Вопросы оформления
учреждениями права пользования земельными
участками. Практика
Сокращения: МУГИО – Министерство
по управлению государственным имуществом области
В
настоящее время отделы разграничения земель областных министерств по управлению
государственным имуществом активизировали работу по учету всех земельных
участков, переданных в оперативное управление учреждениям. Актуальность
обсуждаемой темы определяется проводимой в стране в целом и в каждой области в
частности работой по разграничению государственной собственности на землю.
Правительство РФ определило завершить эту работу к 2007 году, но основной
массив работы Правительство многих областей России определило к выполнению уже в
2002-2003 годах.
Приоритет в оформлении права –
у государственной собственности.
1.НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
1.Земельный кодекс РФ от 25.10.01г.
№136-ФЗ
2.Федеральный закон от 17.07.01г. №101-ФЗ «О разграничении
на землю» 3.Постановление Правительства РФ от
04.03.02г. №140 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НА КОТОРЫЕ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ
Для оформления права пользования
земельными участками важно изучить Постановление № 140.
2.ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ 1
ЭТАП – ПОСТАНОВКА НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ
ПАЛАТЕ 2 ЭТАП – РЕГИСТРАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ЮСТИЦИИ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ НА
ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ В свою очередь, для постановки на
кадастровый учет необходимо: 1.Межевое
дело. Выполняется обычно лицензированными
землеустроительными организациями, поскольку одним из важнейших условий
осуществления в последующем хозяйственной деятельности является урегулирование
всех спорных вопросов со смежниками на этапе формирования межевого дела: план
границ должен быть согласован с так называемыми смежниками (профессиональный
термин). Первичные документы для формирования
межевого дела:
нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих
право постоянного (бессрочного) пользования землей: акты государственных
органов (советских) либо свидетельства, выданные комитетами по земельным
ресурсам (райкомземы) либо свидетельства о регистрации в учреждении юстиции.
Любой из этих документов, который мог быть выдан как до 1991г., так и после,
действителен для выполнения межевого дела.
решение органа госвласти или местного самоуправления в
виде распоряжения или постановления о выделении университету земельного
участка или о закреплении права пользования земельным участком
нотариально заверенные документы, удостоверяющие права на
здания, строения, сооружения : это может быть техпаспорт БТИ, акт передачи в
оперативное управление МУГИО, свидетельство, выданное учреждением юстиции по
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
нотариально заверенные учредительные документы –
Устав+свидетельство о гос.регистрации юридического лица+свидетельство о
постановке на налоговый учет
В случае, если отсутствуют правоустанавливающие
документы на землю (т.е.акты госорганов):
обратиться в государственный архив области
если нет и в архиве – представить в МУГИО справку о
наличии (отсутствии) задолженности по налоговым платежам за испрашиваемый
земельный участок
В случае, если земельный
участок еще не оформлен:
заявку на фирменном бланке направить в МУГИО с просьбой
закрепить земельный участок на праве оперативного управления за учреждением –
узнать курирующий отдел, номер кабинета, часы и дни приема.
МУГИО подготовит приказ о закреплении земельного участка
на праве оперативного управления, и затем можно будет обратиться в
лицензированную землеустроительную организацию для подготовки межевого дела.
Закрепление может быть и распоряжением, постановлением -в зависимости от
приоритетов и скорости прохождения того или иного вида документа, в каждой
области по-разному. Затем – в обычном порядке: межевому делу присвоить
кадастровый номер в кадастровой палате, затем зарегистрировать в учреждении
юстиции. Для регистрации в учреждении юстиции: присвоенный кадастровый номер +
выписка из кадастрового дела (взять в кадастровой палате) + план земельного
участка +иные документы (как обычно).
Государственная кадастровая палата: структура ее
зависит от степени ее развития в каждой области : в идеале должно быть головное
учреждение, городская кадастровая палата и действовать филиалы во всех районах
города при районных комитетах. Кадастровые номера:
если был присвоен номер до марта 2002 г. = он считается условным. Реальные
кадастровые номера присваиваются только с марта 2002 года. Поэтому, если был
присвоен условный кадастровый номер, необходимо получить
реальный. После регистрации в учреждении юстиции –
передать сведения в МУГИО по формам, утвержденным Постановлением Правительства
РФ №140 (Приложения) и по формам, которые выдаст МУГИО, а также передать эти
сведения в свое министерство.
Ваша работа будет
считаться оконченной.
Важно помнить, что в
процессе данной работы можно решить все проблемы, касающиеся захвата земельных
участков смежниками, проблемы с бывшими и настоящими арендаторами, поскольку
Мингосимущество сегодня заинтересовано в их скорейшем разрешении и будет на
вашей стороне. Но нельзя забывать и о том, что
главным девизом наших дней является девиз рационального землепользования. На
Западе основной доход муниципалитеты (и часто –государство) получают именно от
использования земель. Мы движемся в этом же направлении. Поэтому целью
Мингосимущества на данном этапе будет являться также изъятие всех неиспользуемых
либо используемых не по назначению Вами земель. И
третье, пожалуй, что важно помнить – это тот факт, что с выходом нового
Земельного кодекса земельный участок вместе с расположенной на нем недвижимостью
признан единым комплексом со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Удачи,
коллеги!
Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь