О провокации
преступлений оперативными сотрудниками
милиции и наркоконтроля при
проведении проверочной закупки
наркотических средств
Последние
несколько лет в среде практикующих в
сфере уголовного судопроизводства
юристов часто обсуждается юридическая
природа и сущность такого оперативно-розыскного
мероприятия как “проверочная закупка”.
Это связано с прежде всего с двумя
причинами:
во-первых, в
связи с образованием в 2003 году Федеральной
Службы по контролю за оборотом наркотиков,
когда количество проводимых в стране
проверочных закупок наркотиков резко
увеличилось и,
во-вторых, в
связи с наличием достаточно тонкой
юридической грани между оперативно-розыскным
мероприятием - ”проверочная закупка”
наркотических средств и провокацией
сбыта наркотических средств
недобросовестными оперативными
сотрудниками с целью формального сбора
материала проверочной закупки и
последующего возбуждения уголовного
дела для отчета начальству.
Политика
государства в области борьбы с незаконным
оборотом наркотиков начиная с 2003 года
приобрела более агрессивный характер,
что в какой-то мере позволило, многим
оперативным сотрудникам милиции и
наркоконтроля проводить большое
количество проверочных закупок в крупных
городах. Так, в г.Тольятти Самарской
области за 1 месяц проводятся десятки
проверочных закупок наркотических
средств разными правоохранительными
органами. Количество проведения
проверочных закупок наркотиков не может
не сказаться на качестве проведения
указанных мероприятий. В погоне за
планом многие оперативные работники
вышеуказанных органов, в нарушение
закона и вопреки совести и присяге,
стремятся облегчить себе работу, угодить
руководству и проводят проверочные
закупки за очень короткое время, буквально
нисколько не подготавливаясь к ним, что
приводит к провокациям
преступлений.
Сотрудниками
милиции все чаще совершаются преступления
и должностные правонарушения в силу
плановой системы работы органов
внутренних дел и наркоконтроля. В январе
2010 года министром внутренних дел России
все же был издан приказ фактически
отменяющий “палочную” систему учета
работы органов внутренних дел, где
основным показателем было не выявление
реально совершенных и совершающихся
преступлений и их пресечение, а
фальсификация доказательств с целью
возбуждения большего количества
уголовных дел из года в год, о чем
выступали в СМИ и сами милиционеры, в
частности, новороссийский оперуполномоченный
Алексей Дымовский и участковый
уполномоченный из Тольятти - Алексей
Мумолин.
Как правило, при
проверочных закупках наркотиков
недобросовестными оперативными
работниками используются понятые
(“незаинтересованные лица”), которые
ранее уже привлекались этими же
оперативными работниками для проведения
проверочных закупок наркотических
средств. Указанные лица, как правило,
сами являются наркоманами и оформлены
в качестве агентов в органе, производящем
оперативно-розыскную деятельность. При
таких понятых, которые участвуют
еженедельно в разных правоохранительных
органах при проведении проверочных
закупок не составляет труда недобросовестным
оперативным работникам сфальсифицировать
материалы ОРМ и совершить провокацию
преступления. Многим адвокатам г.Тольятти
известны такие “понятые” которых почти
каждую неделю можно увидеть в судах уже
на протяжении 6-7 лет, причем они участвуют
и как понятые и как “закупщики” в разных
правоохранительных органах Тольятти.
С участием именно таких понятых и
закупщиков фальсифицируются и
провоцируются дела, связанные с незаконным
оборотом наркотиков.
Провокации
продажи (сбыта) наркотического средства
при проведении проверочной закупке
наркотиков обычно случаются тогда,
когда в качестве “закупщика”
наркотического средства выступают
лица, склонные к употреблению наркотиков
и задержанные с наркотиками. Ни для
одного адвоката не является секретом
тот факт, что граждане не приходят
добровольно в милицию или отдел ФСКН с
заявлением о желании участвовать в ОРМ
«проверочная закупка», чтобы участвовать
в качестве «закупщика» у какого-либо
наркосбытчика. Как правило, закупщиками
выступают задержанные за хранение
наркотиков оперативными работниками
лица. Задержанному с наркотиками лицу
«предлагается», взамен на свободу во
время предварительного следствия,
указать на того, у кого он купил наркотик,
или еще хуже, указать на любого наркомана,
уговорив его найти наркотик и продать
его. После того, как задержанный
соглашается стать «закупщиком», он
начинает не по своей воле проявлять
инициативу по приобретению наркотиков
у выбранной им или оперативными
работниками жертвы, а именно: уговаривает,
упрашивает, звонит множество раз и в
конечном итоге заставляет, как правило,
какого-либо знакомого наркомана любыми
способами найти для него наркотик и
продать его ему т.е. фактически провоцирует
обычного наркомана на действия формально
содержащие признаки сбыта наркотического
средства. Указанные действия сотрудников
правоохранительных органов недопустимы.
Суть провокации
при проведении проверочной закупки
наркотиков заключается в том, что
провокаторы т.е. недобросовестные
оперативные работники, через привлеченного
ими “закупщика” сами возбуждают у
объекта “проверочной закупки” желание
совершить действия по передаче наркотика
“закупщику”, которые формально содержат
все признаки соответствующей части
ст.228-1 УК РФ т.е. сбыта наркотиков. Статья
7 Закона “об оперативно-розыскной
деятельности” предусматривает
возможность совершения оперативно-розыскных
мероприятий только если имеются сведения
о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах,
его подготавливающих, совершающих или
совершивших. Провокационными являются
такие действия сотрудников, при которых
лицо являющееся объектом в отношении
которого проводится проверочная закупка
решается на передачу наркотика “закупщику”
только благодаря подстрекательству и
провокации сотрудников милиции или их
агентов, а не вследствие собственного
преступного умысла.
Так 15 декабря
2005 года Европейским Судом по Правам
человека было установлено нарушение
ч.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите
прав Человека в части осуждения гражданина
РФ - Ваньяна Г.А. в результате провокации
преступления сотрудниками органов
внутренних дел.
Обстоятельства
данного дела заключались в том, что
2.06.1998 года закупщик, привлеченный
сотрудниками милиции к проведению
проверочной закупки позвонила Ваньяну
по телефону и попросила достать ей
наркотики так как у нее начались ломки.
Затем под контролем и наблюдением
сотрудников милиции закупщица пришла
домой к Ваньяну где передала ему
“помеченные” для проверочной закупки
200 рублей. Затем Ваньян приобрел за 400
рублей у другого лица 0,318 грамм героина
в двух пакетиках, один из которых отдал
закупщице, а другой оставил себе. Спустя
некоторое время Ваньян был задержан.
Ваньян был осужден в РФ за сбыт
наркотиков.
Европейский Суд по
данному делу признал факт нарушения
ст.6 Европейской конвенции, указав что
если ”действия тайных агентов (закупщики)
направлены на подстрекательство
преступления и нет оснований полагать,
что оно было бы совершено без их
вмешательства, то это может быть названо
провокацией” Одни только показания
сотрудников милиции о том, что у них
имелась оперативная секретная информация
о том, что задержанный занимается сбытом
наркотиков явно недостаточны с позиции
Европейского Суда. Именно оперативной
информацией, которая является
государственной тайной, многие сотрудники
милиции и наркоконтроля на допросах в
суде пытаются хоть как-то обосновать
свои незаконные действия по подстрекательству
и провокации ими сбытов наркотиков и,
к сожалению, многие судьи им охотно
верят не перепроверяя при этом указанную
информацию ни каким образом.
При
работе по уголовным делам, где могла
иметь место провокация сбыта наркотиков
адвокатам, а также следователям,
прокурорам и судьям необходимо задаваться
вопросами:
1. Было
бы совершено деяние без искусственно
созданных условий?
2. Решилось бы лицо на совершение передачи
наркотика если бы оперативные сотрудники
лично, либо через агента “закупщика”
не склонили бы его к таким действиям
или не способствовали бы им?
При отрицательном ответе на вопросы
можно констатировать провокацию в
действиях сотрудников милиции или
наркоконтроля.
Никакой общественный
интерес и даже никакая забота о здоровье
населения и общественной нравственности
не могут служить основанием для провокации
преступления и обвинения человека в
совершении тяжкого или особо тяжкого
преступления.
Позиция
Европейского Суда состоит в том, что
“использование негласных агентов
(закупщиков) должно быть ограничено и
должны существовать гарантии прав
человека-публичные интересы не могут
служить оправданием провокаций со
стороны правоохранительных органов...
”
В моей адвокатской практике
имело место уголовное дело в г.Тольятти,
возбужденное одним из районных управлений
милиции г.Тольятти, когда с момента
обращения гражданина К. в милицию с
заявлением о желании изобличить одного
из жителей г.Тольятти в продаже наркотиков
до выдачи денежных средств «закупщику»
для участия в проверочной закупки прошло
менее 20 минут, что официально
запротоколировано следователем. А ведь
за это время надо успеть выслушать
гражданина о совершаемом преступлении,
отобрать от него заявление, принять
решение о проведении проверочной закупки
наркотиков, написать рапорта и вынести
постановление о проведении проверочной
закупки, которое нужно зарегистрировать
в секретариате правоохранительного
органа в качестве секретного документа
и подписать у начальника органа,
осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, найти 2-ух понятых,
подготовить документы и бланки
процессуальных документов, распланировать
ОРМ и т.д. Естественно, что за эти 20 минут
совершить все эти действия просто
невозможно. В таких случаях, как правило,
и происходит в дальнейшем провокация
преступления при проведении проверочной
закупки оперативными работниками. Так
произошло и по указанному делу в одном
из районных Управлений внутренних дел
г.Тольятти, когда сотрудники милиции
привлекли по собственной инициативе
закупщика К. и еще одного гражданина М.
К проведению проверочной закупки. В
декабре 2009 года гражданину М., являющемуся
наркоманом и агентом оперативных
работников негласно было предложено
созвонится с каким-либо из своих друзей,
затем встретится с другом и попросить
друга передать в свертке наркотическое
средство дезоморфин другому лицу,
которым должен был выступить “закупщик”
К. Так оно и произошло в декабре 2009 года,
когда гражданин М. несколько раз в день
звонил гражданину Ш. и предлагал ему
встретится не объясняя для какой цели,
а когда они все-таки встретились гражданин
М. передал гражданину Ш. шприц с
дезоморфином в газетном свертке, не
поясняя что находится в свертке и
попросил Ш. передать этот сверток ,
находящемуся неподалеку гражданину
К., который был привлечен в качестве
закупщика, при этом сверток гражданин
Ш. даже не раскрывал и, соответственно,
не подозревал, что в нем находится. Т.е.
гражданин М. использовал гражданина Ш.
«в темную», причем по плану оперативных
работников ОБНОН. Данное уголовное дело
представляет собой наиболее одиозный
случай провокации сбыта наркотика
сотрудниками ОБНОН органа внутренних
дел, когда гражданина Ш. фактически
пригласили, чтобы вручить наркотик и
пояснили через гр-на М, который в деле
даже не фигурирует, кому его надо
передать. Роль оперативных сотрудников
свелась к провокации преступления, к
тому чтобы зафиксировать формальные
признаки сбыта наркотика - передачу его
от одного лица другому и изъятию меченных
денежных средств. Естественно в данном
случае гражданин Ш. не может быть
привлечен к уголовной ответственности
в силу отсутствия умысла на совершение
сбыта, ведь он даже не знал о содержимом
наркотика и умышленно не планировал
его передавать гражданину К. В данном
случае имеет место не только провокация
деяния, содержащего признаки преступления,
предусмотренного ст.228-1 УК РФ, но и полное
отсутствие состава преступления в силу
отсутствия умысла даже на спровоцированный
сбыт наркотиков.
Стоит отметить,
что проверочная закупка наркотиков
может являться правомерной лишь в том
случае, если гражданин или оперативный
сотрудник, привлеченный в качестве
“закупщика” договаривается о покупке
наркотика с торговцем наркотиками не
по своей инициативе путем длительных
уговоров и просьб, обманов, а по инициативе
самого наркосбытчика, который заинтересован
в продаже наркотиков и получении выгоды
и у которого наркотики есть в наличии,
которыми он торгует не первый раз и ни
у кого их не собирается перекупать по
просьбе закупщика. Желательно чтобы
закупщик раньше уже покупал наркотики
у наркосбытчика, а информация о преступной
деятельности наркосбытчика собиралась
длительное время, при наличии дела
оперативного учета или оперативной
разработки. Однако самым важным признаком
законной проверочной закупки является
все же инициатива по продаже наркотиков,
исходящая от сбытчика наркотиков, а не
от покупателя “закупщика”. Указанная
инициатива сбытчика по продаже наркотиков
должна подтверждаться не только
свидетельскими показаниями самого
“закупщика”, которому сбытчик мог
заранее предложить покупать у него
наркотики в определенное время и в
определенном месте, но и детализацией
телефонных переговоров, записями
телефонных переговоров из которых было
бы понятно, что сбытчик сам желал
встретится с гражданином желающим
выступить “закупщиком” и продать ему
наркотик в будущем, другими
доказательствами.
К сожалению,
указанным выше образом проверочные
закупки проводятся редко, так как
проведение проверочной закупки при
инициативе на сбыт, исходящей от сбытчика
отнимает массу времени у оперативных
работников и не позволяет им выполнить
ежемесячный план. Да и «настоящих»
наркосбытчиков в таком количестве,
которого требует ежемесячный план
правоохранительных органов в больших
городах, как правило, не бывает. На
практике все чаще встречаются уголовные
дела, где оперативные работники через
привлеченного ими “закупщика”
наркотиков, которым выступает, как
правило, наркоман, задержанный с
наркотиками или наркоман, являющийся
агентом оперативных работников, вынуждают
и буквально заставляют не наркосбытчиков,
а лиц, употребляющих наркотики, найти
для них наркотики и продать их “закупщику”.
Закупщик предлагает деньги, жалостливо
просит помочь ему, так как ему плохо без
наркотиков и он может умереть от ломок,
уговаривает продать наркотики, просит
их достать любым способом. По поручению
оперативников закупщик создает и иные
условия для формального совершения
сбыта. В наше время редко кто может
отказаться от денег, тем более если это
лицо, употребляющие наркотики, но не
торгующее ими, редко кто откажется
помочь такому же наркоману как и он сам,
зная что из себя представляют ломки.
С
помощью проверочной закупки оперативные
работники должны проверять совершает
ли определенное лицо преступления или
нет, а по результатам проверки передавать
материал следователю для принятия
решения о возбуждении уголовного дела
или об отказе в возбуждении, а не
провоцировать граждан на то, чтобы они
приобретали наркотики по их просьбе у
третьих лиц, или же продавали закупщикам
по инициативе оперативных работников
свои наркотики, хранимые ими лишь для
собственного употребления, которые они
до провокации не планировали никому
продавать.
Таким образом,
главный вопрос в отграничении законной
проверочной закупки и спровоцированной
продажи наркотиков - это инициатива.
Если инициатива на покупку наркотиков
исходит от закупщика направленного
оперативными работниками, то здесь
почти всегда можно говорить о провокации
преступления в виде сбыта наркотиков
и, соответственно, об отсутствии
какого-либо основания для привлечения
к уголовной ответственности. О провокации
можно говорить даже тогда, когда закупщик
по инициативе оперативных работников
договаривается о продаже наркотика не
с обычным наркоманом, а с наркосбытчиком,
так как даже любой наркосбытчик всегда
может отказаться от дальнейшей преступной
деятельности.
Бесспорно
правомерной будет проверочная закупка
если с заявлением в правоохранительный
орган добровольно явился гражданин и
сообщил, что кто-то желает ему продать
наркотики, ищет с ним встречи, звонит с
целью договорится о месте, времени и
цене продаже и продает наркотики другим
лицам за денежное вознаграждение.
Если
же заподозренный оперативниками
гражданин сам договаривается о продаже
наркотиков с лицом употребляющим
наркотики, который добровольно явился
в органы с заявлением об изобличении
указанного наркосбытчика и при этом
наркосбытчик продолжает искать встреч
с этим лицом с целью сбыта наркотиков,
ищет во время проверки информации других
покупателей, встречается с ними с целью
продаж наркотиков, назначает цены,
время, места сбыта, занимается этим
постоянно, то и последующая деятельность
оперативных работников по проведению
проверочной закупки с привлечением
лица, обратившегося с заявлением в
отношении этого наркосбытчика будет
правомерна и законна так как направлена
на пресечение преступлений.
Также
правомерной проверочной закупкой будет
и тот случай, когда задержанное с
наркотиками лицо рассказало оперативным
работникам о сбытчике наркотиков, на
которого заводится дело оперативной
разработки и в течение более или менее
длительного времени, под контролем
оперативных работников, указанное лицо
в рамках проверочной закупки ждет пока
сам сбытчик сам ему позвонит или
встретится с ним и предложит купить у
него наркотики. В этом случае последующие
действия оперативных работников по
выдаче «меченых» денежных средств и
др. мероприятий по проверочной закупки
будут законны и правомерны, как и вся
проверочная закупка в целом.
В
борьбе с преступностью правоохранительным
органам необходимо соблюдать права
человека, исключать провокацию
преступлений при проведении проверочных
закупок. Мне видится, что указанная
проблема может быть решена только при
коренном изменении сознания работников
правоохранительных органов. В
правоохранительные органы должны
приниматься только высоконравственные
граждане с уважительным отношением и
к закону и к правам и свободам человека.
Проведение проверочных закупок,
являющихся основанием для возбуждения
уголовных дел, должно иметь место только
при наличии достаточных сведений о
совершаемых преступлениях или готовящихся
преступлениях, когда инициатива о
продаже наркотика исходит только от
продавца наркотиков, а не от оперативных
работников. Факт продаж наркотиков
стоит подтверждать не одной единственной
проверочной закупкой с использованием
агентов понятых и агента закупщика,
употребляющих наркотики, готовых дать
любые показания, в связи с полной
зависимостью от оперативных работников,
а хотя бы двумя проверочными закупками
одному лицу или двум разным лицам, с
участием в проверочной закупке
действительно незаинтересованных в
исходе дела понятых.