Древо
угроз – основа для сотрудничества?
Доктор
юридических наук
Заслуженный
юрист РФ А. Погодин
Если попросить
российских политиков, а тем более военных
составить «древо угроз» для РФ на
западной границе, то, полагаю, что
подавляющее большинство по инерции
укажет в качестве главного потенциального
противника НАТО. Возможно, именно по
этой причине наблюдается столь резкая
реакция российского руководства на
попытки размещения в Восточной Европе
элементов системы ПРО, хотя, после
распада СССР обстановка кардинально
изменилась и исходить следовало бы из
новых реалий, которые предопределяют
совсем другие выводы для обеих сторон.
Один из таких
выводов заключается в том, что последние
годы подавляющая часть бюрократической
и предпринимательской элит РФ ориентируется
на европейские ценности как в прямом,
так и переносном смыслах, имея банковские
счета и объекты недвижимости в западных
странах и направляя своих отпрысков
сначала на учебу, а затем и на постоянное
место жительства в эти государства.
Неужели в данной ситуации представители
российского истеблишмента захотят
рубить сук под собой и всерьез
рассматривать Европу даже в качестве
потенциального театра военных действий?
Другой вывод,
как бы парадоксально это не звучало для
большинства россиян и украинцев,
основывается на том, что с начала 90х
годов Украина является основным
экономическим и политическим конкурентом
России на западном направлении. Прежнее
российское руководство не хотело, да и
не могло, в силу менталитета, признать
этот достаточно очевидный факт и именно
по данной причине в ущерб отечественным
производителям не принимало своевременных
решений об установлении НДС на
металлопродукцию и другие товары,
импортируемые из Украины, а также о
начале строительства газопроводов в
обход украинской территории.
Сегодня,
после известной «газовой войны» лица
принимающие решения, возможно, найдут
в себе силы абстрагироваться от чувства
«славянского братства», общих
гастрономических пристрастий к пампушкам,
борщу, салу, горилке, котлетам по-киевски
и трезво взглянуть на результаты анализа
отношений между РФ и Украиной, которые,
если исходить из традиционных критериев
оценки, убедительно показывают, что
последняя выступает в качестве главного
потенциального противника России на
европейском континенте в силу совокупности
объективных и субъективных факторов.
К их числу,
в первую очередь, следует отнести
протяженную российско-украинскую
границу, многочисленные украинскую и
русскую, вернее, русскоязычную диаспоры,
соответственно, в России и на Украине,
территориальные претензии если не на
официальном, то на бытовом уровне в
отношении Крыма и Севастополя, жесткую
конкуренцию между российскими и
украинскими производителями цветных
и черных металлов, труб, зерна и других
товаров.
На этом фоне
очевидное злоупотребление украинской
стороной антироссийскими заявлениями
и действиями, естественно, вызывает в
Москве обостренную ответную реакцию.
Достаточно вспомнить перманентные
проблемы, сопутствующие поставкам и
транзиту газа, роль правящих кругов
Украины в процессе подготовки, реализации
и последующем освещении на официальном
уровне и в СМИ событий в Южной Осетии,
практический запрет радио-, телевещания
на русском языке и другие действия,
дискриминирующие русскоязычное
население, передергивание фактов,
связанных с причинами и следствиями
голода в ряде губерний России и Украины
в 30е годы 20 века.
В связи с
этим попытки руководства ряда западных
стран и Украины включить последнюю в
состав НАТО могут привести к изменению
реальной позиции России в отношении
этого блока, поскольку в силу союзнических
обязательств он будет занимать еще
более ярко выраженную проукраинскую
позицию. Таким образом, подобное
концептуальное решение во многом
означало бы возврат к ситуации,
существовавшей во времена «холодной
войны».
Отрадно, что
в ряде западноевропейских стран и США
к власти пришли новые поколения политиков,
которые более рационально и взвешенно
оценивают перспективы экономического
сотрудничества с Россией, а не эмоциональные
заявления лидеров Украины, Грузии и
ряда других государств, входивших ранее
в состав СССР или так называемого
социалистического лагеря.
По мнению
автора, если и следует говорить о
дальнейшем расширении НАТО на восток,
то необходимо серьезно задуматься о
возможном единовременном членстве
России и Украины в этом блоке, а, возможно,
России в первую очередь, поскольку в
силу ряда объективных и субъективных
факторов именно она может сыграть
ключевую роль в дальнейшем развитии
европейской цивилизации.
В этих условиях
Западу, по крайней мере, недальновидно
подталкивать российское руководство
к «азиатской ориентации» и в очередной
раз перегибать палку, игнорируя интересы
Российской Федерации и исторические
корни тех или иных событий в Восточной
Европе и на Кавказе. Представляется,
что при принятии решений, затрагивающих
интересы России, иностранным лидерам
достаточно попытаться поставить себя
на место руководителей нашего государства
и задаться простым вопросом: а как бы я
поступил на их месте при наступлении
таких-то событий? Разумеется, такое же
пожелание другая сторона может адресовать
и представителям российского истеблишмента.
Однако,
несмотря на кажущуюся убедительность
и логичность вышеприведенных рассуждений,
вывод о том, что Украина в нынешнем
статусе или в составе НАТО является
главным противником Российской Федерации,
представляется противоестественным.
Полагаю, что в последние десятилетия,
и особенно в период глобального
экономического кризиса, на авансцену
выходят совершенно другие риски и
связанные с ними угрозы, в первую очередь
со стороны международных экстремистских
организаций.
Разумеется,
эта угроза существовала и ранее, но не
рассматривалась, возможно, кроме США,
в качестве наиболее приоритетной. В
связи с этим хотелось бы, с одной стороны,
воздать должное администрации Президента
Буша, сумевшей не только ее сформулировать,
но и, несмотря на непонимание в отдельных
случаях со стороны других, в том числе
союзнических государств, предпринять
конкретные шаги по противодействию
экстремистским организациям, а с другой
– упрекнуть за непоследовательность,
которая, в частности, проявилась в
двойных стандартах по отношению к
событиям на Кавказе. Хотелось бы
надеяться, что новая американская
администрация не будет так безапелляционно
вмешиваться во внутренние дела РФ и
должным образом воспримет очевидное
стремление российского руководства к
сотрудничеству в сфере противодействия
международным экстремистским организациям.
Необходимость
подобного сотрудничества в очередной
раз была подтверждена кровавыми событиями
в индийском городе Мумбаи, а затем в
Пакистане, которые не только привели к
многочисленным жертвам среди мирного
населения, но и резко обострили
межгосударственные отношения этих
ядерных держав.
Автор
сознательно не использует, в том числе
применительно к вышеуказанным событиям,
термин «террористическая деятельность»,
которым обычно оперируют СМИ, так как
полагает, что это понятие не совсем
точно и несколько односторонне отражает
цели и содержание подрывной деятельности
экстремистских организаций. Очевидно,
что террористические акты являются
только одной из форм этой деятельности
наряду с диверсиями, захватом заложников,
мятежом и другими.
Следует
обратить внимание, что в УК РФ и других
нормативных актах отсутствует четкая
градация между террористической и
диверсионной деятельностью. Это
обстоятельство может отрицательно
сказаться на построении, соответственно,
антитеррористической и противодиверсионной
систем мер, поскольку данные преступления
направлены на различные объекты, защита
которых должна осуществляться с учетом
их характерных особенностей. По мнению
автора, объекты диверсий являются более
уязвимыми и доступными для противника,
что обусловливает необходимость усиления
их оперативного обеспечения и внесения
соответствующих корректив в организацию
противодиверсионной защиты.
Представляется,
что с целью дальнейшего повышения
эффективности борьбы с международными
экстремистскими организациями следовало
бы в рамках коалиции заинтересованных
стран разработать единый понятийный
аппарат, в котором, в частности, под
террористическим
актом
понимать причинение существенного
вреда здоровью или убийство тем или
иным способом общественного или
государственного деятеля, в том числе
иностранного, с целью нанесения ущерба
интересам соответствующего государства
или группы стран, а
диверсией
– причинение существенного вреда
здоровью и/или убийство неопределенного
круга лиц, а также повреждение и/или
уничтожение имущества, совершенное
путем взрыва, поджога, распространения
эпидемий, эпизоотий, эпифитотий или
другими способами с указанной целью.
Если исходить
из приведенных дефиниций, к террористическим
актам, получившим наиболее широкий
общественный резонанс, следует
отнести убийство братьев Кеннеди и М.
Л. Кинга в США, И.Ганди в Индии, Б.Бхутто
в Пакистане, А.Политковской в России и
еще целый ряд подобных акций.
В то же время
печальные события 11 сентября в США,
взрывы жилых домов в Москве и ряде других
городов России, дискотеки на Бали, в
общественных местах в Иране, Афганистане,
Израиле и ряде других стран являются
диверсиями, поскольку направлены против
неопределенного круга лиц и преследуют
цель по дестабилизации политической
обстановки в указанных странах. Такую
же цель ставили перед собой организаторы
захвата заложников в больнице в
Буденновске, детей в школе в Беслане и
зрителей в культурном центре на Дубровке
в Москве.
Перечисленные
факты диверсий, захвата заложников и
террористических актов на территории
РФ, США, Индии, Пакистана и других
государств свидетельствуют о недостаточной
эффективности системы мер по противодействию
экстремистским организациям, что,
впрочем, и неудивительно при наличии
объективных и субъективных противоречий
между Севером и Югом, скрытых, тлеющих
или очевидных межнациональных,
межконфессиональных и других конфликтов,
а также современном уровне международных
связей.
Но если
спецслужбы разных государств, в том
числе высокоразвитых, допустили
совершение перечисленных преступлений,
выявление которых основано на фиксировании
хорошо известных прямых и косвенных
признаков их подготовки и проведения,
то существует ли гарантия, что они смогут
своевременно предупредить и пресечь
диверсионные операции со стороны
экстремистских организаций с использованием
или угрозой применения портативных
ядерных устройств, биологических
возбудителей болезней, вызывающих
эпидемии, эпизоотии или эпифитотии,
либо других видов оружия массового
поражения?
О том, что
руководители различных государств, в
том числе Российской Федерации осознают
реальность такой угрозы, в частности
свидетельствует п.3. ст. 205 УК РФ, в котором
предусматривается повышенная
ответственность за совершение взрыва,
поджога или иных действий, если они
сопряжены с посягательством на объекты
использования атомной энергии, либо с
использованием ядерных материалов,
радиоактивных веществ или источников
радиоактивного излучения либо ядовитых,
отравляющих, токсичных, опасных химических
или биологических веществ. Еще более
детально данная проблема освещается в
ФЗ «О противодействии терроризму» от
06.03.2006 №35-ФЗ и в Указе Президента РФ от
13.09.2004 №1167 «О неотложных мерах по
повышению эффективности борьбы с
терроризмом», в котором Правительству
Российской Федерации поручается
совместно с МВД, МО, МЧС и ФСБ представить
предложения по созданию эффективной
системы государственного управления
в кризисных ситуациях, предусмотрев
выработку адекватных мер по предупреждению
и предотвращению терроризма в любой
форме (применение или угроза применения
взрывных устройств, включая ядерные,
радиоактивных, химических, биологических,
токсических, отравляющих, сильнодействующих,
ядовитых веществ, захват заложников и
другие формы).
Разумеется,
хорошо, что законодатель, в том числе в
лице высшего должностного лица государства
уделяет внимание данной проблеме, но,
как профессионалу, мне сложно представить
систему мер, которая позволила бы
гарантированно оградить те или иные
государства от рисков подготовки и
совершения в отношении них диверсий с
использованием средств массового
поражения. Представляется, что подготовка
таких операций может осуществляться
на территории третьих стран, где у
государства – объекта диверсии
отсутствуют надлежащие разведывательные
позиции, и, таким образом, компетентные
органы не смогут получить своевременной,
достоверной и полной информации. При
этом подобные операции могут иметь
несоизмеримо более тяжелые последствия
и скрытный характер, чем рассмотренные
выше примеры диверсий. Так, еще в 70-е
годы специалисты определили, что в
случае распространения биологических
возбудителей болезней с помощью попутного
ветра с морской акватории, например, на
такой город как Лос-Анжелес, этими
возбудителями будут заражены десятки,
а, возможно, и сотни тысяч людей.
Следует
отдавать себе отчет, что достаточно
одной эффективной диверсионной операции
с использованием средств массового
поражения на территории любой юрисдикции
и последующие угрозы проведения подобных
акций могут поставить в тупик руководителей
мегаполисов и государств, в отношении
которых высказаны подобные намерения.
К сожалению, реальной выглядит ситуация,
при которой будет необходимо решать:
либо принимать условия экстремистов,
либо сознательно идти на риск в отношении
судьбы неопределенного круга лиц.
Давайте вспомним, в каком сложном
положении оказался премьер-министр РФ
Черномырдин В.С., когда взял на
себя ответственность и, по мнению автора,
проявил мужество, пойдя ради спасения
жизни заложников на прямые переговоры
с лидерами экстремистов, захватившими
больницу в Буденновске. При этом было
достоверно известно, что боевики
располагают только обычным вооружением.
А если бы в их арсенале были средства
массового поражения?
В этом случае
экстремисты, по существу, могут выдвигать
любые условия, поскольку у руководителей
соответствующих государств просто не
будет выбора, а исполнителям диверсионной
операции нет большой разницы взорвать
на себе пояс шахида с пластиковой
взрывчаткой либо с ядерными, химическими
или биологическими средствами поражения,
тем более что они об этом могут и не
догадываться.
Разумеется,
рассмотренные угрозы, к счастью, пока
носят гипотетический характер, но уже
сама возможность их реализации
обусловливает необходимость
межгосударственного сотрудничества
по своевременному выявлению, предупреждению
и пресечению подрывной деятельности
экстремистских организаций различного
толка, в первую очередь, способных на
подготовку и совершение операций с
использованием средств массового
уничтожения.
В этих целях,
в частности, необходимо выделить перечень
юрисдикций, в которых наиболее вероятно
создание и функционирование подобных
организаций; определить причины и
условия, способствующие их формированию,
а также возможные каналы финансирования
и снабжения оружием, в том числе массового
поражения; разработать комплекс
мероприятий по локализации указанных
выше причин и условий, в том числе путем
постоянного агентурно-технического
контроля за деятельностью таких
группировок, их разложения и ликвидации,
что будет способствовать своевременному
выявлению, предупреждению и пресечению
подготовки и проведения диверсионных
и других тайных операций.
Разумеется,
это только штрихи к возможному плану
противодействия экстремистским
организациям, но даже они позволяют
сделать вывод, что разработка и реализация
перечисленных и других мер не под силу
одному государству и требуют концентрации
усилий всех заинтересованных, чувствующих
ответственность за судьбу своих граждан
правительств различных стран.
Представляется,
что такое объединение усилий потребует
отказа от стереотипов восприятия угроз
национальной безопасности. В частности,
в Вашингтоне и Москве должны понять,
что несколько примитивных ядерных
взрывных устройств в руках экстремистов
представляют для США и России большую
опасность, чем вооруженные силы, в том
числе ядерные, этих стран по отношению
друг к другу и третьим странам. Пора
осознать, что государства, большинство
граждан которых проповедуют одни и те
же или близкие духовные и материальные
ценности, обречены на сотрудничество,
а не на конфронтацию. В том числе и в
силу того, что они вынуждены «дружить»
против экстремистских организаций,
созданных на основе политической,
идеологической, расовой, национальной
или религиозной ненависти.