Новая
роль нотариата: почему народ ПРОТИВ.
Часть I.
«Но только
одно условие: кем угодно, когда угодно,
что угодно, но чтобы это была такая
бумажка, при наличии которой ни Швондер,
ни кто-либо другой не мог бы даже подойти
к двери моей квартиры. Окончательная
бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня»
М.А. Булгаков,
«Собачье сердце»
Предисловие: печальная
реальность.
Начнем с описания
типичной, к сожалению, для России истории,
начавшейся прошедшим летом.
Некоторым
нашим гражданам жутко не повезло. Они
приобрели подержанные, но довольно
престижные автомобили, выставленные
на продажу в московских автосалонах на
условиях комиссии. Продавцы этих авто
действовали на основании нотариально
удостоверенных доверенностей от
собственников. Однако через некоторое
время автомобили были изъяты у покупателей
по постановлениям следователей как
вещественные доказательства в уголовных
делах о мошенничестве. Якобы, предыдущие
собственники этих авто стали жертвами
махинаций: уже подержанные автомобили
были переданы злоумышленникам (с правом
продажи на основании нотариальных
доверенностей) под обещание предоставить
взамен по весьма выгодной цене новые
лимузины. Мошенники старые машины через
автосалоны в Москве продали, а деньги
присвоили. Однако потерпевшими оказались
очень уважаемые и авторитетные (в своих
регионах) люди, ради возврата утраченной
собственности которым следователи
«пустились во все тяжкие»: спорные авто
изъяты у легальных собственников
(покупателей) и переданы на ответственное
хранение прежним владельцам, которые,
кроме всего прочего, получили право их
эксплуатировать (есть информация, что
им выданы новые Свидетельства о
регистрации).
Для
целей нашего повествования эта история
наглядно демонстрирует следующие
российские реалии:
-
институт
неприкосновенности частной собственности
в России — это далеко не «священная
корова», и в первую очередь для самого
государства (вернее сказать — для
чиновников);
-
игнорирование
самим же государством презумпции
достоверности факта, подтвержденного
нотариусом — повсеместное явление.
Постараюсь
пояснить как можно более популярно.
Удостоверяя
факт подписания гражданином доверенности,
нотариус установил и подтвердил
достоверность, как минимум, следующих
юридически значимых фактов:
-
доверитель
в момент подписания дееспособен и
полностью отдает отчет своим действиям;
-
действительная
воля доверителя заключается в передаче
выбранному им доверенному лицу правомочий
не только владеть и пользоваться
(управлять) транспортным средством, но
и распоряжаться им по своему усмотрению.
Согласно
частям 1 и 3 ст. 35 Конституции России
«право частной собственности охраняется
законом <...> Никто не может быть лишен
своего имущества иначе как по решению
суда». Вот и наши «счастливые»
покупатели дорогих авто, понадеявшись
на эту «ключевую» норму родной Конституции,
«спали спокойно», так как с точки зрения
закона все было в порядке:
-
автомобиль
находится в их фактическом владении;
-
право
собственности подтверждено надлежащими
документами — паспортом транспортного
средства с заполненной графой
«Собственник», Свидетельством о
регистрации, дающим право его
эксплуатировать, договором купли-продажи,
нотариальной доверенностью и расписками
в получении за автомобиль денег.
По
закону только суд мог лишить их титула
собственника, причем для этого нужен
вступивший в силу судебный акт, в
резолютивной части которого должно
быть конкретное указание об отобрании
у них автомобиля или в порядке реституции,
или в порядке истребования имущества
из чужого незаконного владения. Никакой
другой государственный орган, кроме
суда, на такое не уполномочен.
В
соответствие с п. 1 ст. 302 ГК РФ
«если имущество возмездно приобретено
у лица, которое не имело права его
отчуждать, о чем приобретатель не знал
и не мог знать (добросовестный
приобретатель), то собственник вправе
истребовать это имущество от приобретателя
в случае, когда имущество утеряно
собственником или лицом, которому
имущество было передано собственником
во владение, либо похищено у того или
другого, либо выбыло из их владения иным
путем помимо их воли». Поэтому судебные
перспективы иска обманутого мошенником
потерпевшего к новому собственнику
авто в порядке истребования имущества
из чужого незаконного владения весьма
туманны: добросовестность приобретателя
налицо, да и имущество выбыло как из
владения самого собственника (нотариальная
доверенность), так и от обманувшего его
доверие мошенника (продажа через
автосалон по комиссии) — с их согласия.
В данных условиях причиненный потерпевшему
материальный ущерб должен возмещать
преданный уголовному суду мошенник,
тем более, что похищены были денежные
средства, полученные от продажи
автомобиля, а не сам автомобиль.
Однако
следователь — то есть государственный
чиновник, путем манипулирования
уголовно-процессуальным законом и
злоупотребления служебным положением
совершает административный акт, в
результате которого без суда собственник
лишается имущества.
Эта
история наглядно демонстрирует
существующую реальность: если потребуется
«власть предержащим» (или близким к
ним), нотариальный акт легко превратится
в бесполезную пустую бумажку. И никто
в России от подобного развития событий
не застрахован. А утверждения реформаторов,
что, якобы, нотариус «закрепляет
бесспорные факты и отношения <...>
выдает акт, имеющий повышенную
доказательственную силу и признание
со стороны общества и государства»,
воспринимается гражданами России не
более чем благое пожелание. Народ в
своей массе если и не понимает это
осознанно, но прекрасно ощущает на
уровне подсознания («нутром»). Поэтому
стремление законодателей загнать своих
граждан за их же счет в раскрашенный
голубыми и розовыми красками «нотариальный
рай», воспринимается как попытка снять
с них «еще одну шкурку».
Возврат в прошлый век
Как
бы вы отнеслись к инициативе государства
запретить использование навигаторов
(GPS, ГЛОНАС), предложив
взамен ориентироваться по компасу? Вот
именно что-то подобное и произойдет,
если будет введено обязательное
нотариальное удостоверение сделок с
недвижимостью.
В
последние 15-20 лет во всем цивилизованном
мире, в том числе в России, произошли
кардинальные изменения, связанные с
компьютеризацией и информатизацией
практически всех сфер общественной
жизни, в первую очередь конечно —
экономики. Глубина и размах освоения
новых технологий таковы, что можно
утверждать: наша страна вступила в новую
эру — так называемого «информационного
общества», ключевым элементом которого
является глобальное информационное
пространство, обеспечивающее эффективное
информационное взаимодействие людей,
организаций, государственных органов.
Хотя
и с некоторым запозданием, но форсированными
темпами в последние 2-3 года в России
реализуется концепция «электронного
правительства». Государственные
информационные ресурсы переводятся в
электронную форму, на их основе создаются
работоспособные компьютерные базы
данных. Основной формой взаимодействия
государственных органов между собой
(в первую очередь), а так же с гражданами
и частными организациями, становится
электронный документооборот.
Новый
формат общения государства и граждан
(частных организаций) закреплен в
Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ
"Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг",
а так же в Федеральном законе от 01.07.2011
№ 169-ФЗ, которым с 01.07.2012 введен
обязательный межведомственный обмен
информацией и документами, необходимыми
для предоставления государственных и
муниципальных услуг. Теперь органы,
предоставляющие государственные и
муниципальные услуги, не вправе требовать
от заявителей (граждан и организаций)
документы и информацию, которые уже
имеются у других государственных органов
и организаций, органов местного
самоуправления.
Современный
хозяйственный оборот, в том числе
объектов недвижимости, уже не мыслим
без применения информационных технологий.
Вполне естественно, что система
государственной регистрации прав на
недвижимость идет в авангарде процесса
компьютеризации государственных услуг
(во всяком случае, по сравнению с другими
государственными структурами). В рамках
одного ведомства — Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии (Росреестр),
сконцентрировано управление следующими
государственными информационными
ресурсами:
-
Государственный
земельный кадастр. В этом кадастре была
систематизирована информация о земельных
участках (прошедших процедуру
землеустройства), целевом назначении
и правовом положении земель, сведения
о территориальных зонах и т.п.
-
Единый
государственный реестр объектов
капитального строительства. Этот
кадастр содержит информацию о технических
данных (на основании проведенных
технических инвентаризаций) находящихся
на земельных участках зданиях,
сооружениях, помещениях, объектах
незавершенного строительства.
-
Единый
государственный реестр прав на недвижимое
имущество и сделок с ним содержит данные
о существующих и прекращенных правах
на объекты недвижимого имущества,
сведения о правообладателях, а также
о наличии обременений, арестов и т.д.
Таким
образом, в Росреестре в рамках одной
компьютерной базы данных объединяется
всеобъемлющая информация о любом объекте
недвижимости, причем не только о
юридических правах на него, но и о его
технических данных, а так же о земельном
участке, с которым он неразрывно связан.
Это исключает необходимость истребования
у заявителей (граждан и организаций,
подающих документы на регистрацию прав)
кадастровых паспортов регистрируемых
объектов недвижимости (в недалеком
прошлом так называемые документы БТИ),
так как государственные регистраторы
обладают этой информацией в режиме
«он-лайн».
Но
кроме этого в ходе правовой экспертизы
представленных документов государственный
регистратор так же в режиме «он-лайн»
может получать актуальную информацию
из следующих государственных информационных
ресурсов:
-
Единого
государственного реестра юридических
лиц (ведет Федеральная налоговая
служба), в том числе о полномочиях
руководителей организаций-заявителей,
а так же о начатых процедурах ликвидации,
реорганизации, внесении изменений в
учредительные документы и т.п.
-
Сведения
о регистрации граждан по месту жительства
и пребывания, а так же о недействительных
(утерянных) паспортах (ведет Федеральная
служба миграции).
-
Сведения
об умерших гражданах, о семейном
положении заявителей (ведет служба
ЗАГС).
-
Сведения
о лицах, находящихся в розыске по
различным основаниям (ведет МВД).
И
это только начало. Хотим мы того, или
нет, но логика все ускоряющейся
«информационной революции» неумолима:
в государственных компьютерных базах
данных будет накапливаться все больше
и больше сведений о каждом гражданине
и юридическом лице, а современные
компьютерные технологии позволяют весь
этот массив информации изучать и
анализировать, причем в автоматизированном
режиме. И с точки зрения получения
государственной услуги «Регистрация
прав на недвижимость» — это хорошо,
так как правовая экспертиза представляемых
заявителем документов проводится на
основании достоверной и актуальной (на
момент обращения) информации как об
объекте недвижимости, так и о лицах,
участвующих в совершении сделок с ним,
их представителях. И в этой системе
просто нет места для частного нотариата.
Попытка
встроить архаичную технологию
нотариального удостоверения сделок в
современные бизнес-процессы оборота
недвижимости — это тоже самое, что
к поезду Сапсан в качестве дополнительного
локомотива присоединить паровоз (самый
«совершенный» — выпуска конца 40-х
годов прошлого века).
Никакой
критики не выдерживает довод апологетов
нотариата, что, якобы, нотариусы способны
обеспечить некую особую «чистоту
сделок». На «вооружении» нотариусов
имеются только лупа и их солидный
(допустим) опыт по исследованию письменных
документов. Но вот только изучают они
документы, заведомо не гарантирующие
достоверность содержащейся в них
информации. Сведения о назначении нового
руководителя юридического лица (а так
же о внесении изменений в устав и т.п.)
вносятся в ЕГРЮЛ в срок не более пяти
рабочих дней, в то время как нотариусу
представляется Выписка из ЕГРЮЛ с
давностью до одного месяца. О смерти
гражданина, представляемого по
доверенности (срок действия которой
может быть до трех лет), нотариус узнать
никак не в состоянии. Так же нотариус
не может проверить паспорт гражданина
на предмет его действительности. Да и
сама «проверка на подлинность»
представленных для нотариального
удостоверения оригиналов документов
родом из девятнадцатого века: все, что
может нотариус, это исследовать их с
лупой и под различными углами освещения,
выявлять некачественно выполненные
подделки типа подчисток, приписок и
т.п. В то же время государственный
регистратор, имея свободный доступ к
соответствующей компьютерной базе
данных, всего лишь проверяет соответствие
сведений, содержащихся в представленном
документе, текущей (зарегистрированной)
информации. Это сравнение явно не в
пользу нотариуса.
К
слову сказать: сейчас в открытом доступе
в сети Интернет уже находится довольно
много информации, весьма полезной для
целей всесторонней проверки «чистоты
сделок» с недвижимостью. Вот только
нотариусам эти новые возможности в
подавляющей массе недоступны в силу их
компьютерной малограмотности. В этих
условиях даже простые граждане, освоившие
на достаточном уровне информационные
технологии, дадут фору любому нотариусу.
А
какие неудобства (заметим «на пустом
месте») будут созданы заявителям в
случае введения обязательного
нотариального удостоверения сделок с
недвижимостью!
Уже
сейчас заявители в соответствие с
нормами Федерального закона от 01.07.2011
№ 169-ФЗ при подаче документов для
проведения регистрационных действий
не обязаны представлять в Росреестр:
-
правоустанавливающие
документы, подтверждающие уже
зарегистрированные права на объекты
недвижимости;
-
выписки
из ЕГРЮЛ на участников сделок-юридических
лиц;
-
разрешения
на строительство и на ввод в эксплуатацию
объектов капитального строительства;
-
а
так же все другие документы, уже ранее
представленные в Росреестр (в любой из
его филиалов, отделов) при регистрации
прав на другие объекты недвижимости
(в заявлении на регистрацию достаточно
сделать ссылку на регистрационное
дело, в котором находятся соответствующие
документы).
Вот-вот
(планируется в первом квартале следующего
года) в системе государственной
регистрации прав на недвижимость
заработает услуга «Одно окно», что будет
означать: заявителям (их представителям
с надлежаще оформленными доверенностями)
нужно будет только явиться в Росреестр
и представить минимум документов —
как правило, сам договор. Все остальные
документы, в том числе кадастровые
(именуемые в народе «документы БТИ»),
государственный регистратор получает
самостоятельно в порядке межведомственного
электронного документооборота.
Появление
в этой технологической схеме обязательного
нотариального удостоверения означает,
что заявитель (для примера возьмем
продавца недвижимости) должен будет:
-
найти
в своем архиве правоустанавливающие
документы — Свидетельство о
государственной регистрации прав и
договор, на основании которого он стал
собственником (или получить их дубликаты
все в том же Росреестре);
-
получить
в Росреестре «свежий» (до годичной
давности) кадастровый паспорт на объект
недвижимости (так называемые «документы
БТИ»), а так же на земельный участок, на
котором он находится;
-
получить
в Росреестре выписку из ЕГРП об отсутствии
запретов и обременений.
Получив
подлинники этих документов, нотариус
за счет клиента (а это не только деньги,
но и время!) проводит «правовую экспертизу»,
эффективность которой без применения
информационных технологий (заведомо
не доступных нотариусу) весьма сомнительна!
А на подходе уже массовое применение
биопаспортов, компьютерных технологий
идентификации личности по отпечаткам
пальцев, радужной оболочке глаз и вообще
по видеоизображению.
Легко
напрашивается вывод: вместо того, чтобы
искать способы внедрения в нотариальную
практику достижений «информационной
революции», что позволило бы нотариату
«стать ближе к народу», его апологеты
пытаются силой закона взвалить на
общество бремя содержания довольно
дорогой, неэффективной и уже явно
устаревшей технологии, нисколько не
обращая внимания на неминуемое создание
серьезных препятствий поступательному
развитию экономики страны.
Автор:
Эксперт в области права и управления
Андрей Кузнецов