КОНТРАБАНДА
ОБРАЗЦОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ:
НОВЫЙ
ВИД ПРЕСТУПНОСТИ
-
ПРОХОРОВ В.Г.
Современная Гуманитарная Академия
- (Опубликовано
в Ж. «Юридические науки», 2009, №4(38),
с.62-64)
Как отмечается в
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации – борьба с
контрабандой является важной составной
частью обеспечения как национальной
безопасности России, так и безопасности
мирового сообщества в целом. Рассмотрение
вопросов обеспечения национальной
экономической безопасности России
применительно к внешнеэкономической
деятельности приобретает в настоящее
время особое значение не только на
федеральном, но и на региональном
уровнях.
Являясь по своей сути
экономическим преступлением, контрабанда
наносит вред целому ряду общественных
отношений.
Контрабанда
представителей дикой природы, их частей
и дериватов относится к контрабанде
стратегически важных сырьевых товаров.
Данный вид контрабанды является одним
из центральных звеньев экономической
преступности, что в настоящее время
представляет угрозу не только
экономической, но и общественной
безопасности России. При этом идет
активный процесс интернационализации
этого вида преступлений с развитием и
совершенствованием коррупционных
связей во властных структурах. Особо
следует выделить такую особенность
контрабанды образцов дикой природы,
как закрытость преступных сообществ
при наличии их транснациональных связей
и завуалированной коррупции в
государственных и силовых структурах.
За последнее десятилетие отмечены
факты, когда траффик представителей
дикой природы объединяется с нелегальным
международным оборотом наркотиков и
оружия. Подобная особенность характерна
только при контрабанде образцов дикой
природы.
- Контрабанда животных и
растений, их частей и дериватов –
сравнительно новый вид преступлений
для России. До настоящего времени при
расследовании подобных преступлений
приходится сталкиваться с рядом
значительных трудностей, которые
обусловлены нерешенностью целого ряда
теоретических
и практических проблем.
Существующая в настоящее время
законная торговля образцами дикой
природы на территории Российской
Федерации тесно связана с международной
торговлей дикими животными и растениями.
Это явление представляет собой широко
распространенный и продолжающий бурно
развиваться цивилизованный бизнес,
включающий не только торговлю живыми
образцами, но и отдельными их частями
и продуктами из них (дериватами).*
Для регулирования этого процесса в
международном масштабе была подготовлена
и принята в 1973 г. в Вашингтоне Конвенция
о международной торговле видами дикой
фауны и флоры, находящимися под угрозой
исчезновения (СИТЕС), которая вступила
в силу с 1 июля 1975 г.
Однако наибольшую опасность для
дикой природы представляет незаконный
оборот диких животных и растений.
Пристальное внимание к регулированию
оборота образцов дикой природы обусловлено
потому, что это один из наиболее
криминализированных рынков. Браконьерская
добыча животных и растений и их дальнейшая
нелегальная перепродажа с целью наживы
наносит непоправимый ущерб биоразнообразию
дикой природы и уничтожает источники
биоресурсов и ценного сырья.
Несмотря
на то, что Российская Федерация с 1976 г.
является Стороной СИТЕС,в стране
отсутствует законодательство, согласно
которому можно было бы
конфисковать диких животных и растений
различных экзотических видов после
пересечения ими границы России. Иначе
говоря, в России в настоящее время
отсутствует законодательство,
контролирующее внутреннюю торговлю
видами не местного происхождения,
внесенными в Приложения СИТЕС. При этом
следует учесть, что положения Конвенции
не распространяются на торговлю внутри
страны. Поэтому, если удалось обойти
таможенный контроль на границе, то
ввезенные контрабандным путем растения
и животные могут свободно продаваться
и покупаться, а внутри страны к торговцам
уже не могут быть применены, и не
применяются, меры контроля или принуждения,
пока они не предпримут попытку вывоза
своего товара за рубеж. Подобный
недостаток законодательства существенно
ограничивает возможности Российской
Федерации в регулировании торговли
экзотическими, часто находящимися под
угрозой исчезновения видами, которые
стали широко доступны в Москве,
Санкт-Петербурге и других районах
страны.
По
оценкам Интерпола, объем международной
нелегальной торговли дикими видами
животных и растений (без учета древесины
и рыбной продукции) к 1997 году достиг 6
миллиардов американских долларов в
год, заняв второе место после контрабанды
наркотиков.Кроме
этого, уже к концу 80-х годов XX столетия
только нелегальная торговля видами
животных, которым грозит исчезновение,
приносила доход в размере 1,5 миллиардов
долларов в год.К 2000 году
объем незаконного оборота охраняемых
видов животных и растений достигал 9
миллиардов долларов.
В
2003 году заместитель министра природных
ресурсов РФ Кирилл Янков заявил:
«Нелегальная торговля дикими животными
растет угрожающими темпами, сегодня
этот криминальный бизнес имеет оборот
в 15 миллиардов долларов. Россия фактически
превратилась в крупнейшую перевалочную
базу для организованной контрабанды
диких животных, а также шкур, рогов,
костей и т.д.».Уже в 2006
году оборот от контрабанды животными
был оценен почти в 20 миллиардов долларов
ежегодно.
Контрабанда образцов
дикой природы как новый вид преступлений
для России, стал особенно бурно развиваться
в начале 90-х годов XX
столетия. Этому комплексу правонарушений
способствовало с одной стороны отсутствие
каких-либо правовых норм, а с другой
жажда наживы за счет уничтожения дикой
природы в новых экономических условиях.
Особая роль в поддержании и развитии
«живой» контрабанды, а особенно при ее
выходе на международный уровень,
принадлежит широкому распространению
браконьерства. Этот процесс затрагивает
многие слои населения и в особенности
в тех регионах, в которых при новых
политических условиях в обществе
возникла сложная социально-экономическая
ситуация. В результате из-за сокращения
рабочих мест произошел процесс
криминализации ранее законопослушной
части населения.
Российское
общество столкнулось с проявлениями
массового
браконьерства и контрабанды образцов
фауны и флоры в широком
масштабе,
особенно в первые годы перехода к новым
социально-экономическим
условиям.
Н.К. Христофорова отмечает, что «современный
передел собственности в России затронул
ресурсы дикой природы больше
чем предыдущие реформы». Массовое
браконьерство с целью перепродажи для
последующего контрабандного вывоза в
90-х годах прошлого столетия, стало
угрозой для
существования многих видов диких
животных.
В
новых экономических условиях преступность
в Российской Федерации переориентировалась
для достижения своих корыстных целей
на еще одно из доходных направлений –
контрабанду животных и растений, их
частей и дериватов, приносящую огромные
дивиденды. Криминальные группировки
организовали хищническое и практически
неконтролируемое изъятие из дикой
природы биологических ресурсов и
последующий их нелегальный вывоз из
России.
Определяя
масштабы контрабанды стратегических
сырьевых ресурсов, Бойко
А.И. и Родина Л. Ю., констатируют:
«Контрабанда как мощный
криминогенный фактор провоцирует
массовое браконьерство в отношении
наиболее
ценных даров природы –
рыб осетровых и лососевых пород, крабов,
трепанга. Антиэкономическая направленность
контрабанды, её антисоциальная сущность
в этом и подобных случаях бесспорна».
Внимание к регулированию
оборота образцов СИТЕС и других образцов
дикой природы высоко потому, что это
один из наиболее криминализированных
рынков. Существенная часть оборота
находится в теневой сфере и является
предметом интенсивного контрабандного
ввоза/вывоза. В большинстве случаев
нелегальный оборот в 5—20 раз выше
легального, а некоторые объекты вообще
находятся исключительно в нелегальном
обороте, т.к. официальная
торговля ими в коммерческих целях
запрещена.
Сверхвысокая
прибыльность контрабанды образцов
фауны и флоры, привела к тому,
что в конце XX
века, на нее обратили внимание криминальные
круги. Произошла
криминальная коммерционализация
контрабанды образцов
дикой природы,
т.е. эта контрабанда приобрела характер
противоправного
промысла и
стала носить характер и масштабы
транснациональной. В настоящее время
контрабандный вывоз образцов дикой
природы является основным стимулирующим
фактором браконьерского промысла в
отношении редких видов фауны и флоры
Российской Федерации. В начале XXI
века появились сведения о сращивании
контрабанды
образцов
фауны и флоры с наркотраффиком. Становится
известным, что
деньги, полученные в результате реализации
наркотиков,
контрабандно ввезенных на территорию
России, вкладываются
в скупку частей диких животных и растений,
их дериватов для последующего
контрабандного вывоза.
-