Об экспертизах по уголовным
делам, проводимым в центральном аппарате
СК РФ
АдвокатО.В.Назаров
Понятно, что у следователей Следственного
комитета Российской Федерации всегда
есть трудности при расследовании
уголовных дел, но зачем их устранять,
проводя экспертизы по уголовным делам
силами сотрудников …центрального
аппарата СК РФ, от которых следователь,
назначивший экспертизу, находится в
служебной и процессуальной зависимости?
Такие «заключения эксперта», не отвечают
требованиям УПК РФ о независимости
эксперта по уголовному делу, составляются
сотрудником центрального аппарата СК
РФ, проходящего службу в отделе, начальник
которого в соответствии с приказом
Председателя СК РФ обладает в отношении
назначившего экспертизу следователя
процессуальными и служебными полномочиями.
Кроме того, подразделению, в котором
служит «эксперт», не предоставлено
право дачи «заключений эксперта», а
только соответствующего исследования,
призванного помочь следователю в
назначении соответствующей экспертизы
в соответствующем экспертном учреждении.
В
отличие от федерального закона «О
полиции», на которую законодателем
возложена обязанность
проводить
в соответствии с законодательством
Российской Федерации экспертизы по
уголовным делам и делам об административных
правонарушениях, а также исследования
по материалам оперативно-разыскной
деятельности,
в федеральном
законе «О Следственном комитете
Российской Федерации» такого положения
нет.
В этой связи эти «заключения эксперта»
являются заведомо недопустимыми
доказательствами.
Указанные выводы основаны на приказах
Председателя СК РФ, а также на требованиях
УПК РФ и Федерального закона «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации».
Согласно
преамбуле Федерального закона «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации»,
«настоящий Федеральный закон определяет
правовую основу, принципы организации
и основные направления государственной
судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации (далее - государственная
судебно-экспертная деятельность) в
гражданском, административном и уголовном
судопроизводстве».
Подразделение, в котором служат называемые
в СК РФ «экспертами» лица, не имеет
законных полномочий на проведение
экспертиз по уголовным делам, находящимся
в производстве следователей СК РФ.
В
соответствии со ст.7 упомянутого закона
«О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации»,
при производстве судебной экспертизы
эксперт независим, он не может находитьсяв какой-либо зависимости от органа
или лица, назначивших судебную экспертизу,
сторон и других лиц, заинтересованных
в исходе дела.
Согласно
ст.70 УПК РФ эксперт не может принимать
участие в производстве по уголовному
делу, если он находился или находится
в служебной или иной зависимости от
сторон или их представителей.
Такая независимость в данном случае
отсутствует по следующим основаниям.
Главное
управление криминалистики Следственного
комитета РФ в соответствии с Положением
о Главном управлении криминалистики
Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации, утвержденным
Приказом Первого заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации –
Председателя Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации
№34 от 13 июля 2010 года, (Вестник Следственного
комитета при прокуратуре РФ
№3(9)-4(10)/2010), является структурным
подразделением центрального аппарата
Следственного комитета.
При
этом следователи СК РФ с сотрудниками
указанного Главного управления находятся
в отношениях служебной и процессуальной
соподчиненности и взаимозависимости.
В
частности, согласно указанному Положению,
Главное управление в соответствии со
стоящими перед ними задачами осуществляет
функции: истребует при необходимости
из следственных органов уголовные дела
и материалы, статистические и иные
сведения; осуществляет проверки
исполнения следственными органами
нормативных правовых актов Следственного
комитета, организационно-распорядительных
документов Председателя следственного
комитета и его заместителей, участвует
в проверках организации расследования
уголовных дел.
Указанные
функции несовместимы с требованиями
ст.57 УПК РФ, согласно которой эксперт
не вправе самостоятельно собирать
материалы для экспертного исследования.
Такой же запрет содержится в ст.16
упомянутого Федерального закона «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации».
Очевидно,
что в соответствии с указанным Положением,
на сотрудника структурного подразделения
центрального управления СК РФ, в том
числе и на лицо, называемое «экспертом»,
вполне может быть возложена обязанность
по истребованию уголовного дела от того
следователя, назначившего экспертизу.
Более того, отказ следователя представить
дело в вышестоящий следственный орган,
будет являться нарушением служебной
дисциплины со всеми вытекающими
последствиями.
Таким
образом, налицо служебная зависимость
между следователем и лицом, названным
в процессуальных документах «экспертом».
Более
того, руководители Главного управления
криминалистики Следственного комитета
Российской Федерации, управлений и
отделов, входящих в его структуру,
заместители перечисленных руководителей
следственных подразделений, обладают
и другими процессуальными полномочиями
в отношении следователей СК РФ.
В
частности, согласно п.3.10. Приказа СК РФ
№5 от 15 января 2011 года «Об установлении
объема и пределов процессуальных
полномочий руководителей следственных
органов (следственных подразделений)
системы Следственного комитета Российской
Федерации», на указанных должностных
лиц возложены процессуальные полномочия
по проверке материалов уголовных дел
и материалов проверок сообщений о
преступлениях; по отмене незаконных и
необоснованных решений о приостановлении
производства по уголовному делу, о
прекращении уголовного дела или
уголовного преследования, об отказе в
возбуждении уголовного дела; по даче
письменных указаний о направлении
расследования, о производстве отдельных
следственных действий.
Получается,
сами руководим следствием, сами даем
обязательные для исполнения письменные
указания следователю, в том числе о
назначении экспертизы, да еще и сами
создаем доказательства – даем заключения
эксперта по уголовным делам…
Иначе,
как откровенными издевательством над
законом и гражданами, все это назвать
нельзя.
Поручение
проведения экспертизы сотруднику
центрального аппарата СК РФ является
незаконным и потому, что он не вправе
проводить судебную экспертизу,
определяемую, как процессуальное
действие, состоящее из проведения
исследований и дачи заключения
экспертом по вопросам, разрешение
которых требует специальных знаний в
области науки, техники, искусства или
ремесла и которые поставлены перед
экспертом судом, судьей, органом дознания,
лицом, производящим дознание, следователем,
в целях установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному
делу; заключение эксперта - письменный
документ, отражающий ход и результаты
исследований, проведенных экспертом
(ст.9 Федерального закона «О государственной
судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации» (в ред. Федеральных
законов от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 05.02.2007 №10-ФЗ,
от 24.07.2007 №214-ФЗ, от 28.06.2009 №124-ФЗ).
В
соответствии с позже закона принятым
Положением о Главном управлении
криминалистики Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации,
утвержденным Приказом Первого заместителя
Генерального прокурора Российской
Федерации – Председателя Следственного
комитета при прокуратуре Российской
Федерации №34 от 13 июля 2010 года, (Вестник
Следственного комитета при прокуратуре
РФ №3(9)-4(10)/2010), это Главное управление
в своей деятельности руководствуется
и федеральными законами.
В
этой связи в Положении и не закреплено
право его работников давать заключения
экспертов, а предусмотрено только право
на «осуществление экспертно-криминалистической
деятельности по производству экспертных
исследований, в том числе экономических
исследований».
При этом работники указанного Главного
управления вправе выступать только как
лица, помогающие следователям СК в
назначении судебных экспертиз в
экспертных учреждениях.
Об
этом прямо сказано в преамбуле указанного
Положения:
«С
учетом стоящих задач и представленных
полномочий Главное управление в своей
работе взаимодействует с другими
структурными подразделениями центрального
аппарата Следственного комитета,
следственными управлениями Следственного
комитета по субъектам Российской
Федерации, приравненными к ним
специализированными следственными
органами, иными организациями и органами,
входящими в систему Следственного
комитета, другими правоохранительными
органами и специальными службами,
научными, образовательными и экспертными
учреждениями».
Признание
за работниками этого Главного управления
права дачи заключений эксперта, являющихся
в соответствии со ст.74 УПК РФ доказательствами
по уголовному делу, несовместимо с
наличием у них указанных служебных, а
также процессуальных полномочий.
23
января 2012 года