Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Аварийное открывание авто Южный фирмой Аварийка 24x7 с Одессы.

    Добавлено 08.09.2003

    О плате за землю



    В Российской Федерации использование земли является платным.
    Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
    За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

    Как указано в ст. 57 Конституции РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги". Земельный налог относится к категории местных налогов на основании п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" и ст. 15 НК РФ. Отношения по поводу установления, начисления и взимания налога на землю регулируются ФЗ "О плате за землю" № 1738-1 от 11 октября 1991г. (далее Закон) с последующими изменениями. Размер земельного налога устанавливается в зависимости от категории земли - либо органами местного самоуправления на основании дифференцированного подхода (путем зонирования земель городов и поселков), либо устанавливается непосредственно Федеральным законодательством - как в случае с землями промышленности, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.
    Законом установлены первоначальные, действовавшие на 1991г, ставки земельного налога. Они указаны в Приложениях к Закону и дифференцируются внутри каждой категории в зависимости от географического (посубъектного) расположения земельного участка. При установлении местных налогов представительными органами местного самоуправления в нормативно-правовых актах определяется элемент налогообложения - налоговая ставка в пределах, установленных Налоговым кодексом и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Ст. 5 Закона устанавливает возможность регулирования ставки земельного налога Органами законодательной власти субъекта Федерации, а ст. ст. 6, 8, Закона дают право органам Местного самоуправления самостоятельно регулировать (дифференцировать) размер ставки земельного налога в пределах средней ставки, согласно Приложений к Закону, и в то же время ставки налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда установленные ст.ст. 9,10,11 Закона не уполномочивают изменять ставки налога органы законодательной власти субъекта Федерации и органов Местного самоуправления.
    Для большей ясности порядка установления ставок земельного налога по категориям земель и их местоположению рассмотрим данный порядок для отдельно взятого субъекта Федерации - Московской области.

    Московской областной Думой принят Закон Московской области № 18/95-ОЗ от 16 июня 1995г. "О плате за землю в Московской области" (далее Областной закон). Именно этот закон в дополнение к Федеральному закону "О плате за землю" регулирует и устанавливает ставки земельного налога в Московской области.
    Так ст. 2 Областного закона установлен повышающие коэффициенты за земли всех категорий, в том числе за земли городов установлен коэффициент 2,5.
    Но ст. 8 Федерального Закона установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению № 2 (таблицы 1,2,3) к настоящему Закону. И не устанавливается полномочия Органа Законодательной власти Субъекта Федерации изменять (увеличивать путем введения дополнительных коэффициентов) среднюю ставку земельного налога. Федеральный закон в части 2 ст. 8 лишь дает право Органам Местного самоуправления дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. В силу п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" земельный налог относится к местным налогам, поэтому дальнейшая дифференциация средних ставок земельного налога за земли поселений (городские и поселковые земли) - это прерогатива органов местного самоуправления. Следовательно, Закон Московской области в части применения увеличивающего коэффициента 2,5 к средней ставке земельного налога за земли городов действовал вне рамок своей компетенции[1]. Так же ст. 9 Областного закона увеличивает средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение № 6 к Областному закону). Но такой статус городов уже учтен Федеральным законом в таблицах № 2 и 3 к Приложению № 2. И полномочий Законодательного органа Субъекта Федерации на дополнительное введение коэффициентов, учитывающих статус городов внутри субъекта Федерации Федеральным законом не предусмотрено.

    Областной закон в части 3 ст. 2 вводит для всех категорий земель кроме земель городов коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области, размер этого коэффициента колеблется от 4 до 2,5 (Приложение № 1 к настоящему Закону). Следовательно, Областным законом вводятся изменения в средние ставки земельного налога за все категории земель, в том числе и за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда, по которым полномочий органов власти Субъектов Федерации на изменение ставок налога Федеральным законом не предусмотрено. Ст. 10 Областного закона указывает, что данные коэффициенты не применяются к ставкам земельного налога, установленным в соответствии с частью 2 ст.6. частью 7 ст. 8. Федерального закона. Следовательно, увеличивающий коэффициент применятся в полном объеме на категории земель, указанные в ст. 9, 10, 11 Федерального закона, что не соответствует нормам этого закона.
    Введение повышающих коэффициентов ст. 2 Областного закона в части повышения средней ставки налога за земли иных категорий (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фонда) оспорено в судебном порядке. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московской области от 03.10.2002г. № КА-А41/6590-02 определено, что "В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным законом, уточняются субъектами федерации и органами местного самоуправления лишь в специально оговоренных случаях (ст. 3,ст.5, ст.6, ст.8). В отношении иных категорий земель Субъектам РФ и органам местного самоуправления не представлено право по изменению земельного налога.
    Закон РФ "О плате за землю" в отношении земель промышленности указывает определенную ставку, и не указывает пределы, в рамках которых можно повышать или понижать указанную ставку.
    При таких обстоятельствах, субъекта РФ и органам местного самоуправления не представлено право устанавливать ставки по земельному налогу в отношении земель промышленности.
    Учитывая изложенное, применение повышающего коэффициента "4" в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, является не правомерным."
    Данный случай рассмотрен только на примере Московской области, но и в других регионах России множество примеров, когда законы Субъектов Федерации или Нормативные акты органов местного самоуправления в области установления ставок земельного налога в частности и налогообложения вообще по причине превышения своих полномочий не соответствуют Федеральному законодательству.

    Соответственно, ставки земельного налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фондов должны соответствовать ставкам земельного налога, установленным Законом РФ "О плате за землю" в таблице 1 Приложения № 2 с учетом географического положения территории и отнесения ее к одному из указанных экономических районов, с учетом коэффициентов индексации ставок земельного налога, вводимых ежегодно Федеральными законами. Ежегодную индексацию ставки земельного налога можно отразить в таблице:


    п\п
    Наименование федерального закона
    Дата опубликования текста закона в «Российской газете»
    Размер коэффициента увеличения ставки земельного налога.
    1
    Закон РФ от 17 июля 1992 г.
    "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год"
    21 августа 1992 г.,

    2
    2
    Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-I
    "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год"
    1 июня 1993г.

    7
    3
    Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ
    "О федеральном бюджете на 1994 год"
    6 июля 1994 г.,

    50
    4
    Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год"
    7 апреля 1995 г.,

    2
    5
    Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году"
    15 июня 1995 г.

    2
    6
    Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году"
    11 апреля 1996 г.,

    1,5
    7
    Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ
    "О федеральном бюджете на 1997 год"
    4 марта 1997 г.,

    2
    8
    Федеральный закон от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ
    "О ставках земельного налога в 1998 году"
    30 октября 1998 г.,
    сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год
    9
    Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ
    "О федеральном бюджете на 1999 год"
    25 февраля 1999 г.,
    2
    10
    Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ
    "О федеральном бюджете на 2000 год"
    5, 18 января 2000 г.,

    1,2
    11
    Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
    "О федеральном бюджете на 2001 год"
    28 декабря 2000 г., N 246,
    ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие
    в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
    12
    Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ
    "Об индексации ставок земельного налога"
    20 декабря 2001 г., N 247,

    2
    13
    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ
    "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"
    30 июля 2002 г., N 138-139,

    1,8

    При этом следует учесть тот факт, что земельный налог имеет налоговый период 1 год. Начало ежегодного периода соответственно 1 января текущего года. На основании ст. 5 НК РФ Акты законодательства о налогах вступают не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Причем Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а так же иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Однако вопреки данной норме закона законодатель ввел новые коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога со значительным опозданием указанных выше сроков, и несмотря на то, что они ухудшают положение налогоплательщика, установил, что данные коэффициенты вводятся с 1 января очередного года, т.е. придал нормативному акту обратную силу. С опозданием введены коэффициенты к ставкам земельного налога на 1999г.-Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", устанавливающим коэффициент 2 к ставке налога действовавшего в 1998г., на 2000 год - Федеральным законом № 227-ФЗ от 31.12.1999г. устанавливающим в ст. 18 коэффициент 1,2 к ставке налога, действовавшего в 1999 году, и на 2002 г.-Федеральным законом 163-ФЗ от 14.12.2001г., устанавливающим в ст. 1 коэффициент 2 к ставке налога, действовавшего в 2001 году. Поскольку данное положение противоречит законодательству, следовательно, данные нормы закона соответственно на 1999г, 2000г. и 2002г. не вступили в законную силу.
    Налогоплательщик вправе был не применять на 1999г., 2000 г. и 2002 г. ставки налога, увеличенные на коэффициент, указанный в федеральных законах, опубликованных соответственно 25.02.1999г., 05.01.2000г., 28.12.2001г. Поскольку, исходя из положений п.1 ст.5 НК РФ более высокие по сравнению с установленным Законом РФ "О плате за землю" ставки не подлежат применению, как не вступившие в законную силу. Уже имеется множество материалов судебной практики по рассмотрению споров о применении коэффициентов увеличения ставок налога на землю между инспекциями МНС России и организациями, не применившими данные коэффициенты. Постановлениями различных арбитражных судов действия налогоплательщиков земельного налога в части не применения коэффициента увеличения земельного налога признанны правомерными[2].

    Следует так же указать еще на один интересный факт, установленный таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". Таблица 2 вводит коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и в ней перечислены 7 курортных зон по различным географическим положениям, привязанным к той или иной курортной зоне России. Но следует отметить, что нередко законами Субъектов федерации или органами Местного самоуправления территорий, указанных в таблице, применяются данные коэффициенты без уточнения, являются ли территории, на которые они распространили данный коэффициент, действительно местом рекреационной ценности, т. е. курортной зоной[3].
    Соответственно для применения данного коэффициента при расчете ставки земельного налога налоговым органом или налогоплательщиком должен быть де-юро установлен факт отнесения данного земельного участка к зоне отдыха или курорту.

    Налогоплательщики земельного налога вправе уточнить расчет земельного налога в пределах срока исковой давности и подать уточненные декларации в органы МНС Росси по месту деятельности организации.

    Шарапова Наталия Валерьевна
    rudaurist@front.ru
    Заместитель генерального директора
    по правовым вопросам ОАО "Щелковское рудоуправление"

    8-256-2-12-90
    (095) 526-98-06


    [1] Данный факт подтвержден Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2001г. № КА-А41/3330-01.
    [2] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2002г. № ФО9-1592/02АК
    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2002г.
    № А56-4966/02
    Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.11.2001г. № ФО9-2783/01АК
    [3] Федеральным Арбитражным судом Московской области в Постановлении от 27 марта 2002г. № КА-А41/1566-02 при рассмотрении дела о правомерности установления повышающих коэффициентов в ст.2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области определено следующее:
    "Согласно Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991г. № 1738-1 коэффициент увеличения средней ставки земельного налога, установленный данным законом, 2,5 применяется для земель Московской области, относящихся к зоне отдыха г. Москвы. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно руководствовался вышеуказанной нормой и исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств о том, что земли, занимаемые ответчиком, относятся к указанной категории земель".






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru