Множественность лиц в обязательствах по
коммерческой поставке электроэнергии
Вопросы имущественных отношений, возникающих в связи с
оборотом электроэнергии, были предметом рассмотрения многих
ученых.
Данная статья преследует весьма конкретную
цель: найти основания защиты прав поставщиков электроэнергии в условиях, когда с
учетом технологических и политических (безостановочность потребления
электроэнергии, приоритет энергоснабжения как элемент энергетической
безопасности государства), исторических (энергосистема до недавнего времени
представляла собой единую управляемую систему) и организационных (превалирование
до настоящего времени административных методов регулирования) особенностей
функционирования федеральной энергосистемы в ней и по настоящее время
отсутствует сформировавшаяся система договорных связей. А поставка
электроэнергии фактически осуществляется. Какие имущественные права существуют у
поставщика в таком случае и чем он может их обосновать? К сожалению, в настоящее
время такой вопрос носит для поставщиков оптового рынка электроэнергии не только
теоретический интерес.
Федеральный оптовый рынок
электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) представляет собой, как это определено
в ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
электроэнергию в РФ" (Закон) сферу купли-продажи электрической энергии и
мощности, осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы
России (ЕЭС России).
В соответствии со ст. 2
Закона, тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию.
В соответствии со ст. 5 Закона, к компетенции Правительства РФ отнесено
установление основ ценообразования на электрическую и тепловую электроэнергию и
мощность и формирование сводного баланса электрической энергии и мощности в
рамках ЕЭС России. Ст. 6 Закона органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное регулирование тарифов определена Федеральная энергетическая
комиссия РФ (ФЭК России).
Постановлением
Правительства РФ № 793 от 12 июля 1996 года были утверждены "Основные принципы
функционирования и развития ФОРЭМ". Постановлением Правительства РФ № 121 от 4
февраля 1997 года были утверждены "Основные положения ценообразования на
электрическую и тепловую энергию на территории РФ".
В соответствии с п. 10 "Основных принципов" ФЭК России осуществляет
государственное регулирование на ФОРЭМ и устанавливает тарифы на поставку
электрической энергии (мощности) на указанный оптовый рынок, а также формирует и
утверждает баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в
рамках ЕЭС России по субъектам указанного оптового рынка.
В соответствии с п. 3 "Основных принципов" право доступа юридических
лиц на ФОРЭМ реализуется только при условии соблюдении ими требований,
устанавливаемых ФЭК России, то есть ФОРЭМ представляет собой рынок с
ограниченным числом субъектов. Перечень субъектов ФОРЭМ был установлен
постановлением Правительства РФ № 1159 от 13 октября 1999 года. В соответствии с
п. 3 постановления Правительства РФ № 793 ФЭК России было предоставлено право
вносить изменения в указанный перечень.
Права и
обязанности субъектов ФОРЭМ по поставке электроэнергии определяются в
соответствии с общими принципами гражданского права с учетом особенностей,
обусловленных спецификой существования электроэнергии как товара и ее
оборота.
Отпущенная в сеть электрическая энергия
не обладает индивидуальной определенностью и смешивается с другой
электроэнергией. Таким образом, отпущенная в ЕЭС России электроэнергия по ее
физическим свойствам может быть потреблена любым субъектом ФОРЭМ, и установить,
кто из них фактически потребил электроэнергию, отпущенную данным лицом, и в
каком объеме, не представляется возможным. Отпуск в электрическую сеть
электроэнергии означает возможность ее потребления в любой точки сети, любым
потребителем. Учитывая тот факт, что ЕЭС России состоит из семи изолированных
(ограниченных перетоками) энергозон - Объединенных энергосистем (ОЭС),
отпущенная в одной ОЭС электроэнергия по ее физическим свойствам могла быть
потреблена любым субъектом ФОРЭМ в рамках данной ОЭС.
В соответствии с п. 10 "Основных принципов", утвержденный ФЭК России
баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС
России является основой для заключения договоров на ФОРЭМ, таким образом, на
ФОРЭМ осуществляется государственное регулирование не только тарифов на
электрическую энергию, но и квотирование объемов производства и потребления
электрической энергии субъектами ФОРЭМ, то есть определение существенного
условия договора поставки - количества товара, в соответствии со с п. 4 ст. 421,
ст. ст. 454, 455 ГК РФ.
Постановлением ФЭК России
№ 15/2 от 03 апреля 1998 года было утверждено "Временное положение об основах
формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой)
энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового
рынка".
В соответствии с. п.6, 8, 9, 10
"Временного положения" основой для составления балансов электрической энергии по
ЕЭС России являются подаваемые всеми субъектами ФОРЭМ заявки на поставку и
потребление электрической энергии в соответствии с утвержденными формами
(приложения №1-5), в которых субъекты ФОРЭМ определяют свои обязательства по
подаче или потреблению электроэнергии с указанием ее количества, основываясь в
своих расчетах на технической возможности ее производства и намерениях
потребителей по ее получению.
Такие заявки
содержат указание на количество электроэнергии, подаются для расчета на
определенный период, и представляют собой предложение купить/продать
электроэнергию у любого лица. Учитывая государственное регулирование цен,
квотирование объемов поставок на ФОРЭМ и ограниченный круг субъектов на ФОРЭМ,
такие заявки содержат все существенные условия договора поставки, зависящие
исключительно от воли лица, и в соответствии со ст. 337, 454 ГК РФ представляют
собой публичную оферту то есть обязательство подать/принять электроэнергию у
любого субъекта ФОРЭМ на утвержденных ФЭК России условиях о цене и количестве
электроэнергии. Акцептом такой оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ будут
являться равным образом содержащие все существенные условия договора поставки
заявки других субъектов ФОРЭМ, содержащие обязательства о приеме предлагаемой
или, соответственно, подаче запрашиваемой электроэнергии в ЕЭС России также от
любого субъекта ФОРЭМ. В соответствии с п. 2 ст. 432 договор заключается
посредством направления оферты одной стороной и ее акцепта другой стороной.
Отсутствие единого документа не означает отсутствие договорных отношений между
сторонами при условии подачи ими в установленном в государственно-регулируемой
сфере порядке предложений, из которых следует их воля на заключение договора и
не освобождает от исполнения принятого на себя обязательств.
Акт утверждения ФЭК России баланса представляет собой решение
уполномоченного государственного органа, устанавливающее
государственно-регулируемые условия договоров поставки (цену и количество
электроэнергии) и подтверждающее соответствие содержащихся в заявках
обязательств субъектов ФОРЭМ по поставке электроэнергии требованиям
экономической обоснованности, и возможность их технической реализации в
соответствии с существующими сетевыми ограничениями ЕЭС России. В п. 16
"Временного положения" установлено обязательное уведомление о результатах
утверждения баланса лиц, подавших для включения в него
заявки.
Планирование поставки электрической
энергии ФЭК России осуществляет в соответствии с п. 14 "Временного положения" с
учетом потерь в электрической сети и ограничений по пропускной способности
линий. При утверждении баланса ФЭК России обеспечивает равенство (баланс)
электроэнергии, подаваемой в рамках отдельного региона - энергозоны ЕЭС России
всеми избыточными АО-энерго и электростанциями, выведенными на ФОРЭМ, и
принимаемой всеми дефицитными АО-энерго и крупными потребителями, выведенными на
ФОРЭМ (приложение № 9 к "Временному положению"). Тем самым обеспечивается
равенство количества электроэнергии, отпускаемой всеми поставщиками и количества
электроэнергии, принимаемой всеми покупателями в пределах отдельной энергозоны,
в частности, ОЭС Сибири.
Исходя из рассмотренных
выше особенностей электроэнергии как товара, обязательства по подаче/приему
электроэнергии в ЕЭС России не могут иметь одного контрагента. Действительно, в
утверждаемых ФЭК России балансах и заявках, подаваемых субъектами ФОРЭМ,
используется формулировка "покупка с ФОРЭМ" и "продажа на ФОРЭМ". Указание в
заявке субъекта ФОРЭМ о "покупке на ФОРЭМ" или "продаже с ФОРЭМ" определенного
количества электроэнергии, утвержденное ФЭК России в плановом балансе,
представляет собой ничто иное, как обязательство перед неопределенным кругом лиц
- субъектами ФОРЭМ, и кредитором по возникшему обязательству могут выступать
одновременно несколько лиц, акцептовавших его.
В
соответствии со ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон
могут выступать одновременно несколько лиц (множественность лиц в
обязательстве). Обязательство поставщика на ФОРЭМ, указанное в поданной им
заявке, состоит в отпуске определенного количества электроэнергии в сети РАО
"ЕЭС России", при этом не является существенным, кто будет ее получать,
поскольку в силу обезличенности электроэнергии установить это не представляется
возможным, а в силу государственного регулирования тарифов поставщику
гарантируется оплата отпущенной им электроэнергии по установленному для него
тарифу независимо от лица на стороне покупателя. Каждый из покупателей-
субъектов ФОРЭМ в рамках отдельной ОЭС и в пределах его заявки на покупку,
утвержденной ФЭК России в балансе, вправе принять эту электроэнергию.
Обязательство покупателя на ФОРЭМ, указанное в поданной им заявке, состоит в
приеме определенного количества электроэнергии из сети РАО "ЕЭС России", при
этом также не является существенным, кто будет ее подавать, поскольку в силу
обезличенности электроэнергии установить это не представляется возможным, а в
силу государственного регулирования тарифов поставщику гарантируется оплата
принятой им электроэнергии по установленному для него тарифу независимо от лица
на стороне продавца. Каждый из поставщиков-субъектов ФОРЭМ в рамках отдельной
ОЭС и в пределах его заявки на продажу, утвержденной ФЭК России в балансе,
вправе подать эту электроэнергию.
Таким образом,
в отношениях по поставке электроэнергии на ФОРЭМ, существует множественность лиц
на стороне как продавца, так и покупателя. Вместе с тем, отсутствуют основания
считать возникающие обязательства и права требования по ним солидарными в
соответствии со ст. 322, поскольку по условиям подаваемых заявок каждый из
субъектов ФОРЭМ отпускает/получает определенное количество электроэнергии и не
принимает на себя обязательства по отпуску/подаче электроэнергии за других
лиц.
В соответствии со ст. 321 ГК РФ в случае,
если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то
каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников
обязан исполнить обязательство в равной доле с другими, постольку, поскольку из
закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (долевая
ответственность).
В отношении единого объема
поставки, продавцами будут являться все поставщики на ФОРЭМ в рамках отдельной
ОЭС, где каждый из них несет в этом обязательстве свою долю ответственности,
ограниченную поданной им заявкой (долевая ответственность). Кредиторами по
такому его обязательству будут являться все покупатели данной ОЭС, в пределах
поданных ими заявок (множественность лиц на стороне кредитора). В отношении
единого объема покупки, равного объему поставки на ФОРЭМ, рассматриваемого также
как одно обязательство, покупателями будут являться все покупатели на ФОРЭМ в
рамках отдельной ОЭС, где каждый из них несет в этом обязательстве свою долю
ответственности, ограниченную поданной им заявкой (долевая ответственность).
Кредиторами по такому его обязательству будут являться все поставщики данной
ОЭС, в пределах поданных ими заявок (множественность лиц на стороне
кредитора).
Таким образом, мы приходим к выводу,
что и в отсутствие заключенных письменных договоров о поставке электроэнергии,
составленных в виде одного документа, складывающиеся между субъектами
гражданского права на этом рынке имущественные отношения по фактической поставке
электроэнергии регулируются в соответствии с общими положениями гражданского
права. При этом, высказанное лицом в заявке предложение об отпуске/приеме
электроэнергии, которое было утверждено уполномоченным органом, и приобрело в
результате этого все существенные условия поставки, означает заключение договора
и влечет ответственность за его невыполнение, в том числе в случае неоплаты
фактически полученной им в соответствии с утвержденной заявкой
электроэнергии.
Конечно, за пределом статьи
остались такие интересные вопросы, как материальная природа электроэнергии как
вещи, институт права собственности на электроэнергию, особенности реализации
правомочий обладателя вещных прав на электроэнергию, и другие, но, полагаю, с
учетом грядущего реформирования электроэнергетики, они вызовут немалый интерес в
самое ближайшее время и предлагаю эту тему для обсуждения.