Купить онлайн кассу онлаи кассы кассовое оборудование купить Фиджи Сервис.
Добавлено: 29.07.2005
Ясенков Александр Николаевич
alex81_05@mail.ru
аспирант
Российского Государственного
Социального Университета
(кафедра гражданского права и процесса)
Присоединение как одна из форм реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия (правовой аспект)
Действующее гражданское законодательство РФ, в частности, положения ст. ст. 57- 60 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. No 129-ФЗ выделяют пять форм реорганизации юридического лица: слияние, разделение, выделение, преобразование, присоединение.
Особенности реорганизации Федерального Государственного унитарного предприятия (далее ФГУП) как одного из видов унитарных предприятий, в том числе в форме присоединения, отражены в положениях глав V, VI ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. No 161-ФЗ, вступившего в силу с 03.12.2002 г. (далее ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), который явился первым консолидированным законодательным актом, системно закрепившим статус и особенности функционирования ФГУП как особого хозяйствующего субъекта гражданского оборота.
Согласно п.1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ФГУП - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на принадлежащее ей имущество, но которая вправе, как и все остальные юридические лица на основании п. 1 ст. 48 ГК РФ, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущество ФГУП принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за ним (за ФГУП) на праве хозяйственного ведения001
.
На сегодняшний день, полномочия собственника ФГУП (в том числе по закреплению за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения и принятию решения о реорганизации ФГУП в форме присоединения) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), действующее на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. No 691 (далее Положение о Росимуществе).
Рассмотрим особенности процедуры реорганизации ФГУП в форме присоединения в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия, к одной из категорий которых относится ФГУП, могут быть реорганизованы в форме присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Таким образом, «присоединить» к ФГУП, имущество которого принадлежит на праве собственности РФ, возможно исключительно унитарное (ые) предприятие (я), собственником имущества которого является РФ в лице Росимущества, а именно ФГУП. Следовательно реорганизация ФГУП в форме присоединения к нему Государственного унитарного предприятия (ГУП), имущество которого принадлежит субъекту РФ, и Муниципального унитарного предприятия (МУП), собственником имущества которого является орган местного самоуправления на уровне муниципального образования, не возможна.
Этапы реорганизации ФГУП в форме присоединения в соответствии с действующим законодательством РФ:
Принятие собственником имущества ФГУП (Росимуществом) решения о реорганизации ФГУП (ов) в форме присоединения (вынесение Росимуществом соответствующего Распоряжения, в котором указываются основание реорганизации, список ФГУПов, подлежащих реорганизации в форме присоединения, срок реорганизации, срок утверждения Росимуществом отчета об итогах реорганизации в форме присоединения) в соответствии с п. 5 ст. 20, п. 1 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и п. 5.16 Положения о Росимуществе.
Издание на основе Распоряжения Росимущества Генеральными директорами ФГУП (ов) приказов (на уровне предприятий) о реорганизации соответствующих ФГУПов и создании рабочих групп по реорганизации в форме присоединения.
Получение ФГУП, к которому осуществляется присоединение, предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС РФ) на такое присоединение при условии, что суммарная балансовая стоимость активов всех реорганизуемых ФГУПов по последнему балансу (составленному на последнюю отчетную дату дату реорганизации) превышает 30 миллионов МРОТ (п.1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.N 948-I).
Уведомление всеми реорганизуемыми ФГУПами всех известных им кредиторов о предстоящей реорганизации в форме присоединения и публикация в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о такой реорганизации (не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации в форме присоединения даты вынесения Росимуществом соответствующего Распоряжения), в соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 7 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
При этом кредиторы каждого из реорганизуемых ФГУПов в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о реорганизации вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств реорганизуемого ФГУПа и возмещения им убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ, п. 7 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») .
Сбор необходимых документов от всех реорганизуемых ФГУПов в целях консолидации информации по присоединению (расшифровки дебиторской, кредиторской задолженности, бухгалтерские документы, финансовая отчетность, Уставы, данные о закреплении за реорганизуемыми ФГУПами объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения, правоустанавливающие документы на землю, переданную реорганизуемым ФГУПам на праве постоянного бессрочного пользования (аренды)).
Составление реорганизуемыми ФГУПами передаточного акта (актов), который должен (ны) содержать положения о правопреемстве ФГУПом, к которому осуществляется присоединение, по всем обязательствам присоединяемого (ых) к нему ФГУПа (ов) в отношении всех его (их) кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, в том числе и в судебном порядке (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Составление консолидированного Перечня объектов недвижимости, которые будут закреплены за ФГУП, к которому осуществляется присоединение, на праве хозяйственного ведения.
Составление новой редакции учредительного документа ФГУП Устава ФГУП, к которому осуществляется присоединение.
Согласование и утверждение передаточного акта (ов), Перечня объектов недвижимости и Устава ФГУП, к которому осуществляется присоединение, в новой редакции собственником имущества ФГУП, а именно Росимуществом (п. 2 ст. 59 ГК РФ, п. 4 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 5.18 Положения о Росимуществе), а также отраслевым органом исполнительной власти РФ, в компетенцию которого входит координация деятельности соответствующего ФГУПа по отдельным отраслям промышленности.
Составление и подача в Налоговый орган (по месту нахождения ФГУП, к которому осуществляется присоединение) необходимых документов (копии передаточных актов, Устав ФГУП, к которому осуществлено присоединение, в новой редакции, доказательства уведомления кредиторов о реорганизации и т.д.) с целью внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенных ФГУПов (реорганизация юридического лица (ФГУП) в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности всех присоединенных юридических лиц (ФГУПов). Внесение Налоговым органом на основании представленных документов в ЕГРЮЛ соответствующей записи (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ, абз. 2 п. 6 ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Составление ФГУП, к которому было осуществлено присоединение, отчета о прошедшей реорганизации в форме присоединения(согласно Распоряжению Росимущества о реорганизации ФГУП в форме присоединения). Утверждение данного отчета Росимуществом.
001 По смыслу ст.ст. 294, 295 ГК РФ, ст.18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения представляет собой ограниченное вещное право, суть которого в отношении ФГУП заключается в том, что оно не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других юридических лиц и иным способом распоряжаться недвижимым имуществом) без согласия собственника - Росимущества.