Отдельные
аспекты правового статуса управляющей
компании инвестиционного фонда по
законодательству Украины.
Cлободян
Александр Анатольевич,
Член
Комитета по вопросам совместного
инвестирования
Ассоциации
«Фондовое Партнерство»,
г.
Киев
Центральной
фигурой правоотношений по управлению
институтом совместного инвестирования
(ИСИ) выступает компания по управлению
активами (КУА), поскольку именно от нее
зависит действенность и эффективность
управления им. Принадлежит КУА ведущее
место и в структуре субъектов управления
ИСИ.
Согласно
ч. 1 ст. 29 Закона Украины «Об институтах
совместного инвестирования (паевых
и корпоративных
инвестиционных фондах)»
N2299-III от 15.03.01. (Закон Украины «Об ИСИ»)КУА
является хозяйственное общество в форме
акционерного общества или общества с
ограниченной ответственностью,
создаваемого в соответствии с
законодательства Украины [5].
Несмотря на существующий выбор
организационно-правовой формы, КУА,
в основном, создаются в форме общества
с ограниченной ответственностью. Это
объясняется преимуществами организационной
структуры, мобильностью управления,
отсутствием акционерного капитала и
связанных с этим расходов.
В
общей модели управления имуществом,
закрепленной Главой 70 Гражданского
кодекса Украины от 16.01.03. № 435-IV (ГК
Украины), управляющим может быть субъект
предпринимательской деятельности [1].
Зато к КУА законодательство предъявляет
специальные требования. Так, согласно
ч. 1 ст. 32 Закона Украины «Об ИСИ»
деятельность по управлению активамиИСИ
проводится КУА
на основании лицензии, выдаваемой
Комиссией (ГКЦБФР)
в порядке, установленном законодательством,
по представлению соответствующей
саморегулируемой организации на рынке
ценных бумаг, которая объединяет КУА.
Аналогичный порядок существует в мировой
практике. Согласно п. 1. в. 4 Директива
Совета 85/611/ЕЕС «О координации
законодательных, нормативных и
административных актов, касающихся
институтов совместного (коллективного)инвестирования
в ценные бумаги,
подлежащие обращению (ИCИ)» ни один ИCИ
не вправе осуществлять любую деятельность,
если только он не получил лицензию
компетентных органов государства-члена,
в котором он расположен [6].
Саморегулируемая
организация, объединяющая КУА,
имеет право получать отчетность,
составленную такими компаниями в
порядке, установленном ГКЦБФР,
с целью ее контроля, обобщения, анализа
и передачи ГКЦБФР.
Сейчас такой саморегулируемой организацией
в Украине является Украинская ассоциация
инвестиционного бизнеса.
В
юридической литературе различают общую
и специальную правоспособность лиц.
Общая правоспособность юридического
лица характеризуется наличием гражданских
прав и обязанностей, необходимых для
осуществления значительного количества
видов деятельности. ПравоспособностьКУА
обусловливает ее исключительный вид
деятельности. КУА
осуществляет исключительный вид
деятельности, который соответствует
ее уставу, что позволяет определить
наличие у КУА
специальной правоспособности. В случае
осуществления КУА
иной профессиональной деятельности,
чем деятельность по управлению активами
институциональных инвесторов, кроме
случаев, предусмотренных законодательством,
ее лицензия может быть аннулирована.
Вместе с тем КУА
вправе осуществлять хозяйственную
деятельность. Скажем, она может продавать,
обменивать, передавать в аренду или
временное безвозмездное пользование
юридическим лицам и гражданам принадлежащие
ему здания, сооружения, помещения,
земельные участки, транспортные средства,
средства производства и другие
материальные ценности, объекты
интеллектуальной собственности и т.п..
Согласно
ст. 29 Закона Украины «Об ИСИ» сочетание
деятельности по управлению активами с
другими видами профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг
запрещается, кроме случаев, предусмотренных
законом. В частности, в случае, если
количество акционеров (участников
паевого инвестиционного фонда) ИСИ не
превышает 500 человек, ведение реестра
владельцев именных ценных бумаг ИСИ
может осуществлять КУА
такого фонда без получения лицензии
Комиссии. КУА
открытого типа может самостоятельно
вести реестр владельцев именных ценных
бумаг ИСИ в порядке, определенном
Комиссией. Вместе с тем КУА может
осуществлять деятельность по управлению
ипотечным покрытием. А КУА
венчурного фонда принимает участие в
управлении деятельностью эмитента,
корпоративные права которого находятся
в активах фонда, активами которого эта
компания управляет.
В
цивилистике выделяют индивидуальный
правовой статус КУА,
которым является правовое положениеКУА
в правоотношениях по управлению активами
конкретного ПИФ
... индивидуальный правовой статус
управляющей компании, в управлении
которой больше одного ПИФ,
существенно меняется в зависимости от
того, имуществом либо из этих фондов
распоряжается управляющая компания,
совершая то или иное соглашение на рынке
ценных бумаг [2,
с.163]. Как известно, в управлении КУА
могут находиться также корпоративные
инвестиционные фонды.
Поэтому сказанное в полной мере относится
к ИСИ в целом.
Из
анализа положений действующего
законодательства следует, что любое
хозяйственное общество в форме
акционерного или общества с ограниченной
деятельностью, не связано с фондовым
рынком, может перерегистрироваться вКУА,
получить соответствующие лицензииГКЦБФР,
на основании которых осуществлять
деятельность по управлению активами
институциональных инвесторов. Аналогичным
образом КУА
после аннулирования лицензии, вправе
осуществлять иные виды деятельности в
соответствии с действующим законодательством
Украины.
В
месте с тем лицензия должна подтверждать
профессиональный уровень КУА, от которого
зависит эффективность управления ИСИ.
В целом же профессионализм КУА
определяется профессионализмом ее
руководства и работников, часто зависит
от стажа работы на фондовом рынке. Так,
стажем работы на фондовом рынке является
общий стаж работы лица:
-
в профессиональном участнике по любым
видом профессиональной деятельности
на фондовом рынке;
-
как должностного лица в саморегулируемой
организации на фондовом рынке, которое
приобрело соответствующего статуса в
установленном законодательством
порядке;
-
как государственного служащего в ГКЦБФР.
Управление
активами институциональных инвесторов
- комплексный вид деятельности на
фондовом рынке и требует профессионального
опыта в других видах деятельности -торговле
ценными бумагами,
депозитарной, регистраторской
деятельности. Поэтому трудно понять
логику законодателя относительно
требований к стажу работы руководителяКУА
за любым видом профессиональной
деятельности на фондовом рынке (абз. 4
п. 6 гл. 1 г. II Лицензионных условий
осуществления профессиональной
деятельности на фондовом рынке -
деятельности по управлению активами
институциональных инвесторов (деятельности
по управлению активами), утвержденные
Решением ГКЦБФР
от 26.05.06. № 341 от 26.05.06 № 341) [3].
По нашему
мнению, руководитель КУА
должен иметь опыт работы в сфере
управления активами институциональных
инвесторов, в том числе в отношении типа
ИСИ, которым возглавляемая им КУА
управляет. В силу специфики управления
различных типов ИСИ наличие у лица опыта
работы с закрытыми ИСИ не может
рассматриваться как свидетельство
аналогичного опыта с открытыми или
интервальными ИСИ.
Лицензионные
условия содержат также другие требования,
касающиеся помещения, местонахождениеКУА
подобное. В частности, КУА
должна иметь помещение в собственности
или пользовании и осуществлять
профессиональную деятельность по
местонахождению, указанному в свидетельстве
о государственной регистрации юридического
лица (кроме случая осуществления этой
деятельности обособленным подразделением
юридического лица при наличии
соответствующей копии лицензии,
полученной в установленном порядке), в
помещении , полностью отделенном от
помещений других юридических лиц. По
местонахождению КУА
(его обособленного подразделения) должна
быть вывеска с указанием наименования
и местонахождения, в том числе номера
этажа и комнат помещения. Общая площадь
помещения КУА
для обеспечения осуществления
профессиональной деятельности на
фондовом рынке - деятельности по
управлению активами институционных
инвесторов (деятельности по управлению
активами) должна составлять не менее
30 кв.м, а для соответствующего обособленного
структурного подразделения КУА
- не менее 20 кв.м.. Также помещение КУА
должно быть оборудовано сертифицированной
охранно-пожарной сигнализацией.
Кроме
того, КУА
обязана иметь оборудование и программное
обеспечение, которые соответствуют его
деятельности и объема обрабатываемой
информации, в том числе устройство для
бесперебойного электропитания и не
менее трех компьютеров, а также средства
связи (телефон, электронная почта, факс).
На первый взгляд может показаться, что
деятельность КУА
«зарегулирована» государством. Однако
указанные лицензионные условия призваны
обеспечить эффективную работу КУА.
КУА
представляет интересы ИСИ в отношениях
с третьими лицами. Она действует согласно
договору об управлении ИСИ
и без доверенности. Вместе с тем, например,
перед третьими лицами КУА
позиционирует себя как управляющийПИФ.
В противном случае, как следует из ч. 3
ст. 1038 ГК Украины, в случае отсутствия
такого указания КУА
обязуется перед третьими лицами лично.
Если КУА
превысит свои полномочия или заключит
договор не от имени ИСИ,
то она несет ответственность по
обязательствам, возникающим вследствие
выполнения таких договоров, только
имуществом, принадлежащим ему на праве
собственности, если иное не установлено
законом (ст. 33 Закона Украины «Об ИСИ»).
За
осуществление управления ИСИ КУА
выплачивается премия в денежной форме.
Ее размер, виды, сроки и порядок начисления
устанавливаются специальным
нормативно-правовым актом. Кроме
вознаграждения, КУА
может выплачиваться премия (кроме
открытых ИСИ).
Иными словами, правоотношения по
управлению ИСИ
имеют возмездный характер.
Согласно
ч. 1 ст. 1043 ГК Украины управитель, который
не проявил при управлении имуществом
должной заботливости об интересах
учредителя управления, обязан возместить
установщику управления причиненные
убытки. Под надлежащей заботливостью
принято считать такое проявление заботы
к переданного в управление имущества,
как к своему собственному.
Принцип
«должной заботливости» - субъективное
и неоднозначное понятие. Его применение
к управлению имуществом как проявления
лично-доверительных отношений управляющего
и учредителя управления характерно для
стран англо-американской системы права
и не может быть полноценно адаптировано
отечественным законодательством.
Согласно
ч.1 ст.29 Закона Украины «Об ИСИ» КУА
может одновременно осуществлять
управление активами нескольких ИСИ.
Данная норма позволяет КУА реализовывать
различные инвестиционные стратегии
посредством управления рядом ИСИ. С
другой стороны, может возникнуть конфликт
интересов между несколькими ИСИ,
которые находятся в управлении однойКУА,
например, когда эти ИСИ имеют одинаковые
инвестиционные стратегии, структуру
активов и т.п.. В этой ситуации КУА
вынуждена принимать решение в пользу
одного из них, чем нарушаются права
участников (акционеров) другого. Насущной
является необходимость сведения к
минимуму конфликта интересов между
несколькими ИСИ,
которые находятся в управлении однойКУА,
что подтверждается и п. b) ст. 5f Директивы
Совета 85/611/ЕЕС.
На
важность сведения к минимуму конфликта
интересов, в частности, при осуществлении
деятельности по торговле
ценными бумагами
указывает украинское законодательство.
Согласно абз.10 п.8 гл.2 Лицензионных
условий осуществления профессиональной
деятельности на фондовом рынке -
деятельности по торговле ценными
бумагами, утвержденного решением ГКЦБФР
от 26.05.06. N346 положение о внутреннем
контроле торговца ценными бумагами
должна содержать требования, направленные
на урегулирование и предотвращение
конфликта интересов при осуществлении
профессиональной деятельности нафондовом
рынке [3].
Таким
образом, приобретает актуальность
вопрос закрепления на законодательном
уровне для КУА
критериев управления ИСИ, которые бы
делали невозможным конфликт интересов
участников (акционеров) ИСИ и КУА,
нескольких ИСИ, отражали, так сказать,
«внутреннее» отношение»
КУА к управлениюИСИ.
Путем закрепления в законодательстве
ограничений деятельности КУА
(ст. 30 Закона «Об ИСИ», детализированная
специальным положением ГКЦБФР),
этот вопрос решен частично. Закрепление
же критериев управления ИСИ
только на договорном уровне допускать
неоднозначное их толкование и применение.
Как
уже отмечалось, полномочия КУА по
управлению ИСИ значительно ограничиваются
Законом Украины «Об ИСИ». Большинство
из закрепленных в ч.2 ст.30 Закона Украины
«Об ИСИ» ограничений деятельности
КУА связанные с
запретом осуществления КУА
определенных действий по отношению к
ИСИ: абз. 2, 3-7,9, 10, 13, 15,16. Другие ограничения
призваны гарантировать соблюдение
состава и структуры активов ИСИ: абз.
1,2,8, 11. Отдельные из них не касаются КУАвенчурного
ИСИ. Из содержания
ст. 30 Закона Украины «Об ИСИ» также
усматривается, что перечень ограничений
деятельности КУА,
является исчерпывающим. И хотя Закон
Украины «Об ИСИ» прямо не указывает,
однако, по нашему мнению, проспект
эмиссии ценных бумаг ИСИ может содержать
другие дополнительные ограничения, при
условии, что они не противоречат
действующему законодательству. Как
справедливо заметили Шевченко Я.М. и
Венецкая М.В., «достаточно жесткие нормы
по ограничению ... и деятельности КУА
является вполне уместными, учитывая
необходимость повышения гарантий защиты
имущественных прав инвесторов на
фондовом рынке ...» [7,
с. 56].
Именно
обеспечение защиты имущественных прав
инвесторов должна стать одной из основных
тенденций развития рынка коллективного
инвестирования в
Украине. Этот основополагающий постулат
должен насквозь пронизывать законодательство
о фондовом
рынке.
Если
в документах ПИФ обязательно указываются
в его названии слова "паевой
инвестиционный фонд"
и тип и вид фонда (ч.9.ст.23 Закона Украины
«Об ИСИ»), то законодательство не содержит
подобных требований относительно
наименования КУА. Лицензионные условия
осуществления профессиональной
деятельности на фондовом рынке -
деятельности по управлению активами
институциональных инвесторов (деятельности
по управлению активами) обязывают КУА
указывать в уставе сведения о видах
деятельности, осуществление которых
будет осуществлять КУА
и запрет на совмещение деятельности по
управлению активами институциональных
инвесторов с другими видами профессиональной
деятельности на фондовом рынке, кроме
случаев, предусмотренных Лицензионными
условиями. Однако они не содержат
требований относительно наименования.
В этой связи в наименовании КУА могут
отсутствовать слова «компания по
управлению активами».
Однако
устав в большинстве случаев недоступен
инвесторам. Они лишены возможности с
ним ознакомиться, чем нарушается их
право на информацию. Для разрешения
этой ситуации предлагается дополнить
ст. 29 Закона Украины «Об ИСИ» ч.7 следующего
содержания:
«В
наименовании и документах компаний по
управлению активами, созданными в
соответствии с настоящим Законом, должны
указываться словосочетание
«компания
по управлению активами
»и производные от них».
Таким
образом, КУА как управитель ИСИ обладает
специальным правовым статусом, который
обусловливается спецификой отношений
по управлению
имуществом ИСИ.
Вместе правовое регламентирование
деятельности отечественных КУА требует
дальнейшего совершенствования.
Список
литературы:
1.
Гражданский
кодекс Украины от 16.01.03. № 435-IV.
[Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.rada.gov.ua.
2.
Иванова Е.В. Гражданско-правовое положение
паевых инвестиционных фондов: вопросы
теории и практики: диссертация ...
кандидата юридических наук: 12.00.03. -
Москва, 2009 .- 192 с.
3.
Лицензионные условия осуществления
профессиональной деятельности на
фондовом рынке - деятельности по торговле
ценными бумагами, утвержденного решением
ГКЦБФР от 26.05.06. N346. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.rada.gov.ua.
4.
Лицензионные условия осуществления
профессиональной деятельности на
фондовом рынке - деятельности по
управлению активами институционных
инвесторов (деятельности по управлению
активами), утвержденные Решением ГКЦБФР
от 26.05.06. № 341 от 26.05.06 № 341.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rada.gov.ua.
5.
Об институтах совместного инвестирования
(паевых и корпоративных инвестиционных
фондах): Закон Украины от 15.03.01. N2299-III
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rada.gov.ua.
6.
О координации законодательных, нормативных
и административных актов, касающихся
институтов совместного (коллективного)
инвестирования в ценные бумаги, подлежащие
обращению (ИCИ): Директива Совета
85/611/ЕЕС. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.rada.gov.ua.
7.
Шевченко Я.М., Венецька М.В., Кучеренко
І.М. Проблеми вдосконалення
правового регулювання права приватної
власності: Монографія. — К.: Ін-т держави
і права ім. В.М.Корецького НАН України,
2002. — 104 с.