В
Российской
Федерации
использование
земли
является
платным. Собственники
земли,
землевладельцы
и
землепользователи,
кроме
арендаторов,
облагаются
ежегодным
земельным
налогом. За
земли,
переданные в
аренду,
взимается
арендная
плата.
Как
указано в ст. 57
Конституции
РФ "Каждый
обязан
платить
законно
установленные
налоги".
Земельный
налог
относится к
категории
местных
налогов на
основании п. 1
подп. "б" ст. 21
Закона РФ "Об
основах
налоговой
системы в
Российской
федерации" и
ст. 15 НК РФ.
Отношения по
поводу
установления,
начисления и
взимания
налога на
землю
регулируются
ФЗ "О плате за
землю" № 1738-1 от 11
октября 1991г.
(далее Закон)
с
последующими
изменениями.
Размер
земельного
налога
устанавливается
в
зависимости
от категории
земли - либо
органами
местного
самоуправления
на основании
дифференцированного
подхода
(путем
зонирования
земель
городов и
поселков),
либо
устанавливается
непосредственно
Федеральным
законодательством
- как в случае
с землями
промышленности,
связи,
радиовещания,
телевидения,
информатики
и
космического
обеспечения.
Законом
установлены
первоначальные,
действовавшие
на 1991г, ставки
земельного
налога. Они
указаны в
Приложениях
к Закону и
дифференцируются
внутри
каждой
категории в
зависимости
от
географического
(посубъектного)
расположения
земельного
участка. При
установлении
местных
налогов
представительными
органами
местного
самоуправления
в
нормативно-правовых
актах
определяется
элемент
налогообложения
- налоговая
ставка в
пределах,
установленных
Налоговым
кодексом и
принятых в
соответствии
с ним
федеральных
законов. Ст. 5
Закона
устанавливает
возможность
регулирования
ставки
земельного
налога
Органами
законодательной
власти
субъекта
Федерации, а
ст. ст. 6, 8,
Закона дают
право
органам
Местного
самоуправления
самостоятельно
регулировать
(дифференцировать)
размер
ставки
земельного
налога в
пределах
средней
ставки,
согласно
Приложений к
Закону, и в то
же время
ставки
налога за
земли
промышленности,
транспорта,
связи,
радиовещания,
телевидения,
информатики
и
космического
обеспечения,
земли
водного и
лесного
фонда
установленные
ст.ст. 9,10,11
Закона не
уполномочивают
изменять
ставки
налога
органы
законодательной
власти
субъекта
Федерации и
органов
Местного
самоуправления.
Для
большей
ясности
порядка
установления
ставок
земельного
налога по
категориям
земель и их
местоположению
рассмотрим
данный
порядок для
отдельно
взятого
субъекта
Федерации -
Московской
области.
Московской
областной
Думой принят
Закон
Московской
области № 18/95-ОЗ
от 16 июня 1995г. "О
плате за
землю в
Московской
области"
(далее
Областной
закон). Именно
этот закон в
дополнение к
Федеральному
закону "О
плате за
землю"
регулирует и
устанавливает
ставки
земельного
налога в
Московской
области. Так
ст. 2
Областного
закона
установлен
повышающие
коэффициенты
за земли всех
категорий, в
том числе за
земли
городов
установлен
коэффициент
2,5. Но ст. 8
Федерального
Закона
установлено,
что налог за
городские
(поселковые)
земли
устанавливается
на
основании
средних
ставок
согласно
Приложению №
2 (таблицы 1,2,3) к
настоящему
Закону. И не
устанавливается
полномочия
Органа
Законодательной
власти
Субъекта
Федерации
изменять
(увеличивать
путем
введения
дополнительных
коэффициентов)
среднюю
ставку
земельного
налога.
Федеральный
закон в части
2 ст. 8 лишь дает
право
Органам
Местного
самоуправления
дифференцировать
средние
ставки по
местоположению
и зонам
различной
градостроительной
ценности. В
силу п. 1 подп. "б"
ст. 21 Закона РФ
"Об основах
налоговой
системы в
Российской
федерации"
земельный
налог
относится к
местным
налогам,
поэтому
дальнейшая
дифференциация
средних
ставок
земельного
налога за
земли
поселений
(городские и
поселковые
земли) - это
прерогатива
органов
местного
самоуправления.
Следовательно,
Закон
Московской
области в
части
применения
увеличивающего
коэффициента
2,5 к средней
ставке
земельного
налога за
земли
городов
действовал
вне рамок
своей
компетенции[1].
Так же ст. 9
Областного
закона
увеличивает
средние
ставки
земельного
налога за
городские
(поселковые)
земли кратно
коэффициентам,
учитывающим
статус
конкретных
городов и
поселков,
уровень
развития,
социально-культурного
потенциала и
местоположение
(Приложение №
6 к
Областному
закону). Но
такой статус
городов уже
учтен
Федеральным
законом в
таблицах № 2 и 3
к Приложению
№ 2. И
полномочий
Законодательного
органа
Субъекта
Федерации на
дополнительное
введение
коэффициентов,
учитывающих
статус
городов
внутри
субъекта
Федерации
Федеральным
законом не
предусмотрено.
Областной
закон в части
3 ст. 2 вводит
для всех
категорий
земель кроме
земель
городов
коэффициент
увеличения
средних
ставок
земельного
налога в
зависимости
от
рекреационной
ценности
территории
Московской
области,
размер этого
коэффициента
колеблется
от 4 до 2,5
(Приложение №
1 к настоящему
Закону).
Следовательно,
Областным
законом
вводятся
изменения в
средние
ставки
земельного
налога за все
категории
земель, в том
числе и за
земли
промышленности,
транспорта,
связи,
радиовещания,
телевидения,
информатики
и
космического
обеспечения,
земли
водного и
лесного
фонда, по
которым
полномочий
органов
власти
Субъектов
Федерации на
изменение
ставок
налога
Федеральным
законом не
предусмотрено.
Ст. 10
Областного
закона
указывает,
что данные
коэффициенты
не
применяются
к ставкам
земельного
налога,
установленным
в
соответствии
с частью 2 ст.6.
частью 7 ст. 8.
Федерального
закона.
Следовательно,
увеличивающий
коэффициент
применятся в
полном
объеме на
категории
земель,
указанные в
ст. 9, 10, 11
Федерального
закона, что
не
соответствует
нормам этого
закона.
Введение
повышающих
коэффициентов
ст. 2
Областного
закона в
части
повышения
средней
ставки
налога за
земли иных
категорий
(промышленности,
транспорта,
связи,
радиовещания,
телевидения,
информатики
и
космического
обеспечения,
водного и
лесного
фонда)
оспорено в
судебном
порядке.
Постановлением
Федерального
Арбитражного
суда
Московской
области от
03.10.2002г. № КА-А41/6590-02
определено,
что "В
соответствии
с Законом РФ
"О плате за
землю" ставки
налога,
установленные
данным
законом,
уточняются
субъектами
федерации и
органами
местного
самоуправления
лишь в
специально
оговоренных
случаях (ст.
3,ст.5, ст.6, ст.8). В
отношении
иных
категорий
земель
Субъектам РФ
и органам
местного
самоуправления
не
представлено
право по
изменению
земельного
налога. Закон
РФ "О плате за
землю" в
отношении
земель
промышленности
указывает
определенную
ставку, и не
указывает
пределы, в
рамках
которых
можно
повышать или
понижать
указанную
ставку.
При
таких
обстоятельствах,
субъекта РФ и
органам
местного
самоуправления
не
представлено
право
устанавливать
ставки по
земельному
налогу в
отношении
земель
промышленности.
Учитывая
изложенное,
применение
повышающего
коэффициента
"4" в отношении
земель
промышленности,
расположенных
вне
населенных
пунктов,
является не
правомерным." Данный
случай
рассмотрен
только на
примере
Московской
области, но и
в других
регионах
России
множество
примеров,
когда законы
Субъектов
Федерации
или
Нормативные
акты органов
местного
самоуправления
в области
установления
ставок
земельного
налога в
частности и
налогообложения
вообще по
причине
превышения
своих
полномочий
не
соответствуют
Федеральному
законодательству.
Соответственно,
ставки
земельного
налога за
земли
промышленности,
транспорта,
связи,
радиовещания,
телевидения,
информатики
и
космического
обеспечения,
водного и
лесного
фондов
должны
соответствовать
ставкам
земельного
налога,
установленным
Законом РФ "О
плате за
землю" в
таблице 1
Приложения № 2
с учетом
географического
положения
территории и
отнесения ее
к одному из
указанных
экономических
районов, с
учетом
коэффициентов
индексации
ставок
земельного
налога,
вводимых
ежегодно
Федеральными
законами.
Ежегодную
индексацию
ставки
земельного
налога можно
отразить в
таблице:
№
п\п
Наименование
федерального
закона
Дата
опубликования
текста
закона в
«Российской
газете»
Размер
коэффициента
увеличения
ставки
земельного
налога.
1
Закон РФ
от 17 июля 1992 г.
"О
бюджетной
системе
Российской
Федерации на
1992 год"
21 августа
1992 г.,
2
2
Закон РФ
от 14 мая 1993 г. N
4966-I "О
республиканском
бюджете
Российской
Федерации на
1993 год"
1 июня
1993г.
7
3
Федеральный
закон от 1
июля 1994 г. N
9-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 1994
год"
6 июля 1994
г.,
50
4
Федеральный
закон от 31
марта 1995 г. N 39-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 1995
год"
7 апреля 1995
г.,
2
5
Постановление
Правительства
РФ от 7 июня 1995 г. N 562
"Об
индексации
ставок
земельного
налога в 1995
году"
15 июня 1995 г.
2
6
Постановление
Правительства
РФ от 3 апреля 1996
г. N 378 "Об
индексации
ставок
земельного
налога в 1996
году"
11 апреля 1996
г.,
1,5
7
Федеральный
закон от 26
февраля 1997 г. N
29-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 1997
год"
4 марта 1997 г.,
2
8
Федеральный
закон от 28
октября 1998 г. N
162-ФЗ "О
ставках
земельного
налога в 1998
году"
30 октября
1998 г.,
сохранен
размер
ставок
земельного
налога по
всем
категориям
земель,
установленных
на 1997 год
9
Федеральный
закон от 22
февраля 1999 г. N
36-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 1999
год"
25 февраля
1999 г.,
2
10
Федеральный
закон от 31
декабря 1999 г. N
227-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 2000
год"
5, 18 января 2000
г.,
1,2
11
Федеральный
закон от 27
декабря 2000 г. N
150-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 2001
год"
28 декабря
2000 г., N 246,
ставки
земельного
налога и
арендной
платы,
действовавшие
в 2000 году,
применяются
в 2001 году для
всех
категорий
земель.
12
Федеральный
закон от 14
декабря 2001 г. N
163-ФЗ "Об
индексации
ставок
земельного
налога"
20 декабря
2001 г., N 247,
2
13
Федеральный
закон от 24
июля 2002 г. N
110-ФЗ "О
внесении
изменений и
дополнений в
часть вторую
Налогового
кодекса
Российской
Федерации и
некоторые
другие акты
законодательства
Российской
Федерации"
30 июля 2002 г., N
138-139,
1,8
При этом
следует
учесть тот
факт, что
земельный
налог имеет
налоговый
период 1 год.
Начало
ежегодного
периода
соответственно
1 января
текущего
года. На
основании ст.
5 НК РФ Акты
законодательства
о налогах
вступают не
ранее чем по
истечении
одного
месяца со дня
их
официального
опубликования
и не ранее 1-го
числа
очередного
налогового
периода по
соответствующему
налогу.
Причем Акты
законодательства
о налогах и
сборах,
устанавливающие
новые налоги
и (или) сборы,
повышающие
налоговые
ставки,
размеры
сборов,
устанавливающие
или
отягчающие
ответственность
за нарушение
законодательства
о налогах и
сборах,
устанавливающие
новые
обязанности
или иным
образом
ухудшающие
положение
налогоплательщиков
или
плательщиков
сборов, а так
же иных
участников
отношений,
регулируемых
законодательством
о налогах и
сборах,
обратной
силы не имеют.
Однако
вопреки
данной норме
закона
законодатель
ввел новые
коэффициенты,
увеличивающие
ставки
земельного
налога со
значительным
опозданием
указанных
выше сроков, и
несмотря на
то, что они
ухудшают
положение
налогоплательщика,
установил,
что данные
коэффициенты
вводятся с 1
января
очередного
года, т.е.
придал
нормативному
акту
обратную
силу. С
опозданием
введены
коэффициенты
к ставкам
земельного
налога на
1999г.-Федеральным
законом от 22
февраля 1999 г. N
36-ФЗ "О
федеральном
бюджете на 1999
год",
устанавливающим
коэффициент
2 к ставке
налога
действовавшего
в 1998г., на 2000 год -
Федеральным
законом № 227-ФЗ
от 31.12.1999г.
устанавливающим
в ст. 18
коэффициент
1,2 к ставке
налога,
действовавшего
в 1999 году, и на 2002
г.-Федеральным
законом 163-ФЗ
от 14.12.2001г.,
устанавливающим
в ст. 1
коэффициент
2 к ставке
налога,
действовавшего
в 2001 году.
Поскольку
данное
положение
противоречит
законодательству,
следовательно,
данные нормы
закона
соответственно
на 1999г, 2000г. и 2002г. не
вступили в
законную
силу. Налогоплательщик
вправе был не
применять на
1999г., 2000 г. и 2002 г.
ставки
налога,
увеличенные
на
коэффициент,
указанный в
федеральных
законах,
опубликованных
соответственно
25.02.1999г., 05.01.2000г., 28.12.2001г.
Поскольку,
исходя из
положений п.1
ст.5 НК РФ
более
высокие по
сравнению с
установленным
Законом РФ "О
плате за
землю" ставки
не подлежат
применению,
как не
вступившие в
законную
силу. Уже
имеется
множество
материалов
судебной
практики по
рассмотрению
споров о
применении
коэффициентов
увеличения
ставок
налога на
землю между
инспекциями
МНС России и
организациями,
не
применившими
данные
коэффициенты.
Постановлениями
различных
арбитражных
судов
действия
налогоплательщиков
земельного
налога в
части не
применения
коэффициента
увеличения
земельного
налога
признанны
правомерными[2].
Следует
так же
указать еще
на один
интересный
факт,
установленный
таблицей 2
Приложения 2 к
Закону РФ "О
плате за
землю".
Таблица 2
вводит
коэффициент
увеличения
средней
ставки
земельного
налога в
курортных
зонах и в ней
перечислены 7
курортных
зон по
различным
географическим
положениям,
привязанным
к той или иной
курортной
зоне России.
Но следует
отметить, что
нередко
законами
Субъектов
федерации
или органами
Местного
самоуправления
территорий,
указанных в
таблице,
применяются
данные
коэффициенты
без
уточнения,
являются ли
территории,
на которые
они
распространили
данный
коэффициент,
действительно
местом
рекреационной
ценности, т. е.
курортной
зоной[3].
Соответственно
для
применения
данного
коэффициента
при расчете
ставки
земельного
налога
налоговым
органом или
налогоплательщиком
должен быть
де-юро
установлен
факт
отнесения
данного
земельного
участка к
зоне отдыха
или курорту.
Налогоплательщики
земельного
налога
вправе
уточнить
расчет
земельного
налога в
пределах
срока
исковой
давности и
подать
уточненные
декларации в
органы МНС
Росси по
месту
деятельности
организации.
Шарапова
Наталия
Валерьевна
rudaurist@front.ru Заместитель
генерального
директора
по
правовым
вопросам ОАО
"Щелковское
рудоуправление"
8-256-2-12-90 (095)
526-98-06
[1]
Данный факт
подтвержден
Постановлением
Федерального
Арбитражного
суда
Московского
округа от 27.06.2001г.
№
КА-А41/3330-01. [2]
Постановление
Федерального
арбитражного
суда
Уральского
округа от 01.08.2002г.
№
ФО9-1592/02АК
Постановление
Федерального
арбитражного
суда
Северо-Западного
округа от 10.07.2002г.
№
А56-4966/02
Постановление
Федерального
арбитражного
суда
Уральского
округа от 05.11.2001г.
№
ФО9-2783/01АК [3]
Федеральным
Арбитражным
судом
Московской
области в
Постановлении
от 27 марта 2002г. №
КА-А41/1566-02 при
рассмотрении
дела о
правомерности
установления
повышающих
коэффициентов
в ст.2 Закона
Московской
области "О
плате за
землю в
Московской
области
определено
следующее: "Согласно
Приложения 2
Закона РФ "О
плате за
землю" от 11.10.1991г. №
1738-1
коэффициент
увеличения
средней
ставки
земельного
налога,
установленный
данным
законом, 2,5
применяется
для земель
Московской
области,
относящихся
к зоне отдыха
г.
Москвы. Отказывая
в
удовлетворении
исковых
требований,
суд
правомерно
руководствовался
вышеуказанной
нормой и
исходил из
того, что
налоговым
органом не
представлено
доказательств
о том, что
земли,
занимаемые
ответчиком,
относятся к
указанной
категории
земель".