ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЕСПЛАТНУЮ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Юрисконсульт Саратовского правозащитного центра
Клычков Василий Владимирович
E-mail: clichkov.vasilij@yandex.ru
Телефон: 8-937-808-20-25
г. Саратов
Конституция Российской Федерации в статье 48 закрепила очень важное конституционное право – право на квалифицированную юридическую помощь. В этой же конституционной норме в части 1 статьи 48 определено, что: «В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно»[1].
Сегодня право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь имеет качества особого социального блага, которое способно обеспечить реализацию других конституционных гарантий.
Для того, чтобы воспользоваться бесплатной квалифицированной юридической помощью, человек должен располагать информацией о порядке и случаях ее оказания, об органах и учреждениях, уполномоченных оказывать бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Не имея информации о способах реализации своего конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь, или имея эту информацию в недостаточном объеме, человек не сможет реализовать гарантированное ему Конституцией РФ право или оно будет реализовано им не в полном объеме.
Принятый Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21 ноября 2011г. № 324-ФЗ придал поступательный импульс развитию системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Данный Федеральный закон создал условия для реализации установленного Конституцией РФ права на бесплатную юридическую помощь, он заложил основы формирования и развития системы государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи, определил субъектов, уполномоченных оказывать бесплатную юридическую помощь.
В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» информационному обеспечению деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи посвящена глава 5, в которой определяются цели информирования граждан о возможности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи; основные субъекты, обязанные осуществлять подобное информирование; объем и содержательные характеристики сведений, которые должны быть доступны гражданам.
Так, в части 1 статьи 28 определяется, что в целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» информацию о способах реализации гражданами права на юридическую помощь. Они обязаны доводить до граждан следующую информацию: 1) о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи; 2) о правилах оказания государственных и муниципальных услуг; 3) о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий и другую информацию[2].
Согласно части 2 этой статьи обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.
И, наконец, частью 4 этой статьи устанавливается, что правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
Таким образом, Федеральный закон устанавливает 6 видов субъектов, которые могут оказывать правовое просвещение и правовое информирование населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь: органы исполнительной власти и местного самоуправления, государственные юридические бюро, адвокаты, нотариусы, юридические клиники образовательных учреждений и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Россия при реализации конституционного положения о праве на бесплатную юридическую помощь, пошла по пути создания государственных юридических бюро, которые призваны оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь. В настоящее время в России создано 10 Федеральных казенных учреждений государственных юридических бюро. Гражданин, которому необходимо получение бесплатной юридической помощи, может получить информацию о государственных юридических бюро на официальном сайте Министерства юстиции РФ, где указаны адреса и телефоны государственных юридических бюро.
В то же время необходимо отметить, что в настоящее время положения Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ», регулирующие информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, реализуются не в полной мере. Например, у большинства созданных Федеральных казенных учреждений государственных юридических бюро отсутствуют собственные сайты, которые содержали бы информацию об их деятельности. Недостаточно, на наш взгляд, размещается информация о созданных государственных юридических бюро, а также об учреждениях и организациях, оказывающих бесплатную юридическую помощь в средствах массовой информации. Например, отсутствует социальная реклама, рассказывающая о деятельности таких бюро. Фактически гражданин может получить лишь общую информацию об этих учреждениях и только на сайте Министерства юстиции РФ.
Участвуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи адвокаты и нотариусы. Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь путем консультирования граждан по вопросам совершения нотариальных действий.
В рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, значительный объем бесплатной юридической помощи оказывается юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования. Право юридических клиник на оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено в статье 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ». Юридические клиники оказывают все виды юридической помощи за исключением представления интересов доверителя в судах, в государственных и муниципальных органах, и организациях. Например, в г. Саратове эффективно работает юридическая клиника Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, где нуждающиеся в получении бесплатной юридической помощи жители Саратова и области могут получить бесплатную юридическую помощь.
В Саратовской области принят и вступил в силу Закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» от 23.04.2012 № 63-ЗСО.
Во-первых, надо отметить, что в законе отсутствует отдельная статья, регулирующая информационное обеспечение деятельности по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи. Это свидетельствует о том, что информационная политика по обеспечению деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи не выработана и такая деятельность не будет носить системного характера.
Во-вторых, существенно сокращен круг субъектов, которые должны обеспечивать информационную поддержку указанной деятельности. Только в части 2 статьи 2 Закон Саратовской области определяет, что «На государственные юридические бюро также возлагаются обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь»[3]. Ни государственные органы исполнительной власти субъекта, ни адвокатская палата среди субъектов, которые могли бы осуществлять правовое информирование граждан, не названы.
Выявленные недостатки норм Закона Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» в сфере информационного обеспечения деятельности по оказанию такой помощи, приводят к некоторым недостаткам при его реализации.
Например, зайдя на сайты органов судебной власти, посетитель в разделе «справочная информация» может получить информацию о праве граждан на бесплатную юридическую помощь, в том числе информацию об адресах оказания такой помощи. Правда, на сайтах районных судов Саратова и области указываются адреса только нескольких бесплатных юридических клиник Саратова, работающих при вузах, в том числе при СЮИ МВД, который расформирован несколько лет назад.
Для того, чтобы узнать, какие адвокаты оказывают такую помощь нужно отправиться на сайт адвокатской палаты Саратовской области, где действительно указаны адвокатские образования, предлагающие бесплатную юридическую помощь. Однако сведения об их деятельности имеют в основном рекламный характер, при этом отсутствует график их работы, а так же вопросы, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно.
Таким образом, информирование об оказании бесплатной квалифицированной юридической помощи в нашем регионе носит дискретный характер, на сайтах судов и соответствующих организаций размещена устаревшая или неполная информация.
На наш взгляд, для полноценного правового информирования и правового просвещения необходимо:
1) устранение пробела в региональном законе «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» путем внесения изменений в ст. 2 Закона Саратовской области. Мы предлагаем ввести статью 2.1. следующего содержания:
«Статья 2.1 Информационное обеспечение реализации Закона Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области».
1. В целях правового информирования и правового просвещения населения субъекты, участвующие в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи обязаны размещать в местах доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», а также доводить иным законным способом до граждан следующую информацию:
1) о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи;
2) о порядке предоставления необходимых документов для получения бесплатной юридической помощи;
3) об органах и учреждениях, уполномоченных оказывать на территории Саратовской области бесплатную юридическую помощь;
4) иную информацию необходимую гражданину для своевременного получения бесплатной юридической помощи.
2. Государственные юридические бюро Саратовской области обеспечивают своевременное доведение до граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь информации определенной в части 1 данной статьи.
3. Адвокатские образования Саратовской области, участвующие в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи, обязаны своевременно осуществлять доведение до граждан информации, определенной в части 1 данной статьи».
2) считаем необходимым организацию и ведение специальной страницы на сайте предоставления государственных услуг Саратовской области, где содержалась бы полная информация о возможности реализации права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи; всех субъектах, на которые возложена обязанность по оказанию такой помощи (в том числе адвокатских образованиях); их адреса, время работы; анализ и обобщение практики обращения граждан и т.д. Подобная мера способствовала бы получению гражданами достоверной, полной, своевременной информации о возможности реализации своего права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
[1] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // РГ. 2009. 21 янв.
[2] Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
[3] Закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» от 23.04.2012 № 63-ЗСО // «Консультант-Плюс».