Создание представительства иностранной компании в Китае
Павел Бажанов,
консалтинговая компания «Окно в Китай»
Представительства иностранных компаний в Китае – быстрый, дешевый и удобный способ установить свое присутствие в этой стране. Большинство представительств создаются с целью налаживания связей, изучения рынка, проведения рекламной компании, контроля качества производства и отгрузок товаров, заказанных у местных производителей.
Кроме того, при определенных условиях представительства могут вести коммерческую деятельность в ограниченном объеме.
Сфера деятельности представительства
Большинство представительств иностранных компаний в КНР имеют право вести «непрямую хозяйственную» деятельность. Строгого определения действующее законодательство КНР не дает; на практике это означает, что представительство осуществляет рекламную деятельность, налаживает связи головной компании с партнерами и контрагентами, изучает рынок и проводит другие действия организационно-коммуникационные мероприятия. Представительство не может использоваться в цепочке бизнес-процессов головной компании. Не может заменить ее при подписании договора, не может от своего имени заключить сделку в интересах головной компании, не может выступить промежуточным звеном в операциях купли-продажи. Однако некоторые виды хозяйственной деятельности, деятельности, сопряженной с получением дохода, представительства могут вести.
-
Представительства транспортных компаний, в частности, авиакомпаний, которые могут продавать билеты и грузовместимость;
-
Представительства бухгалтерских, аудиторских, юридических фирм, которые могут давать консультации в сфере профессиональных интересов головных компаний с некоторыми ограничениями;
-
Представительства торговых компаний, которые могут осуществлять коммерческую посредническую деятельность, содействуя заключению сделок, получая комиссионное вознаграждение и декларируя доход. Надо отметить, что регистрация таких представительств в настоящее время крайне затруднена, т.к. налоговые органы КНР, которые принимают решение о допустимости регистрации представительства с такой формой деятельности и режимом налогообложения, справедливо полагают, что проконтролировать полноту и достоверность декларирования доходов в этом случае очень сложно, и утверждают данный режим налогообложения весьма неохотно.
Адрес представительства
Законодательство КНР требует от организаций и их подразделений осуществление деятельности по адресу регистрации. Соответственно, представительство не может быть зарегистрировано в одном месте, а фактически находиться в другом. По крайней мере, это противоречит букве закона. К помещению, где будет зарегистрировано представительство, предъявляются определенные требования.
Во-первых, необходимо предоставить специальное согласие хозяина помещения, а также документы, подтверждающие право собственности на помещение (свидетельство на право собственности или договор покупки в кредит и документы, подтверждающие регулярное внесение платежей).
Во-вторых, это не должно быть помещение, находящееся в собственности иностранной компании или иностранного физического лица, т.к. с 29.01.2007 года сдача внаем объектов недвижимости иностранными гражданами и компаниям рассматривается в Пекине и может рассматриваться в других городах как инвестиции в китайский рынок недвижимости, т.е. для сдачи в аренду помещения необходима регистрация в качестве компании с иностранным капиталом, что фактически является запретительной мерой .
Кроме того, в Пекине для целей регистрации пригодно только офисное помещение
1, что определяется по графе «назначение помещения» в правоустанавливающих документах. При выборе помещения для будущей регистрации представительства целесообразно ознакомиться с документами на помещение до подписания договора и тем более до внесения арендной платы и залога.
Наем сотрудников
Представительство имеет право принимать на работу китайских и иностранных граждан. Процедура найма граждан КНР и других государств принципиально отличается: наем иностранцев происходит напрямую, а граждане Китая могут работать в представительстве только опосредованно, с помощью одной из специальных сервисных структур. Наиболее известная из них
Foreign Enterprises Service Company, кроме нее существуют еще несколько организаций, выполняющих аналогичные функции:
При приеме на работу гражданина КНР представительство заключает не трудовой договор с работником, а договор о предоставлении трудовых услуг с одной из вышеуказанных сервисных организаций; заработная плата и социальные платежи перечисляются представительством или головной компанией на ее счет, а организация выплачивает вознаграждение сотруднику и производит необходимые отчисления в бюджет и на социальные нужды. Стоимость услуг таких организаций обычно невысока, в пределах 400 юаней за одного сотрудника. Иностранные граждане могут быть приняты на работу в представительство напрямую, на основании письма о назначении, подписанного руководителем головной компании. Необходимость участия руководства головной компании в процессе комплектования штата представительства объясняется тем, что иностранцы могут работать в представительстве только в должностях представителей (исключение составляет период испытательного срока, когда иностранный гражданин может работать на позиции менеджера или переводчика), а назначение представителя требует его регистрации в органах Промышленно-торговой администрации и выдачи рабочей карты, для чего необходимо письмо от головной компании.
Процедура регистрации
Процедура регистрации представительств иностранных компаний одинакова в общих чертах на всей территории Китая с различиями в деталях в разных регионах.
Рассмотрим процедуру регистрации на основе требований, принятых в Пекине, с необходимыми пояснениями.
Предварительное утверждение представительства (Approval)
В КНР с 2004 года отменена процедура предварительного утверждения большинства представительств иностранных компаний, обязательная для дочерних компаний иностранных инвесторов в КНР.
Исключения касаются учреждения представительств, деятельность головных компаний которых относится к отраслям особого регулирования в КНР. Это представительства автотранспортных компаний и судоходных компаний, бухгалтерских и юридических фирм, инспекционных компаний, финансовых организаций, страховых компаний, сертификационных организаций, туристических фирм, организаций по защите интеллектуальной собственности, СМИ, авиакомпаний, теле-, радио- и кинокомпаний, фондовых брокерских компаний, некоммерческих организаций, а также коммерческих организаций стран, не имеющих с КНР дипломатических отношений.
Утверждение происходит в соответствующем государственном органе КНР: для представительств авиакомпаний – в Государственном управлении гражданской авиации, для представительств банков – в Комиссии по регулированию банковской деятельности, юридических фирм – в Министерстве юстиции (одновременно с регистрацией) и т.д.
Для создания представительств некоммерческих организации в КНР также необходимо предварительное утверждение, но регистрация представительств некоммерческих иностранных организаций в Китае чрезвычайно сложна по идеологическим причинам, и без привлечения серьезного административного ресурса практически невозможна.
Таким образом, создание представительств большинства иностранных компаний в Китае начинается непосредственно с регистрации.
Регистрация представительства (Registration)
Регистрацией юридических лиц и их подразделений в КНР занимаются органы Промышленно-торговой администрации КНР (Administration of Industry and Commerce) .
В качестве модели рассмотрим порядок регистрации представительств иностранных компаний в Пекине. Регистрация представительства состоит из 2-х частей: собственно регистрации в органах Промышленно-торговой администрации и пост-регистрационных процедур.
Первая часть в Пекине занимает 5 рабочих дней, вторая – 2-3 месяца. Для регистрации представительства в органах ПТА г. Пекина требуется представить следующие документы:
1. Копию свидетельства о регистрации головной компании в качестве юридического лица;
2. Заявление об учреждении представительства (оригинал);
3. Письмо из банка, подтверждающее кредитоспособность компании (оригинал);
4. Документ, подтверждающий полномочия генерального представителя и представителей (оригинал);
5. Автобиографию генерального представителя и представителей, копии их загранпаспортов, фотографии;
6. Свидетельство об аренде офиса, выданное владельцем помещения;
7. Копию свидетельства о праве собственности на помещение или документов, подтверждающих приобретение помещения в кредит, копию свидетельства на право осуществления хозяйственной деятельности, если владельцем помещения является юридическое лицо.
8. Доверенность, подписанную законным представителем компании
2;
9. Заполненные формы документов согласно требованиям ПТА и других государственных органов.
По окончании процедуры регистрации представительство получает Регистрационный сертификат и рабочие карты представителей, которые являются подтверждением их статуса в КНР и являются основанием для последующего оформления разрешения на работу и вида на жительство.
Пост-регистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке представительства на учет в различных государственных органах – полиции, управлению по контролю качества, налоговых органах, управлению статистики, органах министерства труда и социальной защиты, - изготовлении печатей и открытии банковского счета (счетов) представительства. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным (государственным) налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить регистрационный сертификат и сертификат о присвоении кода, выданный управлением по контролю качества. Для открытия счета в банке нужно предъявить сертификат о налоговой регистрации и т.д., поэтому для завершения всех процедур в Пекине требуется около 2-х месяцев .
Налогообложение представительства
Представительства иностранных компаний обязаны платить в Китае налоги. Представительства являются плательщиками налога на хозяйственную деятельность (Business Tax) и налога на прибыль предприятий (Enterprise Income Tax), а также являются налоговыми агентами для собственных сотрудников при уплате налога на доходы физических лиц (Individual Income Tax).
Методика начисления и ставки налогов зависят от режима налогообложения, устанавливаемого налоговыми органами после постановки представительства на учет.
В настоящее время применяется 4 режима налогообложения представительств:
1) Нулевой для представительств иностранных государственных органов, некоммерческих организаций и общественных организаций;
2) На основании реальных доходов для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность и способных предоставить договоры с указанием ставки комиссионных, первичные документы, ведущих полноценный бухгалтерский учет, в т.ч. с расчетом себестоимости деятельности, причем, если расходы возникают за пределами КНР, они должны быть подтверждены зарегистрированными в странах возникновения расходов бухгалтерскими фирмами;
3) На основании ставки вмененного дохода для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность, однако не способных предоставить документы, надлежащим образом подтверждающие объемы доходов и расходов, в т.ч. себестоимости (например, если в договорах сумма комиссионных не указана или указана не для всех операций, нет первичных документов, зарубежные расходы не подтверждены);
4) На основании суммы расходов для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность, в т.ч. непрямую, не способных предоставить документы, подтверждающие суммы доходов, издержек и прибыли.
Чаще всего применяется налогообложение на основании суммы расходов представительства, т.к., с одной стороны, ведение бухгалтерии для предоставления подтверждающих документов нередко вызывает затруднения у сотрудников представительства, а с другой стороны, простота такой системы удобна для налоговых органов. В этом случае налоговая нагрузка при уплате налога на хозяйственную деятельность и налога на прибыль составляет около 8,82%.
Плательщиком налога на доходы физических лиц выступает само лицо, получившее доход, а представительство выступает налоговым агентом, обязанным удерживать сумму налога из заработной платы сотрудника и перечислять ее в бюджет.
В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 1600 юаней для резидентов и 4800 для нерезидентов налогом не облагается. В связи с вступлением с 1 марта 2008 года в силу поправки к Закону КНР «О налоге на доходы физических лиц» размер необлагаемого дохода для граждан КНР увеличился до 2000 юаней.
В некоторых регионах КНР представительства иностранных компаний могут пользоваться дополнительными налоговыми льготами. Например, зарегистрированные в Пекине представительства производственных предприятий по решению налоговых органов могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на хозяйственную деятельность. Для подачи заявления об освобождении от уплаты налогов необходимо представить документы, подтверждающие производственный характер деятельности головной компании.
Бухгалтерский учет и аудит
Представительство обязано вести бухгалтерскую отчетность и платить налоги. Система бухгалтерской отчетности представительств, уплачивающих налоги с доходов, не отличается или почти не отличается от системы отчетности предприятий.
Жестких требований к отчетности представительств, освобожденных от налогообложения или уплачивающих налоги с расходов, нет, главное условие – аккуратный сбор и хранение первичной документации.
Бухгалтерский учет может осуществляться сотрудниками представительства или привлеченной бухгалтерской фирмой. Требования о наличии бухгалтерского образования или профессионального бухгалтерского сертификата отсутствуют.
Аудиторские проверки проводятся ежегодно лицензированными аудиторами. Представительства, освобожденные от уплаты налогов, ежегодно проводить аудиторские проверки не обязаны. В этом случае аудит обязательно проводится при закрытии представительства или в другое время в добровольном порядке.
Закрытие представительства
Процедура закрытия представительства более сложна, чем процедура учреждения. Это обусловлено тем, что для того, чтобы «отпустить представительство с миром», государственные органы КНР должны быть уверены, что все налоги уплачены своевременно и в полном объеме. В Пекине проверки в управлении по центральным (государственным) и местным налогам занимают по 2-3 месяца, причем необходимо предоставить оригиналы справок о доходах представителей, заявления о закрытии подписанных руководителем головной компании, аудиторские заключения и другие документы по требованию налоговых органов.
Сложность и продолжительность процедур закрытия представительства необходимо принимать во внимание при планировании организации делового присутствия в Китае. Если в будущем предполагаются активные контакты с китайскими предприятиями и расчеты в юанях, возможно, имеет смысл с самого начала создать дочернюю компанию в форме совместного предприятия или предприятия со 100% иностранным капиталом, которая позволит вести полноценную хозяйственную деятельность.
Заключение
Представительство – наиболее удобный и дешевый инструмент создания присутствия на китайском рынке, обладающий достаточно широкими возможностями. Надеемся, что информация, изложенная в данной статье, поможет Вам понять пределы полномочий представительства, правильно организовать его работу и взаимодействие с головной компанией и способствует успеху Вашего бизнеса в Китае.
1 С конца декабря 2007 года городские органы Промышленно-торговой администрации вновь разрешили регистрацию представительств и компаний в жилых комплексах, но при условии согласия всех владельцев квартир дома, имущественные интересы которых могут быть затронуты при переоформлении назначения помещения на нежилое.
2 Законный представитель – специфическая категория корпоративного законодательства КНР. Законный представитель компании – это лицо, имеющее право представлять компанию без доверенности и совершать от ее имени определенные действия. Законным представителем, например, российского ООО будет директор или генеральный директор.