Контрабанда
образцов дикой природы: квалифицирующие
признаки
Прохоров
В.Г., аспирант (Современная Гуманитарная
Академия)
Майорова Е.И., проф., док.
юр. наук (Московский Государственный
Университет Леса)
(ОпубликованоПрохоров В.Г., Майорова
Е.И. Ж.
Право и политика. – Изд-во
ООО «НБ-Медиа». NOTA
BENE. – 2010, №11(131), с. 1960-1967.).
Аннотация.
В рамках криминологического исследования
такого нового для России вида преступлений
как контрабанда образцов дикой природы
изучены дополнительные квалифицирующие
признаки. При наличии специфики данного
вида составов контрабанды особое
внимание уделено содержанию различных
квалифицирующих признаков в
действиях участников организованной
группы. С
целью повышения эффективности
уголовно-правовой нормы и с учетом
социологической характеристики
контрабанды
образцов дикой природы
предлагается увеличить число ее
квалифицированных видов.
В
качестве квалифицирующих
признаковконтрабанды
образцов дикой природы
ч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ признаются: деяния,
предусмотренные ч. 1, 2 и З этой статьи,
совершенные должностным лицом с
использованием своего служебного
положения; с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль;
совершенные организованной группой.
В ч. 3 ст.
188 УК РФ
в качестве специального субъекта названо
должностное лицо, использовавшее при
перемещении через таможенную границу
предметов, указанных в ч. 1 или
2 данной
статьи, свое служебное положение. Причем
Уголовный кодекс рассматривает в п.
«б» ч. 3 ст. 188
УК такие действия как особо квалифицирующий
состав контрабанды признак.
-
Исходя из целесообразности целостного
восприятия данного материала, вопрос
о специальном субъекте контрабанды
образцов дикой природы представляется
необходимым изложить в нижеследующем
материале, хотя он относится к юридическому
анализу особо квалифицированного
состава данного преступления.
Должностными
лицами, использующими
свое служебное положение для совершения
контрабанды
образцов дикой природы,
в соответствии с п. 1 примечания к ст.
285 УК РФ, признаются такие лица, которые
осуществляют функции представителя
государственной власти либо занимают
государственные должности Российской
Федерации либо субъектов Российской
Федерации для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов. Однако к таким должностным
лицам относятся лишь те государственные
служащие, в обязанность которых входит
постоянное или временное осуществление
таможенного или пограничного контроля
на таможенной или государственной
границе РФ (должностные лица таможенных
органов РФ и специалисты по таможенному
оформлению ФТС РФ, должностные лица
пограничных войск РФ, осуществляющие
контроль и пропуск граждан через
государственную границу и их вышестоящие
начальники).
- Контрабанда, совершенная должностным
лицом с использованием своего служебного
положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ)
представляет повышенную общественную
опасность.
-
В практике может возникнуть вопрос,
в какой мере сотрудник таможни подлежит
ответственности, действуя по указанию
своего непосредственного начальника,
не распространяется ли на него положение
ст. 42 УК РФ, исключающей преступность
деяния в случае причинения вреда
охраняемым уголовным законом интересам
лицом, действующим во исполнение
обязательных для него приказа или
распоряжения.
При
получении приказа или указания, явно
противоречащих законодательству
Российской Федерации, должностное лицо
таможенного органа обязано руководствоваться
положениями закона. Оценка законности
приказа о пропуске товаров через границу
в нарушение установленного законом
порядка ложится на исполнителя.
Перемещение или содействие в перемещении
товаров через таможенную границу, если
сотрудник таможни осознает, что при его
участии совершаются незаконные действия,
хотя и во исполнение приказа начальника,
не освобождает его от уголовной
ответственности.
В
соответствии с прямым предписанием
уголовного закона контрабанда, совершенная
должностным лицом с использованием
служебного положения, предполагает
в качестве исполнителя только указанного
специального субъекта. Кроме этого в
соответствии со ст. 413 ТК РФ (п. 1) «За
неправомерные решения, действия
(бездействие) должностные лица таможенных
органов несут дисциплинарную,
административную, уголовную и иную
ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации».
В связи с
этим возникает вопрос об истолковании
самого понятия «должностное лицо».
Для
привлечения к ответственности по п. «б»
ч. 3 ст. 188 УК РФ необходимо, чтобы
контрабанда
образцов
дикой природы была совершена лицом с
использованием только служебного
положения. Незаконное перемещение
должностным лицом через таможенную
границу образцов дикой природы без
использования своего служебного
положения не может рассматриваться как
квалифицирующий контрабанду признак.
В данном случае понятия «должностное
лицо» и «служебные полномочия» должны
находиться в прямой зависимости друг
от друга.
В
соответствии с указаниями Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008г.
№ 6 «О судебной практике по делам о
контрабанде» под должностным лицом в
п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ следует понимать
должностных лиц таможенных органов
Российской Федерации, а также других
должностных лиц, постоянно, временно
или по специальному полномочию
осуществляющих функции представителя
власти либо выполняющих
организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждениях, государственных
корпорациях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках
и воинских формированиях Российской
Федерации.
Под
лицами, занимающими государственные
должности РФ, понимаются лица, занимающие
должности, устанавливаемые Конституцией
России, федеральными конституционными
законами и федеральными законами для
непосредственно исполнения полномочий
государственных органов. Лица, занимающие
государственные должности субъектов
Российской Федерации,
- это
лица, должности которых установлены
конституциями или уставами субъектов
РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов.
Содержание организационно-распорядительных,
административно-хозяйственных функций,
а так же определение признаков
представителя власти и должностного
лица раскрывается в Постановлении
Пленума Верховного Суда СССР
№ 4 от
30 марта
1990г. «О
судебной практике по делам о злоупотреблении
властью или служебным положением,
превышении власти или служебных
полномочий, халатности и должностном
подлоге».
Ошибочно
полагать, что все указанные в Постановлении
лица могут нести ответственность по ч.
3 ст.
188 УК РФ.
Абсолютное большинство из них никак не
связаны с таможенным делом, а стало
быть, они не могут злоупотреблять своим
должностным положением при перемещении
товаров через таможенную границу России.
А согласно закону, необходимо установить,
что должностным лицом были совершены
такие действия, которые вытекали из
служебных полномочий и были связаны с
осуществлением прав и обязанностей,
которыми оно наделено в силу занимаемой
должности. Поэтому субъектом
рассматриваемого преступления могут
быть несколько категорий лиц. В первую
очередь ответственными за контрабанду,
совершаемую должностным лицом с
использованием служебного положения,
признаются сотрудники (должностные
лица) федеральной государственной
таможенной службы, осуществляющие
таможенный контроль, таможенное
оформление и производящие таможенную
идентификацию товаров или транспортных
средств.
Также
на основании Федерального закона от 21
июля 1997 года «О службе в таможенных
органах Российской Федерации» под
должностными лицами в таможенных органах
понимаются граждане, занимающие должности
в таможенных органах, которым в порядке,
установленном законом, присвоены
специальные звания, и занимающие
должности в организациях и предприятиях,
подведомственных ФТС РФ. Их служебная
деятельность тоже признается
государственной службой в таможенной
сфере. Эти лица являются сотрудниками
таможенных органов и считаются
государственными служащими. Однако из
этого автоматически не вытекает, что
они могут нести ответственность по ч.
3 ст.
188 УК РФ.
Решение этого вопроса зависит от круга
полномочий лица, занимающего должность
в таких организациях и предприятиях,
его отношения к реализации законодательства
о порядке и условиях перемещения товаров
через таможенную границу России.
Не
является службой работа в таможенных
органах и таможенных организациях по
трудовым и гражданско-правовым договорам
(контрактам). Граждане, занимающие
должности, предусмотренные в штатных
расписаниях, в целях технического
обеспечения деятельности таможенных
органов и таможенных организаций, не
считаются государственными служащими.
Перечень таких должностей определяется
руководителем ФТС России. Трудовые
отношения указанных работников
регулируются не Федеральным законом
от
31 июля
1995 г. «Об
основах государственной службы Российской
Федерации»и Федеральным
законом от
21 июля
1997 г. «О
службе в таможенных органах РФ», а
законодательством РФ о труде. Следовательно,
указанные лица не могут признаваться
субъектами преступления, предусмотренного
п. «б» ч. 3 ст.
188 УК РФ.
Закон
от 1
апреля
1993 г. «О
государственной границе Российской
Федерации» возложил на федеральную
пограничную службу обязанность
задерживать в отсутствие таможенных
органов обнаруженные ими при пограничном
контроле незаконно перемещаемые через
таможенную границу оружие, боеприпасы,
наркотические средства, валюту, валютные
ценности и другие товары (п. 9 ст. 30). Таким
образом, они вовлечены в сферу таможенного
дела, хотя и в ограниченных рамках. В
связи с этим должностные лица федеральной
пограничной службы, при наличии указанных
в законе обстоятельств, при использовании
ими служебных полномочий для совершения
контрабанды образцов дикой природы
могут привлекаться к ответственности
по ч. 3 ст.
188 УК РФ.
Как
указано в Постановлении Пленума
Верховного СудаРФ от
27.05.2008 № 6 «О
судебной практике по делам о контрабанде»
руководители коммерческих или иных
организаций независимо от формы
собственности и иные лица, выполняющие
управленческие функции в таких
организациях (например, в организации,
являющейся таможенным перевозчиком
или таможенным брокером), виновные в
совершении контрабанды, при отсутствии
квалифицирующих признаков подлежат
ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 188 УК
РФ.
В качестве
субъектов контрабанды, совершенной с
использованием служебного положения,
могут выступать должностные лица,
осуществляющие контрольные функции на
государственной границе РФ.
Должностным лицом,
совершающим контрабанду с использованием
своего служебного положения, следует
считать такое лицо, служебное
положение которого обязывает
осуществлять соответствующие действия
по контролю перемещаемых через таможенную
границу товаров и давать на это разрешение.
Таковыми могут признаваться лица,
осуществляющие оперативно-распорядительные
или властные полномочия. В соответствии
с Таможенным кодексом РФ к таким лицам
относятся: начальник таможенного органа
и его заместители; инспектора; другие
должностные лица, осуществляющие
таможенное оформление и проводящие
таможенный контроль, проводящие
таможенную идентификацию товаров или
транспортных средств. Контрабанда,
совершенная должностным лицом с
использованием своего служебного
положения, может быть совершена также
и другими должностными лицами, не
связанными непосредственно с выполнением
указанных выше функций, но использующими
свое служебное положение для незаконного
перемещения товаров через таможенную
границу.
Ими могут быть должностные
лица, которые по долгу службы имеют
возможность пересекать таможенную
границу или осуществлять контроль,
надзор за перемещением грузов, а также
должностные лица, освобожденные в силу
ст. 386 ТК РФ от определенных форм
таможенного контроля и пользующиеся
этим для контрабандного перемещения
товаров через таможенную границу.
В
соответствии с указанной статьей
Руководитель
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
таможенного дела, или лицо, его замещающее,
вправе освобождать отдельных лиц,
отдельные товары и транспортные средства
от определенных форм таможенного
контроля в случаях, когда это связано
с обеспечением безопасности Российской
Федерации.
Кроме того, в соответствии с названной
статьей освобождение от определенных
форм таможенного контроля может быть
осуществлено на основании международных
договоров Российской Федерации после
ратификации этих договоров.
Следует
учесть и такой аспект, на который
указывает Ю.И.Сучков. По его мнению
необязательно, чтобы должностное лицо,
использующее служебное положение для
контрабандного провоза товаров или
иных предметов, само пересекало таможенную
границу. Достаточно того, что оно по
предварительной договоренности с
соучастниками выполняло по службе
действия, способствующие перемещению
товаров через границу, либо умышленно
не приняло мер к предотвращению
незаконного ввоза или вывоза товаров.
При этом не требуется, чтобы в числе
предметов, незаконно перемещаемых через
таможенную границу, находились вещи,
лично принадлежащие должностному лицу.
Действия последнего квалифицируются
по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ, независимо от
того, кто является собственником
контрабандных товаров или иных предметов.
Исходя из вышеизложенного, следует
считать, что действия должностных лиц
центральных и региональных органов
власти и управления России, умышленно
направленные на перемещение предметов,
указанных в ст. 188 УК РФ, через таможенную
границу Российской Федерации вопреки
действующему уголовному законодательству
РФ, не подпадают под квалифицирующий
признак контрабанды «использование
должностным лицом своего служебного
положения» и в установленных законом
случаях должны квалифицироваться по
совокупности как злоупотребление
должностными полномочиями или превышение
должностных полномочий и соучастие в
контрабанде.
Под
применением насилия к лицу, осуществляющему
таможенный контроль, следует понимать
любое психическое или физическое
воздействие на лицо, осуществляющее
таможенный контроль, которое лишает
последнего возможности воспрепятствовать
незаконному перемещению товаров и
предметов через таможенную границу,
независимо от того, повлекло оно
причинение вреда здоровью потерпевшего
или нет.
Одна
лишь угроза насилием, не реализовавшаяся
в его фактическом применении, не дает
основания для квалификации контрабанды
по п. «в» ч. 3 ст.
188 УК РФ.
Насилие
к лицу, осуществляющему таможенный
контроль, может выражаться в умышленном
причинении легкого вреда здоровью,
вреда средней тяжести, простого и
квалифицированного тяжкого вреда
здоровью (ч. 1 ст. 115, ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 1 и 2
ст. 112 УК РФ). Однако убийство и причинение
тяжкого вреда здоровью при отягчающих
обстоятельствах составом данного
преступления не охватываются и образуют
совокупность преступлений, поэтому
требуют дополнительной квалификации,
предусмотренной соответственно п. «а»
ч. 2 ст. 111,
п. «б» ч.
2 ст. 112
УК РФ или п. «б» ч. 2 ст.
105 УК РФ.
Насилие при
контрабанде применяется к лицу,
осуществляющему таможенный контроль,
в целях незаконного перемещения товаров
через таможенную границу России вопреки
прямому запрету указанного лица (так
называемый прорыв таможенной границы)
или чтобы переместить контрабандный
груз, минуя таможенный контроль. В
случае, если должностное лицо совершит
указанное преступление при условии
применения к нему насилия, его уголовная
ответственность исключается.
Уголовный
кодекс не конкретизирует характеристику
потерпевшего, а указывает лишь на
выполнение служебных обязанностей по
осуществлению таможенного контроля за
перемещением товаров через таможенную
границу России. Сторонники так называемого
узкого определения понятия «лицо,
осуществляющее таможенный контроль»,
исходят из положений ст.
180 ТК РФ,
где говорится, что таможенный контроль
проводится должностными лицами таможенных
органов Российской Федерации. Однако
в ст.
188 УК РФ
на это нет никакого указания, в ней
ничего не говорится о том, что «лицо,
осуществляющее таможенный контроль»
имеет принадлежность к таможенным
органам России. При этом нет никаких
оснований для ограничения круга
потерпевших только сотрудниками
таможенных органов, т.к. таможенный
контроль в предусмотренных законодательством
случаях может осуществляться сотрудниками
пограничной службы, а в случаях контрабанды
образцов дикой природы иногда могут
привлекаться сотрудники природоохранных
структур.
Дело
в том, что в некоторых ситуациях, особо
предусмотренных законом, таможенный
контроль проводят лица, не являющиеся
сотрудниками таможни, в частности, ими
выступают военнослужащие Федеральной
пограничной службы России. Следовательно,
насилие, примененное к ним в связи с
осуществлением таможенного контроля,
будет охватываться п. «в» ч. 3 ст.
188 УК РФ.
Насилие,
совершенное при незаконном ввозе или
вывозе из России контрабандных
образцов дикой природы,
в отношении лиц, не связанных с проведением
таможенного контроля, не образует
рассматриваемый квалифицирующий признак
(например, в отношении представителей
власти, сотрудников правоохранительных
органов и т.д.).
Следовательно,
представляется целесообразным принять
ранее предложенное изменение в содержание
п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ: «...с применением
насилия или угрозой применения насилия
к лицу, осуществляющему таможенный
контроль»,включив
данное отягчающее обстоятельство в
норму об уголовной ответственности за
контрабанду образцов дикой природы.
Самостоятельным
квалифицирующим признаком контрабанды
является прорыв таможенной границы,
под которым следует понимать открытое
перемещение через таможенную границу
РФ образцов дикой природы вопреки
прямому запрету должностного лица,
осуществляющего таможенный контроль.
Этот способ предполагает как насильственное,
так и не связанное с применением
психического или физического насилия,
но открыто игнорирующее законное
распоряжение должностного лица таможенных
органов перемещение (ввоз или вывоз)
тех или иных предметов контрабанды.
Таким
образом, учитывая международно-правовой
опыт борьбы с контрабандой диких животных
и растений, а также их частей и дериватов,
предлагается в числе отягчающих
обстоятельств при совершении контрабанды
образцов дикой природы предусмотреть
такой способ перемещения, как «путем
прорыва, выразившегося в открытом
перемещении через таможенную границу
Российской Федерации вопреки прямому
запрету присутствовавшего при этом
должностного лица, осуществляющего
таможенный контроль».
Общепризнанно,
что совместное совершение любого
умышленного преступления в соучастии
группой лиц представляет повышенную
общественную опасность.
В
действующем УК РФ понятие «организованная
группа» как особая форма соучастия
представлена в ч. 3 ст. 35,
которая устанавливает: «Преступление
признается совершенным организованной
группой, если оно совершено устойчивой
группой лиц, заранее объединившихся
для совершения одного или нескольких
преступлений».
Таким
образом, организованная группа лиц,
указанная в ч.
4 ст.
188 УК,
- это
устойчивая группа лиц, заранее
объединившихся для совершения либо
разового перемещения образцов
дикой природы
через таможенную границу России, либо
для занятия контрабандной деятельностью,
т.е. совершения ряда указанных преступлений.
Рынок,
связанный с добычей и торговлей объектами
животного и растительного мира в
настоящее время крайне криминализирован
и находится под влиянием организованных
преступных групп.
Согласно
заключению экспертов Дальневосточной
оперативной таможни к 2000 году закончилось
сращивание местных криминальных сил с
криминалитетом в Азиатско-Тихоокеанском
регионе (АТР), что привело к резкому
увеличению потоков контрабанды редких
животных и растений с российского
Дальнего Востока.
В
качестве примера показательны участившиеся
случаи незаконного сбора, а впоследствии
контрабандного вывоза дальневосточных
насекомых (чешуекрылых и жесткокрылых),
занесенных в Красную книгу РФ. Ежегодно
на территории Якутии, Приморья и
Хабаровского края осуществляют незаконный
сбор насекомых от 3 до 6 экспедиций. Среди
них жители Москвы, Санкт-Петербурга,
Новосибирска, Саратова; граждане
Чехословакии, Польши, Венгрии, Украины,
Германии, США, Японии. Собранные ими
насекомые в дальнейшем вывозятся в
Москву или Санкт-Петербург, а затем
контрабандно вывозятся в страны Восточной
и Западной Европы, в США или Японию.
Активную деятельность в этом направлении
проявляют москвичи. По информации,
полученной от местных энтомологов,
ежегодно на территории Приморья сбор
насекомых осуществляют не менее пяти
групп из Москвы. В состав группы обычно
входит 4-5 человек. Из них 2-3 сборщика, 1
повар, 1 охранник. Сбор насекомых
осуществляют в июле-августе. В конце
сезона все группы съезжаются обычно в
одно место – село Комиссаровка, где
подводятся итоги сезона. Это позволяет
сделать вывод о наличии единого
руководящего и координационного центра.
Примерная
схема деятельности транснациональных
преступных группировок специализирующихся
на контрабанде образцов
дикой природы
выглядит следующим образом. Организатором
и заказчиком в регионе, как правило,
являются граждане КНР, Республики Корея,
либо других стран. Заказчик периодически
ввозит на территорию России крупную
партию валюты (порядка 50.000$) для закупки
товара. С заказчиком непосредственно
контактирует посредник - гражданин РФ.
Посредник выезжает к местам браконьерской
заготовки, либо местам скупки браконьерски
заготовленного товара. У посредника
могут быть помощники. В отдельных случаях
для проверки качества товара, с посредником
может выезжать представитель заказчика
- гражданин Китая, Республики Корея,
другой страны. Заготовленный (скупленный)
товар нелегально транспортируется
железнодорожным, воздушным, автомобильным
транспортом к местам складирования и
погрузки в транспортные средства фирм
перевозчиков. При транспортировке к
месту складирования груз, как правило,
сопровождается сотрудником
правоохранительного органа. Погрузка
товара производится в транспортные
средства со специально изготовленными
тайниками. Тайники на грузовых автомобилях
заранее изготавливаются в Китае. Перед
отправкой груза российская сторона
решает вопросы обеспечения сохранности
груза и беспрепятственного перемещения
через таможенную границу (при перемещении
помимо мест таможенного контроля
решается вопрос перемещения через
государственную границу). Китайская
(или корейская, или иная) сторона решает
вопрос перемещения через таможенные
посты своего государства, либо организует
перемещение товара помимо мест таможенного
контроля.
Во
всех попытках контрабандного перемещения
дериватов в крупных объемах задействованы
представители транснациональных,
организованных, четко структурированных,
хорошо технически оснащенных, нередко
знакомых с методами оперативно-розыскной
деятельности групп.
Лица,
входящие в организованную группу по
контрабанде образцов дикой природы,
могут выполнять различные функции
(сопровождать товар по «цепочке»:
приобретать и перемещать его через
таможенную границу, получать на таможне,
изменять вид таможенного режима;
подделывать документы или изменять
средства таможенной идентификации,
обеспечивать прорыв таможенной границы
и т.д.), но независимо от этого они должны
нести ответственность как соисполнители
преступления. При этом их действия
квалифицируются без ссылки на ст. 33 УК
РФ (см. ч. 2 ст. 33 УК РФ).
Если
в указанную группу входит должностное
лицо таможенного органа, то юридическая
оценка его действий зависит от двух
обстоятельств: а) в случае получения им
за содействие контрабанде незаконного
вознаграждения имущественного характера,
ответственность наступает по совокупности
за взятку и за совершение контрабанды;
б) в случае совершении действий, явно
выходящих за пределы его полномочий,
они охватываются ст.
188 УК РФ
и ст. 286 УК РФ (превышение должностных
полномочий).
При
соучастии в контрабанде исполнителями
(соисполнителями) должны признаваться
лица, непосредственно принимавшие
участие в ввозе (импорте) образцов дикой
природы в Россию или вывозе (экспорте)
их из России одним из способов, указанных
в ст.
188 УК РФ.
Также необходимо оценивать действия
лиц, совершивших контрабанду путем
использования в этих целях, не достигших
возраста уголовной ответственности,
невменяемых, одним словом, во всех
случаях так называемого посредственного
совершения преступления.
Если
была создана организованная группа для
занятия контрабандой образцов дикой
природы, но она, будучи разоблачена, еще
не успела совершить ни одной контрабандной
операции, ответственность ее участников
в соответствии с предписаниями ч.
6 ст.
35 УК РФ
наступает за приготовление к контрабанде
по ч. 1
ст.
30 и ч.
4 ст.
188 УК.
В действиях
участников организованной группы могут
одновременно содержаться различные
квалифицирующие признаки составов
контрабанды. Например, организованная
группа контрабандистов незаконно
переместила через таможенную границу
стратегически
важные сырьевые товары или культурные
ценности,
что предусмотрено и ч. 2
ст.
188 и ч.
4 той же
статьи УК. В подобных случаях имеет
место конкуренция различных частей
одного и того же уголовного закона.
Согласно общему правилу квалификации
преступления при таком виде конкуренции
применению подлежит только та часть
статьи, которая предусматривает более
опасный состав данного преступления,
в нашем случае ч. 4
ст. 188
УК РФ.
Организованный характер
носят контрабанда и браконьерство
природных лесных и морских богатств
Дальневосточного региона. В Уссурийской
тайге во множестве задерживают граждан
КНР с женьшенем и другими растениями,
занесенными в Красную книгу РФ. В период
сезонного сбора кедровых орехов у них
обнаруживали десятки тонн, которые
перерабатываются в Китае на масло. Из
Приморья контрабандным путем вывозятся
трепанг, женьшень, шкуры тигров, медвежья
желчь. Возник подпольный рынок таких
образцов
фауны, как лягушки и черепахи. С 2003 года
гражданами Китая стал активно осваиваться
контрабандный вывоз из России осетровых
рыб. Например, китайские браконьеры
уничтожили промысловое стадо осенней
кеты на р. Уссури; они становятся
практически полновластными хозяевами
миграционных путей ценных пород рыб –
кеты, калуги, осетровых нерестилищ.
Проблема
заключается в том ущербе, который
наносится российской экономике. В
значительной мере – из-за быстрого
становления в стране китайских землячеств,
которые практически все (по данным
оперативных подразделений) находятся
под негласным контролем собственных
мафиозных структур.
Основные
потоки китайских мигрантов, организуемые
мафиозными структурами, направлены на
Дальний Восток. Тому есть в основном –
экономические причины.
Прежде
всего как сырьевой придаток эксплуатируют
Дальний Восток и Сибирь китайские
мафиозные структуры. Ю.Егоров и А.Самсонов,
исследовавшие на основе оперативных
материалов организованную преступность
в Восточно-Сибирском и Дальневосточном
регионах в 1999–2003 годах, приводят такие
данные: из всего массива дел оперативного
учета, заведенных органами внутренних
дел на этнические ОПГ в 2002 году, на
китайские приходится в Восточно-Сибирском
регионе 38 %, а в Дальневосточном регионе
– 40,9 %.
Если
вначале китайцы добывали живой товар
сами, то сейчас на них работает местное
население, которое китайские ОПГ нанимают
для обработки арендуемых ими сельхозугодий.
Иными словами, китайские «мигранты»,
эксплуатируют российское население.
По
данным профессора ДВГУ В.Номоконова,
на Дальнем Востоке происходит интенсивная
интеграция российских и китайских
мафиозных структур. Например, в г.
Уссурийске «триады» строят взаимоотношения
с местными лидерами криминального мира
на сугубо деловой основе.
В
ст.
188 УК РФ
указана из возможных форм соучастия
только одна – организованная группа
лиц. Другие
зафиксированы в качестве квалифицирующих
признаков контрабанды. Как показывает
практика, более половины преступлений
совершается группой лиц по предварительному
сговору. Это обстоятельство, облегчает
реализацию преступного намерения,
повышает общественную опасность
посягательства. Однако в качестве
квалифицирующего признака в ст.
188 УК РФ
не предусмотрено совершение контрабанды
по предварительному сговору группой
лиц, хотя довольно часто в аналогичных
ситуациях его используют в других
статьях Уголовного кодекса. Это является
пробелом в законодательстве, ослабляет
борьбу с контрабандой, поскольку
указанное деяние, совершенное группой
лиц по предварительному сговору,
оценивается по ч. 1 (или по ч. 2) ст.
188 УК РФ,
несмотря на групповой характер
посягательства. Введение в норму такого
квалифицирующего признака будет
объективно отражать те социальные
явления и процессы, которые имеют место
при незаконном перемещении образцов
дикой природы
через таможенную границу России, что
даст возможность адекватно оценивать
содеянное.
С
целью повышения эффективности
уголовно-правовой нормы и с учетом
социологической характеристики
контрабанды
образцов дикой природы
предлагается увеличить число ее
квалифицированных видов. В частности,
ч. 3 ст. 188 УК РФ предлагается дополнить
квалифицирующим признаком: «группой
лиц по предварительному сговору».
Сокрытие как способ
контрабанды образцов дикой природы
характеризуется утаиванием перемещаемых
животных, растений, их частей и дериватов
от таможенного контроля.
Условия перемещения через таможенную
границу создаются такие, чтобы исключить
или максимально затруднить их обнаружение.
В этих же случаях используется придание
одним товарам вида других.
В
нашем случае
сокрытием от таможенного
контроля признается тайное перемещение
образцов дикой природы лицом, следующим
через таможенную границу, в специально
изготовленных или приспособленных для
этой цели пустотах (емкостях) на
транспортных средствах, в багаже, ручной
клади и т.п., а также в карманах, складках
одежды, принадлежащих лицу, либо
непосредственно на теле.
Для создания
тайников контрабандисты используют
весьма различные объекты.
В пункте пропуска через границу «Марково»
(Приморский край) 11.01.2006 г. при оформлении
китайской автомашины в инструментальном
ящике было обнаружено 15
медвежьих лап
общим весом 17,38 кг.
В апреле 2003 г. сотрудники Уссурийской
таможни на т/п «Полтавка» в ходе
таможенного досмотра рейсового
автобуса, обнаружили в боковом
инструментальном рундуке
две картонные коробки, в которых
находились 26 свежемороженых медвежьих
лап, упакованных в полиэтиленовые
пакеты.
Надо
особо отметить, что тайник, предназначенный
для сокрытия в нем предметов контрабанды,
а в особенности образцов дикой природы,
может быть изготовлен, оборудован или
приспособлен.
Специальные
хранилища, согласно п. 25 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.2008г.
№ 6 «О судебной практике по делам о
контрабанде», следует считать тайниками,
изготовленными в целях сокрытия товаров,
а также оборудованными и приспособленными
на транспортных средствах в этих же
целях конструктивными емкостями и
предметами, предварительно подвергшимися
разборке и монтажу. Из разъяснения
видно, что «специальное хранилище» и
«тайник» – понятия равнозначные и
функциональное значение их одинаково.
Иногда
контрабандисты разбирают емкости и
после закладки в них контрабандных
товаров без изменения целостности
конструкции приводят в исходное
состояние, не нарушая функционирования
емкостей и предметов по своему прямому
назначению. Однако в таком виде эти
емкости или предметы считаются
специальными хранилищами для сокрытия
контрабанды.
Таким образом,
для признания
различных конструктивных емкостей
«специальным хранилищем» необходимо
их соответствие одному из условий: либо
оно было оборудовано, изготовлено или
приспособлено для сокрытия товаров от
таможенного контроля; либо емкости
или предметы предварительно подвергались
разборке и монтажу; либо при данном
состоянии емкости обнаружить предметы
контрабанды сложно
при обычном внешнем таможенном досмотре.
В
связи с
вышеизложенным предлагается необходимым
восстановить в УК Российской Федерации
такой квалифицирующий признак, как
«специальное хранилище», указав в ч. 3
ст. 188 дополнительный пункт «с применением
специально изготовленных хранилищ».
С учетом
указанных замечаний предлагается ст.
188 УК РФ изложить в следующей редакции:
1.
Контрабанда, то есть
незаконное перемещение
в крупном размере через таможенную
границу Российской Федерации товаров
или иных предметов, за исключением
указанных в части второй настоящей
статьи, совершенное помимо или с сокрытием
от таможенного контроля либо с обманным
использованием документов или средств
таможенной идентификации либо с
недекларированием или недостоверным
декларированием, -
наказывается штрафом в
размере от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
от одного года до двух лет либо лишением
свободы на срок до пяти лет.
2.
Незаконное перемещение
через таможенную границу Российской
Федерации наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов,
инструментов и оборудования, находящихся
под специальным контролем и используемых
для производства и изготовления
наркотических средств и психотропных
веществ, сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых, радиоактивных
веществ, радиационных источников,
ядерных материалов, огнестрельного
оружия, взрывных устройств, боеприпасов,
оружия массового поражения, средств
его доставки, иного вооружения, иной
военной техники, а также материалов и
оборудования, которые могут быть
использованы при создании оружия
массового поражения, средств его
доставки, иного вооружения, иной военной
техники, в отношении которых установлены
специальные правила перемещения через
таможенную границу Российской Федерации,
стратегически важных сырьевых товаров
или культурных ценностей, в отношении
которых установлены специальные правила
перемещения через таможенную границу
Российской Федерации, если это деяние
совершено помимо или с сокрытием от
таможенного контроля либо с обманным
использованием документов или средств
таможенной идентификации либо с
недекларированием или недостоверным
декларированием,либо
путем прорыва, выразившегося в открытом
перемещении через таможенную границу
Российской Федерации вопреки прямому
запрету присутствовавшего при этом
должностного лица, осуществляющего
таможенный контроль
-
наказывается
лишением свободы на срок от трех до семи
лет со штрафом в размере до одного
миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до пяти лет либо без такового.
-
3. Деяния,
предусмотренные частями
первой
или второй
настоящей статьи, совершенные:
-
а) утратил
силу. - Федеральный закон
от 08.12.2003 № 162-ФЗ;
-
б) лицом
с использованием служебного положения;
-
в) с
применением насилия
или угрозой применения насилияк лицу,
осуществляющему таможенный контроль;
-
г)
группой лиц по предварительному сговору;
-
д)
с применением специально изготовленных
хранилищ, -
наказываются
лишением свободы на срок от пяти до
десяти лет со штрафом в размере до одного
миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до пяти лет либо без такового.
4.
Деяния, предусмотренные частями
первой,второй
или третьей
настоящей статьи, совершенные
организованной группой, -
наказываются лишением
свободы на срок от семи до двенадцати
лет со штрафом в размере до одного
миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до пяти лет либо без такового.
Однако
прогрессирующая криминализация
экономических преступлений, связанных
с контрабандной торговлей сырьевых
ресурсов и биопродукции, диктует
необходимость принятия превентивных
решений в законодательной практике. В
частном случае необходимо уделить более
пристальное внимание уголовно-правовой
профилактике контрабанды образцов
дикой природы. Повышенная общественная
и экономическая опасность контрабанды
образцов
дикой природы,
обусловленная
спецификой предмета преступления,
является основанием для выделения
указанных деяний в самостоятельный
состав преступления и размещения его
в соответствующей главе Особенной части
УК РФ. Поэтому предлагается: включить
в уголовное законодательство РФ
самостоятельную статью об ответственности
за контрабанду образцов дикой природы
— диких
животных и растений, в том числе редких
и (или) находящихся под угрозой исчезновения
видов, а также их частей и дериватов,
образцов СИТЕС.В главе 22
«Преступления в сфере экономической
деятельности»поместить
ст. 188.1 «Контрабанда образцов дикой
природы», которая
по видовому признаку будет относиться
к экологической контрабанде.
-
-
Список
литературы
-
1. Васецов
А. Контрабанда
// Домашний
адвокат.
- 1996. - № 13. -
С.5.
-
2. Волженкин Б. В.
Экономические преступления - СПб.:
Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.
С.191
3.
Гравина А. А. Терещенко
Л. К. Шестакова М. П. Таможенное
законодательство. Судебная практика.
М., 1998. С. 91.
4.
Контрабанда
дериватов обнаружена на границе.
12.01.2006 г.
Дейта.руhttp://www.rusinterform.ru/index.phtml?act=news&id=4333
5.
Ляпустин С.Н., Фоменко П. В.Борьба с
контрабандой объектов фауны и флоры на
Дальнем Востоке России: Учебное пособие.
Владивосток.: Изд-во «Апельсин», 2003.
С.46.
-
6. Овчинский
В.С. Мафия
XXI века: сделано в Китае. «Россия в
глобальной политике». №4, Июль-Август
2006г. http://www.globalaffairs.ru/numbers/21/6004.html
-
7. Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008г.
№6 «О судебной практике по делам о
контрабанде» («Российская газета», №
123, 07.06.2008) http://www.pereehati.ru/news/111449/index.php
-
8. Розумань
И.В. Уголовная ответственность за
контрабанду. По материалам Сибирского
федерального округа: Автореф. дис. ...
канд. юрид. наук. – Омск, 2005. – С. 6-7.http://sartraccc.sgap.ru/i.php?oper=read_file&filename=Disser/rozuman.htm
-
9. Сучков
Ю.И. Таможенные преступления (Учебное
пособие, ч. 2).http://www.proknadzor.ru/analit/show_a.php?id=334&
-
-