Новации в сфере защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля
Фомина Алиса Витальевна
alyssa.rain@mail.ru
Государство продолжает реализовывать политику поддержки малого и среднего бизнеса и совершенствования механизма защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Одним из последних событий в этой сфере стало внесение Правительством РФ в Государственную думу пакета законопроектов, а именно - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». В целом законопроекты разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Без всякого сомнения, принятый в первом чтении Государственной думой пакет законопроектов для малого бизнеса - это долгожданный и весьма прогрессивный шаг в истории нормотворчества по организации малого бизнеса в Российской Федерации, и в случае его принятия даст значительный толчок в увеличении объема участия малого бизнеса в развитии экономики в стране.
Помимо несомненно положительных новаций, пакет законопроектов содержит и положения, которые вызывают определенные сомнения и вопросы.
Определение частоты проверок во времени, их количества в течение определенного периода, в том числе установление суммарного времени, отведенного для проверок – это, безусловно, ограничения необходимые. Однако, требуются и иные законодательные меры для эффективной отдачи от этих ограничений - в законе четко должны быть прописаны правовые последствия несоблюдения контролирующими органами указанных в законе правил проведения проверок. Проверка, проведенная с нарушением установленных в законе ограничений, является недействительной с момента её проведения вне зависимости от результатов, полученных в ходе такой проверки, а все данные, полученные в результате этой проверки, не могут быть использованы в качестве доказательств в совершении административного, налогового правонарушения или уголовного преступления. Определённые санкции необходимо предусмотреть в случае нарушения контролирующими органами порядка проведения проверок, необходима чёткая регламентация правовых последствий и ответственности, если всего этого в законах не предусмотреть - закон действовать не будет.
Согласно законопроекту, в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, к субъектам малого и среднего предпринимательства, внеплановый контроль (надзор) путем проведения выездной проверки может быть осуществлен после согласования с прокурором субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя. Здесь важным аспектом является обоснованность такой проверки, и получение для этого разрешения прокурора – отличная новация. Однако, вероятность того, что в большинстве случаев такое согласие, причем по формальным основаниям, проверяющими органами будет получено, достаточно велика, так, к сожалению, показывает практика, сложившаяся в нашей стране в случаях, когда для тех или иных действий государственных органов необходимо разрешение прокурора – и тогда рассматриваемая норма теряет смысл. Таким образом, или из закона следует исключить указанную норму, или надо предусмотреть административную и уголовную ответственность прокурора, который даст не обоснованное разрешение на осуществление внеплановой проверки, и это следует заложить непосредственно в текст закона. Также целесообразно предусмотреть обязанность проверяющего должностного лица предъявлять проверяемому лицу (ИП, руководителю малого или среднего предприятия) согласование с прокурором вместе с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки.
Рассматриваемый пакет законопроектов, безусловно, является долгожданной и необходимой мерой для успешного развития и функционирования бизнеса в России, однако, требуется его дальнейшее совершенствование. Вопрос ответственности, на мой взгляд, является одним из ключевых, поскольку без нее все меры, направленные на устранение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в целом на модернизацию действующей системы контроля и надзора, практически сводится к нулю.
Предупреждение автора: Эту статью запрещено копировать с сайта ЮрКлуба и размещать на других сайтах.