в случае перечисления иностранному контрагенту аванса за поставляемые им товары. Уже на стадии заключения внешнеторгового контракта российские резиденты поставлены в неравные условия по сравнению со своими конкурентами – мало кто захочет дважды рисковать суммой уплаченного аванса. Условие об однозначной постоплате неизбежно влечет увеличение сроков поставки, необходимости выбора иного контрагента и т.п., по сравнению с контрактами с условием расчетов по предоплате. Следовательно, требование о репатриации должно служить только средством притока иностранной валюты в страну и применяться не формально и постоянно, а в комплексе с другими валютными ограничениями и в четко определенных законодательством случаях, и не должно иметь своей целью ограничение на использование иностранной валюты резидентами за рубежом, а именно это происходит в настоящее время при реализации норм ст. ст. 12 и 19 Закона о ВР и ВК. Например, компания, заготавливающая круглый лес продает его на экспорт и одновременно при этом осуществляет строительство на территории Российской Федерации производственных мощностей для глубокой переработки древесины. Вместо того, чтобы из средств полученной валютной выручки рассчитаться с иностранным контрагентом за поставленные станки и оборудование, резидент вынужден терять время на осуществление формальностей валютного регулирования и нести дополнительные расходы в виде комиссий банков.

    Отметим, что часть валютной выручки и без установленной законом обязанности всегда будет возвращаться резидентами в страну и продаваться ввиду необходимости платить работникам на территории РФ заработную плату, уплачивать налоги, сборы, и прочие платежи.

    Таким образом, действующее законодательство о валютном регулирования нуждается в коррективах с учетом им же определенных принципов. В нынешних условиях необходимо отказаться от требования о репатриации валютной выручки, как неимеющего экономической целесообразности для государства и, следовательно, не соответствующего принципам валютного регулирования. В качестве одного из вариантов предлагается установление требования о репатриации в качестве чрезвычайной меры валютного регулирования.16 При этом необходимо:

    1. Установить законодательно максимальный срок для репатриации валютной выручки;

    2. Наладить механизмы противодействия злоупотреблению правом, в том числе, в виде заключения фиктивных контрактов;

    3. Одновременно с требованием о репатриации необходимо вводить чрезвычайную меру в виде требования об обязательной продаже валютной выручки.

    При этом следует учитывать, что обязательными составляющими чрезвычайных мер должны являться их временный характер, а также предсказуемость, основанная на определении четких критериев для введения таких мер. При отсутствии оснований для введения чрезвычайных мер для валютного контроля достаточно установленного частью 7 статьи 12 Закона о ВР и ВК требования о предоставлении резидентами, не являющимися физическими лицами, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

    Последовательность законодателя в вопросе репатриации валютной выручки и внесение предложенных изменений в законодательство о валютном регулировании позволит повысить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     

     

    Сноски:

    1 Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4850

    2 Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда"(приняты 22.07.1944, вступили в силу 27.12.1945) (ред. от 11.11.1992) // СПС Консультант Плюс

    3 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008)"О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859

    4 Лисицын А.Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право, 2008, №4

    5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

    6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

    7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

    8 Авдеева М.Г., Жаворонкова Т.А., Черекаев А.В. Практические проблемы применения частей 4 и 5 статьи 15.25. КоАП РФ //Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2007, №2.

    9 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 по делу N А05-13952/2008 // СПС Консультант Плюс

    10 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2009 N Ф03-2683/2009 по делу N А04-271/2009 // СПС Консультант Плюс

    11 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 N Ф08-933/08-351А по делу N А32-23273/2007-63/618-111АЖ // СПС Консультант Плюс

    12 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15714/08// СПС Консультант Плюс

    13 Родионов А. Практика привлечения к валютной ответственности //ЭЖ-Юрист, 2005, №48.

    14 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2009 N Ф03-3107/2009 по делу N А51-10140/2008 // СПС Консультант Плюс

    15 Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Ведомости СНД и ВС РФ, 12.11.1992, N 45, ст. 2542

    16 Лисицын А.Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право, 2008, №4

     
    Обратите внимание:
    Кризис все продолжается? Не знаете что делать? А вы знаете как экономить правильно? Начните знакомство со специализированными сайтами.








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru