Предприятия, организации, ЧП
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Предприятия, организации, ЧП

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 13.04.2006


    Регистрация и контроль за деятельностью НКО: что? где? когда?

    © Рябинин Андрей
    ryabinin.andrew@gmail.com
    Юридический факультет Хабаровской Государственной Академии Экономики и Права

    Часть 1. Регистрация НКО.

    Незнание и неизвестность – одни из самых огромных препятствий для деятельности человека. И вполне возможно, что незнание процедуры регистрации НКО, а также определенное состояние неизвестности, порожденное недавно внесенными изменениями в законодательство о НКО, сопровождавшееся активным противодействием представителей «гражданского общества», стали причиной для беспокойства многих представителей третьего сектора, в том числе тех, кто собирается создать НКО, или опасается возможного усиления контроля со стороны чиновников.

    Данная статья посвящена обзору изменений в законодательстве о НКО и имеет своей целью ознакомление всех заинтересованных лиц с новым порядком регистрации и контроля за деятельностью НКО и разрушение ореола неизвестности, связанного с этими нововведениями. Статья будет полезна всем, кто собирается создать НКО, а также тем, кому интересен вопрос взаимоотношений НКО и государства, ставший достаточно актуален в последнее время.

    Напомню, что конце ноября 2005 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в законодательство о НКО, направленный на «комплексную корректировку подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций» (цитата из Заключения Правительства РФ). Указанный законопроект, который содержал в себе ряд достаточно абсурдных изменений, немедленно привлек к себе внимание не только некоммерческого сектора российского общества (в том числе появившейся Общественной Палаты РФ), но и международных организаций. Именно критика с их стороны сначала замедлила рассмотрение законопроекта, а затем, после вмешательства Президента РФ, привела к существенной корректировке положений законопроекта. В итоге, 10 января 2006 г новая редакция законопроекта обрела форму Федерального закона от No 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный Закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования (Закон был опубликован 17 января 2006 г.), то есть 17 апреля 2006 г. До момента вступления в силу Закона к регистрации НКО будут применятся правила, установленные действующим законодательством. Принимая во внимание тот факт, что действующая процедура регистрации НКО широко известна, в рамках данной статьи мы остановимся только на новом порядке, вводимом с 17 апреля 2006 г.

    В соответствии с Законом изменения вносятся в ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года и Гражданский Кодекс РФ. Таким образом, изменению подвергается законодательство в отношении не всех форм НКО, а только тех, которые в большей степени задействованы в построении институтов гражданского общества в России. Так, не вносятся изменения в правовое регулирование создания и деятельности таких форм НКО как религиозные организации, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения и политические партии, так как эти вопросы регулируются отдельными актами.

    Теперь перейдем непосредственно к обзору вносимых изменений. Все вносимые изменения можно разделить на два блока. Первый – это изменения, связанные с процессом создания НКО. Второй – изменения в контроле за деятельностью НКО.

    Регистрация НКО подверглась достаточно существенным изменениям. Это касается, в первую очередь, НКО, создаваемых в формах, регулируемых ФЗ «О некоммерческих организациях» (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждение, фонд, объединения юридических лиц – союзы, ассоциации), в то время как в отношении общественных организаций порядок регистрации существенных изменений не претерпел. Можно сказать, что порядок регистрации двух указанных групп НКО был унифицирован с учетом более упрощенного порядка регистрации первой группы НКО. Теперь в отношении всех вышеуказанных форм НКО будет применятся единый двухступенчатый порядок регистрации, с учетом различий в сроках, перечне подаваемых документов и дополнительных условий в отношении общественных объединений. Далее мы будем говорить об изменениях именно в отношении форм НКО, регулируемых ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Начиная с 17 апреля 2006 г., любое объединение лиц, желающих приобрести статус НКО, в течение 3-х месяцев со дня принятия решения о создании НКО обязано подать в уполномоченный орган государственной власти все необходимые документы. Поясним, что под уполномоченным органов в законе подразумевается орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации НКО. Этот орган должен быть определен Постановлением Правительства РФ, однако уже сейчас можно говорить, что вероятнее всего этим органом будет названа Федеральная Регистрационная Служба (Росрегистрация), находящаяся в ведении Министерства Юстиции РФ, поскольку именно Росрегистрация сейчас занимается регистрацией общественных организаций. В уполномоченный орган или в его территориальный орган подаются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченным лицом (то есть учредителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; учредительные документы (устав и, в установленных законом случаях, учредительный договор) некоммерческой организации в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины (в размере 2000 рублей); сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; при использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица. Формы некоторых из вышеуказанных документов (заявления, сведений об учредителях и другие) и требования к их оформлению должны быть утверждены до 17 апреля 2006 г.

    Получив от заявителя все необходимые документы, уполномоченный орган проверяет их на предмет наличия или отсутствия в них оснований для отказа в регистрации. Отметим, что на сегодняшний день экспертиза документов, поданных учредителями НКО в регистрирующий орган (то есть Федеральную Налоговую Службу), не проводится. Установление закрытого перечня оснований для отказа в регистрации НКО также является нововведением. В государственной регистрации НКО может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы НКО противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием;
    если наименование НКО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан (остается загадкой как уполномоченный орган будет это определять…); если необходимые документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя НКО лицо не может быть учредителем. В отношении последнего основания отказа следует указать, что случаи, когда лицо не может быть учредителем четко установлены в Законе. К числу таких лиц относятся: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 ФЗ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

    Если все же уполномоченный орган не обнаружил в поданных учредителями документах вышеперечисленных оснований для отказа в регистрации, то в срок не более чем 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов он принимает решение о государственной регистрации НКО и направляет в регистрирующий орган (то есть Федеральную Налоговую Службу) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих документов вносит в реестр соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом обратно в уполномоченный орган, который, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о НКО выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Итого процедура рассмотрения документов и получения свидетельства о регистрации НКО должна занять 23 (14+5+1+3) рабочих дня или один месяц в календарном исчислении. При этом пока не ясно, будет ли применен принцип «одного окна» при регистрации НКО или руководителю только что созданной НКО придется дополнительно подавать заявление о постановке на учет в налоговой инспекции и фондах (пенсионном и социального страхования). Было бы логично если бы принцип «одного окна» нашел свое отражение и здесь, но для этого необходимо издание дополнительного подзаконного нормативного акта, определяющего порядок взаимодействия указанных государственных структур.

    В случае если уполномоченный орган усмотрит в поданных документах основания для отказа в государственной регистрации НКО, заявитель узнает об этом не позднее чем через один месяц со дня подачи документов. При этом уполномоченный орган обязан оформить такой отказ в письменной форме с указанием причин отказа. Отказ в государственной регистрации НКО может быть обжалован в судебном порядке.









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru