Сразу оговорюсь, работодателя понять можно. Ему не хочется
связываться с человеком с сомнительной репутацией, а именно судимость, пусть и
погашенная, является для него свидетельством ненадежности этого человека. Далеко
не все, а если точнее – лишь единицы, способны разглядеть за этим несчастным
штампом хорошего специалиста, мастера своего дела. А может, просто молодого
человека, только вступающего в жизнь и нуждающегося в элементарной поддержке,
спасении от той пропасти, которая подстерегает его всюду, от всевозможных
напастей, имя которым безработица, наркотики, преступность.
Позицию военных объяснить еще легче – они исполняют предписание
упомянутого выше закона о воинской обязанности, а также Положение о воинском
учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ. В пункте 26 этого положения
дословно повторяется предписание закона относительно обязательности присутствия
в военном билете сведений о судимости и возбуждении уголовного дела. Это и
понятно, ведь Положение было утверждено правительством как раз во исполнение
требований закона.
Скажу даже больше, военных можно понять. Они действительно
должны иметь полную информацию о человеке, которого призывают, скажем, на
военные сборы или, не дай бог, в период войны. Должны знать для избежания
каких-либо последствий криминального характера. Но остальным то, включая
работодателей, это знать вовсе не обязательно. Исключение здесь может составить
разве что судимость за совершение отдельных видов преступлений, когда в
приговоре суда предусмотрен запрет на определенные виды деятельности на какой-то
срок. То есть, временное ограничение правоспособности человека.
В нашем же случае, как и в десятках тысяч подобных, речь идет о
прямых нарушениях прав человека, закрепленных в российской Конституции, а также
в Декларации прав человека ООН, подписанной, в том числе и нашей страной. А
нарушения эти содержатся не где-либо, а в вышеупомянутых нормативных актах.
Поэтому перейдем от общих рассуждений к правовой стороне
вопроса.
Многим из нас хорошо известна т. н. Форма Т-2, заполняемая на
каждого работника на предприятиях, в организациях. Одним из разделов этого
документа являются сведения о воинской обязанности человека. Откуда они берутся
работодателем? Конечно же, из военного билета. Поэтому и предъявлять его
обязательно при оформлении. А в нем, представьте, стоит отметка о возбужденном
когда-то уголовном деле и потом, допустим, прекращенном за недостаточностью улик
или еще по какой причине. Или сведения о судимости, пусть даже снятой.
Можно себе представить реакцию работодателя. Но ему то проще
всего, выпроводил потенциального работника и все тут, хозяин – барин. А что
делать человеку с этим волчьим билетом? Либо идти умирать с голоду, либо
возвращаться к старым грешкам. А, может, заняться деятельностью, во сто крат
более криминальной, чем он занимался ранее. Что из этого выбрать, зависит уже от
индивидуальных качеств человека. Проигравшим же становится не только он сам, но
и все мы – общество.
Обратимся теперь к Конституции. В статье 37 сказано: "Труд
свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию". Конституция у нас является
основным законом, имеющим высшую юридическую силу, нормативным документом
прямого действия. То есть, если перевести с юридического языка на обычный – ее
положения не нуждаются в каком-либо подтверждении. А если конституция дает право
на что-либо, то вовсе не обязательно наличие конкретного закона,
регламентирующего эту сторону жизни.
Кроме того, даже если эти законы и положения противоречат букве
и духу Конституции, как в нашем случае, приоритет все равно за последней. Я уж
не говорю о Декларации прав человека.
Поэтому вызывает удивление позиция Конституционного Суда,
Минюста, Уполномоченного по правам человека РФ и всех заинтересованных органов,
в упор не видящих несоответствия положений упомянутых актов Конституции и
основополагающим правам граждан. Вызывает удивление и позиция военных – ведь
они, казалось бы, кровно заинтересованы в изменении имиджа армии, снятии того
негатива и страха, который существует в обществе. А ведь подобное содержание
военных документов граждан лишь усугубляет все это.
Минобороны вполне мог бы выступить с инициативой изменения
порядка и формы учета прежних грешков военнообязанных, то есть прекращения
практики внесения в военные билеты сведений о судимости гражданина. А для этого
необходимо внести поправки в законодательство. Однако, что-то мы не слышали о
подобных инициативах. То, что армия должна знать и учитывать прежние судимости
военнообязанных, бесспорно. Но вопрос в том, как это делать, нужно ли трезвонить
об этом на весь мир и помещать эти сведения в военном билете? Ведь любому из нас
даже в кошмарном сне не приснится, что в паспорте может стоять подобная отметка.
Если же представить, что подобное где-то возможно, то какое отношение граждан
будет к своему государству? Нетрудно догадаться. То же и с армией.
И еще немаловажная деталь – подобная ситуация нарушает
основополагающий и закрепленный во всех международных и конституционных актах
правовой принцип – принцип равенства прав граждан. Получается, что в одном
положении оказываются военнообязанные лица, а в другом – лица, не являющиеся
таковыми.
Поясню на примере. Представим себе женщину или девушку,
оказавшуюся в той же ситуации, что и наш герой. У нее нет военного билета
(только если она не военнообязанная, а таких у нас немного), но в прошлом у нее
была судимость. А, может, ее когда-то привлекали к уголовной ответственности,
неважно, справедливо или нет. Никакой работодатель, нанимающий ее на работу, в
большинстве случаев и знать не будет об этом факте.
И таких случаев, кстати, немало. Эти женщины устраивались на
работу, продвигались и даже, порой, делали неплохую карьеру. И никто им этот
факт из их биографии в упрек не ставил. Потому, что не знал. Получается, что
мужчины и военнообязанные женщины оказываются в худших по сравнению с ними
условиях, возможностей реализовать свое конституционное право на труд у них явно
меньше.
Одним словом, малозначимые, на первый взгляд, правовые нормы
приводят к масштабному нарушению прав граждан, закрепленных в конституции и
международных актах.