Противодействие отмыванию преступных доходов в России и деятельность специальных международных организаций.
Давыдов Василий Сергеевич
Соискатель кафедры уголовного права Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Специалист юридической компании ООО «Хедман Осборне Кларк», г. Санкт-Петербург;
Тел. раб. (812) 380-1661
Легализованные доходы- финансовая основа транснациональной организованной преступности, международного терроризма и коррупции, а противодействие легализации (отмыванию денег) путем установления уголовной и других видов юридической ответственности – единственный эффективный способ борьбы с этими опасными криминальными проявлениями. Эта стратегия противодействия особо опасной преступности признана как на международном уровне, так и во многих государствах и регионах, включая и Россию. Другое общепризнанное на мировом уровне правило– объединение и координация усилий и действий стран мирового сообщества через международные организации. Итогом противодействия отмыванию с 80-х годов прошлого столетия стал опыт, накопленный как мировым сообществом, так и странами, которые в числе первых начали использовать этот механизм для целей пресечения действий преступных корпораций (прежде всего, это США и Великобритания).
Специализированным международным органом, ведущим наиболее жёсткую и эффективную борьбу с отмыванием «грязных» доходов на международном уровне является международная организация Financial Action Task Force of Money Laundering (сокращённо - FATF) – Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег
[1]. Иногда встречается и другая аббревиатура, обозначающая эту организацию – GAFI.
FATF была учреждена в июле 1989 г. на парижском совещании «большой семёрки» с целью оценки эффективности мер, направленных на борьбу с отмыванием денег
[2]. К настоящему времени в составе FATF 31 участник вместе с многочисленными наблюдателями, включая представителей Организации Объединенных Наций, Международного Валютного фонда и Мирового Банка.
Задачами этой международной организации являются: анализ результатов оперативных мероприятий по предотвращению использования банковской системы и финансовых учреждений для «отмывания» денег, разработка модельных законодательных актов и превентивных мер в этой области, а также повышение уровня координации совместных усилий стран-участниц в области противодействия отмыванию. Опираясь на свои аналитические разработки, FATF даёт рекомендации по совершенствованию внутреннего законодательства многим государствам, в которых законодательство в сфере противодействия легализации еще недостаточно эффективно развито.
Результатом работы FATF после образования стала разработка к 1990 году международных стандартов – Сорока Рекомендаций по проблеме отмывания денег, а к октябрю 2001 года Восьми Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.
В составе FATF и ее делегаций работают специалисты в области широкого круга дисциплин, включая экспертов Министерства Финансов, Юстиции, Внешних связей и Внутренних дел, государственных финансовых органов и силовых структур. Головной офис FATF активно сотрудничает не только со своими региональными представительствами, но и с ООН, Интерполом, Организацией Американских штатов, Группой «Эгмонт», финансовыми организациями: Мировым Банком, Международным Валютным фондом, в части совместной работы над пилотными программами оценки мер по противодействию в различных странах, Азиатским и Американским банками развития, других программах и проектах.
Для целей усиления воздействия на страны и территории не участвующие в международной борьбе с отмыванием денег, начиная с 2000 года, FATF инициировала появление основного на сегодня инструмента такого воздействия. Им является ежегодно составляемый ей «чёрный» список стран, не проводящих целенаправленных мер по предотвращению отмывания преступных капиталов. Работа FATF в этом направлении привела к тому, что многие из оставшихся сейчас в списке стран активно реформирует правовую систему путем создания законодательства, направленного на противодействие отмыванию денег. В отношении России, которая попала в список стран, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с легализацией преступных доходов в 2000 году, FATF рекомендовала тогда мировому деловому сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями, и финансовыми институтами, а также заявила о возможном применении к России финансовых санкций. Меры FATF в отношении России и политическая обстановка в стране в то время, по-видимому, оказали решающее влияние и на российскую власть, и работа по построению института противодействия легализации преступных доходов сдвинулась в России с «мёртвой» точки.
[3] Результат активных действий России по построению в стране системы законодательства по противодействию отмыванию стал очевиден после визита делегации FATF в Россию (Санкт-Петербург, Москва, Тула) с 23 по 29 сентября 2002 года, когда на основе проведённого анализа российского законодательства было принято решение о реабилитации России и исключении её из «черного» списка. Важнейшим моментом современной истории России стало решение FATF принятое в июне 2003 года о принятии Российской Федерации в полноправные члены этой авторитетной международной организации.
Таким образом, Россию сегодня можно отнести к странам, имеющим унифицированное законодательство по противодействию отмыванию, отвечающее международным требованиям и соответствующие внутригосударственные структуры, в задачи которых входят контроль и расследование преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов.
Прямое сотрудничество национальных специализированных органов по борьбе с отмыванием денег- Подразделений финансовой разведки (в дальнейшем по тексту ПФР) ведётся в рамках Группы Эгмонт (Egmont Group). Создание подразделений финансовой разведки сначала рассматривалось как изолированное явление, но в июне 1995 года представители правительственных агентств и международных организаций собрались на встречу во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе с целью обсуждения проблемы борьбы с отмыванием денег на международном уровне. Так и была создана неформальная организация, известная сейчас как Группа «Эгмонт» (по месту первой встречи). Главной целью этой группы стало создание конференции ПФР различных стран мира, которая оказывает поддержку национальным программам по противодействию отмыванию, в том числе, по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий.
ПФР несет важнейшую роль в построении механизма противодействии отмыванию денег на уровне отдельного государства или территории и является центральной внутригосударственной структурой по контролю и противодействию отмывания. Эта государственная служба должна обеспечить возможность быстрого обмена информацией, как на международном уровне, так и внутри страны, защищая при этом интересы добросовесных участников экономической деятельности. Согласно внутренним документам, регламентирующим работу группы «Эгмонт», функциональная разница ПФР в зависимости от положения в системе государственной власти отдельного государства или региона никак не ограничивает его от участия в работе группы и обмене информацией. Эксперты группы «Эгмонт» отмечают два различных подхода к созданию ПФР. В одном случае рекомендуется создание такого субъекта в существующей силовой структуре государственного аппарата, в другом предлагается выделение для этой цели подразделения, занимающегося исключительно сбором и оценкой финансовой информации. Несмотря на унифицированное официальное определение, из которого следуют функции этой службы, предполагается, что ПФР в отдельных юрисдикциях может исполнять не только информационную функцию, но и силовую, то есть вести уголовное расследование и поддерживать государственное обвинение в ходе судебного слушания по выявленным преступлениям.
[4] Российская Федерация является активным членом группы Эгмонт. Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ) России, которая представляет Российскую Федерацию в группе участвует во многих инициативах этой организации и сотрудничает с другим странами-участниками группы.
Но, к сожалению, ФСФМ России, государственная служба, созданная по образцу аналогичной службы в США, но функционирующая вне англо-американской правовой системы, лишена возможности осуществлять оперативную деятельность. По своей сути она является лишь промежуточным звеном между правоохранительными органами и банками, финансовыми учреждениями и другим организациями, находящимися в области интересов криминального сообщества. В основном деятельность ФСФМ сводится к рапортам ее руководителя о выявленных подозрительных операциях, а не отчетам о раскрытых преступлениях, блокированных активах преступников или суммах перечисленных в другие страны средств, конфискованных решением суда. Так, статистические данные Главного Информационного Центра (ГИЦ) МВД России подтверждают данный факт в полной мере: в 1998 году было выявлено 1003 преступления данной направленности, осуждены 28 человек; в 1999 г. - 965 преступлений, осужден 21 человек; в 2000 г. - 1784 преступления, осуждены 28 человек, в 2001 г. - 1439 преступлений; в 2002 г. - 1076 преступлений; в 2003 г, - 620 преступлений, осуждены 46 человек, а в 2004 г. выявлено 1977 преступлений, осуждены 85 человек; в 2005 году - 6942 преступления, осуждены 203 человека.
То есть, наличие системы совсем не означает ее успешного функционирования. Более того, представляется, что в России во многом данный факт обусловлен как новизной уголовно-правовых норм, так и коррумпированностью государственных служб. Характерная черта преступлений подобного рода это совершение и участие в преступных схемах так называемых «белых воротничков», а следовательно, высока угроза использования этими лицами не только изощренных способов легализации, но и стандартного для России механизма подкупа должностных лиц, участвующих в возбуждении и расследовании преступлений, связанных с легализацией. То есть коррумпированность сама по себе становится фактором сокрытия других более опасных преступлений, механизмом, позволяющим преступникам избежать уголовное преследование.
[1] Указанный перевод представляется наиболее корректным, так как следует из единственного официального документа на русском языке, касающегося сотрудничества с FATF – меморандума Правительства РФ и FATF от 10 октября 1998,.
[2] Financial Action Task Force on Money Laundering Annual Report 2002-2003 20 June 2003.- FATF Secretariat, Paris, France.- P.3.-
www.fatf-gafi.org
[3] В России уже существовали отдельные правовые нормы в области противодействия легализации преступных доходов, в том числе и уголовно-правовая норма, но говорить о системе законодательства в этой сфере до 2000 года представляется не правильным.