Государственные корпорации
Мореева Софья
sofia_moreeva@mail.ru
Понятие корпорации: в глазах ученых и законодателя
В настоящее время термин «корпорация» (а также производные от него) активно используется в научной литературе, на страницах журналов и газет, в обыденной жизни, однако значение его неоднозначно. Слово «корпорация» не родное для русского уха и, как и многие другие термины, корнями уходит в латынь (позднелатинское – corporation – объединение, сообщество), а к нам, по мнению исследователей, попало скорее всего из европейских языков
1.
Доктринальное толкование понятия «корпорация»
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет корпорацию как
общее название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, являющихся субъектом прав и обязанностей, юридическим лицом2.
Истории известны самые разнообразные формы взаимодействия индивидов. Р. Иеринг писал, что вся наша жизнь есть не что иное, как совместная деятельность, направляемая к общим целям, причем каждый, действуя для других, действует вместе с тем и для себя, и наоборот
3. Формат настоящей работы не позволяет нам подробно рассмотреть в исторической ретроспективе различные формы объединений индивидов для достижения общих целей, отметим лишь, что к определенному времени появились образования, обладающие признаками, которые в настоящее время в доктрине принято считать признаками корпоративности
4, к которым можно отнести наличие объединение имущества и деятельности при наличии членства.
Понятия "корпорация" и "юридическое лицо" широко использовались в европейской научной литературе. В XIX в. было создано множество теорий, направленных на выявление сущности юридического лица, оснований разграничения юридических лиц на корпоративные и некорпоративные (см. например, теории юридического лица Савиньи, Гирке, Виндшейда, Бринца, Белау, Бернатцика, Книпа, Планиоля и др.). Появляется традиционная для системы пандектного права классификация юридических лиц на корпорации (союзы, ассоциации) и учреждения, наряду с классификацией юридических лиц на частные и публичные. в качестве критерия, разграничивающего корпорацию и учреждения, выделялся признак членства, так Г.Ф. Шершеневич особенностью учреждения считал то, что оно «служит интересам многих лиц, но эти лица не члены его и не субъекты прав, составляющих имущество учреждения
5». Современные исследователи вслед за классиками рассматривают корпорацию как юридическое лицо, основанное на членстве.
Единой позиции в вопросе о том, какие из существующих в настоящее время в российском праве организаций стоит относить к корпоративным, в доктрине в настоящее время не существует. Так ряд исследователей признает корпоративную природу хозяйственных товариществ, обществе, кооперативов, а также ассоциаций (союзов) юридических лиц.
К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц
6. С другой стороны, В.А. Потапов и В.В. Лазарев вслед за С.Н. Братусем отказывают хозяйственным товариществам в наличии корпоративного характера, предлагают не включать также в число корпораций и кооперативы
7.
Исследователи, выделяя особенности корпоративного строения организации, приходят к выводу о существовании специфических корпоративных отношений и корпоративного права, сущность которых также является предметом научных дискуссий, рассмотрение которых не вписывается в рамки настоящей работы.
Итак, подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что под корпорацией в научной литературе понимается объединение лиц и капиталов, основанное на членстве.
«Корпорация» в законе
В настоящее время в России сложилась достаточно своеобразная ситуация: организационно-правовая форма, которую законодатель окрестил «корпорацией» признаками корпорации, определенными в юридической науке, не обладает.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях (ред. от 26.06.2007, с изм. от 19.07.2007) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Государственная корпорация создается на основании федерального закона, в котором определяются особенности правового положения каждой конкретной государственной корпорации; принятия обязательных для других некоммерческих организаций учредительных документов при создание государственной корпорации не требуется. В соответствии с п. 3 ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях» в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Появление такого института, как государственная корпорация, исследователи связывают со стремлением государства создать оптимальную модель управления включенным в хозяйственный оборот государственным имуществом
8.
Являясь некоммерческой организацией, государственная корпорация обладает рядом признаков, присущих данному виду организаций. Основной целью ее деятельности не является извлечение прибыли, полученная прибыль не передается учредителю, а используется на общественно-полезные цели создания государственной корпорации.
В связи с появлением государственных корпораций в научной литературе и в околонаучных рассуждениях в прессе высказывается точка зрения о том, что создание таких юридических лиц по сути является приватизацией государственного имущества, т.к. в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Буквальное толкование ст. 1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (с дополнениями и изменениями) позволяет прийти к выводу, что приватизацией может являться лишь «возмездное отчуждение имущества», находящегося в публичной собственности, и при таком толковании вопрос о том, является ли учреждение государственной корпорации новым способом приватизации, требует отрицательного ответа. К аналогичному выводу позволяет прийти и анализ статьи 13 указанного закона, определяющей исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Хотя порядок создания государственной корпорации допускает широкую инициативу законодателя в каждом конкретном случае, создает возможность для создания эффективных инструментов управления государственным имуществом, до недавнего времени государственные корпорации практически отсутствовали: до 2007 года было создано всего две корпорации, одна из них жива до сих пор – Агентство по страхованию вкладов. Активное «строительство» государственных корпораций началось весной 2007 года, когда был учрежден Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), началось создание Роснанотеха, Фонда содействия реформированию ЖКХ и Олимпийской гос.корпорации. В 2008 победное шествие государственных корпораций продолжилось.
Высказывается мнение, что в ближайшее время некоммерческие государственные корпорации заменят не очень успешные, по мнению многих, ФГУПы и МУПы, относящиеся в соответствии с ГК РФ к коммерческим организациям. Такие высказывания и настроения порождают различные мысли: с одной стороны, о ярко выраженной («на бумаге») социальной направленности в использовании государственного имущества, с другой стороны - об опасности фактического краха установленного законом дихотомического деления всех организаций на коммерческие и некоммерческие.