Сведения об авторе: Гайдов Алексей Васильевич. E-mail:
gaidov_home@mail.ru Ведущий юрист ООО "ЮРцентр-профит", Санкт-Петербург.
Законодательство РФ об аффилированных
лицах
В настоящей статье рассматриваются содержание понятия "аффилированные лица"
согласно действующего законодательства, определение этого института в различных
нормативно-правовых актах, а также взаимодействие данных актов по вопросам
признания лица аффилированным. За пределами работы остаются правовые последствия
признания лица аффилированным и вопросы раскрытия информации. Эти вопросы будут
затронуты вкратце лишь в том мере, в какой это необходимо для анализа места
института аффилированных лиц в системе российского законодательства. Термин
«аффилированные лица» происходит от английского слова «to affiliate»
(усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия). Он заимствован из
англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в той или иной
хозяйственной (экономической) зависимости друг от друга. Так, в США
аффилированной считается компания, пять и более процентов голосующих акций
которой принадлежат другой компании. В российском законодательстве данный
термин впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от
26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку
на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
были внесены соответствующие изменения. В статье 4 Закона о конкуренции
указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица,
способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность. В той же самой статье
закона расшифровано, что аффилированными лицами юридического лица
являются:
член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного
коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного
органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного
исполнительного органа;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего
количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие
уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право
распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся
на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного
юридического лица;
если юридическое лицо является участником финансово - промышленной группы,
к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров
(наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления,
коллегиальных исполнительных органов участников финансово - промышленной
группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных
органов участников финансово-промышленной группы;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное
юридическое лицо.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность, являются:
юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право
распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся
на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного
юридического лица;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное
физическое лицо.
Видно, что перечень лиц, которые могут быть признаны аффилированными,
достаточно широк. Особенно он расширен за счет понятия "группы лиц". Определение
группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц - группа
юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или
несколько следующих условий (приводятся только характеристики, имеющие
отношения к определению аффилированных лиц – прим. автора):
лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют
право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего
количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие
уставный (складочный) капитал юридического лица;
лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным
образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе
определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской
деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица
или лиц на основании договора;
лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более
50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и
(или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров
(наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления
юридического лица;
физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного
органа юридического лица;
одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и
(или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50
процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета
директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления
двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц
избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета)
или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и
(или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей
(поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов,
приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный)
капитал каждого из двух и более юридических лиц;
физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или
через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50
процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие
уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные
физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица,
предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов
состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров
(наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого
юридического лица;
юридические лица являются участниками одной финансово - промышленной
группы;
физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или)
сестрами.
Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие
отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его
аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными
(основанными на участии в уставном капитале юридического лица), договорными,
организационными (связанными с возможностью участвовать в управлении юридическим
лицом), родственными. Термин «аффилированные лица» употребляется в большом
количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из
которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с
ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности
(банкротстве)», «О банках и банковской деятельности». Типичным примером
аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по
отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106
Гражданского кодекса РФ. Однако в то же время зависимые (дочерние) общества
аффилированы по отношению к основному обществу (как принадлежащие с основным
обществом к одной группе лиц). Наибольшее значение институт аффилированных
лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с
аффилированными лицами (ст.81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более
процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом
«Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок
совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием
аффилированных лиц общества (п.1 ст.45). В связи с наличием аффилированных
лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные
обязанности. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести
учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить
списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в
письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с
указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты
приобретения акций (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также
устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества. Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является
создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как в
интересах государства, так и в интересах других лиц - например, акционеров или
участников юридических лиц. Конструкция определения, приведенного в ст.4
Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень
аффилированных лиц является исчерпывающим. Однако сам данный перечень не
соответствует основному определению аффилированных лиц, как "преобладающих"
лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или)
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку
термин применяется как к контролирующим, так и зависимым лицам. Более того,
во большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе
лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее
общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое –
аффилированным по отношению к преобладающему. При этом очевидно, что
перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие
возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе
о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в
одной статье закона. Для целей законодательства о конкуренции используется
другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к
аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия. Законодателем не
регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными
лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.
Получается, что широкое введение в правовой оборот термина «аффилированные
лица» не может достичь своих целей ввиду большого количества разрозненных
правовых норм и отсутствия механизма их реализации. Данная проблема может
быть решены только на законодательном уровне. Определенные шаги в этом
направлении были сделаны. В 2000 году проект федерального закона «Об
аффилированных лицах» был принят Государственной думой РФ в первом чтении.
Однако по настоящее время закон в окончательной редакции не принят. Поэтому
вопрос относительно содержания и признаков понятия «аффилированные лица»
остается открытым. Попытка привязать понятие аффилированных лиц к
антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство
иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В
Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – "взаимозависимые
лица". Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает
физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние
на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности
представляемых ими лиц. В статье приведен перечень взаимозависимых
лиц: 1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой
организации, причем доля участия составляет более 20%; 2) одно физическое
лицо подчиняется другому по должностному положению; 3) лица состоят в брачных
отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного,
попечителя и опекаемого. Также указано, что лица могут быть признаны
взаимозависимыми судом по иным основаниям, если отношениям между этими
лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
В целях недопустимости произвольного толкования норм налогового кодекса под
иными основаниями следует понимать именно основания отнесения лица к
аффилированным. Думается, законодатель неоправданно отказался от
использования в целях налогообложения понятия «аффилированные лица».
Аффилированных лиц можно считать взаимозависимыми в целях налогообложения, и
наоборот, поскольку в основу определения этих понятий положен одинаковый
критерий – возможность влияния на деятельность другого лица.
Сопоставляя нормы многочисленных законодательных актов, можно придти к
выводу, что необходима единая система правовых норм, регулирующая вопросы
аффилированности, которая поможет как решить отраслевые задачи (корпоративного,
налогового и других отраслей права), так и внести единообразие в нормативное
регулирование рассматриваемого института. Законодателю следует дать четкие
критерии аффилированности либо закрепив "принцип взаимоаффилированности", либо
однозначно признав аффилированным физическое (юридическое) лицо преобладающее в
силу определенной зависимости над иным физическим и (или) юридическим лицом.