Как известно, валютные операции
делятся на операции, связанные с
движением капитала, и текущие.
Пункт 9 ст.1 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле"
к текущим валютным операциям
относит переводы неторгового
характера в Российскую Федерацию и
из Российской Федерации, включая
переводы сумм заработной платы,
пенсии, алиментов, наследства, а
также другие аналогичные операции.
Из этого можно сделать вывод, что
перечень неторговых операций не
является закрытым.
Письмо ЦБ РФ от 1.02.96 г. N 12-1-0-3/6369
сообщает, что "исчерпывающего
перечня неторговых операций в
валютном законодательстве РФ нет".
Трудно не согласиться с подобной
точкой зрения. Такого списка
действительно нет, но это не значит,
что неизвестно, какие из операций
являются торговыми, а какие - нет.
Поэтому в первую очередь следует
определить, является операция
торговой или нет. С точки зрения
формальной логики деление
предметов по одному основанию
влечет возникновение только двух
групп. Появление третьей группы
означает логическую ошибку. Таким
образом, деление всех операций по
основанию их отношения к торговым
порождает только две группы:
торговые операции и неторговые
операции.
Приведем пример. Между резидентом и
нерезидентом заключен договор о
совместной деятельности. При этом
нерезидент осуществляет взнос в
простое товарищество в валюте.
С точки зрения гражданского
законодательства исполнение
договора простого товарищества
может носить торговый характер.
Например, когда товарищи реализуют
товары в рамках договора. Однако
объединение денежных средств,
изготовление продукции,
приобретение и реализация товара -
это различные операции, хотя и
осуществляемые простым
товариществом. Для целей валютного
регулирования следует
рассматривать каждую операцию
отдельно (так как разграничению
подлежат операции, а не формы
договоров). При перечислении
средств в совместную деятельность
нельзя говорить о каких-либо
торговых операциях, поскольку
отсутствует предмет сделки - товар,
не происходит смена собственника и
т.д. Таким образом, используя метод
исключения, следует определить
такую операцию (вклад нерезидентом
средств в простое товарищество) как
неторговую со всеми вытекающими
отсюда последствиями.
Договор простого товарищества
является сделкой, в рамках которой,
как указано выше, могут
осуществляться различные операции
торговые и неторговые. Для
валютного регулирования значение
имеет не цель сделки, а характер
операции. Нельзя считать
исполненным в рамках одной
операции взнос в простое
товарищество, приобретение товаров,
реализацию услуг и т.д. Цель
заключения договора о совместной
деятельности может быть
предпринимательской (но не
обязательно). Цель операции по
перечислению средств в общее дело
простого товарищества состоит не в
получении прибыли, а в объединении
имущества для совершения иных операций.
Однако не все так просто, как
хотелось бы. Указанное выше письмо
ЦБ РФ, правильно отметив, что
перечня неторговых операций в
законодательстве нет, дополняет:
"примерный перечень валютных
операций неторгового характера
содержится в межправительственных
соглашениях РФ с другими
государствами (например, в
Соглашении между Правительством РФ
и Правительством Азербайджанской
Республики о неторговых платежах
от 7.09.93 г.), которым можно
руководствоваться при отнесении к
неторговым платежей в (из) страны
дальнего зарубежья".
На практике нередки случаи, когда
такой примерный перечень (указывающий
на конкретные примеры, а не
устанавливающий общее правило)
рассматривается банками как
окончательный, что следует считать
юридической ошибкой.
Письмо продолжает: "В
соответствии с Временным типовым
положением о РКЦ ЦБ РФ,
утвержденным советом директоров
Банка России 26.04.91 г., и п. 23
инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 г. N 7 под
неторговыми операциями понимаются
валютные операции, не связанные с
проведением расчетов по экспорту и
импорту товаров и услуг". Опять
трудно не согласиться с подобной
мыслью, однако последующий текст
письма утверждает:
"Невозможно указать какой-либо
критерий отнесения международных
платежей к торговым или неторговым,
так как, например, услуги
транспорта и связи, связанные с
перемещением через таможенную
границу РФ, в соответствии со ст. 2
Закона РФ "О государственном
регулированиивнешнеторговой
деятельности" от 13.10.95 г. N 157-ФЗ
являются экспортными операциями,
следовательно, оплата этих услуг
должна считаться торговым платежом.
Но в ст. 1 Соглашения между
Правительством РФ и Правительством
Азербайджанской Республики о
неторговых платежах от 7.09.93 г.
оплата услуг транспорта и связи
названа неторговой операцией".
Сложно согласиться с тем, что "невозможно
указать критерий" - он четко
прописан в законе. Это торговый или
неторговый характер той или иной
операции. Да и сама идея
определения ее характера иным
способом - путем соотношения с
международными соглашениями -
очевидно, неудачна по многим
причинам.
Далее ЦБ РФ рекомендует "относить
к неторговым платежам только те
операции, которые указаны в п. 9 (г)
ст. 1 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле"
и в межправительственных
соглашениях РФ с другими
государствами". Сложно
представить себе, что операцию,
осуществляемую, например, с
японским нерезидентом для
соблюдения российским резидентом
валютного законодательства России,
следует соотносить с положениями
соглашения с правительством
какой-либо страны.
Не лишним будет напомнить, что ЦБ РФ
не обязывает, а рекомендует, а это
различные вещи.
Что касается простого товарищества,
то в этом вопросе возможны
разночтения. Вклады в совместную
деятельность нередко соотносят с
пп.1.1 и 1.9 Положения об изменении
порядка проведения в РФ некоторых
видов валютных операций,
утвержденного приказом ЦБ РФ 24.04.96 г.
N 02-94 (в ред. письма ЦБ РФ от 3.02.97 г. N
403). При этом следует заметить, что
данные положения не включают
переводов средств в совместную
деятельность. Как было определено
выше, перечень неторговых операций,
определенных законом, не является
закрытым. При этом, во-первых,
указанный акт не разграничивает
торговые и неторговые операции, во-вторых,
он посвящен лишь некоторым видам
валютных операций, а не всем. По
этой причине отсутствие такой
операции в данных пунктах
автоматически не означает
исключение их из числа неторговых.
Иногда вклад в совместную
деятельность называют
иностранными инвестициями. При
этом ссылка на нормы Закона РФ "Об
иностранных инвестициях в РСФСР"
представляется не имеющей
отношения к валютному
регулированию, поскольку
предприятия в результате
заключения договора простого
товарищества не создается. Это
вытекает из п.1 ст.1041 ГК РФ: "По
договору простого товарищества (договору
о совместной деятельности) двое или
несколько лиц (товарищей) обязуются
соединить свои вклады и совместно
действовать без образования
юридического лица для извлечения
прибыли или достижения иной, не
противоречащей закону, цели".
Для валютного регулирования к
операциям, связанным с движением
капитала, относятся следующие
инвестиции:
прямые, т. е. вложения в уставный
капитал предприятия с целью
извлечения дохода и получения прав
на участие в управлении
предприятием;
портфельные, т. е. приобретение
ценных бумаг.
В результате вклада в совместную
деятельность не возникает
предприятия (юридического лица), не
происходит инвестирования средств
в уставный капитал, так же как и
приобретения ценных бумаг.
М. ЯКОВЛЕВ
Юридическое агентство "Ирсан"
Контактные телефоны: (095) 490-68-98, 490-06-39
Текст документа сверен по:
"Финансовая газета",
N 27, июль 1997 года