Развитие
принципов
корпоративного
управления в
Чешской
Республике.
(Становление
принципов
корпоративного
управления в
ЧР)
1
января 2003 года
вступил в
законную
силу Кодекс
наилучшей
корпоративной
практики
Чешской
Республики,
наряду с этим
готовится
договор о
вступлении
ЧР в
Европейский
Союз. Чехия
имеет много
схожих черт, с
другими
постсоветскими
государствами,
включая:
Россию,
Беларусь,
Украину.
Однако стоит
так же
заметить, что
в отличие от
последнего
указанного
нами
государства,
Чехи
довольно
реалистично
оценивают
свои шансы и
уровень
участия в
Евро Союзе.
(Так,
например,
Чешское
правительство,
в частности
Мин Фин. ЧР,
планирует
введение
единой
европейской
валюты
«Евро» в
Чехии только
к 2010 году). Чехи,
принялись за
дело очень
обстоятельно
один договор
о вступлении
в ЕС 5000 листов,
но главное
это то как
проходит у
них процесс
изменения
законодательства,
изменения
корпоративной
культуры (или
корпоративной
философии), и
на это стоит
обратить
своё
внимание.
(В.М.)
Процесс
интеграции
стран
Западной
Европы в
единое
экономическое
сообщество
был бы
невозможен
без
сближения их
правовых
систем.
Задолго до
введения
единой
валюты
страны –
участники
начали
работу по
формированию
однородной
системы
нормативного
регулирования.
Этот процесс,
в первую
очередь,
затронул
корпоративные
отношения.[2] Последующие
события,
связанные с
крушением
СЭВ вызвали
стремление
ряда его
бывших
членов к
вступлению в
Европейский
Союз. Это
потребовало
приведения
национального
законодательства
данных стран
в
соответствие
со
стандартами
Евросоюза.
Вполне
естественно,
что процесс
развития
корпоративного
права в
указанных
странах
представляет
определённый
интерес,
поскольку
проблема
привлечения
западных
инвестиций и
вхождения
Чехии в
мировую
экономическую
систему
вызывает те
же процессы и
в Российской
Федерации.
Тем более, что
модели
корпоративного
управления в
постсоветских
государствах
отличаются
от моделей
сложившихся
в
государствах
с развитыми
рынками
капитала[3].
Это
обусловлено
переходным
процессом от
сложившейся
за долгие
годы
бытности
плановой
экономики
системы
советского
публичного
гражданского
права к
западной
системе
частного
гражданского
права.[4] На
всём
постсоветском
пространстве
можно
выделить две
группы
государств, в
которых
существуют
различные по
своей
сущности
модели
корпоративного
законодательства. Первая
модель,
характерна
полным
самоустранением
государства
от проблем
корпоративного
управления. В
качестве
примера,
можно
привести
Эстонию.[5] Вторая
модель,
характерна
тем, что
государственные
структуры,
стараются
создать
наиболее
благоприятные
условия для
развития
корпоративного
регулирования,
привить
определённые
стандарты и
принципы
поведения
субъектам
внутрикорпоративных
отношений.
Одним из
таких
государств
является
Чехия. Здесь,
привлечение
инвестиций
оставалось
наиболее
слабым
звеном
сложившейся
модели рынка
в течение
всех 90-х гг.
Приватизация
не привела к
заметным
улучшениям в
этой
сфере.[6]
Одной из
причин
низкой
активности
инвесторов
являлась
слабая
законодательная
защищённость
прав
акционеров
при
отсутствии
обычаев
делового
оборота. В
Американском
подходе к
Европейской
стандартизации
указывается,
что
американские
компании
видят
серьезным
препятствием
своему
участию на
новых рынках
постсоветского
пространства
отсутствие
традиционной
корпоративной
культуры, и
единообразия
в понимании
определённых
норм бизнеса
(деловых
обычаев).
Нетрадиционная
торговая
деятельность
присущая
национальным
компаниям
этих
государств
создаёт
серьёзные
интеграционные
барьеры.[7]
Американский
подход к
Европейской
стандартизации,
предлагал
определённый
набор
стандартов,
которые
позволили бы
повысить
уровень
защиты прав и
интересов
акционеров и
инвесторов,
за счёт
модификации
структуры
управления в
коммерческих
организациях.
При этом
подчёркивалось,
что в большей
степени это
касается
государств
кандидатов
на
вступление в
ЕС, каковым
является
Чехия. Причина
беспокойств
со стороны
иностранных
инвесторов,
заключалась
в наличии
многочисленных
конфликтов
интересов,
между
менеджментом
и
инвесторами,
и между
самими
акционерами.
Основными
причинами
конфликтов
являлось
отсутствие
соблюдения
торговых
принципов
выработанных
практикой
развитых
государств. В
2000 году Чехия,
учитывая
вышеприведённые
рекомендации,
начинает
реформировать
национальное
законодательство,
стараясь
достичь
европейских
стандартов.[8]
Особое
внимание
уделяется, с
одной
стороны
вопросам
нормативного
закрепления
механизма
защиты прав
акционеров и
инвесторов, с
другой,
развитию
культуры
корпоративного
управления.
При этом упор
делается на
развитие
принципов
корпоративного
управления. С
этой целью
принимаются
поправки к
Торговому
кодексу
Чешской
Республики.
Изменения
касаются
новых
стандартов в
управлении
коммерческой
организацией,
в частности,
ужесточены
требования к
руководителям
и членам
совета
директоров
компаний, все
сведенья о
них включая
судимость,
должны
предоставляться
в
коммерческий
суд города по
месту
регистрации.
Ужесточены
требования к
самой
регистрации.
Увеличен
минимальный
размер
уставного
капитала
корпораций.[9] Параллельно
с внесением
изменений в
Торговый
Кодекс,
Чешская
Комиссия по
Ценным
Бумагам (SEC of Czech Republic)
опубликовала
основные
направления
в развитии
рынка ценных
бумаг и
регулирования
деятельности
коммерческих
организаций
являвшихся
эмитентами в
Чешской
Республике.[10]
Комиссия
приняла
решение
воспользоваться
моделью
принятой в
странах
англо-американской
системы
права, где
биржи
самостоятельно
устанавливают
нормы и
требования,
предъявляемые
к эмитентам,
отказавшись
от принципа
государственного
принуждения,
на который
делал упор
Торговый
Кодекс. Это
создало
предпосылки
к
формированию
системы
негосударственного
регулирования
внутри
корпоративных
отношений с
упором на
принцип
экономической
целесообразности.
Компания
должна
соблюдать
принципы и
нормы
принятые
биржей для
увеличения
капитализации
и сохранения
деловой
репутации. В
сентябре 2000
года
приглашённой
группой
английских
экспертов[11]
был
подготовлен
Кодекс
наилучшей
практики
корпоративного
управления. В
Кодексе были
учтены как
основные
европейские
принципы
Корпоративного
управления
(принципы
ОЭСР),[12]
так и
рекомендации
Combined Code (принципы
работы
Лондонской
Фондовой
Биржи).[13]
Существенное
развитие
получили
принципы
корпоративного
управления: 1)
открытость; 2)
честность
(integrity);[14] 3)
ответственность.[15]
Эти три
принципа по
идее
создателей
Кодекса
должны стать
гарантиями
для
обеспечения
защиты прав и
законных
интересов,
акционеров и
инвесторов. Собственно
открытость
предполагает
раскрытие
информации,
которая
позволяла бы
повысить
эффективность
работы
менеджмента
компании. Это
демонстрация
работы
менеджмента,
поощрение
правления за
эффективную
работу, что
позволяет
акционерам, а
так же
возможным
инвесторам и
кредиторам
тщательно
изучить
деятельность
компании в
полном
объёме.
Согласно
разделу 5
Кодекса к
открытой
информации
относятся:
финансовые и
оперативные
результаты
работы; планы
развития
компании;
список
аффилированных
лиц;
информация о
праве голоса
на общем
собрании
акционеров;
список
членов
правления, и
их
вознаграждения;
оценка
коммерческих
рисков;
материалы о
конфликтах
между
работниками
и
заинтересованными
лицами.[16] Информация
должна
отвечать
критериям
доступности
и
своевременности
(sub sec. 5.7 Кодекса).
Единственным
пределом
ограничения
раскрытия
информации
является
конкурентоспособность
компании. Если
«открытость»
это контроль
за
управляющими,
и
определение
системы
взаимосвязи
между
управлением
(или
определённым
его органом) и
акционером,
либо иными
лицами,
действующими
в частном или
публичном
интересе в
компании,[17]
то
«честность»,
это
внутренний
контроль за
управляющими,
осуществляемый
лицами,
специально
назначенными
акционерами
с этой целью.
«Компания
должна
учредить
специальные
комиссии, в
которые
должны
входить
самостоятельные
от органов
управления и
менеджмента
члены,
отвечающие
за аудит и
основные
финансовые
характеристики
компании» (sec 1 sub 4
Кодекса). Большое
внимание
Кодекс
уделяет
независимым
членам
совета
директоров и
контрольной
комиссии.
Независимость
становиться
качественным
элементом
характеризующим
профессионала
новой
формации -
«цель
Кодекса
будет
достигнута,
если в
компаниях
начнёт расти
процент
самостоятельно
мыслящих,
независимых
от чужой воли
профессионалов,
такие
компании
выйдут на
уровень
данного
Кодекса, и
составят
элиту
чешского
бизнеса».[18]
Независимость
в принятии
решений
снижает
возможность
появления
конфликтов, и
увеличивает
уровень
саморегулирования
организации.
Кодекс
содержит ряд
норм
призывающих
компании, к
«прозрачному
рынку», где
между
контрагентами,
должностными
лицами
открыт обмен
информацией,
а информация,
связанная с
торговлей, и
котировками,
открыта для
неограниченного
доступа.
Участники
подобного
рынка
называются
открытыми
компаниями,
публично
раскрывающими
информацию,
влияющую на
ситуацию на
рынке.[19]
«Компания
должна
гарантировать
открытость
всех текущих
фондов своих
долгосрочных
и
краткосрочных
обязательств,
что
позволило бы
точно
определить
возможные
непропорциональности
в
использовании
средств» (sec3 sub 1
Кодекса). Принцип
ответственности
выражается в
экономической
целесообразности,
основной
характеристикой
которой
является
деловая
репутация.
При её утере
привлекательность
компании
падает и
наблюдается
снижение
котировок её
акций.
Ответственность,
проявляется
в том, что
субъекты
корпоративных
отношений
должны
наиболее
эффективно
выполнять
свои
обязанности,
акционеры
должны
выбирать
профессионалов
в совет
директоров и
контрольный
совет
(аннотация к sub 1
Кодекса), а
менеджмент и
контрольные
органы
должны
соответствующим
образом
выполнять
свои
обязанности
(sub 6 Кодекса).
Особенностью
Кодекса
является и то,
что он не
содержит
санкций.
Вопросы
ответственности
менеджмента,
акционеров и
инвесторов
отнесены к
компетенции
самих
компаний,
выносятся на
их внутри
организационный
уровень.
Ответственность
же самих
корпораций
заключается
в том имидже,
который они
себе создают,
соблюдая или
не соблюдая
нормы
Кодекса.
Пражская
Фондовая
Биржа, ведёт
список
компаний
соблюдающих
Кодекс,
публикуя его
в ежегодном
рапорте.
Чешская
Комиссия по
ценным
бумагам
ежегодно
представляет
Мировому
Банку
заключение с
анализом
соблюдения
корпорациями
норм
Кодекса. Таким
образом
чешская
модель
правового
регулирования
корпоративных
отношений
сочетает в
себе
государственное
регулирование
с
саморегулированием,
что
способствует
с одной
стороны
развитию
свободы этих
отношений, с
другой, более
надёжной
защите прав
собственников.
Последняя
строится не
только на
законодательстве,
но уже в
большей мере,
на деловых
обычаях,
нарушение
которых
влечёт за
собой утерю
доброго
имени.
Динамика же
изменении в
системе
управления
коммерческими
организациями,
характеризуется
тремя
составляющими.
Во-первых,
раскрытие
информации
предоставляющей
акционерам
возможность
оценить
финансовое
положение
компании и
работу
менеджмента,
что в
перспективе
создаёт
предпосылки
к
формированию
«открытого
рынка».
Во-вторых,
установление
двойного
контроля (как
со стороны
государства,
так и со
стороны
собственников)
за
деятельностью
менеджмента,
что в
перспективе
может
содействовать
созданию
эффективной
системы
борьбы с
махинациями.[20]
В-третьих,
анализ
практики
применения
Кодекса
позволит
разработать
более
эффективные
методы
устранения и
разрешения
корпоративных
конфликтов.
[1]
Студент 5
курса
Коломенского
Государственного
Педагогического
Института г.
Коломна.
Научный
руководитель
кандидат
юридических
наук А.Б.
Артемьев.
[2]
Этим
объясняется
«затишье» в
работе
Совета
Европейского
союза
Двенадцатая
директива ЕС
о
корпоративном
праве была
принята 21
декабря 1989
года.
Подробней См:
А Надмитов.
Европейская
компания
становится
реальность //
Хозяйство и
право 2002 №10 с.82
[3]
См: Mark J. Roy Part of dependence in corporate governance and
ownership - <http://law.columbia.edu/law-economicstudies/papers/workp131.pdf
[10.02.03]
[4]
Более
подробно об
этом
процессе см:
Данилов А.Н.
Переходное
общество:
проблемы
современной
трансформации
– Мн.: ООО
«Харвест», 1998.
с.152-283
[5]
Радыгин А.Д.
Мальгинов Г.Н.
Анализ
проблем и
рекомендации
по защите
прав
акционеров
(инвесторов) -
<http://iet.ru
[6]
Радыгин А.Д.
Энтов Р.М.
Корпоративное
управление и
защита прав
собственности:
эмпирический
анализ и
актуальные
направления
реформ.
Институт
экономики
переходного
периода. 2001 г.,
с.121 [7]
American Access to the European Standardization Process. American National
Standards Institute - <http://ansi.org
[8]
Как мы знаем,
первая
стадия
развития
чешского
корпоративного
права,
начавшаяся в
1991 году
принятием
Торгового
кодекса
носила, в
какой то мере,
лишь
подготовительный
характер. [9]
См подробнее:
C. Саенко
Изменения
Торгового
Кодекса
Чешской
Республики
-<http://ifopraga.com
[10.02.03] [10]
См Mission of Security Emission Commit - <http://sec.cz
[10.02.03]
[11]
Джейни Милз (Jennie
Mills) Барри Бирд (Barry
Bird), из British Know How Fund.
[12]
Principles of best corporate practice Organization for Economic Cooperation and
Development - <http://rid.ru/db.php?db_id=31&1=ru [10.02.03]
[13]
Combined Code на
электронной
странице
-<http://fsa.gov.uk/publs/ukla/lr_comcode.pdf [14]
Термин integrity –
переводится
в ряде
документов,
например в
русском
варианте
аннотации
принципов
ОЭСР на
электронной
.странице -<http//rid.ru
[10.02.03] как
целостность. [15]
Преамбула к
чешскому
Кодексу
наилучшей
корпоративной
практики.
[16]
Corporate Governance Code Based on the OECD Principles section 5 sub sec1-6.
[17]
Это прежде
всего исходя
из специфики
Чешской
корпоративной
модели
Комиссия по
ценным
бумагам,
Пражская
Фондовая
биржа,
Антимонопольный
комитет. [18]
Комментарий
к sec 1
Кодекса. [19]
Источник -<http://corp-gov.ru
[10.02.03] [20]
Данная
проблема
стала
наиболее
актуальной
для всей
мировой
экономики
после
банкротства
WorldCom в 2002 году.