Организационно-правовая роль начальника отряда ИТК в процессе исправления и перевоспитания заключенных (1957-1969г.)
Преподаватель кафедры
экономических и финансово-правовых
дисциплин Владимирского юридического
института ФСИН России
Кузнецова И.А.
Принятые Положение об отрядах в исправительно-трудовых колониях МВД РСФСР
[1] и Положение о начальнике отряда заключенных в исправительно-трудовых колониях МВД РСФСР
[2], которые закрепили правовые основы деятельности отрядной системы, возникшей в 1957 г., тем не менее, не разрешили всех проблем, связанных с деятельностью этого структурного подразделения в местах лишения свободы по исправлению и перевоспитанию осужденных.
В указанных нормативно-правовых актах отмечается, что процесс исправления и перевоспитания заключенных организуется работниками всех частей и служб исправительно-трудового учреждения. Начальнику отряда в нем отводится центральное место, определяемое стоящей перед ним задачей исправления и перевоспитания каждого осужденного отряда. В ст. 8 положения о начальнике отряда в ИТУ МВД РСФСР 1962 г. говорится: «Начальник отряда является воспитателем заключенных, их непосредственным начальником и несет ответственность за их исправление, используя в этих целях все различные формы и методы воспитательного воздействия на заключенных с учетом индивидуальных особенностей каждого из них». Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что это всего лишь общая задача, а конкретные задачи, стоящие перед начальником отряда заключенных, были выражены недостаточно четко.
На основе сравнительного анализа норм Положения РСФСР и других союзных республик, анализа работ ряда авторов, в которых обобщен опыт работы более 300 начальников отрядов
[3], можно сделать вывод, что несмотря на неудачную редакцию отдельных нормативных актов, по разному регулирующих деятельность начальников отрядов, основным содержанием их работы является организация и воспитание здорового коллектива в интересах исправления каждого заключенного отряда, а также проведение индивидуальной воспитательной работы в отряде. Это достигается путем проведения мероприятий, которые начальник отряда полностью организует и проводит лично (ст. 10 Положения РСФСР): организация и проведение всех политико-воспитательных мероприятий с заключенными отряда. Начальник отряда организует воспитательную работу в отряде таким образом, чтобы все свободное от работы время заключенных было занято с пользой для дела перевоспитания. Других конкретных мероприятий, непосредственно относящихся к самостоятельной организаторской деятельности начальника отряда, Положение не называет. Не относит оно к содержанию работы начальника отряда и вопросы организации изучения личности осужденного, хотя в нем отмечается, что начальник отряда обязан изучать заключенных отряда по характеру, поведению, настроениям, положительным и отрицательным поступкам и т.д. Таким образом можно констатировать, что в Положении РСФСР отсутствовало прямое указание на организацию начальникам отряда процесса изучения личности осужденного. Ведь фактически начальник отряда не только организует изучение личности осужденного, но и концентрирует и обобщает все сведения о ней, что выражается в ведении им «Карточки учета взысканий и поощрений и индивидуальной работы с заключенным»
[4], составлении характеристик и выражении мнения о степени исправления того или иного заключенного и т.д. (ст. 9,10 Положения). Поэтому организация руководства процессом изучения начальником отряда личности заключенного должна была быть более четко оговорена в Положении. Все другие мероприятия, направленные, согласно ст. 9, 10 Положения, на исправление и перевоспитание осужденных, организовывались частями и службами колонии, а начальник отряда или принимал непосредственное участие в их организации, или только обеспечивал их проведение. Кроме этого, было высказано предложение о создании единого документа для начальника отряда в виде «Тетради индивидуальной работы с заключенным».
Из анализа нормативных актов, регулирующих деятельность частей и служб и правовое положение должностных лиц ИТУ
[5], можно сделать вывод, что начальник отряда не являлся организатором трудового воспитания, не организовывал производство и не руководил им, не организовывал он и профессионально-техническое обучение и рационализаторскую работу. Все эти и многие другие вопросы, связанные с организацией трудового воспитания (обучение специальностям, создание школ передового опыта, переводы заключенных из отряда в отряд по производственной необходимости, расстановка рабочей силы на производстве), были возложены на планово-производственную часть колонии, а потому начальник отряда лишь принимал участие в трудовом воспитании в соответствии с планами, предусмотренными планово-производственной частью учреждения (ст. 20 Наставления о работе частей и служб ИТК и обязанностях должностных лиц, в которой говорилось, что планово-производственная, плановая и производственная части осуществляют организацию трудового воспитания заключенных совместно с заместителем начальника колонии по политико-воспитательной работе и начальниками отрядов
[6]).
Участие начальника отряда в организации трудового воспитания заключенных, но не сама организация его, нашло отражение в ст. 9 Положения о начальнике отряда в ИТК МВД РСФСР 1962 г., в котором говорилось: совместно с работниками других служб колонии начальник отряда «привлекает всех заключенных к общественно-полезному труду, мобилизует их на выполнение производственных заданий, норм выработки, повышение производительности труда, принимает меры к правильной ее организации, организует трудовое соревнование заключенных, изучает и популяризирует опыт передовиков производства, всемерно развивает и поощряет инициативу заключенных в области изобретательства и рационализации».
Анализ нормативных актов, определяющих организацию режима в исправительно-трудовых колониях
[7], позволяет говорить о том, что на начальника отряда возложена задача обеспечения точного исполнения режима, поскольку режим организуется в масштабе всего учреждения и не может организовываться в каждом отряде. При этом, как указано в ст. 9 Положения об ИТК и тюрьмах МВД СССР
[8], начальник отряда совместно с работниками других служб обеспечивает строгое соблюдение заключенными порядка и правила поведения, установленных для них Положением и Инструкцией по режиму содержания заключенных. Однако содержание работы начальника отряда по поддержанию режима, по сути дела, сводилось к дисциплинарному или иному воздействию на нарушителей.
Работа по выявлению лиц, готовящихся к совершению преступления, тоже почему-то вменялась в обязанность начальника отряда (п. 4 ст. 26 и п. 2 ст. 27 Инструкции по организации и осуществлению надзора за заключенными в ИТК МООП РСФСР
[9] и ст. 19 Наставления о работе частей и служб и обязанностях должностных лиц в ИТУ).
Хотя в Положениях о начальнике отряда все союзных республик подчеркивалось, что он является в первую очередь воспитателем, число его обязанностей была включена, тем не менее, обязанность участвовать в проведении обысков жилых и коммунально-бытовых помещений, закрепленных за отрядом. Со всей очевидностью можно утверждать, что подобного рода функция ничего общего с задачами воспитания не имела и резко подрывала доверие заключенных к начальнику отряда как к воспитателю
[10]. Проведение обысков являлось прямой обязанностью надзирательной службы колонии, а никак не начальника отряда. Практика показала, что успехи в укреплении дисциплины и режима среди заключенных достигается там, где высокая требовательность умело сочетается с вдумчивой, повседневной воспитательной работой
[11]. Этому свидетельствовал и положительный опыт работы секций внутреннего порядка по предупреждению нарушения режима и дисциплины со стороны заключенных в ИТК № 5, 6, 15 и других колоний Куйбышевской области
[12]
Все это позволяет говорить о том, что нормы Положений о начальнике отряда заключенных, следовало пересмотреть, уточнить и конкретизировать.
Поставленная перед исправительно-трудовыми учреждениями задача исправления и перевоспитания осужденных наиболее успешно могла быть решена при правильно организованной воспитательной работе с каждым из них. Это положение было закреплено в ст. 1 Положения о начальнике отряда заключенных в ИТК МВД РСФСР 1962 г.: «поставленная перед исправительно-трудовыми учреждениями…государственной важности задача по перевоспитанию осужденных, возвращению их после отбытия срока наказания к честной трудовой жизни наиболее успешно может быть выполнена при правильно поставленной индивидуальной воспитательной работе с каждым осужденным». В этой связи следует отметить, что наряду с уже имеющимися в арсенале воспитателей формами индивидуальной работы в начале 60-х годов стали широко практиковаться беседы и переписка с родственниками осужденного, а также представителями коллектива, в котором он до осуждения работал. Эта помощь подчас бывает настолько ценна, что ее не может заменить применение других методов
[13].
[1] Приказ МВД РСФСР № 481 от 16.08.1960 г.
[2] Приложение к приказу МВД РСФСР № 130 от 19.03.1962 г.
[3] Рябинин А.А. Отрядная система в ИТК (организационные и правовые вопросы). Дис… канд. юр. наук. М.: ВШ МООП РСФСР, 1966. - 248 с.
[4] Введена как форма документа в 1962 г. Ее содержание поверхностно отражало вопросы практики изучения личности, в ней отсутствовал раздел психологического анализа личности осужденного. Многие начальники отряда ввели ее формально.
[5] Наставление о работе частей и служб ИТК и обязанности должностных лиц. Объявлено приказом начальника ГУМЗ СССР № 82 от 25.11.1959 г.
[6] Приложение к указанию ГУМЗ МООП РСФСР № 6/5-618 от 16-17 августа 1962 г.
[7] Инструкция по организации и осуществлению надзора за заключенными в исправительно-трудовых колониях МООП РСФСР. Приложение к указанию МООП РСФСР. № 140 от 20.05.1964 г.
[8] Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР. Объявлено приказом МВД СССР № 990 от 15.12.1958 г.; Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР. Объявлено приказом МВД РСФСР № 440 от 11.09.1961 г.
[9] Приложение к указанию МООП РСФСР № 140 от 20.05.1964 г.
[10] Сафонов Д.И. Каждый работник колонии должен быть педагогом. Материалы методической конференции (май 1960 г.) «О творческом применении педагогического наследия А.С. Макаренко о работе с заключенными». М.: Политотдел ГУМЗ МВД РСФСР, 1960. С. 25.
[11] Щадиев И.Г. Повседневно укреплять дисциплину и режим. Сборник материалов совещания начальников отрядов (19 – 21 февраля 1963 г.). М.: Политотдел МЗ МОПП РСФСР, 1963. С. 27; К новой жизни. 1965. № 8. С.37-38; 1965. № 9. С. 27-28.
[12] К новой жизни. 1961. № 3. С. 45-46; 1962. № 3. С. 39; 1964. № 1. С. 26-27; 1964. № 4. С. 3; 1965. № 9. С. 27. Сборник материалов совещания начальников отрядов (19-21 февраля 1963 г.). М.: Политотдел МЗ МООП РСФСР, 1963. С. 13. Марцев А.И. Строгое соблюдение дисциплины и порядка – обязанность заключенных. М.: Политотдел МЗ МООП РСФСР, 1964. С. 9.
[13] К новой жизни. 1963. № 4. С. 2-5; Сборник Материалов совещания начальников отрядов (19-21 февраля 1963 г.). М.: Политотдел МЗ МООП РСФСР, 1963. – 81 с.