Уголовное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Уголовное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено 11.08.04

    Валерий Попов
    Адвокат, г. Воронеж,
    vnp_val@list.ru

    Некоторые аспекты практики прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел.



    Вся информация, размещенная здесь, использована из открытых источников, не содержит государственной тайны и основана на личном опыте предыдущей работы.
    Успешное раскрытие преступлений, как правило, зависит от тех мероприятий, которые проводят органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Хорошо продуманные оперативно-розыскные мероприятия помогают обнаружить орудия совершения преступлений, иные вещественные доказательства и т. д., похищенные ценности.
    Однако из практики известно немало случаев, когда оперативные мероприятия проводятся не в рамках требований закона. Это не только не способствует раскрытию преступлений, но и приводит к тому, что преступники длительное время не привлекаются к ответственности, а иногда вообще уходят от нее.
    Анализ прокурорско-следственной практики свидетельствует, что нарушения законов сотрудниками оперативных служб по установлению лица, совершившего преступление, преобладают над всеми другими нарушениями законов и составляют почти половину всех нарушений законности. В связи с этим, усилия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности должны быть сосредоточены в первую очередь на этом направлении. Низкий уровень надзора порождает здесь утрату доказательств, упускаются благоприятные тактические возможности для их сбора "по горячим следам".
    При раскрытии преступлений объектом поиска становится информация о событии преступления; о лицах, совершивших преступление; о похищенном имуществе; о документах, орудиях преступления, а также иных предметах, имеющих доказательственное значение.
    Непосредственная обязанность раскрытия преступлений возложена на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и следователей. Прокурор не должен вмешиваться в тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений. Однако если применение тактических приемов противоречит закону или может привести к его нарушению, он обязан вмешаться и принять меры в соответствии со своими полномочиями.
    При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение поручений следователей.
    Анализ материалов прокурорских проверок свидетельствует о том, что не всегда своевременно заводятся дела оперативного учета, в том числе по тяжким преступлениям, а в некоторых случаях такие дела вообще не заводятся.
    Нередки факты необоснованного заведения дел оперативного учета, влекущие не только напрасную затрату сил и средств оперативных служб, но и создающие реальные условия для нарушения законных интересов и прав граждан. При выявлении случаев заведения оперативных дел без достаточных оснований прокурор должен дать указание о немедленном их прекращении и снятии с оперативного учета лиц, в отношении которых были заведены дела.
    Учитывая, что процент раскрываемости преступлений – важный показатель работы оперативных аппаратов, их сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают меры к раскрытию.
    Имеют место случаи, когда оперативные службы, располагая достаточными данными о совершенном преступлении, проводят под видом проверки по существу расследование, в целях получения "весомых результатов" и сокращения сроков последующего расследования.
    Достаточно распространено невыполнение или неполное выполнение необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
    Редко проводятся такие важные мероприятия, позволяющие изобличать лиц, совершивших преступления, как обследование помещений, сооружений, местности и транспортных средств. Резко снизилось в последнее время прослушивание телефонных и иных переговоров. Прокурор, осуществляющий надзор, должен каждый раз рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления.
    При осуществлении надзора необходимо также обращать внимание на обязательность документирования оперативно-розыскных мероприятий.
    Среди некоторых оперативных работников бытует мнение, что составление документов для оперативных дел является формальностью. Опросы оперативных работников показывают, что некоторые проводимые ими мероприятия не находят документального отражения либо фиксируются схематично, поверхностно, без отражения многих обстоятельств. Формальный подход к этим документам иногда влечет утрату их доказательственного значения.
    Основными причинами нераскрытия преступлений и неустановления лиц, их совершивших, являются: низкая квалификация работников правоохранительных органов; чрезмерная загруженность в работе; "высокая квалификация" преступников; сложившаяся практика регулирования учета преступлений; несвоевременное сообщение в правоохранительные органы о совершенном преступлении.
    Взаимодействие оперативно-розыскных аппаратов и следователей не означает служебного соподчинения, слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них продолжает оставаться самостоятельным органом, действуя в строгом соответствии со своей компетенцией. Несмотря на общность задач по раскрытию преступлений, средства и методы, используемые ими для решения, неодинаковы.
    Статья 157 ч. 4 УПК РФ предписывает органам дознания по делам, находящимся в производстве следственных аппаратов, производить розыскные действия только по поручению следователя. Эта же норма закона обязывает органы дознания в случае необнаружения лица, совершившего преступление, принимать оперативно-розыскные меры. О результатах они должны уведомлять следователя. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, может проводиться без его поручения лишь тогда, когда преступление не раскрыто.
    Предусмотренные законом поручения и указания следователя и прокурора являются обязательными для оперативных подразделений. Поручения следователя направляются руководителям этих подразделений или руководителям органов дознания, которые назначают для их исполнения непосредственных исполнителей. Следователь не вправе определять конкретно исполнителя своего поручения, поскольку это означало бы его вмешательство в распределение работы между оперативными сотрудниками. Вместе с тем, следователь может просить руководителя оперативного подразделения, чтобы его задание было поручено тому или иному сотруднику. Тот принимает по этому вопросу окончательное решение.
    Вправе ли следователь давать поручения оперативным аппаратам о выполнении конкретных оперативно-розыскных мероприятий?
    Следователь, по смыслу закона, не может определить соответствующему органу тактику проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Однако, на наш взгляд, он может указать в поручении, какие необходимо провести оперативно-розыскные мероприятия, в соответствии со ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
    Остается спорным вопрос о формах и пределах ознакомления следователей с оперативно-розыскными материалами. Неурегулированность этого вопроса в законе, в том числе и в последней редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не способствует своевременному и качественному исполнению поручений следователей.
    К чему приводит на практике невозможность ознакомления следователей с оперативно-розыскными материалами?
    В большинстве случаев по поручениям следователей не принимается необходимых оперативно-розыскных мер, а даются ответы типа "установить не представилось возможным".
    Как свидетельствует практика, при ознакомлении следователей с оперативно-розыскными материалами у них появляется больше возможностей по своевременной и целеустремленной даче поручений и достигается лучший результат расследования. Было бы правильным в нормативном порядке закрепить право следователя на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности, полученными в связи с выполнением его поручения. С другими материалами в случае возникновения необходимости он мог бы знакомиться лишь с разрешения руководителя соответствующего государственного органа, проводившего оперативно-розыскные мероприятия, или оперативного подразделения.
    Несмотря на значительные возможности оперативно-розыскных служб в раскрытии преступлений, они не всегда полностью используются следователями.
    В этой проблеме видится и другая сторона: отсутствие стремления у сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оказывать помощь следователю. Особенно это наблюдается по делам о хищениях и взяточничестве. Имея в производстве, как правило, несколько уголовных дел, следователь не всегда может правильно оценить представленные оперативным аппаратом материалы с точки зрения судебной перспективы. Возбудив же по ним уголовное дело и не получая необходимой поддержки, следователь чаще всего прекращает дело, и таким образом лицо, совершившее преступление, уходит от ответственности.
    При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, на использование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевременность выполнения поручения и направления информации следователю; наконец, проверять полноту, своевременность и обоснованность поручений, которые следователь направил органам, выполняющим оперативно- розыскную деятельность.
    Нередко допускаются нарушения законности в результате совместных усилий следователя и оперативных работников при реализации оперативно-розыскной информации. В подобных ситуациях прокурору необходимо следить за тем, чтобы оперативно-розыскная информация была объективной и полной; в полном объеме использовалась при расследовании преступлений; строго разграничивалась компетенция оперативных аппаратов и органов предварительного расследования; не допускалась расшифровка негласных сил, средств и методов.
    Результаты оперативно-розыскной деятельности находят свое отображение в соответствующих оперативно-служебных документах, концентрируемых в делах оперативного учета. В этих документах (справках, рапортах, оперативных сообщениях, распечатках телефонных переговоров) могут содержаться сведения о подготовке или совершении преступлений, незарегистрированных в органах милиции.
    При тщательном изучении дел оперативного учета вполне реально выявить факты непринятия мер к реализации этих сообщений и отсутствия какого-либо реагирования на них, а значит и укрытия этих преступлений от учета. При этом нельзя ограничиваться лишь оперативными делами по нераскрытым преступлениям. Рекомендуется сплошное изучение всех видов дел оперативного учета, в том числе тех, которые заведены в целях собирания, анализа и использования сведений о пораженных преступностью объектах, либо на конкретных лиц (литерные и оперативно-наблюдательные дела), а также рабочих дел агентов и доверенных лиц.
    Так, например, оперативно-розыскной, в т.ч. и негласный аппарат, обязательно ориентируется на выявление лиц, совершающих преступления. Об этом, в оперативно-поисковых делах должны иметься справки или копии заданий. Между тем, наличие таких справок в ОПД еще не свидетельствует о том, что такая работа действительно велась. Это можно выявить путем изучения рабочих дел негласных сотрудников или дел доверенных лиц, в которых должны находиться копии заданий и данные о проведении контрольных встреч.
    По уголовным делам о раскрытых преступлениях участники преступления, как правило, разрабатываются в камере. При этом дается задание на выявление всех фактов преступной деятельности задержанного или арестованного. Однако зачастую, из-за формального отношения оперативных сотрудников к своим обязанностям, справки о внутрикамерных разработках не составляются и к оперативным делам не приобщаются. Поступающие сообщения, как правило, приобщаются к рабочему делу негласного сотрудника. При этом, следует иметь в виду, что если преступник рассказывает о совершенных преступлениях и не называет преступление, по которому заведено дело оперативного учета, существует вероятность, что он не причастен к совершению этого преступления.
    Не находят своего отражения в оперативных делах проведение таких мероприятий, как рейды, негласное сопровождение поездов, засады, работа в местах стоянок транспорта и т.д.
    Разработка по оперативным делам предполагает получение на фигурантов исчерпывающей информации. Это означает, что в оперативных делах должны находиться, кроме копий оперативных сообщений, установки по месту жительства и работы, справки о проведенных разведывательных опросах. В процессе ведения дела должно устанавливаться окружение фигуранта, выявляться его преступные связи, наличие у него судимостей, места реализации имущества, полученного преступным путем. На практике в оперативных делах такие документы нередко отсутствуют, а вместо конкретных заданий негласным сотрудникам, даются указания абстрактного характера: «Продолжать работу по выявлению лиц, совершающих преступления на обслуживаемом участке». По оперативным сообщениям должны также планироваться конкретные мероприятия и делаться отметки или составляться отдельные документы о результатах их проведения.
    Надлежит проверять законность и обоснованность заведения и прекращения таких дел, что предусмотрено чч. 2 и 4 ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также соблюдение законности при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений (ч. 2 ст. 21 Закона), использовании полученных результатов.

    ВИДЫ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

    ОПРОС ГРАЖДАН:- мероприятие по сбору информации в процессе непосредственной беседы, может
    проводиться гласно и негласно, с зашифровкой и без зашифровки цели, наличие закон-
    ных оснований проведения определяет сам оперативный сотрудник, результаты
    фиксируются либо объяснением опрашиваемого, либо справкой опер. сотрудника.

    НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК: - осуществляется путем изучения документов (в т.ч. архивных), направления
    соответствующих запросов в учреждения, организации, предприятия, независимо от
    форм собственности, либо без зашифровки целей, либо легендированно. Результаты
    оформляются справкой, рапортом, оперативным сообщением с приложением подлин-
    ников полученных документов или их копий.

    СБОР ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: - Под образцами понимаются
    оригиналы подписей, бланков документов, голоса, отпечатков пальцев рук, крови и т.
    п. Осуществляется гласно и негласно, без зашифровки цели или легендированно. Зада-
    ния и поручения на негласный сбор образцов должны утверждаться руководителем
    ОВД. Основанием является, утвержденный руководителем ОВД мотивированный ра-
    порт опер. сотрудника, который приобщается к материалу предварительной оператив-
    ной проверки или к делу оперативной разработки. Результаты оформляются при глас-
    ном сборе – актом сбора образцов, дактокартой и иными официальными документами,
    при негласном сборе – рапортом или справкой, при сборе лицом, оказывающим кон-
    фиденциальное сотрудничество – оперативным и иным сообщением.

    ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА: - Осуществляется путем затратного приобретения предметов, веществ, изде-
    лий, продукции и услуг на основании рапорта оперативного сотрудника, в котором
    ука зываются законные основания для ее проведения. Проверочная закупка предметов и
    т.п., свободная реализация которых запрещена или ограничена, проводится только на
    основании постановления, утвержденного руководителем ОВД. Проводится только за-
    шифрованным способом. В отличие от гласной, негласная закупка не предусматривает
    немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Результаты негласной закуп-
    ки оформляются справкой. Результаты гласной закупки оформляются в виде акта. По-
    лученные материалы анализируются и приобщаются к материалам предварительной
    оперативной проверки или делам оперативного учета.

    НАБЛЮДЕНИЕ: - Направлено на получение информации об объекте путем визуального, слухового, элек-
    тронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помеще-
    нии, транспорте и на открытой местности. Выполняется либо путем личного сыска или
    по заданию негласным сотрудником. Если, для выполнения задачи необходимо проник-
    новение в жилище - требуется судебное решение. Результаты оформляются рапортом
    опер. сотрудника, сводками, справками, оперативными сообщениями.

    ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: - Проводится для установления методом идентификации лиц, при-
    частных к подготовке и совершению преступлений, либо находящихся в розыске. Опер.
    сотрудник самостоятельно определяет наличие законных оснований для его проведения.
    Осуществляется путем: негласного опознания по признакам внешности, голосу и другим
    приметам, поиска по имеющимся учетам, исследования предметов, документов, биоло-
    гических объектов, видео-аудиозаписей и т.д. Результаты оформляются рапортом,
    справками, оперативными сообщениями.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР): - Связано с визуальным, слуховым и иным исследованием
    данных объектов. Сотрудник самостоятельно определяет наличие законных оснований
    для его проведения. Проводится гласно и негласно, с зашифровкой и без, при необходи-
    мости проводятся оперативные комбинации. Негласный оперативный осмотр помеще-
    ний с проникновением в жилище без ведома проживающих в нем лиц, возможен только
    на основании судебного решения. Результаты оформляются рапортом, справками, аген-
    турными сообщениями, а при проведении гласного обследования – актом обследования,
    который по своей форме и содержанию должен максимально соответствовать требова-
    ниям, предъявляемым к составлению протокола осмотра места происшествия.

    КОНТРОЛЬ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ: -
    Осуществляется путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной и
    иной корреспонденции, передаваемой по электрической и почтовой связи - возможно
    только на основании судебного решения. Проводится методом вскрытия и просмотра бан-
    деролей, посылок, изучения их содержания, а также текстов телеграмм и т.д.

    ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: - Негласный контроль разговоров, веду-
    щихся по проводным и защищенным каналам телефонной связи с фиксацией получаемой
    информации. Возможно только на основании судебного решения. Результаты оформляются
    рапортом или актом с приложением аудиозаписи.

    СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ: - Связано с получением ин-
    формации, передаваемой по незащищенным техническим каналам связи, либо содержащей-
    ся в компьютерных и иных техсистемах. Проводится гласно с зашифровкой цели или не-
    гласно. Результаты оформляются справкой, рапортом, актом, оперативными сообщениями.

    ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ: - Легендированный ввод сотрудника оперподразделения или лиц, оказы-
    вающих содействие, в криминогенную среду и объекты в целях разведывательного сбора
    информации. Объектами внедрения являются – организованные преступные группы, от-
    дельные лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, пора-
    женные преступностью и коррупцией предприятия, учреждения и организации, независимо
    от форм собственности, жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой. Субъек-
    тами оперативного внедрения могут быть: штатные негласные сотрудники оперподразделе-
    ний ОВД, принадлежность которых к указанным органам зашифрована, сотрудники опер-
    подразделений ОВД на гласной основе, сотрудники системы МВД РФ, не являющиеся со-
    трудниками милиции, лица, оказывающие содействие ОВД. Внедрение возможно только с
    согласия внедряемого лица. Руководителем ОВД утверждаются: постановление о проведе-
    нии оперативного внедрения, план внедрения, задание, легенда, иные документы. Осущест-
    вляется, как правило, по делам оперативной разработки. Внедрение к задержанным и аре-
    стованным дополнительно оформляется документом, по форме и содержанию не отличаю-
    щимся от уголовно-процессуального документа, на основании которого проводится
    задержание лица, подозреваемого в преступлении. В случае необходимости личность вне-
    дряемых полностью или частично зашифровывается. При этом, планы и рапорта на внедре-
    ние не составляются, наличие на разрабатываемых дел оперативной разработки не обяза-
    тельно. Сроки внедрения соотносятся со сроками ведения дел предварительной оператив-
    ной проверки и оперативной разработки.

    КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА: - Для обеспечения контролируемого перемещения (перевозки, пере-
    сылки) предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо
    оборот которых ограничен. Контролируемая поставка может проводиться в отношении на-
    ходящихся в свободном обороте грузов, товаров, денежных средств, ценных бумаг, которые
    являются или могут являться объектами преступных посягательств. Контролируемая по
    ставка запрещенных к обороту предметов (оружие, наркотики и т.д.) проводится на основа
    нии мотивированного постановления, утвержденного руководителем ОВД, Поставки могут
    быть внутренними и внешними, т.е. за границами РФ. Результаты оформляются рапортом
    справками, агентурными сообщениями.

    ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: - Связано с созданием негласно контролируемых условий и объектов
    для преступных посягательств. Проводится на основании постановления, утвержденного
    руководителем ОВД и по плану. В процессе проведения создаются такие условия, при со-
    прикосновении с которыми лицо, подозреваемое в совершении тяжкого или особо тяжкого
    преступления, находится перед добровольным выбором совершения тех или иных дейст-
    вий. При этом, сотрудники оперативных подразделений должны действовать либо методом
    пассивного наблюдения, либо ненавязчивого предложения. Результаты оформляются рапор-
    том, а в случае выявления преступлений – актом опер. эксперимента, который максимально
    должен соответствовать протоколу следственного эксперимента.

    Перечень видов оперативно-розыскных мероприятий и оснований для их проведения, предусмотренный Законом «Об оперативно-розыскной деятельности является исчерпывающим. Поэтому проведение иных мероприятий или по указанию руководителей в связи с целесообразностью и т.п., будет противоречить требованиям закона.
    На практике нередко сотрудники оперативных подразделений с применением технических средств, прослушивают камерные помещения и разговоры, ведущиеся в них задержанными и арестованными, иногда осуществляется запись бесед адвокатов и их подзащитных. Кроме того, что это мероприятие трудно отнести к какому-либо виду оперативно-розыскной деятельности, предусмотренному Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», каких-либо санкций для этого не запрашивается.
    Исходя из смысла Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к полномочиям прокурора следует отнести: право отменять незаконные решения, принимаемые сотрудниками милиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при наличии оснований приносить протесты на судебные решения о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий, вносить представления об устранении нарушений закона, давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения объективности и полноты оперативных проверок.
    Пока остается неурегулированным вопрос о возможности опротестовывать при наличии основании, судебные решения о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий. Тем не менее, необходимо наладить учет и поступление информации о таких санкциях.
    Следует обращать внимание на наличие оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, недопустимость их, если имеется возможность иным путем получить необходимую информацию, полномочия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета.
    Кроме того, необходимо выяснять: ведутся ли в ЛОВД предусмотренные ведомственными нормативными актами, картотеки и оперативно - розыскные и иные учеты, какие именно, их полнота и состояние на момент проверки. Проверить, по всем ли особо тяжким и тяжким нераскрытым преступлениям заведены оперативно - поисковые дела.
    Соблюден ли при этом 10 -дневный срок их заведения с момента возбуждения уголовного дела, интенсивность работы по ним, наличие в них необходимых материалов, законность и обоснованность их прекращения, соблюдение установленных сроков ведения дел и их прекращения.
    При проверке оперативных дел на скрывшихся преступников обращать внимание на активность и интенсивность розыска, проверить доказанность вины того или иного скрывшегося лица, обоснованность и своевременность объявления его в различные формы розыска.
    Кроме того, следует проверять соблюдение законности при проведении оперативно-розыскной деятельности в милиции общественной безопасности, где используются в основном только доверенные лица.
    В ходе каждой проверки следует рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий по раскрытию преступлений и выявлению причастных к ним лиц, принимая соответствующие решения.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru