Филиал (представительство) юридического лица и обособленное подразделение.
Юрист Пантюшов О.В.
(консультации, ведение дел в суде).
www.jurisprudential.narod.ru
Ст.55 ГК РФ дает определение филиалам и представительствам юридического лица: «1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства».
Как видно, определение дается посредством использования понятия «обособленное подразделение». Т.е. филиал (представительство) определяется через обособленное подразделение. Вместе с тем следует заметить, что ГК РФ дает понятие филиала (представительства), но не дает понятия обособленного подразделения предприятия. «А» определяется через «Б», но что такое есть собственно «Б» (обособленное подразделение) не определено в законе ни в ГК РФ, ни вообще в гражданском законодательстве.
Это создает некоторые трудности. Согласно законам логики, если одно понятие определяется через другое, то определитель не всегда будет всегда определимым. Значит, обособленное подразделение не всегда будет филиалом (представительством). В свою очередь, филиал (представительство) это всегда обособленное подразделение.
Очевидно, что обособленное подразделение это отдельное понятие, которое должно быть определено самостоятельно и вне зависимости от понятий филиала (представительства). В противном случае, будут нарушены законы логики. Пробел в законодательстве.
Обособленное подразделение организации может быть филиалом (представительством), но может и не обладать функциями филиала (представительства), т.е. быть собственно обособленным подразделением организации.
Обособленное подразделение предприятия это расположенное вне места нахождения организации структурно отделенная часть производства (услуг, работ), где выполняются все или часть функций предприятия под вывеской соответствующего предприятия и под единым управляющим началом.
Ст.55 ГК РФ требует, чтобы данные о филиалах (представительствах) были внесены в учредительные документы предприятия. Это императивное требование закона.
Однако если организация имеет собственно обособленное подразделение, которое не является филиалом (представительством), организация не обязана вносить данные о нем в учредительные документы. Т.к. такого требования в законе не установлено.
При образовании филиала (представительства) перед организацией встает необходимость внесения соответствующих изменений в учредительные документы, это требует некоторого времени, что не всегда удобно страдает оперативность. Создание собственно обособленного подразделения позволяет избежать таких проблем.
Вместе с тем, в любом случае организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения ст.83 НК РФ: «Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения». Нужно обратить внимание на налоговый учет ставится именно организация, но не само обособленное подразделение. Обособленное подразделение не обладает правами юридического лица и не является самостоятельным субъектом гражданского права.
Иски к организациям, вытекающие из деятельности обособленных подразделений организаций, которые являются филиалами (представительствами), можно предъявлять по месту нахождения филиалов (представительств).
Ст.36 АПК РФ: «5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства».
Относительно обособленных подразделений организаций, не являющихся филиалами (представительствами), таких правил АПК РФ не устанавливает, т.к. четко сказано в п.5 ст.36 АПК РФ именно о филиалах (представительствах).
Нужно обратить внимание на формулировку п.5 ст.36 АПК РФ сказано о филиалах (представительствах), которые расположены вне места нахождения предприятия. В данном случае указывать на место расположения не имело смысла, т.к. по определению, данного в ст.55 ГК РФ, филиалы (представительства) всегда находятся вне места нахождения организации. По смыслу же ст. 36 АПК РФ филиал (представительство) может находиться в том же месте, что и организация. Следовало бы п.5 ст.36 АПК РФ изложить следующим образом: «5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства».
Аналогичное правило установлено в ст.29 ГПК РФ: «2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства». Лаконичность и четкость налицо.
Право истца обратиться в суд с иском к организации по месту нахождения обособленного подразделения, являющегося филиалом (представительством), в некоторых случаях гарантирует право на доступ к правосудию граждан (организаций). Например, страховая компания, застраховавшая имущество гражданина находится в г. Москве, а договор страхования был заключен руководителем филиала в г. Воркуте. При наличии спора истец не сможет подать иск по месту нахождения истца.
Налоговый кодекс РФ в отличие от Гражданского кодекса РФ дает понятие обособленного подразделения, применяемого в целях налогообложения. Ст.11 НК РФ: «обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».
НК РФ определяет обособленное подразделение через наличие оборудованных стационарных рабочих места вне места нахождения организации. Также имеет значение временной интервал существования рабочего места если рабочее место создается на срок не менее одного месяца. Значит, можно выделить следующие признаки обособленного, которые устанавливает НК РФ: 1 территориальная обособленность, 2 наличие стационарных рабочих мест, 3 срок создания таких рабочих мест должен быть не менее одного месяца.
НК РФ определяет понятие обособленного подразделения вне связи с понятиями филиала (представительства). Это правильно.
На практике возникает вопрос сколько должно быть создано стационарных рабочих мест: одно, два, или более для признания обособленного подразделения созданным? Налоговые органы исходят из того, что достаточно одного стационарного рабочего места для признания созданного у организации обособленного подразделения. Спорный вопрос.
В ст.11 сказано именно о «стационарных рабочих местах» - множественное число. Ясно, что никак не одно. МНС РФ в Письме от 29.04.2004 г. N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением» указало: «В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения».
Логика есть. Но налоговое право это подотрасль финансового права, основной принцип которого императивность, поэтому, не допустимо расширительно толковать понятия налогового права. Контролирующие органы не имеют право толковать понятия, обозначенные в налоговом законодательстве. Данные проблемы нужно решать исключительно посредством внесения соответствующих поправок а законодательство о налогах и сборах.
Наличие созданного обособленного подразделения обуславливает обязанность организации встать на налоговый учет по месту нахождения созданного обособленного подразделения. Нарушение этого правила налоговая служба вправе возбудить дело о налоговом правонарушении нарушение срока постановки на налоговый учет и привлечь к ответственности по ст.116 НК РФ:
«1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей».
Как определить момент создания обособленного подразделения? Это момент принятия решения о создании или что-то иное? Это важно для начала отсчета срока подачи заявления о постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Согласно п.4 ст.83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление в налоговый орган о постановке организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения должно быть подано в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Это подтверждается и судебной практикой. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2004 г. N КА-А40/1904-04 указало: «Из текста закона видно, что моментом создания обособленного подразделения является оборудование стационарных рабочих мест, а не отражение его создания в организационно-распорядительных документах. Следовательно, месячный срок, установленный п. 4 ст. 83 Кодекса, отсчитывается не с момента издания приказа от 25.02.2003 о приеме на работу руководителя подразделения, а с момента оборудования стационарных рабочих мест».
Нужно разделять момент принятия решения о создании и момент фактического создания обособленного подразделения. Принятие руководством организации решения об образовании обособленного подразделения выражает только волю или намерения. Данные намерения нужно осуществить. Для того, чтобы обособленное подразделение было создано, нужно одновременное наличие всех составляющих признаков, указанных в ст.11 НК РФ.
Основополагающим признаком является оборудование хотя бы одного стационарного рабочего места. МНС РФ в Письме от 05.08.2005 г. N 03-02-07/1-211 указало: «организация не создала для своих сотрудников
хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации. Учитывая изложенное, полагаем, что основания для постановки на налоговый учет ООО по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют».
Как видно, налоговые последствия создания собственно обособленного подразделения и обособленного подразделения, которое является филиалом (представительством) идентичны.
Налоговики руководствуются определением, данным в ст.11 НК РФ, для решения вопроса имеет ли организация созданные обособленные подразделения. Это правильно, т.к. согласно п.1 ст.11 НК РФ: «1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Еще один важный нюанс в налоговых последствиях создания собственно обособленного подразделения и обособленного подразделения, являющегося филиалом (представительством) состоит в следующем.
Если организация изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения (УСН), то создание филиала (представительства) будет означать невозможность перейти на УСН.
Ст.346.12 НК РФ: «3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства».
Создание же обособленного подразделения, которое не будет филиалом (представительством), не станет препятствием для перехода организации на налоговый режим упрощенной системы налогообложения. Это весьма существенное преимущество в некоторых случаях.
На практике часто возникают споры налоговики, подчас, считают, что обособленное подразделение это всегда либо филиал, либо представительство. Это становится основанием для отказа на переход на УСН организациям, которые создали обособленные подразделения, но которые не являются филиалами (представительствами). В данном случае следует обжаловать отказ в арбитражный суд. В ст.55 ГК РФ необходимо внести поправки, которые дадут четкое определение обособленному подразделению предприятия.