Должна ли «скрутка
пробега» автомобиля «подвезти» к
Уголовному кодексу?
А. Арутюнов, адвокат,
доктор юридических наук
председатель
Московской коллегии адвокатов «Арутюнов
и партнеры», www.arutyunov.ru,advokat@arutyunov.ru,
т. 960-04-80
Вчера в журнале «Колеса» была
опубликована статья «Скрутка пробега»
автомобиля способна «подвезти» к УК. В
статье отмечается, что с таким предложением
выступают многие эксперты, считающие
незаконным «скручивание» показаний
приборов автомобилей, выставляемых на
вторичном рынке.
Формированию рынка по
мировым образцам препятствуют непрозрачные
отношения между продавцами и покупателями,
утверждают специалисты. В данной сфере
могли бы помочь законодательные
инициативы, полагают они.
«Самое основное, что
надо сделать на законодательном уровне
для улучшения атмосферы вокруг б/у
сегмента - это ввести уголовную
ответственность за коррекцию показаний
одометра или, иными словами, за скрутку
пробега автомобиля», - отмечает гендиректор
компании «АВТОПробег» Сергей Ткачев.
Ему вторит и заместитель
коммерческого директора ООО УК
«ТрансТехСервис» Ленар Шакиров, по
словам которого, необходимо законодательно
запретить скручивание пробега на а/м и
ввести за данное нарушение уголовное
наказание.
Это особенно актуально,
учитывая, что по дорогам России большей
частью ездят «бэухи». К такому выводу
пришли эксперты Всероссийского центра
изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
в результате проведенного опроса. Причем
большая часть автомобилей «прописана»
в Москве и Санкт-Петербурге.
Проблема, действительно,
актуальна и, несомненно, требует
разрешения. Вопрос заключается, однако,
в возможности и необходимости введения
уголовной ответственности за скручивание
пробега владельцем автомобиля перед
продажей. По действующему Уголовному
кодексу привлечь такое лицо к уголовной
ответственности невозможно. (Мелькнула
мысль о мошенничестве, но отпала по
причине отсутствия признаков хищения.)
Следовательно, придется вводить уголовную
ответственность конкретно за скручивание
пробега. Однако для признания скрутки
пробега преступлением необходимо, чтобы
эти действия обладали высоким уровнем
общественной опасности. Нельзя признавать
преступлением все подряд. Очевидно, что
действия по скручиванию пробега не
дотягивают до того уровня общественной
опасности, при котором они могут считаться
преступлением. Приведем для убедительности
уместный, как нам кажется, в данном
случае исторический пример. Петр I,
разъяренный известиями о фактах
повсеместного воровства, приказал
генерал-прокурору Ягужинскому написать
указ, что всякий, укравший больше, чем
на веревку, будет повешен. Ягужинский
улыбнулся и сказал: «Всемилостивейший
государь! Неужели ты хочешь остаться
императором один, без служителей и
подданных? Все мы воруем, с тем только
различием, что один более и приметнее,
нежели другой». Государь рассмеялся и
про указ забыл.
Тем не менее, подчеркнем
еще раз, что мириться со сложившимся
положением нельзя. Нам представляется,
что проблему можно и нужно решать, но
иными, а не уголовно-правовыми мерами.
Например, при продаже бывшего в
употреблении автомобиля предусмотреть
обязательную экспертизу по вопросу
наличия/отсутствия коррекции показаний
одометра. Кстати говоря, без проведения
такой экспертизы не могло бы быть и речи
о привлечении виновного к уголовной
ответственности, если бы последняя была
введена. Конечно, это расходы, но думается,
что продавец и покупатель сумеют
договориться о плате за ее проведение.
Не исключены и другие варианты решения
проблемы…
(статья была опубликована
27 мая 2011 года на сайтах Viperson.ru
и Праворуб.ру)