Алексей Гудков
Специалист по корпоративному праву и корпоративному управлению
ag2868@yahoo.com
ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ В ЗАКОНЕ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об
акционерных обществах» (далее Закон), приняты Государственной Думой 12 июля 2001
года. Опубликованы в "Российской газете", N 151-152, 09.08.2001.
Изменения, внесенные в статьи 48 и 49 Закона, вступают в
силу со дня официального опубликования. Изменения и дополнения к остальным
статьям Закона вступают в силу с 1 января 2002
года.
В Федеральный
закон
об акционерных обществах
внесены следующие
изменения и
дополнения:
- Особенности правового положения акционерных обществ,
созданных при приватизации.
В статье 1 Закона определено, что особенности правового
положения акционерных обществ, созданных при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых
закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении
которых используется специальное право на участие Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении
указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются
федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных
предприятий.
Ранее особенности правового положения
регулировались правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных
предприятий.
Таким образом, устранены
индивидуальные особенности правового положения отдельных предприятий созданных в
процессе приватизации, ранее определявшиеся правовыми актами о приватизации
данных предприятий.
- Оплата акций при учреждении.
Статьей 34 Закона введена новация – 50 процентов акций
общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех
месяцев с момента государственной регистрации общества.
Ранее Закон требовал оплатить 50 процентов к моменту
регистрации.
- Неполная оплата акций при
учреждении.
Статьей 34 Закона введена новация - в случае неполной
оплаты акций в течение года с момента государственной регистрации, право
собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме
(стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу.
Отсутствует положение о невозвращении имущества внесенного в оплату
акций.
Ранее допускалось невозвращение имущества,
внесенного в оплату акций.
- Сделки после учреждения общества.
Согласно п.3 ст.2 Закона, до оплаты 50 процентов акций
общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать
сделки, не связанные с учреждением общества. Данная норма вводит новое положение
по ограничению дееспособности акционерного общества в зависимости от оплаты
уставного капитала при учреждении.
- Право голоса при неполной оплате
акций.
Статьей 34 Закона введена новация – акция, принадлежащая
учредителю, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное
не предусмотрено уставом.
Ранее Закон предоставлял
право голоса учредителям и в случае неполной оплаты ими
акций.
Статьи 15 и 30 Закона введены новации - общество обязано
не только письменно уведомить кредиторов (о реорганизации, уменьшении уставного
капитала), но и опубликовать сообщение в печатном издании.
- Направление требований кредиторами.
Статьей 15 Закона введен единый 30-дневный срок, в течение
которого кредиторы вправе требовать досрочного прекращения
обязательств.
Ранее был установлен 60-дневный срок
для реорганизации в форме разделения и выделения.
- Конвертация акций при
присоединении.
Статьей 17 Закона установлено, что конвертация акций
присоединяемого общества возможна только в акции присоединяющего общества. Ранее
допускалась конвертация в другие ценные бумаги.
- Погашение акций при слиянии и
присоединении.
Статьями 16 и 17 Закона введена новация – при слиянии и
присоединении акции обществ, участвующих в реорганизации и принадлежащие им,
погашаются.
- Пропорциональное получение акций при разделении или
выделении.
Статьями 18 и 19 Закона введена новация, устанавливающая
право акционера, реорганизуемого в форме разделения или выделения общества,
голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о
реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в
результате разделения или выделения, предоставляющие те же права, что и акции,
принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих
ему акций.
- Преобразование в некоммерческое партнерство.
Статьей 20 Закона введена новация – общество, по
единогласному решению всех акционеров, вправе преобразоваться в некоммерческое
партнерство.
Статьей 25 Закона вводится понятие дробных акций,
устанавливается, что права дробной акции равны соответствующей части целой. В
уставе дробные акции должны выражаться дробным числом.
Данное изменение связано со злоупотреблениями при конвертации акций в
акции с более крупным номиналом.
Пунктом 1 ст. 27 и п. 5 ст. 48 Закона установлено, что
устав общества должен содержать указание на права предоставляемые объявленными
акциями. Определение прав, предоставляемых объявленными акциями, относится к
компетенции общего собрания акционеров.
Статей 31 Закона введена новация - конвертация
обыкновенных акций в привилегированные акции, облигации, иные ценные бумаги не
допускается.
При реорганизации допускается
конвертация акций в акции (ст. 16, 17 Закона).
Ранее
при реорганизации допускалась конвертация акций в иные ценные бумаги.
Статьей 32 Закона так же определенно, что
конвертация привилегированных акций в облигации и иные ценные бумаги не
допускается. Ранее Закон не содержал прямого запрета.
- Порядок конвертации привилегированных
акций.
Статьей 37 Закона введена новация - порядок конвертации
привилегированных акций в обыкновенные акции и привилегированные акции другого
типа устанавливается уставом общества. Ранее устанавливался решением о
размещении.
Следует иметь ввиду, что порядок
конвертации при реорганизации устанавливается соответствующими решениями и
договорами.
- Право голоса привилегированных
акций.
Согласно ст. 32 Закона, владельцы привилегированных акций
не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено
Федеральным законом Об акционерных обществах (например, приобретение права
голоса при решении вопросов о реорганизации). В прежней редакции данной статьи
допускался выпуск привилегированных акций с правом голоса, если это было
предусмотрено уставом общества.
Статьей 49 Закона
введена новация – из п.1 ст. 49 Закона исключено положение о том, что
привилегированная акция может предоставлять более одного голоса.
Однако, следует учитывать, что согласно статье 2
Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
акционерных обществах», если обществом до момента вступления в силу Федерального
закона о внесении изменений и дополнений были размещены привилегированные акции,
предоставляющие в соответствии с уставом общества право голоса, а также
эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие привилегированные акции, право
голоса по таким привилегированным акциям сохраняется.
- Оплата дополнительных акций и иных эмиссионных ценных
бумаг.
Статьей 34 Закона введена новация - оплата дополнительных
акций и иных эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, возможно
только при условии их полной оплаты[1].
Ранее допускалась оплата дополнительных акций при их
приобретении деньгами в размере не менее 25 процентов от номинальной стоимости.
Окончательно акции оплачивались в течение одного года.
- Оплата эмиссионных ценных бумаг
имуществом.
Статьей 34 Закона введена новация - оплата эмиссионных
ценных бумаг общества, за исключением акций, может осуществляться только
деньгами. Форма оплаты акций определяется решением о их размещении (а не уставом
см. п.2 ст.34 Закона).
Ранее допускалась оплата
ценных бумаг общества ценными бумагами, вещами, имущественными правами, иными
правами, имеющими денежную оценку.
- Цена размещения дополнительных
акций.
Пунктом 1 статьи 36 Закона введена новация – оплата
дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется
по цене, определяемой советом директоров общества в соответствии со статьей 77
Закона, но не ниже номинальной стоимости.
Ранее
оплата акций осуществлялась по рыночной стоимости, но не ниже номинальной
стоимости.
- Вознаграждение посредника при размещении
акций.
Статьей 36 Закона введена новация - вознаграждение
посредника при размещении акций не может превышать 10 процентов цены размещения
акций.
- Обязательное размещение ценных
бумаг.
Статья 39 Закона по сравнению с прежней редакцией не
предусматривает обязательного размещения открытым обществом акций и
ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки,
в случаях установленных правовыми актами Российской
Федерации.
- Право общества приобретать размещенные им
акции.
Статьей 72 Закона введена новация – Общество, если это
предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению
общего собрания акционеров или по решению совета директоров, если совету
директоров в соответствии с уставом принадлежит право принятия такого решения,
на срок не более одного года, при условии, что находящиеся в обращении акции
составят не менее 90 процентов от уставного капитала.
Ранее данное решение принималось советом
директоров.
- Порядок проведения общего собрания
акционеров.
Статьей 47 Закона введена новация – пункт 2 ст. 47 изложен
в новой редакции - исключено положение, согласно которому порядок проведения
общего собрания акционеров устанавливается советом директоров общества.
Согласно ст. 11 Закона, порядок проведения общего
собрания акционеров устанавливается уставом общества.
Согласно п. 2 ст. 47 Закона, дополнительные требования к порядку
подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров могут быть
установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных
бумаг.
Так же стоит учитывать положение п. 12 ст. 47
Закона – общее собрание акционеров определяет порядок ведения общего
собрания акционеров.
- Сроки сообщения о проведении общего собрания
акционеров.
Статьей 52 Закона введена новация – изменены сроки
сообщения о проведении собрания. Минимально допустимый срок сообщения уменьшился
- не менее чем за 20 дней до даты проведения собрания. Предыдущая редакция
предусматривала не менее чем за 30 дней.
- Информация (материалы), обязательно предоставляемая
при подготовке к общему собранию акционеров.
Статьей 52 Закона введена новация – расширен перечень
информации (материалов) обязательно предоставляемых при подготовке к общему
собранию акционеров. Дополнительно к ранее перечисленным в законе необходимо
предоставлять: сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы
общества, счетную комиссию; проекты внутренних документов; проекты решений
общего собрания акционеров. Перечень предоставляемой информации может быть
расширен уставом общества.
При подготовке к общему
собранию акционеров не обязательно предоставлять годовой отчет
общества.
- Сроки доступа к информации (материалам), обязательно
предоставляемых при подготовке к общему собранию
акционеров.
Статьей 52 Закона введена новация – определены сроки
доступа к информации (материалам) обязательно предоставляемой при подготовке к
общему собранию акционеров: минимальный срок в течение 20 дней до проведения
общего собрания акционеров. Информация (материалы) должна быть доступна во время
проведения собрания.
- Внесение вопросов в повестку дня годового общего
собрания акционеров.
Статьей 53 Закона введена новация – акционеры вправе
внести неограниченное количество вопросов в повестку дня общего собрания
акционеров и выдвинуть кандидатов, число которых не может превышать
количественный состав соответствующего органа. Ранее акционер мог внести не
более двух предложений и выдвинуть кандидатов, число которых не может
превышать количественный состав соответствующего органа.
- Предложения в повестку внеочередного собрания
акционеров.
Статьей 53 Закона введена новация – предложения в
повестку внеочередного собрания акционеров, которая содержит вопрос об избрании
членов совета директоров кумулятивным голосованием, должны поступить в общество
не позднее 30 дней до даты проведения собрания, если уставом не установлен более
поздний срок.
- Предложение о внесение вопросов в повестку
дня.
Статьями 53 и 55 Закона введена новация – в предложении о
внесение вопросов можно не указывать мотивы его постановки. Дополнительные
требования к предложению о внесении вопросов могут быть установлены уставом или
внутренним положением общества.
- Рассмотрение предложений в повестку
дня.
Статьей 53 Закона введена новация – Совет директоров
общества должен рассмотреть поступившие предложения не позднее 5 дней после
истечения сроков отведенных для внесения предложений (годовое собрание;
внеочередное при выборах членов совета директоров кумулятивным голосованием).
Ранее Закон предусматривал 15-дневный срок для рассмотрения предложений в
повестку годового собрания.
- Предложения в повестку дня, вносимые советом
директоров.
Статьей 53 Закона введена новация – помимо вопросов,
предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционеров
акционерами, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или
недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования
соответствующего органа, совет директоров общества вправе включать в повестку
дня общего собрания акционеров вопросы или кандидатов в список кандидатур по
своему усмотрению.
- Предложение кандидатов для избрания на внеочередном
собрании акционеров.
Статьей 53 Закона введена новация – право предлагать
кандидатов в соответствующие органы общества, при избрании их на внеочередном
собрании акционеров, имеют акционеры - владельцы не менее чем 2 процентов
голосующих акций общества.
- Принятие решения о созыве внеочередного
собрания.
Согласно ст. 55 Закона, решение о созыве внеочередного
собрания должно быть принято в течение 5 дней с даты предъявления требования о
созыве. Ранее Закон устанавливал 10-дневный срок.
- Сроки проведения внеочередного
собрания.
Статьей 55 Закона введена новация – внеочередное общее
собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с
момента представления требования о проведении собрания или принятия советом
директоров решения о проведении собрания (ранее – созыв не позднее
45 дней с момента представления требования).
Если повестка дня содержит вопрос об избрании членов совета
директоров, которые должны избираться кумулятивным голосованием, то общее
собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента
представления требования собрания или принятия советом директоров решения о
проведении собрания.
- Выполнение функций счетной комиссии
регистратором.
Статьей 56 Закона введена новация – в обществе с числом
акционеров – владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии
выполняет регистратор. Ранее, в обществе с числом акционеров – владельцев
голосующих акций более 500, функции могли быть возложены на
регистратора.
Регистратор также может быть привлечен
для осуществления функций счетной комиссии в случае, если срок полномочий
счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в
случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной
комиссии.
- Функции счетной комиссии.
Статьей 56 Закона введена новация – счетной комиссии
добавлены новые обязанности проверять полномочия и регистрировать лиц,
участвующих в собрании.
- Правомочность общего собрания
акционеров.
Статьей 58 Закона введена новация – общее собрание
акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в
совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Согласно п.1 ст. 58 Закона принявшими участие в общем собрании акционеров
считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и
акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты
проведения общего собрания акционеров.
Ранее закон
предусматривал правомочность общего собрания акционеров, если на момент
окончания регистрации зарегистрировались акционеры обладающие в
совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций
общества.
Статьей 58 Закона введена новация – определение кворума
для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется разным
составом голосующих, осуществляется отдельно.
- Кворум для заочного голосования.
Из ст. 50 Закона исключено положение о том, что решение
общего собрания акционеров, принятое путем заочного голосования, считается
действительным, если в голосовании участвовали акционеры, владеющие в
совокупности не менее чем половиной голосующих акций
общества.
- Предоставление бюллетеней для заочного
голосования.
Статьей 60 Закона введена новация – при проведении общего
собрания акционеров в форме заочного голосования бюллетень для
голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу,
указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров,
не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания
акционеров.
Из статьи 50 Закона исключено
положение о том, что дата предоставления бюллетеней для заочного
голосования должна быть установлена не позднее, чем за 30 дней до дня
окончания приема обществом бюллетеней.
- Сообщение о проведении повторного общего собрания
акционеров.
Статьей 58 Закона введена новация – сообщение о проведении
повторного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20
дней, а при рассмотрении вопроса о реорганизации, - не позднее, чем за 30 дней
до даты его проведения.
Ранее - не позднее, чем за
10 дней до даты его проведения.
- Направление бюллетеней для
голосования.
Статьей 60 Закона введена новация – при проведении общего
собрания акционеров в форме заочного голосования и проведении общего собрания
акционеров общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и
более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное
направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров,
бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому
лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров, не позднее, чем за 20 дней до проведения общего собрания
акционеров.
Ранее – «в сроки и порядке
предусмотренные ст. 52 Закона» (т.е. не позднее, чем за 30 дней до даты
проведения).
Статьей 60 Закона введена новация – бюллетень
дополнительно должен содержать: место нахождение общества, форму проведения
собрания, место проведения, почтовый адрес, разъяснение существа кумулятивного
голосования.
- Протокол об итогах голосования.
Статьей 62 Закона введена новация – протокол об итогах
голосования составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания
акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания
акционеров в форме заочного голосования.
Ранее Закон
не предусматривал сроков составления протокола об итогах
голосования.
- Отчет об итогах голосования.
Статьей 62 Закона введена новация – решения, принятые
общим собранием акционеров, а также итоги голосования оглашаются на общем
собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся
не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме
отчета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц,
имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке, предусмотренном
для сообщения о проведении общего собрания акционеров.
- Отчет об итогах голосования.
Из ст. 49 Закона исключено положение о том, что решения,
принятые общим собранием акционеров, доводятся до сведения акционеров не позднее
45 дней с даты принятия этих решений.
- Компетенция общего собрания
акционеров.
Статьей 48 Закона введена новация - к компетенции общего
собрания акционеров отнесено решение новых вопросов:
- п.13 - досрочное прекращение полномочий членов счетной
комиссии (ранее к компетенции общего собрания акционеров относился вопрос
только об образовании счетной комиссии);
- п.15 - принятие решения об одобрении сделки, в совершении
которой имеется заинтересованность (ранее было «заключение сделок»);
- п. 16 - принятие решений об одобрении крупных сделок
(ранее «совершение»);
- утверждение внутренних документов, регулирующих
деятельность органов общества[2].
Из компетенции общего собрания акционеров исключено
решение следующих вопросов:
- п. 12 ст. 48 принятие решения о неприменении
преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценны
бумаг, конвертируемых в акции[3];
- определение формы сообщения обществом материалов
(информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае
сообщения в форме опубликования;
- выкуп размещенных акций[4].
- Исключительная компетенция общего собрания
акционеров.
Статьей 48 Закона введена новация – отсутствует разделение
на исключительную и общую компетенцию общего собрания акционеров. Существует
вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания акционеров, часть из которых
может передаваться на рассмотрение совету директоров.
- Решения, принимаемые общим собранием акционеров по
предложению совета директоров.
Статьей 49 Закона введена новация – изменен перечень
решений, принимаемых общим собранием акционеров по предложению совета
директоров:
- об увеличении уставного капитала (ранее
отсутствовал);
- об утверждении внутренних документов, регулирующих
деятельность органов общества (ранее отсутствовал);
- решение о передаче полномочий единоличного
исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему
(ранее отсутствовал);
- о дроблении и консолидации акций;
- об одобрении сделок, в совершении которых имеется
заинтересованность
- об одобрении крупных сделок;
- о приобретении обществом размещенных акций;
- об участии в холдинговых компаниях, ассоциациях;
- о реорганизации общества.
Таким образом, совет директоров может давать
рекомендации по более широкому кругу вопросов, общее собрание акционеров стало
более ограниченным в выборе решений.
- Вопросы, принимаемые ¾ голосов
акционеров.
Статьей 49 Закона введена новация – изменен перечень
вопросов принимаемых ¾ голосов акционеров: добавлено – приобретение обществом
размещенных акций[5].
- Решение о размещении акций по закрытой
подписке.
Статьей 37 Закона введена новация - размещение акций
(эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством
закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания
акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения
дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества,
конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов
акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании
акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения
не предусмотрена уставом общества[6].
- Решение о размещении обыкновенных
акций.
Статьей 37 Закона введена новация - размещение
посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25
процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по
решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти
голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в
общем собрании акционеров. Данное правило распространяется на эмиссионные ценные
бумаги конвертируемые в акции.
Ранее данный вопрос
решался большинством голосов.
- Увеличение номинальной стоимости
акций.
Статьей 28 Закона введена новация – решение об увеличении
уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций
принимает только общее собрание акционеров (ранее допускалось советом
директоров).
Принятие решения об увеличении уставного
капитала путем выпуска дополнительных акций по-прежнему возможно как общим
собранием акционеров, так и советом директоров, если уставом совету директоров
предоставлено такое право.
- Внесение изменений и дополнений в устав общества при
увеличении уставного капитала.
Статьей 12 Закона введена новация - внесение в устав
общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том
числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества,
осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала общества
и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций.
Ранее положение о регистрации изменений в устав после регистрации
отчета об итогах выпуска содержались в Постановлении Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг N 47 от 11 ноября 1998 года, но данный порядок был признан
недействительным Решением Верховного суда РФ от 10 декабря 1999 г. N ГКПИ
99-815.
Таким образом, изменения Закона подтвердили и
закрепили позицию ФКЦБ в Федеральном законе – изменения и дополнения в устав об
увеличении уставного капитала вносятся после регистрации отчета об итогах
выпуска.
- Внесение изменений и дополнений в устав общества при
уменьшении уставного капитала.
Статьей 12 Закона введена новация – внесение изменений и
дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала,
возможно только после утверждения советом директоров общества отчета об
итогах приобретения акций.
- Внесение изменений и дополнений в устав,
ограничивающих права акционеров – владельцев привилегированных акций
общества.
Пунктом 4 статьи 32 введена новация – при внесении
изменений и дополнений в устав, ограничивающих права акционеров – владельцев
привилегированных акций общества решение считается принятым, если за него
проголосовали 3/4 владельцев голосующих акций и 3/4 владельцев привилегированных
акций, права по которым ограничиваются. Таким образом, подчеркивается, какое
именно большинство голосов необходимо. Из голосования исключаются владельцы
привилегированных акций, чьи права не затронуты и чьи акции не являются
голосующими.
Статьей 35 Закона введена новация – размер резервного
фонда должен быть не менее 5 процентов от уставного капитала.
Ранее не менее 15 процентов от уставного
капитала.
- Преимущественное право приобретения при открытой
подписке.
Статьей 40 Закона введена новация – преимущественное право
приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных
акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве,
пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа)
имеют акционеры общества.
Ранее такое право
предоставлялось только владельцам голосующих акций, исключая привилегированные
акции, даже в случае приобретения ими права голоса.
- Преимущественное право приобретения при закрытой
подписке.
Статьей 40 Закона введена новация – преимущественное право
приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в
акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве,
пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа)
приобрели акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия
в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и
эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
- Неприменение преимущественного
права.
Новая редакция Закона не предусматривает, в отличие от
прежней редакции, возможности неприменения преимущественного права приобретения
акций.
Ранее статья 40 Закона предусматривала
возможность принятия решения о неприменении преимущественного права приобретения
ценных бумаг.
- Срок действия преимущественного
права.
Статьями 40 и 41 Закона введена новация – срок действия
преимущественного права, не может быть менее 45 дней с момента направления
(вручения) или опубликования уведомления. Уведомление осуществляется в порядке,
предусмотренном законом Об акционерных обществах для сообщения о проведении
общего собрания акционеров. Уведомляются лица, включенные в список лиц имеющих
преимущественное право на приобретение. Данный список составляется на дату
принятия решения. Таким образом, уведомление должно осуществляться после
проведения собрания. Размещение не может начаться ранее 45 дней с момента
направления (вручения) уведомления.
Ранее закон
предусматривал уведомление за 30 дней до даты начала размещения
акций.
- Решение о выплате дивидендов.
Статьей 42 Закона введена новация - общество вправе
принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям один
раз в год.
Ранее общество могло принимать решение о
выплате дивидендов ежеквартально, раз в полгода, раз в год.
Таким образом, совет директоров не может принимать решение о выплате
промежуточных дивидендов
- Источник выплаты дивидендов.
Статьей 42 Закона введена новация – дивиденды
выплачиваются из чистой прибыли общества (или специальных
фондов).
Ранее дивиденды могли выплачиваться из
чистой прибыли общества за текущий год.
Статьей 42 Закона введена новация – если уставом общества
или решением общего собрания акционеров дата выплаты годовых дивидендов не
определена, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия
решения о выплате годовых дивидендов.
- Составление списка лиц, имеющих право на получение
годовых дивидендов.
Статьей 42 Закона введена новация – для составления списка
лиц, имеющих право на получение годовых дивидендов, номинальный держатель обязан
предоставлять данные о лицах, в интересах которых он владеет
акциями.
Ранее в список лиц, имеющих право на
получение годовых дивидендов, включались акционеры и номинальный
держатель.
- Ограничения на выплату дивидендов.
Статьей 43 Закона введена новация – в статье перечислены
случаи, когда общество не только не вправе принимать решение о выплате
дивидендов по акциям, но и случаи, когда общество не вправе выплачивать
объявленные дивиденды.
Ранее в Законе содержались
только случаи, когда общество не вправе принимать решение о выплате
дивидендов.
- Начало ведения реестра акционеров.
Статьей 44 Закона введена новация - из пункта 2 ст. 44
исключена фраза о том, что ведение и хранение реестра акционеров обеспечивается
обществом не позднее одного месяца с момента государственной регистрации
общества.
- Ведение реестра акционеров профессиональным участником
рынка ценных бумаг.
Статьей 44 Закона введена новация - в обществе с числом
акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть
регистратор (профессиональный участник рынка ценных бумаг). Ранее с числом
акционеров более 500.
- Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров.
Статьей 51 Закона введена новация – если в отношении
общества используется специальное право (золотая акция), то в список лиц,
имеющих право на участие в общем собрании акционеров, включается представитель
государства.
- Дата составления списка лиц, имеющих право на участие
в общем собрании акционеров.
Статьей 51 Закона введена новация – дата составления
списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть
установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров
и более чем за 50 дней (в прежней редакции - более чем за 60
дней).
- Список лиц для повторного собрания.
Статьей 58 Закона введена новация – при проведении
повторного общего собрания акционеров менее чем через 40 дней после
несостоявшегося общего собрания акционеров лица, имеющие право на участие в
общем собрании акционеров, определяются в соответствии со списком лиц, имевших
право на участие в несостоявшемся общем собрании акционеров.
Ранее – при переносе даты проведения общего собрания акционеров
менее чем на 20 дней.
- Предоставление списка лиц, имеющих право на участие в
общем собрании акционеров.
Статьей 51 Закона введена новация – список лиц, имеющих
право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для
ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее
чем 1 процентом голосов (в прежней редакции – 10 процентами голосов на общем
собрании акционеров). Включено новое положение - данные документов и почтовый
адрес физических лиц, включенных в список, предоставляются только с согласия
этих лиц.
- Предоставление выписки из списка лиц, имеющих право на
участие в общем собрании акционеров.
Статьей 51 Закона введена новация – общество обязано по
требованию заинтересованного лица в трехдневный срок предоставить выписку с
информацией об этом лице или справку о том, что оно не включено в список лиц,
имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
- Вознаграждения и компенсации ревизионной
комиссии.
Статьей 85 Закона введена новация – по решению общего
собрания акционеров, членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период
исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или)
компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.
Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего
собрания акционеров (по рекомендации совета директоров).
Ранее Закон не устанавливал орган управления, определяющий размер
вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии
(ревизору).
- Обжалование решений общего собрания
акционеров.
Статьей 49 Закона введена новация – заявление в суд,
обжалующее решение, принятое общим собранием акционеров, может быть подано в
течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать
о принятом решении.
- Компетенция совета директоров.
Статьей 65 Закона введены новации – компетенция совета
директоров не подразделяется на общую и исключительную.
Совет директоров может выносить на общее собрание акционеров более
широкий круг вопросов.
Из компетенции совета
директоров исключены следующие вопросы:
- увеличение уставного капитала путем увеличения
номинальной стоимости акций;
- установление размеров выплачиваемых исполнительному
органу вознаграждений и компенсаций;
- утверждение внутренних документов общества, определяющих
порядок деятельности органов управления общества;
- принятие решения об участии общества в других
организациях.
К компетенции совета директоров отнесены новые
вопросы:
- утверждение регистратора общества и условий договора с
ним, а также расторжение договора с ним.
- Размещение ценных бумаг по решению совета
директоров.
Ранее п. 2 ст. 33 Закона содержал положение о том, что
размещение ценных бумаг осуществляется по решению совета директоров, если иное
не предусмотрено уставом общества. Таким образом, к компетенции совета
директоров мог относиться вопрос о выпуске и размещении чеков, варрантов,
векселей. В новой редакции Закона п. 2 ст. 33 делает уточнение – «размещение
эмиссионных ценных бумаг». При этом надо учитывать, что к данной
категории не относятся акции выпускаемые обществом.
- Прекращение полномочий совета
директоров.
Статьей 66 Закона введена новация – если годовое общее
собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные Законом, полномочия
совета директоров общества прекращаются, за исключением полномочий по
подготовке, созыву и проведению годового общего собрания
акционеров.
- Члены коллегиального исполнительного органа в составе
совета директоров.
Статьей 66 Закона введена новация – члены коллегиального
исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой
состава совета директоров общества.
Ранее члены
коллегиального исполнительного органа общества не могли составлять
большинства.
- Количественный состав совета
директоров.
Статьей 66 Закона введена новация – количественный состав
совета директоров не может быть менее 7 членов в обществе с числом акционеров
более 1000.
Ранее – более 1000 акционеров –
владельцев обыкновенных и иных голосующих акций.
- Учет письменного мнения члена совета
директоров.
Статьей 68 Закона введена новация – уставом или внутренним
документом общества может быть предусмотрена возможность учета при определении
наличия кворума и результатов голосования письменного мнения члена совета
директоров, отсутствующего на заседании совета директоров.
- Ограничения деятельности совета
директоров.
Статьей 66 Закона введена новация – в случае, когда
количество членов совета директоров (наблюдательного совета) общества становится
менее количества, составляющего кворум (определяется уставом, но не менее
половины избранных), совет директоров общества обязан принять решение о
проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава
совета директоров общества. Оставшиеся члены совета директоров общества вправе
принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания
акционеров.
Ранее данное положение действовало, если
количество членов совета директоров становилось менее
половины.
- Протокол заседания совета
директоров.
Статьей 66 Закона введена новация – протокол заседания
совета директоров составляется не позднее трех дней после его
проведения.
Ранее – не позднее десяти дней
после его проведения.
- Приостановление полномочий единоличного
исполнительного органа.
Статьей 69 Закона введена новация – в случае, если
образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров,
уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества
принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа
общества. Одновременно с указанным решением совет директоров общества обязан
принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа
общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения
вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа
общества и об образовании нового единоличного исполнительного органа
общества.
Совет директоров также вправе принять
решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества ,
если единоличный исполнительный орган не может исполнять свои
обязанности.
Все указанные решения принимаются
советом директоров ¾ голосов, при этом не учитываются голоса выбывших членов
совета директоров.
- Приостановление полномочий коллегиального
исполнительного органа общества.
Статьей 69 Закона введена новация – в случае, если
количество членов коллегиального исполнительного органа общества становится
менее количества, составляющего кворум для проведения заседаний, совет
директоров общества обязан принять решение об образовании временного
коллегиального исполнительного органа общества и о проведении внеочередного
общего собрания акционеров для избрания коллегиального исполнительного органа
общества.
- Компетенция временных исполнительных органов
общества.
Статьей 69 Закона введена новация – временные
исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью
общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если
компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом
общества.
- Ответственность представителей
государства.
Статьей 69 Закона введена новация – представители
государства или муниципального образования в совете директоров открытого
общества несут ответственность наряду с другими членами совета директоров
открытого общества.
- Определение рыночной стоимости.
Статьей 77 Закона введена новация – привлечение
государственного финансового контрольного органа для оценки рыночной стоимости
имущества обязательно в случае, если владельцем более 2 процентов
голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное
образование.
Ранее привлечение государственного
финансового контрольного органа для оценки рыночной стоимости имущества было
обязательно, если государство и (или) муниципальное образование является
владельцем акций общества.
- Определение стоимости активов при крупной
сделке.
Статьей 77 Закона введена новация – при отнесении сделки к
крупной, балансовая стоимость активов определяется по данным бухгалтерской
отчетности на последнюю отчетную дату.
Ранее – на
дату принятия решения о заключении крупной сделки.
- Одобрение крупной сделки советом
директоров.
Статьей 79 Закона введена новация – Решение об одобрении
крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого
составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества,
принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета)
общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета
директоров (наблюдательного совета) общества.
Ранее
отсутствовали слова «всеми членами», т.е. допускалось единогласие
присутствующих, при условии соблюдения кворума.
- Крупная сделка, связанная с размещением ценных
бумаг.
Статьей 78 Закона введена новация – сделки, связанные с
размещением посредством подписки обыкновенных акций общества, и сделки,
связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные
акции общества, не являются крупными.
Ранее к крупным
сделкам относились сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с
размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в
обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных
обыкновенных акций общества.
- Требования к содержанию решения об одобрении крупной
сделки и сделки, в совершении которой имеется
заинтересованность.
Статьями 79 и 83 Закона введены новации – установлены
требования к содержанию решения об одобрении крупной сделки и сделки, в
совершении которой имеется заинтересованность. В решении об одобрении крупной
сделки и/или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны
быть указаны лица, являющиеся ее сторонами, выгодоприобретателем
(выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные
условия.
- Крупная сделка с
заинтересованностью.
Статьей 79 Закона введена новация – в случае, если крупная
сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется
заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения главы о
заинтересованности в совершении сделки.
Ранее к таким
сделкам применялись положения главы о крупных сделках.
- Приобретение 30 и более процентов обыкновенных
акций.
Статьей 80 Закона введены новации:
- В случае принятия акционером предложения о приобретении у
него акций такие акции должны быть приобретены и оплачены не позднее 15 дней с
даты принятия акционером соответствующего предложения.
- Правила о приобретении 30 и более процентов обыкновенных
акций распространяются на приобретение каждых 5 процентов размещенных
обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций
общества.
- Сделки, в совершении которых имеется
заинтересованность.
Статьей 82 Закона введена новация – определены случаи, к
которым не применяются положения о совершении сделок, в совершении которых
имеется заинтересованность.
Положения о совершении
сделок, в совершении которых имеется заинтересованность не
применяются:
- к обществам, состоящим из одного акционера, который
одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
- к сделкам, в совершении которых заинтересованы все
акционеры общества;
- при осуществлении преимущественного права приобретения
размещаемых обществом акций;
- при приобретении и выкупе обществом размещенных
акций;
- при реорганизации общества в форме слияния
(присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии
(присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций
реорганизуемого общества.
- Одобрение сделок между обществом и заинтересованным
лицом на будущее.
Статьей 83 Закона введена новация – общее собрание
акционеров может принять решение об одобрении сделки (сделок) между обществом и
заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе
осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в
решении общего собрания акционеров должна быть также указана предельная сумма,
на которую может быть совершена такая сделка (сделки). Такое решение имеет силу
до следующего годового общего собрания акционеров.
- Хранение документов общества.
Статьей 89 Закона введена новация – расширен перечень
документов, подлежащих обязательному хранению.
Дополнительно к ранее перечисленным, общество обязано хранить
следующие документы:
- договор о создании общества;
- бюллетени для голосования, а также доверенности (копии
доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
- отчеты независимых оценщиков;
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки,
составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии
с требованиями настоящего Федерального закона;
- ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы,
содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в
соответствии с федеральными законами.
- Предоставление обществом информации
акционерам.
Статьей 91 Закона введена новация – к документам
бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного
органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее
25 процентов голосующих акций общества.
Ранее данные
документы не предоставлялись акционерам.
- Сроки предоставления обществом
документов.
Статьей 91 Закона введена новация – документы, хранимые
обществом, должны быть предоставлены акционеру обществом для ознакомления в
помещении исполнительного органа общества в течение семи дней со дня
предъявления соответствующего требования.
- Раскрытие обществом информации.
Статьей 92 Закона введена новация – из списка информации,
обязательной к раскрытию, исключены списки аффилированных лиц общества
(но к спискам должен быть обеспечен доступ акционеров ст. 91 Закона)[7].
[1] Видимо, имеется ввиду
единовременная полная оплата.
[2]
Ранее данный вопрос решал совет директоров.
[3] Закон не предусматривает возможности принятия такого
решения.
[4] Акционеры вправе
требовать выкупа обществом акций в определенных случаях (см. ст. 75, 76 Закона),
специального решения общего собрания акционеров о выкупе не требуется.
[5] Также см. п. 3, 4 ст. 39
Закона.
[6] Следует учитывать, что
пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ установлено, что
решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг,
конвертируемых в акции, принимается
только общим собранием акционеров двумя
третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия
этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.
[7] Статьей 21 Закона о конкуренции
и Постановлением № 7 ФКЦБ установлена обязанность открытых акционерных обществ
публиковать информацию об аффилированных лицах общества не позднее 30 дней после
окончания отчетного года.
Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь