ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АО В ООО
Григорий Львович
КАЧКИН
Вступление
Многим из нас, корпоративным
и другим практикующим юристам, в процессе
своей деятельности не раз приходилось
сталкиваться с необходимостью проведения
реорганизации юридических лиц.
Целесообразность реорганизации обычно
диктуется разнообразными экономическими
причинами, среди которых, в частности,
стремление к оптимизации бизнеса, к
расширению «сферы влияния», вынужденная
необходимость «лечь под крыло» более
сильной и могущественной структуры или
спастись от банкротства и др.
Рассматривать экономические
предпосылки реорганизации я не стану
– для этого существуют компетентные
специалисты соответствующей отрасли.
Я же все свое внимание посвящу правовым
условиям (основаниям), порядку и
последствиям реорганизации юридического
лица, точнее, такой его формы, как
акционерное общество.
Как мы прекрасно знаем, реорганизация
акционерного общества осуществляется
в пяти разных формах: слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
В настоящей работе я подробно
разберу такую форму реорганизации
акционерного общества, как преобразование
его в общество с ограниченной
ответственностью.
Нормативно-правовыми актами,
регламентирующими важнейшие аспекты
реорганизации акционерного общества
(далее – АО) в форме преобразования в
общество с ограниченной ответственностью
(далее – ООО) в настоящее время являются
Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ),
Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об
акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об
АО»), Федеральный закон от 14.01.98 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной
ответственностью» (далее – ФЗ «Об ООО»),
Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей»
(далее – ФЗ «О регистрации»). Кроме того,
некоторые важные вопросы порядка
подготовки, созыва и проведения общего
собрания акционеров, в том числе и по
реорганизации АО, разрешаются на
подзаконном уровне.
ГК РФ устанавливает основные
положения реорганизации всех юридических
лиц (и АО в частности), определяет порядок
перехода прав и обязанностей
реорганизованного юридического лица
к другому лицу (лицам), форму и содержание
передаточного акта и разделительного
баланса. Отдельно устанавливаются
гарантии прав кредиторов юридического
лица при его реорганизации.
Условия, порядок и последствия
реорганизации АО в форме преобразования
в ООО (далее – преобразование) обстоятельно
регламентированы специальным
законодательным актом – ФЗ «Об АО».
Еще одним специальным актом –
ФЗ «Об ООО» - применительно к созданию
ООО путем преобразования АО, регулируются
основы его создания и деятельности,
определяется правовой статус ООО.
ФЗ «О регистрации»
устанавливает исчерпывающий перечень
действий по государственной регистрации
ООО, созданного путем преобразования
АО.
Очень существенные изменения в
правовом регулировании преобразования
произошли с вступлением в силу Федерального
закона от 27.07.06 № 146-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об
акционерных обществах». Фактически
этим актом порядок преобразования,
действовавший не один год, был принципиально
изменен, что стало для меня еще одним
весомым аргументом в пользу необходимости
раскрытия и упорядочения всех основных
элементов и нюансов преобразования АО
в ООО в рамках настоящей статьи.
Искренне надеюсь, что моя работа
принесет немало практической пользы
всем юристам, задействованным в сфере
корпоративного права.
Глава 1. Основные
элементы системы преобразования АО в
ООО
Преобразование АО в
ООО, как процесс совершения последовательных
юридически значимых действий, образует
собой единое целое – «систему
преобразования».
Как и любая другая система,
система преобразования внутренне
согласована и каждый из составляющих
ее элементов «работает» на благо целого,
выполняя свои частные функции.
Рассмотрим
подробнее все элементы нашей «системы
преобразования» в последующих разделах
настоящей Главы.
-
Основания проведения
Собрания акционеров по вопросу о
преобразовании АО в ООО.
Сразу же необходимо
отметить, что решение вопроса о
преобразовании АО в ООО возможно как
на Годовом, так и на Внеочередном общем
собрании акционеров (далее – Годовое
и Внеочередное собрание).
Если вопрос о преобразовании АО
в ООО решается на Годовом Собрании, то
основанием включения в повестку дня
соответствующего вопроса являютсяпредложения акционеров,владеющих в совокупности
не менее чем 2% голосующих акций АО (далее
– Предложение) и решение
Совета директоров о
включении вопроса о преобразовании в
повестку дня Годового собрания по его
усмотрению (п. 1 и ч. 2 п. 7 ст. 53 ФЗ «Об АО»).
Решение Совета директоров о включении
вопроса о преобразовании в повестку
дня Годового собрания принимается по
правилам ст. 68 ФЗ «Об АО» с учетом
положений ст.ст. 65-67 указанного закона.
Предложения акционеров о включении
вопроса о преобразовании АО в ООО в
повестку дня Годового собрания должны
поступить в Общество не позднее чем
через 30 дней после окончания финансового
года, если уставом конкретного Общества
не установлен более поздний срок. Что
касается Совета директоров, то для
включения по его усмотрению вопроса о
преобразовании в повестку дня Годового
собрания какой-либо срок законом не
установлен, но, при всех условиях, в
повестке дня, рассылаемой акционерам
в соответствие со ст. 52 ФЗ «Об АО»
указанный вопрос должен фигурировать.
Основанием проведения
Внеочередного собрания по вопросу о
преобразовании АО в ООО признаютсярешение Совета
директоров о проведении собрания по
своей инициативе и требованияревизионной комиссии
(ревизора) Общества, аудитора Общества,
а также акционеров (акционера) Общества,
являющихся владельцами не менее чем
10% голосующих акций на дату предъявления
требования (далее – Требование).
Что касается формы Предложения
и Требования, они представляются в
Общество в письменной форме. В такой же
форме, разумеется, представляется и
Решение Совета директоров о включении
вопроса о преобразовании в повестку
дня Годового собрания и о проведении
Внеочередного собрания по названному
вопросу.
Перейдем к содержанию Предложения
и Требования. И в том и в другом документе
в обязательном порядке должны быть
указаны:
-
Имя (наименование) акционера
(акционеров), представивших Предложение
или Требование;
-
Количество и категории (типы)
принадлежащих акционерам акций;
-
Формулировка каждого предлагаемого
вопроса, относящегося к преобразованию
АО в ООО (ст. 20 ФЗ «Об АО»);
В Предложении и Требовании
могут содержаться формулировки по
каждому из вопросов повестки дня Годового
или Внеочередного собрания.
И Предложение и Требования
должны быть подписаны акционером
(акционерами), вносящими вопросы о
преобразовании АО в ООО в повестку дня
Годового собрания или требующими
проведения Внеочередного собрания
(ст.ст. 53 и 55 ФЗ «Об АО»).
Возникает вопрос – могут ли
Предложение и Требования подписать
представители акционеров с надлежащим
образом оформленными полномочиями?
Принимая во внимание отсутствие
законодательно выраженного запрета и
опираясь на п. 2.7. «Положения о дополнительных
требованиях к порядку подготовки, созыва
и проведения общего собрания акционеров»,
утвержденного постановление Правительства
РФ от 31.05.02 № 17/пс (далее – Положение о
дополнительных требованиях) на указанный
вопрос следует дать положительный
ответ. В данном случае к такому Предложению
(Требованию) должна прилагаться
доверенность (копия доверенности,
засвидетельствованная в установленном
порядке), содержащая сведения о
представляемом и представителе, которые
в соответствии с ФЗ «Об АО» должны
содержаться в доверенности на голосование,
оформленная в соответствии с требованиями
ФЗ «Об АО» к оформлению доверенности
на голосование (п. 1 ст. 57 ФЗ «Об АО»).
В случае, если Предложение или
Требование подписано акционером (его
представителем), права на акции которого
учитываются по счету депо в депозитарии,
к такому предложению (требованию) должна
прилагаться выписка со счета депо
акционера в депозитарии, осуществляющем
учет прав на указанные акции (п. 2.7.
Положения о дополнительных требованиях).
Требование, исходящее от
ревизионной комиссии (ревизора) Общества
или аудитора Общества должно быть
подписано всеми членами ревизионной
комиссии (ревизором) или аудитором
Общества, утвержденным решением Общего
собрания акционеров (ст.ст. 85 и 86 ФЗ «Об
АО»).
Решения Совета директоров о
включении вопросов о преобразовании
АО в ООО в повестку дня Годового собрания
и о проведении Внеочередного собрания
с обозначенной тематикой принимаются
на заседании Совета директоров и
оформляются Протоколом. Протокол
заседания Совета директоров подписывается
председательствующим на заседании,
который несет ответственность за
правильность составления протокола.
Порядок созыва, проведения и
принятия решения на заседании Совета
директоров устанавливается ст. 68 ФЗ «Об
АО», Уставом или внутренним документом
Общества.
Предложение и Требование могут
быть соответственно внесены и представлены
в Общество способами, указанными в п.
2.1. Положения о дополнительных требованиях:
во-первых, путем направления
почтовой связью по адресу (месту
нахождения) единоличного исполнительного
органа (по адресу управляющего или
адресу (месту нахождения) постоянно
действующего исполнительного органа
управляющей организации) Общества,
содержащемуся в едином государственном
реестре юридических лиц, по адресам,
указанным в Уставе Общества или в ином
внутреннем документе Общества,
регулирующем деятельность Собрания
акционеров;
во-вторых, путем вручения под
роспись лицу, осуществляющему функции
единоличного исполнительного органа
Общества, председателю совета директоров
(наблюдательного совета) Общества,
корпоративному секретарю Общества,
если в Обществе предусмотрена такая
должность, или иному лицу, уполномоченному
принимать письменную корреспонденцию,
адресованную Обществу;
направления иным способом (в том
числе электрической связью, включая
средства факсимильной и телеграфной
связи, электронной почтой с использованием
электронной цифровой подписи) в случае,
если это предусмотрено уставом или иным
внутренним документом Общества,
регулирующим деятельность Собрания
акционеров.
Дата внесения Предложения и дата
предъявления Требования определяются
в зависимости от способа внесения
Предложения и предъявления Требования,
следующими датами (п.п. 2.4. и 2.6. Положения
о дополнительных требованиях):
для «почтового»
Предложения |
датой на оттиске
календарного штемпеля, подтверждающего
дату отправки почтового отправления |
для «простого почтового»
Требования |
датой на оттиске
календарного штемпеля, подтверждающего
дату получения почтового отправления |
для «заказного
почтового» Требования |
датой вручения
почтового отправления адресату под
расписку |
для Предложения и
Требования, врученных под роспись |
датой вручения |
для Предложения и
Требования, направленных электрической
связью, электронной почтой или иным
способом, предусмотренным Уставом
или иным внутренним документом
Общества, регулирующим деятельность
Собрания акционеров |
датой, определяемой
Уставом или иным внутренним документом
Общества, регулирующим деятельность
Собрания акционеров |
Соответствие акционера
(акционеров) параметрам, указанным в п.
1 ст. 53 и п. 1 ст. 55 ФЗ «Об АО» и предоставляющим
право на внесение Предложения или
предъявление Требования определяются
на дату внесения Предложения или
предъявления Требования.
-
Рассмотрение
Предложения и Требования. Утверждение
повестки дня Собрания акционеров.
Совет директоров обязан
рассмотреть поступившее Предложение
и принять решение о включении в повестку
дня Годового собрания или об отказе во
включении в нее «преобразовательных»
вопросов в течение 5 дней со дня окончания
срока, установленного п. 1 ст. 53 ФЗ «Об
АО».
Требование рассматривается
Советом директоров в 5 дневный срок со
дня его предъявления. В тот же срок
должно быть принято решение о созыве
Внеочередного собрания на тему
преобразования АО в ООО или об отказе
в его созыве.
Отказ во включении
вопросов, связанных с преобразованием
АО в ООО в повестку дня Годового собрания
и в созыве Внеочередного собрания должен
быть мотивирован. Такой отказ возможен
только в следующих случаях:
1) акционерами (акционером) не
соблюдены срок, установленный п. 1 ст.
53 ФЗ «Об АО» - только для
Предложения;
2) акционеры (акционер) не являются
владельцами предусмотренного п. 1 ст.
53 и п. 1 ст. 55 ФЗ «Об АО» количества
голосующих акций общества;
3) Предложение не соответствует
требованиям, предусмотренным п. 3 и 4 ст.
53 ФЗ «Об АО»;
4) вопросы, предложенные для
внесения в повестку дня Собрания
акционеров, не отнесены к его компетенции
и (или) не соответствуют требованиям
настоящего ФЗ «Об АО» и иных правовых
актов Российской Федерации;
5) не соблюден, установленный ст.
55 ФЗ «Об АО» порядок предъявления
Требования о созыве Внеочередного
собрания – только для
Требования.
Примечание: в случае, если функции
Совета директоров (наблюдательного
совета) Общества осуществляет Собрание
акционеров, созыв Внеочередного собрания
по Требованию управомоченных лиц
осуществляется лицом или органом
Общества, к компетенции которых Уставом
Общества отнесено решение вопроса о
проведении Собрания акционеров и об
утверждении его повестки дня.
Мотивированное решение об отказе
направляется органам и лицам, представившим
Предложение или Требование, не позднее
3 дней с момента принятия такого решения.
Решение Совета директоров об
отказе во включении вопросов о
преобразовании АО в ООО в повестку дня
Годового собрания или в созыве
Внеочередного собрания может быть
обжаловано в суд.
Если в течение установленного
ФЗ «Об АО» 5 дневного срока Советом
директоров не принято решение о созыве
Внеочередного собрания или принято
решение об отказе в его созыве, Внеочередное
собрание может быть созвано органами
и лицами, требующими его созыва. При
этом органы и лица, созывающие Внеочередное
собрание, обладают предусмотренными
ФЗ «Об АО» полномочиями, необходимыми
для созыва и проведения Собрания
акционеров.
В этом случае расходы на подготовку
и проведение Собрания акционеров могут
быть возмещены по решению Внеочередного
собрания за счет средств Общества.
Но необходимо помнить, что, в
соответствие с п. 3 ст. 49 ФЗ «Об АО»,
решение по вопросу о реорганизации АО
(и о преобразовании в ООО в частности)
принимается Собранием акционеров только
по предложению Совета директоров, если
иное не установлено Уставом Общества.
Возможность «внесудебного»
включения вопросов (о преобразовании
АО в ООО в том числе) в повестку дня
Годового собрания, в случае отказа
Совета директоров во включении этих
вопросов в повестку дня или его уклонения
от принятия решения, законом не
предусмотрена.
Принятые на заседании Совета
директоров решения о включении вопросов,
связанных с преобразованием АО в ООО в
повестку дня Годового собрания или о
созыве Внеочередного собрания на
«преобразовательную» тему оформляются
Протоколом заседания Совета директоров,
который помимо общеобязательных
сведений, предусмотренных п. 4 ст. 68 ФЗ
«Об АО» должен содержать итоговуюповестку дня Годового или
Внеочередного собрания.
Вопросы повестки дня Собрания
акционеров, связанные с преобразованием
АО в ООО, должны предусматривать решения
по ним, содержащие:
1) наименование, сведения о месте
нахождения юридического лица, создаваемого
путем реорганизации общества в форме
преобразования;
2) порядок и условия преобразования;
3) порядок обмена акций Общества
на доли участников в уставном капитале
общества с ограниченной ответственностью;
4) список членов ревизионной
комиссии или указание о ревизоре
создаваемого ООО, если в соответствии
с ФЗ «Об ООО» уставом создаваемого ООО
предусмотрено наличие ревизионной
комиссии или ревизора;
5) список членов коллегиального
исполнительного органа создаваемого
ООО, если в соответствии с ФЗ «Об ООО»
уставом такого ООО предусмотрено наличие
коллегиального исполнительного органа
и его образование отнесено к компетенции
высшего органа управления такого ООО;
6) указание о лице, осуществляющем
функции единоличного исполнительного
органа создаваемого ООО;
7) указание об утверждении
передаточного акта с приложением
передаточного акта;
8) указание об утверждении
учредительных документов создаваемого
ООО с приложением учредительных
документов.
-
Подготовка к
проведению Собрания акционеров
После принятия решения
о включении вопросов о преобразовании
АО в ООО в повестку дня Годового собрания
или созыве Внеочередного собрания Совет
директоров или заменяющий его орган
(лицо) переходят непосредственно к
подготовке к проведению Собрания
акционеров.
При подготовке к проведению
Собрания акционеров Совет директоров
определяет (п. 1 ст. 54 ФЗ «Об АО»):
форму проведения общего собрания
акционеров (собрание или заочное
голосование);
дату, место, время проведения
общего собрания акционеров и в случае,
когда в соответствии с пунктом 3 статьи
60 настоящего Федерального закона
заполненные бюллетени могут быть
направлены обществу, почтовый адрес,
по которому могут направляться заполненные
бюллетени, либо в случае проведения
общего собрания акционеров в форме
заочного голосования дату окончания
приема бюллетеней для голосования и
почтовый адрес, по которому должны
направляться заполненные бюллетени;
дату составления списка лиц,
имеющих право на участие в Собрании
акционеров;
повестку дня Собрания акционеров;
порядок сообщения акционерам о
проведении Собрания акционеров;
перечень информации (материалов),
предоставляемой акционерам при подготовке
к проведению Собрания акционеров, и
порядок ее предоставления;
форму и текст бюллетеня для
голосования в случае голосования
бюллетенями.
Так же укажем, что при подготовке
к проведению Собрания акционеров, помимо
принятия решений по вопросам, указанным
в п. 1 ст. 54 ФЗ «Об АО», должны быть приняты
решения об определении типа (типов)
привилегированных акций, владельцы
которых обладают правом голоса по
вопросам повестки дня общего собрания,
а при подготовке к проведению Собрания
акционеров, проводимого в форме собрания,
- также о времени начала регистрации
лиц, участвующих в таком Собрании.
Применительно к решению вопроса
о преобразовании АО в ООО, определять
тип (типы) привилегированных акций,
владельцы которых обладают правом
голоса по указанному вопросу Совету
директоров не придется – в силу п. 4 ст.
32 ФЗ «Об АО» при решении вопросов о
реорганизации и ликвидации АО «голосуют»
все акции: и простые и привилегированные
(всех типов).
В повестку дня Годового собрания
должны, помимо «преобразовательных»
вопросов обязательно включаться вопросы
об избрании совета директоров
(наблюдательного совета) Общества,
ревизионной комиссии (ревизора) Общества,
утверждении аудитора Общества, а также
вопросы, предусмотренные подп. 11 п. 1 ст.
48 ФЗ «Об АО».
-
Право на участие
в Собрании акционеров
Вопрос о праве на участие
в Годовом или Внеочередном собрании,
на котором решается судьба преобразования
АО в ООО считается одним из важнейших
при подготовке Собрания акционеров,
поскольку – и это не для кого не секрет
- от персонального состава лиц, принимающих
участие в Собрании акционеров, от их
волеизъявления по поставленным на
голосование вопросам напрямую зависит
– быть преобразованию или не быть.
Правом на участие в Собрании
акционеров и, следовательно, голосовать
по вопросам преобразования АО в ООО
обладают лишь те лица, которые включеныв Список лиц, имеющих право
на участие в Собрании акционеров,
повестка дня которого включает блок
«преобразовательных» вопросов (далее
– Список лиц). Из указанного общего
правила есть исключение, о котором будет
сказано ниже.
Список лиц составляется на
основании данных реестра акционеров
Общества. В список лиц, имеющих право
на участие в Собрании акционеров,
повестка дня которого содержит вопросы
о преобразовании АО в ООО включаются:
акционеры - владельцы обыкновенных
акций Общества;
акционеры - владельцы
привилегированных акций Общества;
акционеры - владельцы
привилегированных акций;
представители Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации
или муниципального образования в случае,
если в отношении общества используется
специальное право на участие Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации
или муниципального образования в
управлении указанным Обществом («золотая
акция»);
иные лица в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
В случае, если акции Общества
составляют имущество паевых инвестиционных
фондов, в Список лиц включаются управляющие
компании этих паевых инвестиционных
фондов.
В случае, если акции Общества
переданы в доверительное управление,
в Список лиц включаются доверительные
управляющие, за исключением случаев,
когда доверительный управляющий не
вправе осуществлять право голоса по
акциям, находящимся в доверительном
управлении.
В случае передачи акций после
даты составления Списка лиц и до даты
проведения Собрания акционеров (далее
- акции, переданные после даты составления
Списка лиц) лицо, включенное в Список
лиц, обязано выдать приобретателю
доверенность на голосование или
голосовать на Собрании акционеров в
соответствии с указаниями приобретателя
акций. Указанное правило применяется
также к каждому последующему случаю
передачи акции.
При передаче акций, переданных
после даты составления Списка лиц, двум
или более приобретателям лицо, включенное
в Список лиц обязано голосовать на
Собрании в соответствии с указаниями
каждого приобретателя акций и (или)
выдать каждому приобретателю акций
доверенность на голосование, указав в
такой доверенности число акций,
голосование по которым предоставляется
данной доверенностью.
Если указания приобретателей
совпадают, то их голоса суммируются.
Если указания приобретателей в отношении
голосования по одному и тому же вопросу
повестки дня Собрания акционеров не
совпадают, то лицо, включенное в Список
лиц, обязано голосовать по такому вопросу
в соответствии с полученными указаниями
тем количеством голосов, которые
предоставляются акциями, принадлежащими
каждому приобретателю.
Если в отношении акций, переданных
после даты составления Списка лиц,
лицом, включенным в Список лиц, выданы
доверенности на голосование, приобретатели
таких акций подлежат регистрации для
участия в Собрании акционеров и им
должны быть выданы бюллетени для
голосования.
В случае, если акции, предоставляющие
право голоса на Собрании акционеров,
обращаются за пределами Российской
Федерации в форме ценных бумаг иностранного
эмитента, выпущенных в соответствии с
иностранным правом и удостоверяющих
права на такие акции (депозитарных
ценных бумаг), голосование по таким
акциям должно осуществляться только в
соответствии с указаниями владельцев
депозитарных ценных бумаг (п. 1 ст. 51 ФЗ
«Об АО», п.п. 2.11. и 2.12. Положения о
дополнительных требованиях).
Список лиц составляется не ранее
даты принятия решения о проведении
Собрания акционеров, повестка дня
которого включает вопросы о преобразовании
АО в ООО, но не позднее, чем за 50 дней до
даты проведения такого собрания (абз.
2 п. 1 ст. 51 ФЗ «Об АО»).
В случае проведения Собрания
акционеров, в определении кворума
которого и голосовании участвуют
бюллетени, дата составления Списка лиц
устанавливается не менее чем за 35 дней
до даты проведения Собрания акционеров
(абз. 3 п. 1 ст. 51 ФЗ «Об АО»).
Для составления Списка лиц,
имеющих право на участие в Собрании
акционеров, номинальный держатель акций
представляет данные о лицах, в интересах
которых он владеет акциями, на дату
составления указанного Списка.
Список лиц содержит имя
(наименование) каждого включенного в
него лица, данные, необходимые для его
идентификации, данные о количестве и
категории (типе) акций, правом голоса
по которым оно обладает, почтовый адрес
в Российской Федерации, по которому
должны направляться сообщение о
проведении Собрания акционеров, бюллетени
для голосования в случае, если голосование
предполагает направление бюллетеней
для голосования, и отчет об итогах
голосования.
Список лиц предоставляется
Обществом для ознакомления по требованию
лиц, включенных в этот список и обладающих
не менее чем 1% голосов. При этом данные
документов и почтовый адрес физических
лиц, включенных в этот список,
предоставляются только с согласия этих
лиц.
По требованию любого заинтересованного
лица Общество в течение 3-х дней обязано
предоставить ему выписку из списка лиц,
имеющих право на участие в Собрании
акционеров, содержащую данные об этом
лице, или справку о том, что оно не
включено в список лиц, имеющих право на
участие в Собрании акционеров.
Изменения в Список лиц могут
вноситься только в случае восстановления
нарушенных прав лиц, не включенных в
указанный Список на дату его составления,
или исправления ошибок, допущенных при
его составлении (п.п. 2-5 ст. 51 ФЗ «Об АО»).
-
Информация о
проведении Собрания акционеров
Акционерное общество
обязано письменно информировать своих
акционеров о проведении Годового или
Внеочередного собрания акционеров, на
которых решается вопрос о преобразовании
в ООО.
Сообщение о проведении Собрания
акционеров, повестка дня которого
содержит вопрос о реорганизации Общества
должно быть сделано не позднее чем за
30 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 52
ФЗ «Об АО»).
Сообщение о проведении Собрания
акционеров должно быть направлено
каждому лицу, указанному в Списке лиц,
заказным письмом, если уставом Общества
не предусмотрен иной способ направления
этого сообщения в письменной форме, или
вручено каждому из указанных лиц под
роспись либо, если это предусмотрено
уставом Общества, опубликовано в
доступном для всех акционеров Общества
печатном издании, определенном уставом
Общества (абз. 3 п. 1 ст. 52 ФЗ «Об АО»).
Дополнительно, Общество может
информировать акционеров о проведении
Собрания акционеров через иные средства
массовой информации (телевидение,
радио).
Содержание сообщения о проведении
Собрания акционеров является стандартным,
независимо от вида собрания – Годовое
или Внеочередное, и раскрывается нормой
п. 2 ст. 52 ФЗ «Об АО».
Особенности содержания сообщения
о проведении Собрания акционеров с
повесткой дня, включающей вопросы о
преобразовании АО в ООО установлены п.
2 ст. 76 ФЗ «Об АО» и абз. 2 п. 3.1. Положения
о дополнительных требованиях, а именно:
-
АО обязано информировать
акционеров о наличии у них права
требовать выкупа Обществом принадлежащих
им акций, цене и порядке осуществления
выкупа, в случае принятия решения о
преобразовании в ООО;
-
В сообщении должно быть указано
время начала регистрации лиц, участвующих
в Собрании акционеров (только для
Собрания акционеров, проводимого в
форме собрания).
Об условиях и порядке
осуществления выкупа Обществом акций
у акционеров речь пойдет в дальнейшем.
Сейчас рассмотрим важнейший
вопрос о цене выкупа акций.
Выкуп Обществом акций осуществляется
по цене, указанной в сообщении о проведении
Собрания акционеров, повестка дня
которого включает вопросы, голосование
по которым может в соответствии с ФЗ
«Об АО» повлечь возникновение права
требовать выкупа Обществом акций.
В силу п. 1 ст. 75 ФЗ «Об АО» акционеры
- владельцы голосующих акций вправе
требовать выкупа Обществом всех или
части принадлежащих им акций в случаереорганизации Общества,
если они голосовали против принятия
решения о его реорганизации либо не
принимали участия в голосовании по
этому вопросу.
Как видно из содержания указанной
нормы, законодатель относит преобразование
АО в ООО, как одну из форм реорганизации
АО, к той категории вопросов, голосование
по которым предоставляет право требовать
выкупа акций. Но право требовать выкупа
предоставляется только в случае
голосования против преобразования или
неучастия в Собрании акционеров.
Цена выкупа Обществом своих
акций у акционеров определяется Советом
директоров исходя из рыночной стоимости
акций (абз. 1 п. 1 ст. 77 ФЗ «Об АО»).
Для определения рыночной стоимости
акций в обязательном порядке должен
быть привлечен независимый оценщик,
причем выкуп акций Обществом осуществляется
по цене, определенной Советом директоров,
но не ниже рыночной стоимости, которая
должна быть определена независимым
оценщиком без учета ее изменения в
результате действий Общества, повлекших
возникновение права требования оценки
и выкупа акций.
В случае, если владельцем от 2 до
50 процентов включительно голосующих
акций Общества являются государство и
(или) муниципальное образование,
обязательным является уведомление
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного Правительством
Российской Федерации (далее - уполномоченный
орган), о принятом Советом директоров
решении об определении цены выкупа
акций.
В уполномоченный орган (в настоящее
время таковым является Федеральное
агентство по управлению государственным
имуществом, см. постановление Правительства
РФ № 432 от 05.06.08 г.) в срок, не превышающий
3-х рабочих дней с даты принятия Советом
директоров решения об определении цены
выкупа акций, представляются:
копия решения Совета директоров
об определении цены выкупа акций;
копия отчета оценщика об оценке
рыночной стоимости акций Общества;
Уполномоченный орган в срок, не
превышающий 20 дней с даты получения
указанных документов, вправе направить
в Общество мотивированное заключение.
Уполномоченный орган рассматривает
представленные документы и осуществляет
проверку на соответствие отчета об
оценке, подготовленного оценщиком,
стандартам оценки и законодательству
об оценочной деятельности;
Мотивированное заключение
уполномоченного органа направляется
в:
саморегулируемую организацию
оценщиков, членом которой является
оценщик, осуществивший оценку, в случае
принятия уполномоченным органом решения
о несоответствии отчета об оценке,
подготовленного оценщиком, стандартам
оценки и законодательству об оценочной
деятельности для проведения саморегулируемой
организацией экспертизы соответствующего
отчета об оценке.
Заключение уполномоченного
органа может быть оспорено в судебном
порядке по иску Общества.
В случае направления в
саморегулируемую организацию оценщиков
мотивированного заключения уполномоченный
орган выносит предписание о приостановлении
исполнения решения Совета директоров
об определении цены выкупа акций на
срок проведения экспертизы соответствующего
отчета об оценке и одновременно уведомляет
Общество об обращении в саморегулируемую
организацию оценщиков для проведения
такой экспертизы с приложением указанного
предписания и копии направленного
мотивированного заключения. Саморегулируемая
организация оценщиков проводит такую
экспертизу и по ее итогам направляет
заключение в уполномоченный орган и
Общество в срок, не превышающий 20 дней
со дня получения мотивированного
заключения. В случае направления
саморегулируемой организацией оценщиков
по итогам экспертизы отрицательного
заключения цена выкупа акций, определенная
Советом директоров в соответствии с
настоящей статьей, признается
недостоверной.
Уполномоченный орган вправе
оспорить результаты экспертизы в
судебном порядке.
В случае, если уполномоченный
орган не направил в Общество заключение
в установленный срок, цена выкупа акций
признается достоверной и рекомендуемой
для совершения сделки.
Сделка, которая совершена
Обществом с нарушением установленного
порядка, или цена которой является в
соответствии с настоящим пунктом
недостоверной, может быть признана
недействительной по иску уполномоченного
органа в течение шести месяцев со дня,
когда уполномоченный орган узнал или
должен был узнать о совершении сделки.
Суд с учетом всех обстоятельств
дела вправе отказать в признании сделки
недействительной, если Обществом будет
доказано, что допущенные нарушения не
являются существенными и сделка не
повлекла за собой причинение убытков
Обществу, государству и (или) муниципальному
образованию.
-
Информация
(материалы), предоставляемая акционерам
при подготовке к проведению Собрания
акционеров
К информации (материалам),
обязательной к предоставлению лицам,
имеющим право на участие в Собрании
акционеров (в «преобразовательном»
Собрании, в частности), при подготовке
к проведению Собрания акционеров,
относятся (п. 3 ст. 52 ФЗ «Об АО»):
- годовая бухгалтерская отчетность,
в том числе заключение аудитора,
заключение ревизионной комиссии
(ревизора) Общества по результатам
проверки годовой бухгалтерской
отчетности;
- сведения о кандидате (кандидатах)
в исполнительные органы Общества, совет
директоров Общества, ревизионную
комиссию (ревизоры) Общества, счетную
комиссию Общества;
- проект изменений и дополнений,
вносимых в устав Общества, или проект
устава Общества в новой редакции;
- проекты внутренних документов
Общества;
- проекты решений Собрания
акционеров;
- предусмотренная пунктом 5 статьи
32.1 ФЗ «Об АО» информация об акционерных
соглашениях, заключенных в течение года
до даты проведения Собрания акционеров;
- также информация (материалы),
предусмотренная уставом Общества.
Перечень дополнительной информации
(материалов), обязательной для
предоставления лицам, имеющим право на
участие в Собрании акционеров, при
подготовке к проведению Собрания
акционеров, может быть установлен
федеральным органом исполнительной
власти по рынку ценных бумаг.
И такой Перечень установлен п.
3.2. - 3.5. Положения о дополнительных
требованиях. В него включаются:
- годовой отчет Общества;
- заключение ревизионной комиссии
о достоверности данных, содержащихся
в годовом отчете Общества;
- информация о наличии либо
отсутствии письменного согласия
выдвинутых кандидатов на избрание в
соответствующий орган Общества (Совет
директоров, ревизионную комиссию
(ревизоры), счетную комиссию, коллегиальный
исполнительный орган, единоличный
исполнительный орган);
- рекомендации Совета директоров
Общества по распределению прибыли, в
том числе по размеру дивиденда по акциям
Общества и порядку его выплаты, и убытков
Общества по результатам финансового
года;
- отчет независимого оценщика о
рыночной стоимости акций Общества,
требования о выкупе которых могут быть
предъявлены Обществу;
- расчет стоимости чистых активов
Общества по данным бухгалтерской
отчетности Общества за последний
завершенный отчетный период;
- протокол (выписка из протокола)
заседания Совета директоров Общества,
на котором принято решение об определении
цены выкупа акций Общества, с указанием
цены выкупа акций.
- обоснование условий и порядка
реорганизации Общества, содержащихся
в решении о разделении, выделении или
преобразовании либо в договоре о слиянии
или присоединении, утвержденное
(принятое) уполномоченным органом
Общества;
- годовые отчеты и годовая
бухгалтерская отчетность всех организаций,
участвующих в реорганизации, за три
завершенных финансовых года, предшествующих
дате проведения Собрания, либо за каждый
завершенный финансовый год с момента
образования организации, если организация
осуществляет свою деятельность менее
трех лет;
- квартальная бухгалтерская
отчетность всех организаций, участвующих
в реорганизации, за последний завершенный
квартал, предшествующий дате проведения
Собрания.
Очевидно, однако, что далеко не
вся вышеперечисленная информация
(материалы) подлежит предоставлению
именно к Собранию акционеров, повестка
дня которого включает вопросы о
преобразовании АО в ООО.
При подготовке
«преобразовательного» собрания, в
зависимости от того является оно Годовым
или Внеочередным, акционерам
предоставляются: годовая бухгалтерская
отчетность, в том числе заключение
аудитора, заключение ревизионной
комиссии (ревизора) реорганизуемого
Общества по результатам проверки годовой
бухгалтерской отчетности, проекты
решений Собрания акционеров, документы
предусмотренные абз. 4 п. 3.2., п.п. 3.4. и
3.5. Положения о дополнительных требованиях,
а также сведения о кандидатах для
избрания в члены ревизионной комиссии
(ревизоры), коллегиального исполнительного
органа, единоличный исполнительный
орган, в иной орган ООО, создаваемого
путем преобразования АО, сведения об
аудиторе такого ООО, проекты Передаточного
акта реорганизуемого Общества и Устава
создаваемого ООО, иная информация о
преобразовании АО в ООО, предусмотренная
Уставом Общества.
Вышеуказанная информация
(материалы) в течение 30 дней до проведения
Собрания акционеров должна быть доступна
лицам, имеющим право на участие в Собрании
акционеров, для ознакомления в помещении
исполнительного органа Общества и иных
местах, адреса которых указаны в сообщении
о проведении Собрания акционеров.
Указанная информация (материалы) должна
быть доступна лицам, принимающим участие
в Собрании акционеров, во время его
проведения.
Общество обязано по требованию
лица, имеющего право на участие в Собрании
акционеров, предоставить ему копии
указанных документов в течение 5 дней
с даты поступления в Общество
соответствующего требования, если более
короткий срок не предусмотрен уставом
Общества или внутренним документом
Общества, регулирующим деятельность
Собрания акционеров. Плата, взимаемая
Обществом за предоставление данных
копий, не может превышать затраты на их
изготовление.
В случае, если зарегистрированным
в реестре акционеров Общества лицом
является номинальный держатель акций,
сообщение о проведении Собрания
акционеров направляется по адресу
номинального держателя акций, если в
списке лиц, имеющих право на участие в
Собрании акционеров, не указан иной
почтовый адрес, по которому должно
направляться сообщение о проведении
Собрания акционеров. В случае, если
сообщение о проведении Собрания
акционеров направлено номинальному
держателю акций, он обязан довести его
до сведения своих клиентов в порядке и
сроки, которые установлены правовыми
актами Российской Федерации или договором
с клиентом (п.п. 3 и 4 ст. 52 ФЗ «Об АО», п.
3.8. Положения о дополнительных требованиях).
-
Проведение Собрания
акционеров
По смыслу ст. 50 ФЗ «Об
АО» Собрание акционеров может быть
проведено в двух различных формах:
-
в форме собрания (совместного
присутствия акционеров для обсуждения
вопросов повестки дня и принятия решений
по вопросам, поставленным на голосование);
-
в форме заочного голосования
(без совместного присутствия акционеров
для обсуждения вопросов повестки дня
и принятия решений по вопросам,
поставленным на голосование).
Порядок проведения
Собрания акционеров в форме заочного
голосования, условия и порядок участия
акционеров в таком собрании, а также
порядок голосования бюллетенями на
Собрании акционеров, проводимом в форме
собрания установлен ст.ст. 58, 60 и 61 ФЗ
«Об АО» и разделом 4 Положения о
дополнительных требованиях.
Остановимся подробнее на порядке
проведения «преобразовательного»
Собрания акционеров в форме собрания
без использования бюллетеней для
голосования.
Начнем с того, что в соответствие
с п. 1 ст. 57 ФЗ «Об АО» право на участие в
Собрании акционеров осуществляется
акционером как лично, так и через своего
представителя.
Акционер вправе в любое время
заменить своего представителя на
Собрании акционеров или лично принять
участие в Собрании акционеров.
Представитель акционера на
Собрании акционеров действует в
соответствии с полномочиями, основанными
на указаниях федеральных законов или
актов уполномоченных на то государственных
органов или органов местного самоуправления
либо доверенности, составленной в
письменной форме. Доверенность на
голосование должна содержать сведения
о представляемом и представителе (для
физического лица - имя, данные документа,
удостоверяющего личность (серия и (или)
номер документа, дата и место его выдачи,
орган, выдавший документ), для юридического
лица - наименование, сведения о месте
нахождения). Доверенность на голосование
должна быть оформлена в соответствии
с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185
Гражданского кодекса Российской
Федерации или удостоверена нотариально.
В случае, если акция Общества
находится в общей долевой собственности
нескольких лиц, то правомочия по
голосованию на Собрании акционеров
осуществляются по их усмотрению одним
из участников общей долевой собственности
либо их общим представителем. Полномочия
каждого из указанных лиц должны быть
надлежащим образом оформлены (п. 3 ст.
57 ФЗ «Об АО»).
Последствия передачи акции после
даты составления Списка лиц и до даты
проведения Собрания акционеров подробно
описаны в разделе 1.4. настоящей статьи.
Собрание акционеров правомочно
(имеет кворум), если в нем приняли участие
акционеры, обладающие в совокупности
более чем половиной голосов размещенных
голосующих акций Общества.
Принявшими участие в Собрании
акционеров, проводимом в форме собрания,
считаются акционеры, зарегистрировавшиеся
для участия в нем.
Условия и порядок регистрации
лиц для участия в Собрании акционеров
достаточно полно урегулированы нормами
п.п. 4.5., 4.7., 4.8., 4.9., 4.12. Положения о
дополнительных требованиях.
Если вопросы преобразования АО
в ООО решаются на Годовом собрании, то
подлежит применению норма п. 2 ст. 58 ФЗ
«Об АО».
Собрание акционеров, проводимое
в форме собрания, открывается, если ко
времени начала его проведения имеется
кворум хотя бы по одному из вопросов,
включенных в повестку дня Собрания
акционеров. Регистрация лиц, имеющих
право на участие в Собрании акционеров,
не зарегистрировавшихся для участия в
Собрании акционеров до его открытия,
оканчивается не ранее завершения
обсуждения последнего вопроса повестки
дня Собрания акционеров, по которому
имеется кворум.
В случае, если ко времени начала
проведения Собрания акционеров нет
кворума ни по одному из вопросов,
включенных в повестку дня Собрания
акционеров, открытие собрания переносится
на срок, установленный уставом Общества
или внутренним документом Общества,
регулирующим деятельность Собрания
акционеров, но не более чем на 2 часа. В
случае отсутствия в уставе Общества
или внутреннем документе Общества,
регулирующем деятельность Собрания
акционеров, указания на срок переноса
открытия собрания, открытие собрания
переносится на 1 час.
Перенос открытия общего собрания
более одного раза не допускается (п.
4.9. Положения о дополнительных требованиях).
Если же, несмотря на все усилия,
кворум собрать не удалось, Годовое
собрание должно быть проведено повторно
с той же повесткой дня. Внеочередное
собрание может быть проведено повторно
с той же повесткой дня.
Повторное Собрание акционеров
правомочно (имеет кворум), если в нем
приняли участие акционеры, обладающие
в совокупности не менее чем 30 процентами
голосов размещенных голосующих акций
Общества. Уставом Общества с числом
акционеров более 500 тысяч может быть
предусмотрен меньший кворум для
проведения повторного Собрания
акционеров.
Сообщение о проведении повторного
Собрания акционеров осуществляется в
соответствии с требованиями ст. 52 ФЗ
«Об АО» (при этом положения абз. 1 ст. 52
не применяются).
При проведении повторного
Собрания акционеров менее чем через 40
дней после несостоявшегося Собрания
акционеров лица, имеющие право на участие
в Собрании акционеров, определяются в
соответствии со списком лиц, имевших
право на участие в несостоявшемся
Собрании акционеров (п. 4 ст. 58 ФЗ «Об
АО»).
Порядок ведения Собрания
акционеров, в части не урегулированной
действующим законодательством,
устанавливается уставом, внутренним
документом Общества, регламентирующим
деятельность Собрания акционеров или
решением Собрания акционеров, определяющим
порядок ведения конкретного Собрания
акционеров.
Вопросы, касающиеся открытия и
закрытия Собрания акционеров, начала
и окончания процедуры голосования на
собрании разрешаются в Положении о
дополнительных требованиях (п.п. 4.10. и
4.11.).
Итак, первым делом Собранию
акционером необходимо избрать Председателя
и Секретаря собрания, а также назначить
счетную комиссию.
Действующее законодательство
не содержит императивных требований о
порядке избрания Председателя и Секретаря
Собрания акционеров, о том какие лица
могут быть избраны в указанные органы
собрания, а если быть абсолютно точным,
то отсутствуют вообще какие-либо
положения на этот счет.
Между тем, норма п. 4.14. Положения
о дополнительных требованиях нам говорит
буквально следующее: «в случае, если на
внеочередном общем собрании, проводимом
по решению лиц, имеющих право требовать
проведения внеочередного общего
собрания, отсутствуют лица, которые
председательствуют на общем собраниив соответствии с Федеральным
законом "Об акционерных обществах",
председателем общего собрания является
лицо, принявшее решение о проведении
внеочередного общего собрания (его
представитель), или, если решение о
проведении внеочередного общего собрания
принято несколькими лицами, - одно из
них, определенное их решением». И тем
не менее, ФЗ «Об АО» в отношении и
Председателя и Секретаря Собрания
акционеров многозначительно «молчит».
В данном случае, по моему мнению,
можно руководствоваться п. 5 ст. 49 ФЗ «Об
АО» и восполнить указанный пробел
законодательного регулирования на
уровне локального нормотворчества.
Можно лишь заметить, что во всех
случаях Председатель и Секретарь
Собрания акционеров избираются из числа
лиц, присутствующих на собрании.
Порядок создания и деятельности
счетной комиссии урегулирован ст. 56 ФЗ
«Об АО». В соответствии с п. 4 данной
статьи, Счетная комиссия проверяет
полномочия и регистрирует лиц, участвующих
в Собрании акционеров, определяет кворум
Собрания акционеров, разъясняет вопросы,
возникающие в связи с реализацией
акционерами (их представителями) права
голоса на собрании, разъясняет порядок
голосования по вопросам, выносимым на
голосование, обеспечивает установленный
порядок голосования и права акционеров
на участие в голосовании, подсчитывает
голоса и подводит итоги голосования,
составляет протокол об итогах голосования,
передает в архив бюллетени для голосования.
Счетная комиссия составляет
протокол об итогах голосования,
подписываемый членами счетной комиссии
или лицом, выполняющим ее функции, в
срок не позднее 15 дней после закрытия
Собрания акционеров (п. 1 ст. 62 ФЗ «Об
АО»).
Голосование на Собрании акционеров
осуществляется по принципу «одна
голосующая акция Общества - один голос»,
за исключением проведения кумулятивного
голосования для выборов членов Совета
директоров.
-
Решение Собрания
акционеров о преобразовании в ООО и
последствия его принятия.
Решение по вопросу о
преобразовании АО в ООО принимается
Собранием акционеров большинством в
три четверти голосов акционеров -
владельцев голосующих акций, принимающих
участие в Собрании акционеров (п. 4 ст.
49 ФЗ «Об АО»).
Решение по вопросу о преобразовании
АО в ООО принимается Собранием акционеров
только по предложению Совета директоров,
если иное не установлено уставом Общества
(п. 3 ст. 49 ФЗ «Об АО»). Совет Директоров
представляет для ознакомления лиц,
зарегистрированных для участия в
Собрании акционеров, в составе раздаточного
материала, обоснование условий и порядка
преобразования АО в ООО, которые
впоследствии будут содержаться в решении
о преобразовании (абз. 2 п. 3.5. Положения
о дополнительных требованиях).
Подчеркнем еще раз - акционеры
(их представители), зарегистрированные
для участия в Собрании акционеров,
повестка дня которого включает вопрос
о преобразовании АО в ООО, должны быть
ознакомлены с информацией (материалами),
подлежащей предоставлению лицам, имеющим
право на участие собрании, при подготовке
к проведению Собранию акционеров, и
во время его проведения.
Это правило абз. 3 п. 3 ст. 52 ФЗ
«Об АО» обусловлено целью защиты
интересов тех акционеров, кто по тем
или иным причин не имел возможности
ознакомиться с информацией и материалами
в течение установленного ФЗ «Об АО»
срока (30 дней) до даты проведения Собрания
акционеров.
Решение о преобразовании АО в
ООО должно соответствовать требованиям,
установленным п. 3 ст. 20 ФЗ «Об АО», и
содержать:
1) наименование, сведения о месте
нахождения юридического лица, создаваемого
путем реорганизации общества в форме
преобразования;
2) порядок и условия преобразования;
3) порядок обмена акций общества
на доли участников в уставном капитале
общества с ограниченной (дополнительной)
ответственностью или паи членов
производственного кооператива в случае,
если осуществляется преобразование
общества в общество с ограниченной
(дополнительной) ответственностью или
производственный кооператив, либо
порядок определения состава имущества
или стоимости имущества, которое при
выходе или исключении из некоммерческого
партнерства его члена либо при ликвидации
некоммерческого партнерства вправе
получить его член, являвшийся акционером
общества, преобразованного в это
некоммерческое партнерство;
4) список членов ревизионной
комиссии или указание о ревизоре
создаваемого юридического лица, если
в соответствии с федеральными законами
уставом создаваемого юридического лица
предусмотрено наличие ревизионной
комиссии или ревизора и образование
ревизионной комиссии или избрание
ревизора отнесено к компетенции высшего
органа управления создаваемого
юридического лица;
5) список членов коллегиального
исполнительного органа создаваемого
юридического лица, если в соответствии
с федеральными законами уставом такого
юридического лица предусмотрено наличие
коллегиального исполнительного органа
и его образование отнесено к компетенции
высшего органа управления такого
юридического лица;
6) указание о лице, осуществляющем
функции единоличного исполнительного
органа создаваемого юридического лица;
7) список членов иного органа (за
исключением общего собрания участников
хозяйственного общества или членов
некоммерческого партнерства) создаваемого
юридического лица, если в соответствии
с федеральными законами уставом
создаваемого юридического лица
предусмотрено наличие иного органа и
его образование отнесено к компетенции
высшего органа управления создаваемого
юридического лица;
8) указание об утверждении
передаточного акта с приложением
передаточного акта;
9) указание об утверждении
учредительных документов создаваемого
юридического лица с приложением
учредительных документов.
Решение о преобразовании АО в
ООО может содержать указание об аудиторе
ООО, создаваемого путем преобразования
АО, иные данные о лицах, указанных в
подп. 4 - 7 п. 3 ст. 20 ФЗ «Об АО», другие не
противоречащие федеральным законам
положения о преобразовании АО в ООО (п.
3.1 ст. 20 ФЗ «Об АО»).
Порядок и условия преобразования
изложены в ст. 60 ГК РФ, ст.15 ФЗ «Об АО» и
ст. 13.1. Федерального закона от 08.08.01г. №
129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (далее ФЗ «О
государственной регистрации»).
Подробнее о порядке и условиях
преобразования в следующем разделе
настоящей статьи.
Рассматривая вопрос о порядке
обмена акций преобразуемого АО на доли
участников в уставном капитале
создаваемого ООО сразу же следует
отметить принципиальный момент – обмену
на доли подлежат акции только тех
акционеров, которые голосовали «за»
преобразование АО в ООО на Собрании
акционеров. Акционеры голосовавшие
«против» преобразования АО в ООО или
не принимавшие участия в голосовании
по этому вопросу вправе только предъявить
требования о выкупе принадлежащих им
всех или части акций преобразуемого
АО.
Такой вывод позволяет сделать
анализ нормы п. 1 ст. 75 ФЗ «Об АО»:
«Акционеры - владельцы
голосующих акций вправе требовать
выкупа Обществом всех или части
принадлежащих им акций в случаях:
реорганизации Общества……..если
они голосовали против принятия решения
о его реорганизации……….либо не принимали
участия в голосовании по этим вопросам».
Кроме того, в пользу настоящего
вывода свидетельствуют и положения ст.
20 ФЗ «Об АО», а именно, требование подп.
9 п. 3 об обязательном содержании в решении
о преобразовании АО в ООО указания об
утверждении учредительных документов
создаваемого ООО с приложением этих
документов.
Как известно, с 1 июля 2009 года
учредительным документом ООО является
только устав (ст. 5 Федерального закона
от 30.12.08 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений
в Часть первую Гражданского Кодекса
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации»).
Устав ООО в соответствии со ст.
12 Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной
ответственностью» (далее – ФЗ «Об ООО»)
должен, в числе прочих, содержать сведения
о составе и компетенции органов общества,
в том числе о вопросах, составляющих
исключительную компетенцию общего
собрания участников общества, о порядке
принятия органами общества решений, в
том числе о вопросах, решения по которым
принимаются единогласно или
квалифицированным большинством голосов.
Сведения о составе органов ООО
подразумевают в первую очередь информацию
о личности каждого из учредителей
(участников) ООО, образующих высший
орган управления Обществом – общее
собрание участников.
Поскольку устав ООО
утверждается на «преобразовательном»
Собрании акционеров, то акционеры АО,
голосующие «против» преобразования АО
в ООО или не принимающие участие в
голосовании по данному вопросу и не
подписавшие Договор об учреждении ООО
(п. 5 ст. 11 ФЗ «Об ООО»), выражают, таким
образом, свою волю на неучастие в ООО.
Следовательно, утрачивают возможность
быть его участниками.
Акции, голосовавших «за»
преобразование АО в ООО акционеров,
обмениваются на доли участников в
уставном капитале ООО на условиях и в
порядке, установленных решением Собрания
акционеров. С целью недопущения нарушения
имущественных прав и интересов акционеров,
при обмене акций на доли следует применять
коэффициент 1/1.
Перейдем к рассмотрению проектов
Передаточного акта и учредительных
документов создаваемого ООО.
Проект Передаточного акта должен
быть доступен акционерам еще на этапе
подготовки к проведению Собрания
акционеров и на самом собрании, разумеется,
тоже.
В силу п .1 ст. 59 ГК РФ, абз. 4 п. 6
ст. 15 ФЗ «Об АО» Передаточный акт должен
содержать положения о правопреемстве
по всем обязательствам реорганизуемого
АО в отношении всех его кредиторов и
должников, включая оспариваемые
обязательства, и порядок определения
правопреемства в связи с изменениями
вида, состава, стоимости имущества
реорганизуемого АО, а также в связи с
возникновением, изменением и прекращением
прав и обязанностей реорганизуемого
АО, которые могут произойти после даты,
на которую составлены Передаточный
акт.
ООО, созданное путем преобразования
АО, как единственный правопреемник
последнего, несет ответственность по
всем обязательствам реорганизованного
АО, независимо от того поименовано
соответствующее обязательство в
Передаточном акте или нет (абз. 3 п. 6 ст.
15 ФЗ «Об АО»).
Относительно проектов учредительных
документов ООО, утверждаемых на Собрании
акционеров, отметим следующее:
Во-первых, с 1 июля 2009 года (как
уже отмечалось выше) учредительным
документом ООО является только Устав.
Учредительный договор «переименован»
в Договор об учреждении ООО и больше не
имеет статуса учредительного документа
(см. ст.ст. 11 и 12 ФЗ «Об ООО»).
Тем не менее, Договор
об учреждении ООО играет очень важную
роль при создании любого ООО, в том числе
путем преобразования АО. В Договоре об
учреждении ООО обязательно должны быть
отражены положения, определяющие порядок
осуществления учредителями совместной
деятельности по учреждению ООО, размер
уставного капитала ООО, размер и
номинальную стоимость доли каждого из
учредителей ООО, а также размер, порядок
и сроки оплаты таких долей в уставном
капитале ООО. Например, сведения о
номинальной стоимости долей участников
ООО, вносимые в единый государственный
реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ),
при его учреждении определяются исходя
из положений указанного Договора.
Как уже отмечалось, акционеры,
не подписавшие Договор об учреждении
ООО, не могут являться участниками
последнего, вне зависимости от способа
учреждения ООО – «первичное создание»
или реорганизация другого юридического
лица, в наше случае, АО.
Договор об учреждении ООО,
создаваемого путем преобразования АО,
подписывается акционерами, голосовавшими
«за» преобразование АО в ООО непосредственно
перед утверждением устава такого ООО
(проект Договора об учреждении ООО
должен быть в перечне документов к
Собранию акционеров, доступных акционерам
при подготовке к собранию и во время
его проведения!).
Во-вторых, требования к содержанию
Устава ООО изложены в п. 2 ст. 12 ФЗ «Об
ООО».
Устав ООО должен
содержать:
полное и сокращенное фирменное
наименование ООО;
сведения о месте нахождения ООО;
сведения о составе и компетенции
органов ООО, в том числе о вопросах,
составляющих исключительную компетенцию
общего собрания участников ООО, о порядке
принятия органами ООО решений, в том
числе о вопросах, решения по которым
принимаются единогласно или
квалифицированным большинством голосов;
сведения о размере уставного
капитала ООО;
права и обязанности участников
ООО;
сведения о порядке и последствиях
выхода участника из ООО, если право на
выход из ООО предусмотрено Уставом;
сведения о порядке перехода доли
или части доли в уставном капитале ООО
к другому лицу;
сведения о порядке хранения
документов ООО и о порядке предоставления
ООО информации участникам ООО и другим
лицам;
иные сведения, предусмотренные
настоящим Федеральным законом (см.
ст.ст. 5, 30, 32, 33, 34, 37, 40, 41, 47 ФЗ «Об ООО»).
Устав ООО может также содержать
иные положения, не противоречащие ФЗ
«Об ООО» и иным федеральным законам.
И в-третьих, проект Устава ООО
также как и проекты Передаточного акта
и Договора об учреждении ООО обязательно
должен быть доступен акционерам и перед
Собранием акционеров, и во время его
проведения.
Наконец, мы вплотную подошли к
рассмотрению вопросов, неразрывно
связанных с преобразованием АО в ООО,
а именно – о цене выкупа акций, об
условиях и порядке его осуществления.
Вопрос о цене выкупа акций
обстоятельно освещен в разделе 1.5.
настоящей статьи.
Напомню, выкуп акций АО
осуществляется по цене, определенной
Советом директором (если в АО не создан
Совет директоров, то цена выкупа акций
определяется решением Собрания
акционеров), но не ниже рыночной стоимости,
которая должна быть определена независимым
оценщиком без учета ее изменения в
результате действий АО, повлекших
возникновение права требования оценки
и выкупа акций (п. 3 ст. 75 ФЗ «Об АО»).
После принятия решения о цене
выкупа акций разрешается вопрос об
условиях и порядке осуществления выкупа.
Действующее законодательство
установило 3 основных условия выкупа
АО своих акций у акционеров:
-
Голосование акционера на Собрании
акционеров «против» преобразования
АО в ООО или неучастие акционера в
указанном собрании;
-
Наличие предъявленного акционером
Обществу Требования о выкупе принадлежащих
ему акций;
-
Ограничение по общей сумме
средств, направляемых АО на выкуп акций.
Требование акционера
о выкупе принадлежащих ему акций
направляется в письменной форме в АО с
указанием места жительства (места
нахождения) акционера и количества
акций, выкупа которых он требует. Подпись
акционера - физического лица, равно как
и его представителя, на требовании
акционера о выкупе принадлежащих ему
акций и на отзыве указанного требования
должна быть удостоверена нотариально
или держателем реестра акционеров АО
(абз. 1 п. 3 ст. 76 ФЗ «Об АО»).
Общая сумма средств, направляемых
АО на выкуп акций, не может превышать
10 % стоимости чистых активов АО на дату
принятия решения, которое повлекло
возникновение у акционеров права
требовать выкупа АО принадлежащих им
акций. В случае, если общее количество
акций, в отношении которых заявлены
требования о выкупе, превышает количество
акций, которое может быть выкуплено АО
с учетом установленного выше ограничения,
акции выкупаются у акционеров
пропорционально заявленным требованиям
(п. 5 ст. 76 ФЗ «Об АО»).
Указанная норма имеет своей
целью защиту интересов создаваемого
ООО от неблагоприятных экономических
последствий, связанных с необходимостью
удовлетворения требований акционеров
о выкупе принадлежащих им акций. Очевидно,
что создаваемое ООО не должно оставаться
без средств к существованию, удовлетворив
все предъявленные требования о выкупе
акций.
Другой вопрос – как необходимо
поступить с теми акциями, которые не
могут быть выкуплены АО в силу
вышеуказанного законодательного
ограничения?
Прямого ответа на этот животрепещущий
вопрос законодатель нам не дает. Что ж,
оставим рассмотрение и поиск ответа на
него для другой статьи.
Далее необходимо сказать о
порядке осуществления выкупа.
Требования акционеров о выкупе
АО принадлежащих им акций должны быть
предъявлены Обществу не позднее 45 дней
с даты принятия решения о преобразовании
АО в ООО Собранием акционеров (абз. 2 п.
3 ст. 76 ФЗ «Об АО»).
С момента получения АО требования
акционера о выкупе принадлежащих ему
акций до момента внесения в реестр
акционеров АО записи о переходе права
собственности на выкупаемые акции к АО
или до момента отзыва акционером
требования о выкупе этих акций акционер
не вправе совершать связанные с
отчуждением или обременением этих акций
сделки с третьими лицами, о чем держателем
указанного реестра вносится соответствующая
запись в реестр акционеров АО. Отзыв
акционером требования о выкупе
принадлежащих ему акций должен поступить
в АО в течение вышеуказанного 45 дневного
срока (абз. 3 п. 3 ст. 76 ФЗ «Об АО»).
Подпись акционера (его представителя)
на Отзыве требования о выкупе акций по
аналогии с подписью на самом Требовании
о выкупе должна быть удостоверена
нотариально или держателем реестра
акционеров АО.
По истечении срока, указанного
в абзаце втором пункта 3 настоящей
статьи, общество обязано выкупить акции
у акционеров, предъявивших требования
об их выкупе, в течение 30 дней.
Совет директоров (наблюдательный
совет) общества не позднее чем через 50
дней со дня принятия соответствующего
решения общим собранием акционеров
общества утверждает отчет об итогах
предъявления акционерами требований
о выкупе принадлежащих им акций.
Держатель реестра акционеров
АО вносит в этот реестр записи о переходе
права собственности на выкупаемые акции
к АО на основании утвержденного Советом
директоров отчета об итогах предъявления
акционером или акционерами требований
о выкупе принадлежащих им акций и на
основании требований акционера или
акционеров о выкупе принадлежащих им
акций, а также документов, подтверждающих
исполнение АО обязанности по выплате
денежных средств акционеру или акционерам,
предъявившим требования о выкупе
принадлежащих им акций (п. 4 ст. 76 ФЗ «Об
АО»).
Акции, выкупленные АО, поступают
в его распоряжение. Указанные акции не
предоставляют право голоса, не учитываются
при подсчете голосов, по ним не начисляются
дивиденды. Указанные акции должны быть
реализованы по цене не ниже их рыночной
стоимости не позднее чем через один год
со дня перехода права собственности на
выкупаемые акции к АО, в ином случае
Собрание акционеров должно принять
решение об уменьшении уставного капитала
АО путем погашения указанных акций (п.
6 ст. 76 ФЗ «Об АО»).
Даже при не самом глубоком анализе
нормы п. 6 ст. 76 ФЗ «Об АО» возникает
следующий вопрос – каким образом
указанные правила могут быть применены
к отношениям по распоряжению выкупленными
акциями в рамках преобразования АО в
ООО. Нет сомнений, что они благополучно
действуют при реорганизации АО в формах
слияния, присоединения, разделения и
выделения, то есть во всех случаях
сохранения в процессе реорганизации
существующей организационно-правовой
формы акционерного общества. Но при
преобразовании АО в ООО их применение
становится невозможным.
До вступления в силу Федерального
закона от 27.07.06 г. № 146-ФЗ абзац 1 пункта
6 ст. 76 ФЗ «Об АО» действовал в следующей
редакции: «акции, выкупленные обществом
в случае его реорганизации, погашаются
при их выкупе».
Не будем обсуждать достоинства
и недостатки ранее действовавшей нормы.
Заметим лишь, что ее формулировка как
нельзя лучше подходит для случая
реорганизации АО именно в форме
преобразования в ООО, при которой
последующая реализация выкупленных
акций невозможна в принципе.
Решения Собрания акционеров, в
том числе о преобразовании, оформляются
Протоколом общего собрания акционеров
(далее - Протокол собрания), который
составляется не позднее 15 дней после
закрытия Собрания акционеров в двух
экземплярах. Оба экземпляра подписываются
председательствующим на Собрании
акционеров и секретарем Собрания
акционеров.
В Протоколе собрания указываются:
место и время проведения Собрания
акционеров;
общее количество голосов, которыми
обладают акционеры - владельцы голосующих
акций общества;
количество голосов, которыми
обладают акционеры, принимающие участие
в собрании;
председатель (президиум) и
секретарь собрания, повестка дня
собрания.
В Протоколе собрания должны
содержаться основные положения
выступлений, вопросы, поставленные на
голосование, и итоги голосования по
ним, решения, принятые собранием (ст. 63
ФЗ «Об АО»).
Иные требования к содержанию
Протокола собрания установлены п. 5.1.
Положения о дополнительных требованиях.
К Протоколу собрания в обязательном
порядке приобщаются документы, принятые
или утвержденные решениями Собрания
акционеров (п. 5.2. Положения о дополнительных
требованиях).
К Протоколу собрания подлежит
приобщению Протокол об итогах голосования,
который составляется в тот же срок, что
и Протокол собрания и подписывается
членами счетной комиссии или лицом,
выполняющим ее функции (ст. 62 ФЗ «Об
АО»).
П. 5.3. Положения о дополнительных
требованиях устанавливает какие сведения
должны содержаться в указанном Протоколе.
Решения по вопросам о преобразовании
АО в ООО, принятые Собранием акционеров,
а также итоги голосования оглашаются
на Собрании акционеров, в ходе которого
проводилось голосование, или доводятся
не позднее 10 дней после составления
Протокола об итогах голосования в форме
Отчета об итогах голосования до сведения
лиц, включенных в Список лиц, в порядке,
предусмотренном для сообщения о
проведении Собрания акционеров (п. 4 ст.
62 ФЗ «Об АО»).
В Отчете об итогах голосования
на Собрании акционеров указываются:
полное фирменное наименование
и место нахождения АО;
вид Собрания акционеров (годовое
или внеочередное);
форма проведения Собрания
акционеров (собрание или заочное
голосование);
дата проведения Собрания
акционеров;
место проведения Собрания
акционеров, проведенного в форме собрания
(адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня Собрания акционеров;
число голосов, которыми обладали
лица, включенные в список лиц, имевших
право на участие в Собрании акционеров,
по каждому вопросу повестки дня собрания;
число голосов, которыми обладали
лица, принявшие участие в Собрании
акционеров, по каждому вопросу повестки
дня собрания с указанием, имелся ли
кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый
из вариантов голосования («за», «против»
и «воздержался») по каждому вопросу
повестки дня Собрания акционеров, по
которому имелся кворум;
формулировки решений, принятых
Собранием акционером по каждому вопросу
повестки дня собрания;
имена членов счетной комиссии,
а в случае, если функции счетной комиссии
выполнял регистратор, - полное фирменное
наименование, место нахождения
регистратора и имена уполномоченных
им лиц;
имена председателя и секретаря
Собрания акционеров.
Отчет об итогах голосования на
Собрании акционеров подписывается
председателем и секретарем собрания.
Основные последствия принятия
решения о преобразовании сформулированы
в п. 6, 6.1., 6.2. ст. 15 ФЗ «Об АО», ст. 13.1. ФЗ «О
государственной регистрации» и сводятся
к необходимости совершения АО следующих
действий:
-
АО в течение трех рабочих дней
после даты принятия решения о его
реорганизации обязано в письменной
форме сообщить в регистрирующий орган
о начале процедуры реорганизации, в
том числе о форме реорганизации, с
приложением решения о реорганизации.
На основании этого уведомления
регистрирующий орган в срок не более
трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись
о том, что юридическое лицо находится
в процессе реорганизации.
-
Реорганизуемое АО после внесения
в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры
реорганизации дважды с периодичностью
один раз в месяц помещает в средствах
массовой информации, в которых
опубликовываются данные о государственной
регистрации юридических лиц, уведомление
о своей реорганизации. В уведомлении
о реорганизации указываются сведения
о каждом участвующем в реорганизации
юридическом лице (АО), создаваемом в
результате реорганизации юридическом
лице (ООО), форма реорганизации, описание
порядка и условий заявления кредиторами
своих требований,
иные сведения, предусмотренные
федеральными законами.
-
Реорганизуемое АО
в течение пяти рабочих дней после даты
направления уведомления о начале
процедуры реорганизации в орган,
осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц, в письменной
форме уведомляет известных ему кредиторов
о начале реорганизации, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Очень важно подчеркнуть,
что государственная регистрация ООО,
созданного в результате преобразования
АО, и внесение записи о прекращении
деятельности реорганизованного АО
осуществляются только при наличии
доказательств уведомления кредиторов
в порядке, установленном п. 6 ст. 15 ФЗ «Об
АО» и п. 2 ст. 13.1. ФЗ «О государственной
регистрации».
Непредставление доказательств
уведомления кредиторов о преобразовании
АО в ООО является в силу подп. а п. 1 ст.
23 ФЗ «О государственной регистрации»
основанием для отказа в государственной
регистрации ООО.
-
Государственная
регистрация ООО, создаваемого путем
преобразования АО
После утверждения
Советом директоров Отчета об итогах
предъявления акционерами требований
о выкупе акций (напомним, что утвердить
указанный Отчет Совет директоров обязан
в срок, не превышающий 50 дней со дня
принятия решения о преобразовании АО
в ООО), при условии надлежащего исполнения
информационных обязанностей,
предусмотренных ст. 60 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «Об
АО», ст. 13.1. ФЗ «О государственной
регистрации», АО считается полностью
подготовленным к прохождению завершающей
фазы процедуры преобразования в ООО.
Завершающая фаза преобразования
АО в ООО - государственная регистрация
преобразования в уполномоченном
государственном органе. Таковым в
настоящее время является Федеральная
налоговая служба РФ (см. постановление
Правительства РФ № 506 от 30.09.04).
Условия и порядок
государственной регистрации ООО,
созданного путем преобразования АО,
установлены главой 5 ФЗ «О государственной
регистрации». В соответствии с п. 1 ст.
14 данного закона при государственной
регистрации ООО, создаваемого путем
преобразования АО, в регистрирующий
орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации
вновь возникающего юридического лица,
создаваемого путем реорганизации, по
форме, утвержденной уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти (см. постановление
Правительства РФ № 439 от 19.06.02).
В заявлении подтверждается, что
учредительные документы созданного
путем преобразования ООО соответствуют
установленным законодательством РФ
требованиям к учредительным документам
юридического лица данной
организационно-правовой формы, что
сведения, содержащиеся в этих учредительных
документах и заявлении о государственной
регистрации, достоверны, что передаточный
акт содержит положения о правопреемстве
по всем обязательствам вновь возникшего
юридического лица в отношении всех его
кредиторов, что все кредиторы
реорганизуемого лица уведомлены в
письменной форме о реорганизации и в
установленных законом случаях вопросы
реорганизации юридического лица
согласованы с соответствующими
государственными органами и (или)
органами местного самоуправления;
б) учредительные документы ООО,
создаваемого путем преобразования АО
(подлинники или засвидетельствованные
в нотариальном порядке копии);
в) решение о преобразовании АО
в ООО;
г) передаточный акт;
д) документ об уплате государственной
пошлины (см. ст. 333.33. НК РФ);
е) документ, подтверждающий
представление в территориальный орган
Пенсионного фонда РФ сведений в
соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2
ст. 11 ФЗ от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования»
и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О
дополнительных страховых взносах на
накопительную часть трудовой пенсии и
государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений».
Регистрирующий орган не вправе
требовать представление других документов
кроме документов, установленных ФЗ «О
государственной регистрации».
Государственная регистрация
юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации, осуществляется
регистрирующими органами по месту
нахождения реорганизуемых юридических
лиц.
Это правило п. 1 ст. 15 ФЗ «О
государственной регистрации» имеет
важное практическое значение в том
случае, когда создаваемое ООО своей
территориальной принадлежностью
отличается от преобразуемого АО.
Например, АО осуществляло свою деятельность
в Москве, а ООО планирует действовать
в Санкт-Петербурге.
Если место нахождения ООО,
создаваемого путем преобразования АО,
отличается от места нахождения последнего,
применяются Правила взаимодействия
регистрирующих органов при государственной
регистрации юридических лиц в случае
их реорганизации, утвержденные
постановлением Правительством РФ №
110 от 26.02.04.
Порядок представления документов
при государственной регистрации
юридических лиц установлен ст. 9 ФЗ «О
государственной регистрации». В этой
связи выделю, на мой взгляд, несколько
принципиальных моментов:
во-первых, документы представляются
в регистрирующий орган непосредственно
или направляются почтовым отправлением
с объявленной ценностью при его пересылке
и описью вложения. Иные способы
представления документов в регистрирующий
орган установлены Требованиями к
оформлению документов, используемых
при государственной регистрации
юридических лиц, а также физических лиц
в качестве индивидуальных предпринимателей,
утвержденными постановлением Правительства
РФ № 439 от 19.06.02.
во-вторых, Заявление о государственной
регистрации ООО, создаваемого путем
преобразования АО, представляемое в
регистрирующий орган, удостоверяется
подписью уполномоченного лица (далее
- заявитель), подлинность которой должна
быть засвидетельствована в нотариальном
порядке.
в-третьих, самим заявителем может
быть только кто-то из нижеперечисленных
физических лиц:
а) руководитель постоянно
действующего исполнительного органа
регистрируемого ООО или иное лицо,
имеющие право без доверенности действовать
от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители ООО
при его создании;
в) руководитель юридического
лица, выступающего учредителем
регистрируемого ООО;
г) иное лицо, действующее на
основании полномочия, предусмотренного
федеральным законом, актом специально
уполномоченного на то государственного
органа или актом органа местного
самоуправления.
в-четвертых, регистрирующий
орган не проверяет на предмет соответствия
федеральным законам или иным нормативным
правовым актам РФ форму представленных
документов (за исключением заявления
о государственной регистрации) и
содержащиеся в представленных документах
сведения.
Риск последствий недоброкачественности
этих документов несет заявитель!
Датой представления документов
на государственную регистрацию ООО,
созданного путем преобразования АО,
является день их получения регистрирующим
органом.
Заявителю выдается расписка в
получении документов с указанием перечня
и даты их получения регистрирующим
органом, в случае, если документы
представляются в регистрирующий орган
непосредственно заявителем. Расписка
должна быть выдана в день получения
документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при
поступлении в регистрирующий орган
документов, направленных по почте,
расписка высылается в течение рабочего
дня, следующего за днем получения
документов регистрирующим органом, по
указанному заявителем почтовому адресу
с уведомлением о вручении.
Государственная регистрация
осуществляется в срок не более чем пять
рабочих дней со дня представления
документов в регистрирующий орган.
В нашем случае под
термином «государственная регистрация»
понимается как регистрация ООО, созданного
путем преобразования АО, так и регистрация
прекращения деятельности преобразованного
АО.
АО считается реорганизованным
и прекратившим свою деятельность с
момента государственной регистрации
созданного путем преобразования ООО.
По итогам государственной
регистрации ООО, созданного путем
преобразования АО, заявителю выдаются
следующие документы:
а) Свидетельство о государственной
регистрации ООО;
б) Свидетельство постановке ООО
на налоговый учет;
в) Свидетельство о прекращении
деятельности АО;
г) один экземпляр Устава ООО.
Глава 2. Заключение
Итак, преобразование
АО в ООО зарегистрировано – что же нас
ждет в дальнейшем?
Очень многое зависит от фактора
экономического «статуса» АО,
преобразованного в ООО.
Если имущественная база АО
сводилась к «офису со столом и стулом»,
то никаких особых юридических последствий
регистрация преобразования за собой
не повлечет.
Совершенно другое дело, когда
АО имело мощную и развитую инфраструктуру,
которую формировали разнообразные
объекты гражданских прав, например,
здания, строения, сооружения, земельные
участки, участки недр, воздушные и
морские суда, предприятия, валютные
ценности, ценные бумаги, результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации
и т.д.
Прибавляем к вышеперечисленному
множество гражданско-правовых и трудовых
договоров и соглашений, свидетельства,
лицензии (разрешения) на право осуществлять
определенные виды деятельности,
согласовательно-разрешительную
документацию, иные документы и материалы,
связанные с деятельностью преобразованного
АО, и получаем перспективу колоссального
труда юристов по оформлению «принятого
наследства».
И лишь когда последний договор,
последняя лицензия, последний акт или
иной документ преобразованного АО будет
в установленном порядке переоформлен
на его правопреемника, только в этот
момент преобразование АО в ООО де-факто
можно считать завершенным.