Тенденции
развития трудового права в 2012 году
LEVINE
Bridge law firm
info@levinebridge.com
т.
+7
495 980 04 36
·
Какие поправки внесены в трудовое
законодательство в конце 2011 года
·
Какие законодательные инициативы можно
реализовать в 2012 году
Конец
2011 года ознаменовался принятием новых
законодательных поправок: сразу несколько
федеральных законов коснулись сферы
трудовых отношений и социального
страхования. Но еще больше инициатив
остаются на стадии обсуждения. В данном
обзоре обозначим некоторые изменения,
которые произойдут или с высокой долей
вероятности могут произойти в трудовом
законодательстве РФ в 2012 году.
Позитивное
в сфере соцстрахования
Согласно
ст. 1 ТК РФ отношения по обязательному
социальному страхованию входят в предмет
трудового права. Поэтому не лишним будет
упомянуть о важном изменении и в этой
сфере.
Изменение
1. Снижение ставок. Так, в соответствии
c Федеральным законом от 3 декабря 2011
года № 379-ФЗ с 01 января 2012 года снижается
общий тариф страховых взносов в Пенсионный
фонд России, Фонд социального страхования
России и фонды обязательного медицинского
страхования на 2012-2013 годы. Вместо 34%
данный тариф составит 30% (22% - в ПФР, 5,1% -
в ФОМС, 2,9% - в ФСС РФ). Однако тут есть
важный нюанс. До 2012 года с выплат
работнику, превышающих предельную
величину базы (в 2011 г. = 463 000 руб.), исчислять
страховые взносы было не нужно. С 2012 же
года в отношении выплат сверх лимита
(установленного на 2012 год в размере 512
000 рублей) введен дополнительный тариф
в размере 10%. Взносы по данному
дополнительному тарифу будут зачисляться
в Пенсионный фонд России. Отметим, что
абсолютно у всех категорий застрахованных
лиц эта сумма будет идти на финансирование
страховой части пенсии (солидарная
часть тарифа).
Изменение
2. Иностранцы-пенсионеры. Кроме того,
законодатель вводит обязательное
пенсионное страхование иностранных
граждан или лиц без гражданства, которые
временно пребывают на территории
Российской Федерации (не имеют вида на
жительство или разрешения на временное
проживание) и заключили трудовой договор
на неопределенный срок либо срочный
трудовой договор на срок не менее шести
месяцев. На 2012-2013 тариф страхового взноса
по данному страхованию составит 22% для
сумм в рамках предельной величины базы
для начисления страховых взносов и 10%
для сумм превышения данной предельной
величины.
Между
тем обязательному пенсионному страхованию
по-прежнему не будут подлежать временно
пребывающие в России иностранные
высококвалифицированные специалисты.
Отнесение иностранцев к таким специалистам
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации». В свою
очередь все временно пребывающее в
России иностранцы по-прежнему не будут
иметь права на обязательное социальное
страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с
материнством, а также права на обязательное
медицинское страхование (бесплатную
медицинскую помощь, за исключением
скорой помощи).
Медосмотры
и подземные работы
Изменение
3. Медосмотры, ставшие обязательными.
Согласно поправкам, которые внесены
Федеральным законом от 30.11.2011 № 353 ФЗ
(далее – Закон № 353-ФЗ) в ст. 213 ТК РФ, с
31.03.2012 непосредственно в ТК РФ будет
включена норма об обязательных медицинских
осмотрах (обследованиях) в начале
рабочего дня (смены), а также в течение
и (или) в конце рабочего дня (смены). Такие
осмотры устанавливаются для отдельных
категорий работников Трудовым кодексом
России, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
РФ.
Проводятся
эти осмотры в частности в целях диагностики
и предупреждения профессиональных
заболеваний, а также для выявления
возможного состояния алкогольного,
наркотического или иного токсического
опьянения у работников. Предусматривается,
что время прохождения указанных
медицинских осмотров включается в
рабочее время.
Изменение
4. Новая особая категория работников.
Одновременно Закон № 353-ФЗ дополняет
Трудовой кодекс новой главой 51.1., которая
устанавливает особенности регулирования
труда работников, занятых на подземных
работах.
К
данной категории относят:
-
работников, непосредственно добывающих
полезные ископаемых подземным способом,
-
работников, занятых на работах по
строительству, эксплуатации подземных
сооружений, на аварийно-спасательных
работах в указанных сооружениях (кроме
подземных сооружений, строительство
которых осуществляется открытым
способом), за исключением работников,
занятых на работах по эксплуатации
метрополитена.
Лица,
принимаемые на подземные работы, не
должны иметь медицинские противопоказания
к таким работам и должны соответствовать
квалификационным требованиям, указанным
в соответствующих квалификационных
справочниках.
Среди
прочих именно эти работники обязаны
проходить упомянутые нами ранее
медицинские осмотры в начале рабочего
дня, а также в течение и (или) в конце
рабочего дня. Новая глава предусматривает
специальные случаи отстранение от
работы работников, занятых на подземных
работах, порядок такого отстранения и
допуска к работе после отстранения.
Пример.
Работодатель обязан отстранить от
подземной работы на взрывопожароопасном
производственном объекте (не допускать
к ней) работника, у которого имеются
курительные принадлежности, источники
огня, алкогольные напитки, наркотические
и иные токсические вещества, а также
запрещенное правилами внутреннего
трудового распорядка для использования
на указанных объектах личное имущество
(в том числе электронные устройства,
применение которых может привести к
аварийной ситуации).
Шесть
ожиданий.
Перейдем
к законодательным инициативам в сфере
трудового законодательства, которые с
большой долей вероятности можно
реализовать в 2012 году.
Проект
1. Гарантия родителям детей-инвалидов.
Как известно, на рассмотрении в
Государственной Думе РФ сейчас находится
целый ряд законопроектов, предусматривающих
внесение изменений и дополнений в
трудовое законодательство. Например,
согласно одному из таких законопроектов
предлагается ограничить увольнение по
инициативе работодателя только случаями
виновных действий работника для любой
категории
родителей, которые воспитывают
ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Если закон будет принят, работодатель
сможет увольнять работников указанной
категории по своей инициативе только
в случае виновных действий с их стороны.
В
настоящее время такая гарантия
предоставляется статьей 261 Трудового
кодекса России только одиноким матерям
и другим лицам, которые воспитывают
детей-инвалидов без матери.
Проект
2. Декларация соответствия. Министерство
здравоохранения и социального развития
России также работает над совершенствованием
трудового законодательства.
В
частности, специалисты ведомства
предлагают вместо сертификации
организации работ по охране труда
предусмотреть в Трудовом кодексе
правило, согласно которому работодатель
сможет декларировать соответствие
условий труда государственным нормативным
требованиям охраны труда.
Под
декларацией соответствия министерство
предлагает понимать документ,
удостоверяющий соответствие условий
труда государственным нормативным
требованиям охраны труда. Сведения о
декларации будут размещаться в реестре
Роструда. Утверждение формы декларации
соответствия, порядка регистрации
деклараций соответствия, порядка
формирования и ведения реестра деклараций
соответствия, предоставления содержащихся
в указанном реестре сведений предлагается
возложить на Минздравсоцразвития
России.
Проект
3. Гарантии на случай неплатежеспособности
работодателя. Министерство также
предлагает ратифицировать Конвенцию
МОТ о защите требований трудящихся в
случае неплатежеспособности
предпринимателя(Конвенцию № 173) от 23
июня 1992 года. Россия планирует
присоединиться к конвенции, приняв
обязательства по предоставлению
работникам привилегий в случае
неплатежеспособности предпринимателя
перед большинством других привилегированных
кредиторов, например, таких как государство
и система социального обеспечения.
Между
тем российское законодательство о
банкротстве в настоящее время уже
содержит соответствующие гарантии для
работников, которые обеспечивают их
привилегированное положение по сравнению
с большинством других кредиторов,
включая государство и внебюджетные
фонды.
Проект
4. Компенсацию за задержку зарплаты –
в расчетный лист. Кроме того, министерство
предлагает обязать работодателей
включать в расчетные листки сведения
о суммах денежной компенсации (процентов)
за просрочку выплаты заработной платы.
В том же законопроекте предусматривается
упрощенная процедура судебного взыскания
указанных процентов, если они были
начислены, но не были выплачены. Если
закон будет принят, по данным требованиям
будет выдаваться судебный приказ.
Проект
5. Ужесточение наказания. Наряду с работой
по совершенствованию трудового
законодательства министерство предлагает
ужесточить административную ответственность
за нарушение трудового законодательства.
Министерством подготовлен законопроект,
согласно которому планируется ввести
для работодателей штрафы, составляющие
от 60 000 до 800 000 рублей. Тогда как в настоящее
время за нарушение трудового
законодательства работодатель может
быть подвергнут штрафу в размере всего
лишь до 50 000 рублей. Если закон будет
принят, штрафы для должностных лиц
работодателя также возрастут и составят
в некоторых случаях от 10 000 до 50 000 рублей.
Дополнительно
планируется предусмотреть в Кодексе
Российской Федерации об административных
правонарушениях новые самостоятельные
составы правонарушений в сфере трудовых
отношений, а именно:
·
нарушение сроков выплаты заработной
платы;
·
нарушение правил расторжения трудового
договора;
·
нарушение правил оформления трудового
договора в письменной форме;
·
нарушение порядка привлечения к
сверхурочной работе и нарушение порядка
предоставления ежегодного оплачиваемого
отпуска.
Проект
6. Дистанционная работа. Помимо прочего
существует вероятность, что в трудовом
законодательстве появится понятие
дистанционной работы, которое будет
включать не только надомную работу, но
и иную работу, выполняемую вне
производственных помещений работодателя.
По
нашему мнению, изменение специального
регулирования дистанционного труда с
учетом современных условий действительно
необходимо. В настоящее время данным
вопросам в Трудовом кодексе России
посвящена только глава 49 о надомном
труде. Однако ее нормы не учитывают всей
специфики новых форм занятости, при
которых работник трудится дистанционно.
Надеемся, что при рассмотрении
законопроекта будут учтены такие вопросы
как:
·
охрана труда при дистанционном труде,
·
обмен документами и информацией между
сторонами трудового договора, в том
числе в электронном виде и с использованием
электронных подписей,
·
определения места постоянной работы
при работе дистанционно в той местности,
где у работодателя нет обособленного
структурного подразделения.
*Опубликовано
в журнале "Трудовые споры", №1, 2012
"Предупреждение
автора: Эту статью запрещено копировать
с сайта ЮрКлуба и размещать на других
сайтах."