Регистрация и контроль за деятельностью НКО: что? где? когда?
© Рябинин Андрей
ryabinin.andrew@gmail.com
Юридический факультет Хабаровской Государственной Академии Экономики и Права
Часть 1. Регистрация НКО.
Незнание и неизвестность одни из самых огромных препятствий для деятельности человека. И вполне возможно, что незнание процедуры регистрации НКО, а также определенное состояние неизвестности, порожденное недавно внесенными изменениями в законодательство о НКО, сопровождавшееся активным противодействием представителей «гражданского общества», стали причиной для беспокойства многих представителей третьего сектора, в том числе тех, кто собирается создать НКО, или опасается возможного усиления контроля со стороны чиновников.
Данная статья посвящена обзору изменений в законодательстве о НКО и имеет своей целью ознакомление всех заинтересованных лиц с новым порядком регистрации и контроля за деятельностью НКО и разрушение ореола неизвестности, связанного с этими нововведениями. Статья будет полезна всем, кто собирается создать НКО, а также тем, кому интересен вопрос взаимоотношений НКО и государства, ставший достаточно актуален в последнее время.
Напомню, что конце ноября 2005 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в законодательство о НКО, направленный на «комплексную корректировку подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций» (цитата из Заключения Правительства РФ). Указанный законопроект, который содержал в себе ряд достаточно абсурдных изменений, немедленно привлек к себе внимание не только некоммерческого сектора российского общества (в том числе появившейся Общественной Палаты РФ), но и международных организаций. Именно критика с их стороны сначала замедлила рассмотрение законопроекта, а затем, после вмешательства Президента РФ, привела к существенной корректировке положений законопроекта. В итоге, 10 января 2006 г новая редакция законопроекта обрела форму Федерального закона от No 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный Закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования (Закон был опубликован 17 января 2006 г.), то есть 17 апреля 2006 г. До момента вступления в силу Закона к регистрации НКО будут применятся правила, установленные действующим законодательством. Принимая во внимание тот факт, что действующая процедура регистрации НКО широко известна, в рамках данной статьи мы остановимся только на новом порядке, вводимом с 17 апреля 2006 г.
В соответствии с Законом изменения вносятся в ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года и Гражданский Кодекс РФ. Таким образом, изменению подвергается законодательство в отношении не всех форм НКО, а только тех, которые в большей степени задействованы в построении институтов гражданского общества в России. Так, не вносятся изменения в правовое регулирование создания и деятельности таких форм НКО как религиозные организации, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения и политические партии, так как эти вопросы регулируются отдельными актами.
Теперь перейдем непосредственно к обзору вносимых изменений. Все вносимые изменения можно разделить на два блока. Первый это изменения, связанные с процессом создания НКО. Второй изменения в контроле за деятельностью НКО.
Регистрация НКО подверглась достаточно существенным изменениям. Это касается, в первую очередь, НКО, создаваемых в формах, регулируемых ФЗ «О некоммерческих организациях» (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждение, фонд, объединения юридических лиц союзы, ассоциации), в то время как в отношении общественных организаций порядок регистрации существенных изменений не претерпел. Можно сказать, что порядок регистрации двух указанных групп НКО был унифицирован с учетом более упрощенного порядка регистрации первой группы НКО. Теперь в отношении всех вышеуказанных форм НКО будет применятся единый двухступенчатый порядок регистрации, с учетом различий в сроках, перечне подаваемых документов и дополнительных условий в отношении общественных объединений. Далее мы будем говорить об изменениях именно в отношении форм НКО, регулируемых ФЗ «О некоммерческих организациях».
Начиная с 17 апреля 2006 г., любое объединение лиц, желающих приобрести статус НКО, в течение 3-х месяцев со дня принятия решения о создании НКО обязано подать в уполномоченный орган государственной власти все необходимые документы. Поясним, что под уполномоченным органов в законе подразумевается орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации НКО. Этот орган должен быть определен Постановлением Правительства РФ, однако уже сейчас можно говорить, что вероятнее всего этим органом будет названа Федеральная Регистрационная Служба (Росрегистрация), находящаяся в ведении Министерства Юстиции РФ, поскольку именно Росрегистрация сейчас занимается регистрацией общественных организаций. В уполномоченный орган или в его территориальный орган подаются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченным лицом (то есть учредителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; учредительные документы (устав и, в установленных законом случаях, учредительный договор) некоммерческой организации в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины (в размере 2000 рублей); сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; при использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя иностранного лица. Формы некоторых из вышеуказанных документов (заявления, сведений об учредителях и другие) и требования к их оформлению должны быть утверждены до 17 апреля 2006 г.
Получив от заявителя все необходимые документы, уполномоченный орган проверяет их на предмет наличия или отсутствия в них оснований для отказа в регистрации. Отметим, что на сегодняшний день экспертиза документов, поданных учредителями НКО в регистрирующий орган (то есть Федеральную Налоговую Службу), не проводится. Установление закрытого перечня оснований для отказа в регистрации НКО также является нововведением. В государственной регистрации НКО может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы НКО противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием;
если наименование НКО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан (остается загадкой как уполномоченный орган будет это определять
); если необходимые документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя НКО лицо не может быть учредителем. В отношении последнего основания отказа следует указать, что случаи, когда лицо не может быть учредителем четко установлены в Законе. К числу таких лиц относятся: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 ФЗ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
Если все же уполномоченный орган не обнаружил в поданных учредителями документах вышеперечисленных оснований для отказа в регистрации, то в срок не более чем 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов он принимает решение о государственной регистрации НКО и направляет в регистрирующий орган (то есть Федеральную Налоговую Службу) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих документов вносит в реестр соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом обратно в уполномоченный орган, который, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о НКО выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Итого процедура рассмотрения документов и получения свидетельства о регистрации НКО должна занять 23 (14+5+1+3) рабочих дня или один месяц в календарном исчислении. При этом пока не ясно, будет ли применен принцип «одного окна» при регистрации НКО или руководителю только что созданной НКО придется дополнительно подавать заявление о постановке на учет в налоговой инспекции и фондах (пенсионном и социального страхования). Было бы логично если бы принцип «одного окна» нашел свое отражение и здесь, но для этого необходимо издание дополнительного подзаконного нормативного акта, определяющего порядок взаимодействия указанных государственных структур.
В случае если уполномоченный орган усмотрит в поданных документах основания для отказа в государственной регистрации НКО, заявитель узнает об этом не позднее чем через один месяц со дня подачи документов. При этом уполномоченный орган обязан оформить такой отказ в письменной форме с указанием причин отказа. Отказ в государственной регистрации НКО может быть обжалован в судебном порядке.