В опубликованной в газете «Московский комсомолец» статье Александра
Хинштейна от 23 января 2003 года «Генералы превратили Следственный комитет МВД в
«стол заказов», правильно, на мой взгляд, указано, что в Следственном комитете
при МВД РФ «...давно не расследуют серьезных дел о коррупции или многомасштабных
аферах. Заниматься приходится ерундой уровня райотдела - мошенничеством,
вымогательством». Анализ показывает, что это не
просто субъективная эмоциональная оценка автором публикации характера
деятельности Следственного комитета, но и вполне основанная на конкретных
нормативных актах претензия к характеру принимаемых к производству этим
следственным органом уголовных дел. Дела о
вымогательстве и мошенничестве действительно подследственны районному
следственному подразделению МВД. Что касается Следственного комитета при МВД РФ,
то в соответствии с приказом Министра внутренних дел России, этот орган
действительно не вправе принимать к производству и расследовать такие дела.
Следователи органов внутренних дел, к которым
относятся и следователи Следственной части Следственного комитета при МВД РФ,
обязаны подчиняться в своей процессуальной деятельности установленным
требованиям служебной дисциплины. Являясь должностным
лицом органов внутренних дел, следователь проходит службу в органе
государственной власти (Следственном комитете при МВД РФ), объем полномочий
которого в рамках норм уголовно-процессуального законодательства, а также
штатная численность и финансирование, определяются высшим должностным лицом -
Министром внутренних дел РФ, подчиненным которого следователь является, а также
приказам которого по закону обязан подчиняться. В
соответствии со ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288),
«служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение
сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством
Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами
Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка
и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении
имеющихся у них правомочий». Согласно п.10
Положения об органах предварительного следствия в системе Министерства
внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 (в ред. Указа Президента РФ от 24.11.2000
№ 1937), «органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет,
положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской
Федерации». В пунктах №№19., 19.9.
действующего и опубликованного Приложения 1 к Приказу МВД России от 4 января
1999 г. № 1, которое называется «Положение о Следственном комитете при
Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от
10.02.2001 № 140), сказано: «В целях решения
возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие основные
функции: ...Организует производствонепосредственногорасследованиянаиболее сложных,
носящих межрегиональныйимеждународный характер
организованных преступлений». При этих
обстоятельствах, если дело о вымогательстве и мошенничестве не носит указанный
характер, оно должно расследоваться территориальным следственным подразделением
органов внутренних дел, а не СК при МВД России. Принятием следователем СК при МВД РФ указанного уголовного дела к
своему производству, таким образом, совершается как минимум, должностное
правонарушение - нарушается служебная дисциплина, выражающаяся в несоблюдении
приказа Министра внутренних дел России, которым определенпорядок
и правила при выполнении возложенных на следователей СК при МВД России
обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Другими словами, действия следователя по принятию указанного
уголовного дела к своему производству, являются
незаконными. Под незаконными
действиями должностноголица Пленум Верховного Суда
Российской Федерации в своем постановлении, например, от 10 февраля 2000 года №6
«О судебной прктике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», признает
неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или
совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в
себепризнаки преступления либо иного правонарушения.
Нарушение сотрудником органов внутренних дел, каковым и является
следователь СК при МВД РФ, требований приказа Министра внутренних дел России,
квалифицируется как правонарушение в виде дисциплинарного проступка-
нарушения служебной дисциплины, поскольку приказы издаются для того, чтобы они
исполнялись всеми подчиненными, а не игнорировались
ими. Последствием такого правонарушения может быть не
только привлечение к дисциплинарной ответственности нарушившего приказ
сотрудника органов внутренних дел, но и (что гораздо более важно) признание
полученных при таком принятии дела к производству доказательств, не имеющими
юридической силы, как полученных в результате незаконных действий следователя по
принятию дела к производству. При этом следует
учитывать, что в соответствии с упомянутым Положением начальник Следственного
комитета при МВД и не вправе поручать следователю Следственного комитета
расследование любого дела, подследственного следователям органов
внутренних дел, а только дел той категории, которые указаны Министром внутренних
дел в упомянутом Положении. Есть и еще одна, но очень
важная предпосылка появления негативных последствий в результате нарушения
упомянутого приказа Министра внутренних дел России. Заключается она в том, что при названном неправомерном принятии дела
к производству создается реальная возможность противоправного использования
Следственного комитета при МВД России, как инструмента борьбы с конкурентами с
помощью реализации так называемых «заказных» дел. Более того, при таком неправомерном принятии дела к производству
создается и реальная возможность неправомерного манипулирования Следственным
комитетом при МВД России даже лицами, не имеющими отношения к высшему
руководству этого важнейшего федерального министерства вообще, а также к
процессуальному руководству следствием в этом органе, в частности. И происходит
это, как показывает мой личный опыт общения с должностными лицами СК при МВД РФ,
потому, что такого рода нарушения приказа Министра до последнего просто не
доводятся, а все жалобы по этому вопросу разрешаются самими второстепенными
работниками Следственного комитета, чьи неправомерные действия и
обжалуются. Наконец, так работать просто нельзя и
потому, что стрелять из пушки, по воробьям, как известно, невыгодно. Тем более,
за деньги налогоплательщиков, на которые и содержится большой штат старших и
высших офицеров Следственного комитета при МВД Российской Федерации.
Извлечение из Приказа МВД России, на который
ссылался, прилагаю.
Адвокат Адвокатской палаты города
Москвы Олег Вениаминович
Назаров