Установление порядка общения с ребенком.
Вопросы, решаемые судом при рассмотрении споров об осуществлении
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Введение
В соответствии со статьей 38
Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под
защитой государства. Забота о детях и их воспитание – являются равными правами
и обязанностями родителей.
Главным нормативно-правовым актом,
регулирующим отношения по воспитанию детей на территории Российской Федерации,
является Семейный кодекс
РФ (далее – СК РФ). Из части 1 статьи 61 СК РФ следует, что родители имеют
равные права на участие в воспитании и общении с ребенком. Каждый из родителей
независимо от уровня материального достатка, наличия работы и образования или и
отсутствия имеет право на общение со своим ребенком, и несет обязанность по
содержанию ребенка, уходу за ним и защите его прав и законны интересов.
Большинство родителей, в случае расторжения брака или
прекращения отношений друг с другом в «гражданском браке» начинают чинить
препятствия бывшим супругам (второму родителю) в общении с ребенком. Такие
незаконные действия совершаются разными способами, например: прячут детей от
отца/матери, запрещают общаться и видеться с ним, отказываются принимать
подарки и мн.др. Причины запрета первого родителя на общение с ребенком второго
родителя могут быть разные, как явные: грубое отношение к ребенку (оскорбление
или применение насилия к нему), дурное влияние (злоупотребление спиртными
напитками или наркотическими средствами) так и банальные – личная неприязнь к
бывшему супругу (второму родителю), месть за какой-либо поступок, порой просто
самодурство.
Родителей, проживающих отдельно от ребенка и желающих
установить порядок общения с ним либо забрать ребенка от второго родителя к
себе, также можно разделить на две группы. К первой относятся лица, которые
действительно хотят видеться и общаться со своими детьми, участвовать в их
воспитании. Ко второй группе относятся родители, устанавливающие порядок
общения с ребенком с целью желания бабушек и дедушек общаться с внуками, либо
«насолить» бывшему супругу или с целью снизить размер алиментов, взыскиваемых
на содержание ребенка, или добиться полной отмены их уплаты. То есть мотивы
родителей второй группы являются неискренними и преследуют иные цели.
Лица, чьи права на общение с
детьми нарушаются, важно знать, что в соответствии со статьей 66 СК РФ:
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка,
имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов
получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не
должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не
причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному
развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке
осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению,
спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию
родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке,
установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с
обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок
осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу
судебного решения.
В
том случае, когда родители не могут договориться о порядке либо установлении
графика общения с ребенком, один из них вынужден обращаться в суд для
разрешения спора об осуществлении родительских прав. При обращении в суд за
разрешением спора о порядке общения с ребенком или месте его проживания
родителю-истцу необходимо хорошо подготовиться и собрать определенные документы
для представления суду в качестве доказательств, а так же установить некоторые
фактические обстоятельства касающиеся ребенка. Итак, по порядку.
1. Характеристика на родителя - истца.
Родитель,
обращающийся в суд, должен всеми возможными средствами и способами представить
суду доказательства, характеризующие такого Истца положительно в глазах общества: коллег по
работе, соседей и других граждан. По месту работы родителя необходимо получить
характеристику, которая должна содержать положительные отзывы и благодарности в отношении работника. Так же
нужно взять характеристику по месту жительства, из которой будет следовать, что
родитель является обычным, спокойным и нешумным соседом; жалобы на него не
поступают.
Далее
для установления порядка общения с ребенком нужно представить график/расписание
работы и отпусков, чтобы суд мог определить время, в которое родитель может
забирать ребенка из школы/сада, и приводить его домой, и в какое время года
родитель может проводить отпуск со своим ребенком. Иногда у суда возникает
вопрос о заработной плате родителя, с целью установления вопроса о том, может
ли он содержать ребенка и обеспечить его питанием и вещами (по необходимости),
в тот период времени, когда ребенок находится/проживает с родителем. Если родитель
уплачивает алименты на ребенка, то желательно представить доказательства того,
что отсутствует задолженность по их уплате.
Желательно
представить в суд фотографии, на которых ребенок запечатлен вместе с родителем.
По мере возможности представить платежные документы, подтверждающие
приобретение для ребенка игрушек и детских вещей.
Выполнение
выше указанных требований, создаст у суда впечатление об истце, как о надежном
родителе, искренне желающим воспитывать своего ребенка, и возможно будет
способствовать утверждению судом наиболее благоприятного графика общения с
ребенком.
2. Характеристика на ребенка.
Родитель-истец
должен убедить суд в том, что он действительно желает участвовать в воспитании
ребенка и беспокоится о его здоровье, физическом и психологическом состоянии.
Это нужно для того, чтобы не возникло нелепых ситуаций, когда родитель пытается
убедить суд, что любит своего ребенка, и ранее постоянно проводил время вместе
с ним, но не может ответить на элементарные вопросы суда: о любимых увлечениях
и играх ребенка; кто его воспитатель; какие заболевания у него есть или были и
т.п.
Так, родитель должен знать и
способен ответить на вопросы суда о том:
- какое учреждение (детский сад
или школу) посещает ребенок: адрес, номер учреждения; как зовут воспитателей
или учителей ребенка;
- какие заболевания и травмы
имеются или были у ребенка; в какой поликлинике на учете он состоит; в каких
больницах находился на лечении;
- чем ребенок любит заниматься в
свободное время; какие любит книги. Мультфильмы или кино; какие нравятся
игрушки и во что любит играть; где любит гулять и кто его друзья; какие у него
увлечения и кто его друзья.
Это
простые вещи, которые должен знать каждый отец и мать про своего ребенка.
3. Мнение ребенка.
В соответствии со статьей 57 СК РФ: Ребенок вправе
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его
интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста
десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его
интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59,72,132,134,136,143,145),
органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия
ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Согласно ст. 12
Конвенции о правах ребенка
ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено
право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка,
причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и
зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется
возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного
разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через
представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном
процессуальными нормами национального законодательства.
Таким образом, при рассмотрении в суде дела о споре
об осуществлении родительских прав всегда существует вероятность того, что суд
вызовет для допроса ребенка.
Допрашивая ребенка, суд устанавливает его отношение к
родителям и желание общаться с ними. Тем не менее, если ребенок не желает
общаться и видеться с кем-то из своих родителей, суд не в праве ограничить
такого родителя в общении с ребенком, и ущемить его права, если это не влечет
нарушение интересов ребенка и не создает опасность или угрозу для его жизни, здоровья.
4. Органы опеки и попечительства.
Что касается
органов опеки и попечительства, то большую роль играет заключение, которое
дается государственным органом по окончании судебного следствия, а так же после
осмотра жилого помещения, предназначенного для проживания ребенка. Задачей
родителя является создание наиболее комфортных условий для проживания ребенка,
включающих в себя чистоту, уют и порядок. Для этого необходимо обустроить
комнату, в которой будет проживать ребенок, так чтобы она отвечала его возрасту
и потребностям. Ребенок должен иметь место для развлечения, учебы и сна.
Например, в зависимости от возраста ребенка в комнате должны быть шкафы и полки
для игрушек и книжек, письменный стол для учебы, кровать для сна. Кроме всего
прочего, комната должна быть не только обустроенной, но и чистой; зимой –
отапливаемой, а летом – теплой и немного прохладной, но в меру. Родитель должен
постоянно убирать жилое помещение, чтобы избежать скопления пыли и грязи,
которые могут негативно сказываться на здоровье ребенка
В заключении,
которое дается органами опеки и попечительства, делаются выводы о том: можно ли
передать ребенка родителю на определенное время; созданы или условия для
проживания ребенка в квартире одного и второго родителя.
Заключение.
Дети – не
только, как говорят, цветы жизни и каждодневное счастье для своих родителей (для
нормальных родителей). Дети – это большая ответственность по их содержанию и
воспитанию. Если одного из родителей ограничивают в праве общения с ребенком,
то он должен бороться за своего ребенка и за право воспитывать его и быть рядом
с ним. Защита нарушенного права может быть осуществлена в судебном порядке. Но для
этого стоит тщательно и детально подготовиться, чтобы родитель-ответчик не смог
больше чинить препятствия в общении с ребенком.
Надеюсь, что
прочтение настоящей статьи поможет тем лицам, чьи права на общение с ребенком
незаконно нарушаются вторым родителем. А так же детям, желающим, чтобы у них
были и мать и отец.
Настоящая
статья охраняется законодательством об авторском праве.
Сидоров
Евгений Евгеньевич, адвокат
"Конвенция о правах ребенка" Вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года. Конвенция
ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I. (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989)
"Обзор практики разрешения судами споров,
связанных с воспитанием детей"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ
20.07.2011)