Специфика регистрации средства
массовой информации
Долгова
А.В.
Юрист,
ООО «Деловой Город (юриспруденция)»,
(495) 518-59-43, info@dg24.ru.
Статья отвечает на вопрос: как
юридически верно провести процедуру
регистрации средства массовой информации:
журнала, газеты, и т.д.
1. Обязанность регистрации
средства массовой информации
Прежде
всего, необходимо понимать, что
определенная (не вся!) издательская
деятельность, требует прохождения
процедуры регистрации. Так, в соответствии
со статьей 8 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991
г. N 2124-1
«О
средствах массовой информации» (далее
— Закон о СМИ) редакция средства массовой
информации осуществляет свою деятельность
после её регистрации. Под редакцией
средства массовой информации Закон о
СМИ понимает организацию, учреждение,
предприятие либо гражданина, объединение
граждан, осуществляющие производство
и выпуск средства массовой информации.
В
соответствии со статьей 2 Закона о СМИ
под средством массовой информации
законодатель понимает периодическое
печатное издание, радио-, теле-,
видеопрограмму, кинохроникальную
программу, иную форму периодического
распространения массовой информации,
а под массовой информацией – предназначенные
для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения
и материалы.
В
той же статье законодатель устанавливает
особые признаки периодического печатного
издания - это газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное издание, имеющее
постоянное название, текущий номер и
выходящее в свет не реже одного раза в
год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальной
программы, под которой понимается
совокупность периодических аудио-,
аудиовизуальных сообщений и материалов
(передач), имеющих постоянное название
и выходящих в свет (в эфир) не реже одного
раза в год.
Такое
понятие, как «иная форма периодического
распространения массовой информации»
законодатель не расшифровывает. С одной
стороны, это хорошо, так как демонстрирует
гибкость определения, что актуально в
наше время бурного развития средств
коммуникации. С другой стороны, любая
диспозитивность толкования правовых
норм является возможностью для правовых
же спекуляций.
Руководствуясь
принципом аналогии, можно установить
основные признаки, при наличии которых
можно характеризовать объект в качестве
средства массовой информации:
-
объект
– это печатные, аудио-, аудиовизуальные
и иные сообщения и материалы;
-
предназначение
объекта для неограниченного круга лиц;
-
наличие
постоянного названия;
-
определенная
периодичность выхода в свет (эфир) (не
реже одного раза в год).
Теперь
попробуем сформулировать более доступное
для понимания лиц, не обременённых
глубокими познаниями в области
юриспруденции, определение. Итак,
средство массовой информации – это
сообщения и материалы, предназначенные
для неограниченного круга лиц, публикуемые
в любой форме при условии определенной
периодичности.
Например,
к средствам массовой информации не
относится выпуск таких печатных изданий,
как книга. Но, в то же время, если это
серия книг, выпускаемых под единым
названием, и планируемая к изданию с
определенной периодичностью (не реже
одного раза в год), то в совокупности
такая серия формально приобретает все
признаки средства массовой информации.
В то же время, если эта печатная серия
предназначена для распространения по
«закрытой» подписке среди заранее
известного и ограниченного списка лиц,
объект вновь перестает быть средством
массовой информации.
2. Какие средства массовой
информации не требуют регистрации
В
соответствии со статьей 12 Закона о СМИ
не требуется регистрация:
-
средств
массовой информации, учреждаемых
органами государственной власти и
органами местного самоуправления
исключительно для издания их официальных
сообщений и материалов, нормативных и
иных актов;
-
периодических
печатных изданий тиражом менее одной
тысячи экземпляров;
-
радио-
и телепрограмм, распространяемых по
кабельным сетям, ограниченным помещением
и территорией одного государственного
учреждения, учебного заведения или
промышленного предприятия либо имеющим
не более десяти абонентов;
-
аудио-
и видеопрограмм, распространяемых в
записи тиражом не более десяти
экземпляров.
Тот
факт, что законодатель отказывает
перечисленным СМИ в регистрации, не
освобождает их от самого статуса средства
массовой информации и, соответственно,
от соблюдения всех сопутствующих этому
статусу обязанностей.
3. Уполномоченный орган при
регистрации средства массовой информации
В
соответствии со статьей 8 Закона о СМИ
заявление о регистрации средства
массовой информации, продукция которого
предназначена для распространения
преимущественно на территории двух и
более субъектов Российской Федерации
и/или за ее пределами, - подается в
Федеральную службу по надзору за
соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного
наследия.
На
сегодняшний день, указанный орган
переименован. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 03
декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах
государственного управления в сфере
связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций»уполномоченная
служба именуется как «Федеральная
служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор)».
Заявление
о регистрации средства массовой
информации, продукция которого
предназначена для распространения
преимущественно на территории одного
субъекта России или территории
муниципального образования, подается
в соответствующие территориальные
органы Роскомнадзора.
4.
Требования, предъявляемые к учредителю
СМИ
В
соответствии со статьей 7 Закона о СМИ
учредителем (соучредителем) СМИ может
быть гражданин, объединение граждан,
организация, государственный орган.
Не
может выступать учредителем:
-
гражданин,
не достигший восемнадцатилетнего
возраста, либо отбывающий наказание в
местах лишения свободы по приговору
суда, либо душевнобольной, признанный
судом недееспособным;
-
объединение
граждан, предприятие, учреждение,
организация, деятельность которых
запрещена по закону;
-
гражданин
другого государства или лицо без
гражданства, не проживающее постоянно
в Российской Федерации.
Соучредители
выступают в качестве учредителя
совместно.
Также
в соответствии с пунктом 12 Административного
регламента исполнения Роскомнадзором
государственной функции «Регистрация
средств массовой информации», утвержденным
приказом данной службы от 22 октября
2007 г. № 315 (далее – Административный
регламент) учредителем (соучредителем)
СМИ может быть также и орган местного
самоуправления. Административный
регламент также устанавливает и
дополнительные ограничения. В соответствии
с подпунктом 13.4. регламента не могут
выступать учредителем СМИ:иностранное
юридическое лицо, которое не имеет
представительства, аккредитованного
в России,
-
российское
юридическое лицо с иностранным участием,
доля (вклад) иностранного участия в
уставном (складочном) капитале которого
составляет 50 процентов и более,
-
гражданин
РФ, имеющий двойное гражданство, не
вправе выступать учредителями теле-,
видеопрограмм.
Здесь следует отметить, что в
соответствии с теорией и практикой
правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов обладают более
высокой юридической силой, чем акты
нижестоящих правотворческих органов.
Последние издаются на основе и во
исполнение нормативных актов, издаваемых
вышестоящими правотворческими органами.
Следовательно, Закон о СМИ имеет большую
юридическую силу, чем Административный
регламент.
Административный регламент
является нормативным правовым актом,
издаваемым на основе и во исполнение
закона. Он может конкретизировать нормы
закона, толковать их или устанавливать
новые нормы, но при этом должен
соответствовать и не противоречить
закону. Он являются средством реализации
законодательных норм, а значит, положения,
устанавливающие дополнительные
требования к учредителям СМИ, незаконны
и недействительны.
Тем не менее, здесь и далее
дополнительные требования Административного
регламента будут нами указываться, так
как сотрудники Роскомнадзора, как и
любые чиновники России, склонны исполнять
указания вышестоящего органа без анализа
их правомерности.
5. Документы, необходимые для
регистрации средства массовой информации.
5.1. Документы, которые требуются
в соответствии с нормативными актами:
В
соответствии со статьей 10 Закона о СМИ
документы для регистрации предъявляется
в следующем составе: заявление и документ,
удостоверяющий уплату государственной
пошлины. В рассматриваемой статье также
указывается, что предъявление иных
требований при регистрации средства
массовой информации запрещается.В
противоречие статье 10 Закона о СМИ
Административный регламент требует от
заявителя представления целого ряда
документов. Для подтверждения сведений,
указываемых учредителем (соучредителем)
СМИ в заявлении на регистрацию СМИ. В
соответствии с пунктом 31 Административного
регламента:
1) заявитель – юридическое лицо
представляет:
-
копию
выписки из Единого государственного
реестра юридических лиц, заверенную в
соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
-
копии
учредительных документов учредителя
СМИ, заверенные в соответствии с
действующим законодательством Российской
Федерации.
2) заявитель – индивидуальный
предприниматель:
3) заявитель – физическое лицо:
4) заявитель – иностранное
юридическое лицо:
5) в случае, если регистрация СМИ
производится лицом, уполномоченным
заявителем, предоставляется
доверенность.
5.2. Дополнительные документы:
Как показывает практика работы
нашей компании с регистрирующим органом,
чиновники также требуют предоставить
следующий комплект документов:
для
учредителя – юридического лица:
-
учредительные
документы – нотариально заверенная
копия;
-
протокол
либо решение о создании – копия,
заверенная подписью руководителя и
печатью организации.
Также уполномоченный орган
предъявляет требование, не установленное
в Административном регламенте, по
отношению к представляемой выписке из
ЕГРЮЛ – она должны быть датирована не
позднее, чем за один месяц до даты
представления.
Необходимо отметить еще одно
неправомерное требование уполномоченного
органа. В том случае, если учредителем
(или одним из соучредителей) СМИ является
физическое лицо, то его подпись на
заявлении о регистрации (перерегистрации)
СМИ должна быть нотариально заверена.
Официально данное требование нигде не
закреплено.
В том случае, если учредителем
(соучредителем) средства массовой
информации будет выступать индивидуальный
предприниматель, требуется также
подавать нотариально заверенную копию
выписки из Единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей.
В том случае, если название СМИ
ранее было зарегистрировано как товарный
знак, требуется предоставить документ,
подтверждающий право на товарный знак.
Для средств массовой информации
эротического характера необходимо
предоставить оригинал-макет предполагаемого
издания.
Также уполномоченный орган от
заявителей всех форм собственности
хочет видеть:
-
письмо
о фактическом адресе для ведения
переписки и направления корреспонденции,
-
письменное
обоснование использования в названии
СМИ таких слов, как: «Российская
Федерация», «Россия», «российский» и
их производных (при их наличии в названии
СМИ),
-
письменное
согласие правообладателей или согласие
наследников (при использовании в
названиях СМИ фамилий, псевдонимов
физических лиц или производных от них),
-
письменное
разрешение зарубежного правообладателя
названия СМИ (при регистрации на
территории Российской Федерации
средства массовой информации с
использованием оригинального названия
СМИ, зарегистрированного и издающегося
на территории другого государства).
6. Что должно быть указано в
заявлении на регистрацию средства
массовой информации
В
соответствии со статьей 10 Закона о СМИ
в заявлении о регистрации средства
массовой информации должны быть указаны:
-
сведения
об учредителе (соучредителях);
-
название
средства массовой информации;
-
язык
(языки);
-
адрес
редакции;
-
форма
периодического распространения массовой
информации;
-
предполагаемая
территория распространения продукции;
-
примерная
тематика и (или) специализация;
-
предполагаемые
периодичность выпуска, максимальный
объем средства массовой информации;
-
источники
финансирования;
-
сведения
о том, в отношении каких других средств
массовой информации заявитель является
учредителем, собственником, главным
редактором (редакцией), издателем или
распространителем.
Данный
перечень сведений представлен и в форме
заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой
к представлению уполномоченным органом.
В
соответствии с требованием пункта 4
статьи 13 Закона о СМИ название
регистрируемого средства массовой
информации должно быть уникальным для
указанной заявителем формы распространения
СМИ.
Статьей 2 Закона о СМИ определены
следующие традиционные формы периодического
распространения средства массовой
информации:
-
периодические
печатные издания в виде газеты, журнала,
бюллетеня, альманаха, сборника;
-
радио-,
теле-, видео-, кинохроникальная программа.
Как уже говорилось выше, перечень
форм периодического распространения
СМИ остается открытым. Практика применения
законодательства о СМИ ввела в оборот
следующие понятия: электронное
периодическое издание (веб-сайт),
информационное агентство.
При заполнении графы «тематика
и (или) специализация» регистрирующий
орган предлагает руководствоваться
следующим тематическим списком:
информационная (с
уточнением характера информации),
специализированная информационная(данная тематика и (или)
специализация в настоящее время
используется только для эротических и
рекламных СМИ), информационно-аналитическая,
политическая, публицистическая,
культурно-просветительская, образовательная,
детская, спортивная, музыкальная,
развлекательная, художественные
(игровые) кинофильмы, религиозная,
рекламная, эротическая.
Данный перечень носит
рекомендательный характер, возможен
выбор двух и более тематик и (или)
специализаций.
По требованию регистрирующего
органа в заявлении о регистрации СМИ,
которые не специализируются на рекламных
сообщениях, дополнительно указывается
объем рекламы (в процентном соотношении).
Так, в соответствии с Федеральным законом
от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О
рекламе» объем рекламы для периодических
печатных изданий должен составлять не
более сорока процентов объема одного
номера периодического печатного издания
(статья 16), в отношении телепрограммы –
не более пятнадцати процентов (пункт 3
статьи 14), в отношении радиотрансляции
- не более пятнадцати процентов (пункт
8 статьи 15).
7. Государственная пошлина
за регистрацию средства массовой
информации
В соответствии со статьей 10
Закона о СМИ к заявлению прилагается
документ, удостоверяющий уплату
государственной пошлины.В соответствии с порядком
регистрации (перерегистрации) СМИ,
принятым в Управлении разрешительной
работы в сфере массовых коммуникаций
Роскомнадзора, приложить необходимо
именно оригиналы платежных документов
с отметкой банка об оплате госпошлины.Платежный документ должен
содержать точное указание названия и
формы распространения средства массовой
информации, за регистрацию которого
производится оплата.
В соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации (часть
вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее
— НК РФ) за государственную регистрацию
средств массовой информации уплачивается
государственная пошлина в следующих
размерах:
Форма распространения
СМИ: |
Территория
распространения: |
два и более субъекта
РФ, за пределами РФ (пункт 10 части 1
статьи 333.33 НК РФ), руб. |
один субъект РФ,район,
город, иной населенный пункт, район в
городе, микрорайон
(пункт 11 части 1 статьи 333.33 НК РФ), руб. |
периодическое печатное
издание |
4000 |
2000 |
информационное
агентство |
4800 |
2400 |
иное средство массовой
информации |
6000 |
3000 |
При этом в соответствии с частью
3 статьи 333.33 НК РФ государственная
пошлина за государственную регистрацию
средств массовой информации уплачивается
с учетом следующих особенностей:
1) при регистрации СМИ рекламного
характера размер государственной
пошлины увеличивается в 5 раз;
2) при регистрации СМИ эротического
характера размер государственной
пошлины увеличивается в 10 раз;
3) при регистрации СМИ,
специализирующихся на выпуске продукции
для детей, подростков и инвалидов, а
также СМИ образовательного и
культурно-просветительского назначения
размер государственной пошлины
уменьшается в 5 раз.
8. Срок регистрации средства
массовой информации
В соответствии со статьей 8 Закона
о СМИ и пунктом 27 Административного
регламента регистрация СМИ осуществляется
в течение одного месяца с момента
поступления заявления в регистрирующий
орган. Ускорение данного срока не
предусмотрено.
9. Причины отказа в регистрации
средства массовой информации
В соответствии со статьей 13
Закона о СМИ отказ в регистрации средства
массовой информации возможен только
по следующим основаниям:
-
Если
заявление подано от имени гражданина,
объединения граждан, предприятия,
учреждения, организации, не обладающих
правом на учреждение средств массовой
информации.
-
Если
указанные в заявлении сведения не
соответствуют действительности.
-
Если
название, примерная тематика и (или)
специализация средства массовой
информации представляют злоупотребление
свободой массовой информации. Это
означает, что не допускается использование
средств массовой информации в целях
совершения уголовно наказуемых деяний,
для разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специально
охраняемую законом тайну, для
распространения материалов, содержащих
публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности или
публично оправдывающих терроризм,
других экстремистских материалов, а
также материалов, пропагандирующих
порнографию, культ насилия и жестокости
(абзац 1 статья 4 Закона о СМИ).
-
Если
регистрирующим органом ранее
зарегистрировано средство массовой
информации с теми же названием и формой
распространения массовой информации.
Указанная
статья также определяет, что заявление
о регистрации средства массовой
информации возвращается заявителю без
рассмотрения, с указанием основания
возврата в следующих случаях:
-
если
заявление подано с нарушением требований
подачи в соответствующий регистрирующий
орган или в заявлении не указаны
необходимые сведения, установленные
законодательством о средствах массовой
информации:
-
если
заявление от имени учредителя подано
лицом, не имеющим на то полномочий;
-
если
не уплачена государственная пошлина.
10. Процедура регистрации СМИ,
принятая в Роскомнадзоре
Регистрация СМИ осуществляется
в несколько этапов. В соответствии с
Приложением № 9 Административного
регламента процедура регистрации СМИ
выглядит следующим образом:
1) Заявитель собирает и подает
документы на регистрацию СМИ;
2) В приемной при подаче документов
выдают Уведомление о поступлении пакета
документов;
3) Регистрация пакета документов
– 2 дня;
4) Назначение ответственного за
регистрацию СМИ – 3 дня;
5) Проверка комплектности и
правильности заполнения документов –
15 дней;
6) Проверка повтора или сходства
названия – 1 день.
Если недостатки не выявлены, то
7) Подготовка документов для
оформления свидетельства;
8) Заявление на заключение и
Контрольный экземпляр Свидетельства;
9) Подготовка Свидетельства о
регистрации СМИ – 3 дня;
10) Свидетельство;
11) Подписание Свидетельства;
12) Свидетельство подписано;
-
Получение Свидетельства
заявителем.
11. Какие формы распространения
СМИ наиболее популярны?
Если рассматривать СМИ,
зарегистрированные нашей компанией за
последних три года (а их более ста), можно
выявить следующую тенденцию: за
регистрацией периодичных печатных
изданий обращаются в большинстве случаев
(67% обращений), на втором месте по
популярности - электронные СМИ (23%), далее
идут иные виды СМИ (чаще всего это
телепрограммы).
Таким образом, можно констатировать,
что наиболее распространенной формой
СМИ являются периодические печатные
издания (газеты, журналы).
Обратите внимание:
В работе юридической фирмы в настоящее время просто жизненно необходимо использовать crm системы. Трудно себе представить современный бизнес без их эффективного использования, и очень многие юрфирмы, особенно западные, уже пришли к пониманию этого. |