«Защита
от дурака»
или суверенные риски предпринимательской
деятельности.
Доктор
юридических наук
Заслуженный
юрист Российской Федерации А.Погодин
Тел: +7 910 956 05 33
e-mail: alekspogodin@gmail.com
О рисках предпринимательской
деятельности в последние годы написано
немало, почти как о демократии, но если
есть суверенная демократия, почему бы
не выделить и суверенные риски, тем
более классики давно предоставили такую
возможность, указав на три главные беды
России: дураки, дороги и мздоимство. Эти
явления далеко не всегда вписываются
в западные модели управления, в связи
с чем последние не дают ожидаемого
эффекта, а иностранные эксперты не могут
понять по какой причине их выверенные
методики, в частности выделения и оценки
рисков, не всегда работают в российских
условиях.
Что касается дорог, то вопросы
логистики, по крайней мере, в отношении
трасс федерального значения, еще более
или менее поддаются количественной и
качественной оценке. Также очевидно,
что жители большинства муниципальных
образований за пределами МКАД жили,
существуют и будут прозябать в условиях
бездорожья. Значительно сложнее обстоит
ситуация с дураками, в том числе на
дорогах, обочины которых постепенно
превращаются в кладбища.
Достаточно вспомнить инцидент
в Брянской области, когда водитель
грузовика, по его словам, самостоятельно
принял решение о перевозке негабаритного
груза высотой более четырех метров
(кстати, возникает вопрос, куда смотрели
сотрудники ГИБДД, но это, наверное, уже
о мздоимстве). В итоге «высокогруженый»
автомобиль разрушил железнодорожный
мост и на длительный промежуток времени
сорвал железнодорожное и автомобильное
движение в месте аварии.
В одном из областных центров
достаточно успешный застройщик,
воспользовавшись «дырами» в
законодательстве, разработал схему, в
которой проектирование зданий, их
строительство и контроль осуществляют
аффилированные лица. В результате были
сданы в эксплуатацию несколько домов
с архитектурными излишествами в виде
фронтонов, за которыми в условиях русской
зимы скапливается большое количество
снега, затрудняющего нормальную
эксплуатацию мансардных помещений. Для
решения проблемы специалисты застройщика
не придумали ничего лучше, чем смонтировать
электро подогрев крыши и водостоков
для таяния снега. При этом оплата
потребляемой электроэнергии была
возложена на собственников квартир,
разумеется, без их согласия.
Неоднозначной оценки заслуживает
и деятельность отдельных так называемых
топ-менеджеров, особенно «совмещающих»
эту должность с почетным званием
олигарха. Представляется, что слухи об
их управленческих и финансовых талантах,
в ряде случаев, сильно преувеличены.
Большинство наиболее успешных, если
судить по рейтингам, российских
предпринимателей делают бизнес в
сырьевой сфере и/или на технологиях
первого передела и положительных
результатов в основном достигают из-за
постоянного роста цен на мировом рынке
на природные ресурсы, сравнительно
низкую заработную плату работников и
производственную устойчивость
предприятий, построенных в советские
времена.
В этих условиях нужно сильно
постараться, чтобы не допустить роста
капитализации, контролируемых олигархами
хозяйственных обществ, который, в
отдельных случаях, происходит не в
результате их управленческих усилий,
а вопреки им. Одно дело – ловить рыбу в
мутной воде, т.е. совершать приватизационные
сделки, нередко, противные основам
нравственности и правопорядка, и другое
- определять стратегию развития
соответствующей отрасли промышленности,
грамотно управлять многотысячными
коллективами.
Не нужно быть провидцем, чтобы
констатировать – за годы так называемых
«перестройки» и «реформ» ни государство,
ни «новые русские» не добились ощутимых
положительных результатов ни в одной
из отраслей промышленности, не говоря
уже о сельском хозяйстве. Более того,
были растащены (приватизированы) и в
последующем бездарно развалены многие
предприятия, эффективно работавшие в
прошлом в сферах легкой промышленности,
среднего машиностроения и тяжелой
индустрии.
Возникает закономерный вопрос,
какова же природа перечисленных и многих
других, мягко говоря, неадекватных
действий на всех уровнях хозяйственной
деятельности. Неужели «дар» к совершению
недальновидных, порой неподдающихся
логическому объяснению, поступков
исторически заложен в россиянине?
Представляется, что это не так.
Ведь хватило же у водителя «ума» найти
злополучный груз, погрузить и «договориться»
с сотрудниками ГИБДД. Вышеназванный
застройщик сумел разработать схему
«оптимизации» процесса проектирования
и строительства «элитных» зданий с
фронтонами (хорошо, что не аквапарка
или бассейна). Бывшее руководство ЮКОСа
добивалось реальных экономических
результатов, и не только путем использования
двусмысленных налоговых схем и
криминальных разборок с конкурентами.
Будущие олигархи, выражаясь языком
футбольных фанатов, проявили «чувство
гола» и оказались в нужное время в нужном
месте, а в последующем смогли договориться
с представителями власти и криминала
о приватизации крупных хозяйствующих
субъектов.
Очевидно, что основной движущей
силой, которая направляла действия
фигурантов этих примеров, была ожидаемая
прибыль. Водитель рассчитывал получить
более высокую оплату за километр, чем
при перевозке обычных грузов. Застройщик
за счет конструирования «нестандартной»
крыши увеличил площадь мансардного
этажа и, соответственно, продал больше
квадратных метров. Будущие олигархи в
результате скупки приватизационных
чеков у неподготовленного к рыночным
реалиям населения, а затем акций у
полуголодных миноритарных акционеров
в середине 90-х годов и путем использования
других сомнительных схем, получили
контроль над масштабными активами.
Само по себе стремление извлечь
прибыль из результатов хозяйственной
деятельности является нормальным для
предпринимателей любой страны. Более
того, в ГК РФ прямо указывается, что
предпринимательская деятельность
направлена «на систематическое получение
прибыли…». Возникает вопрос – какой
ценой? Представляется, что для многих
российских предпринимателей сегодня
еще остается актуальной марсова формула:
«Дайте капиталисту 200 процентов прибыли,
и нет такого преступления, на которое
бы он не пошел». Если в западных странах
аппетиты бизнесменов ограничиваются
эффективным государственным регулированием,
мониторингом со стороны многочисленных
общественных организаций, независимой
судебной системой, СМИ и, наконец,
самоконтролем коммерсантов, то в России
подобной системы сдержек и противовесов
нет и продолжает процветать «дикий»
капитализм.
В качестве одной из характерных
черт такой «общественной формации»
выступает неумение и/или нежелание
российских предпринимателей подумать
на несколько шагов вперед и соотнести
ожидаемую прибыль от их неправомерных
или на грани закона действий с возможными
рисками. И в этом, возможно, их основное
отличие от западных коллег. По существу,
поведение многих отечественных
коммерсантов напоминает агрессивную
манеру вождения автомобиля, когда
стремление выиграть несколько минут
путем нарушения правил явно не соотносится
с последствиями возможного ДТП. Что это
– глупость, авантюризм, излишняя
самонадеянность, правовой нигилизм,
стремление жить одним днем? Не знаю.
Также как не могу понять ситуации, когда
водитель миниатюрной «Оки» подает
сигнал фарами владельцу встречного
роскошного «Мерседеса» о том, что следует
сбросить скорость, поскольку впереди
в засаде находятся сотрудники ГИБДД.
Все – идеологи марксизма-ленинизма
повержены – ненависть к людям в
полицейских погонах уже сильнее, чем
классовые противоречия.
Специфика российской действительности
также заключается в том, что на «рисковые»
действия предпринимателей накладывается
некомпетентность решений, принимаемых
представителями законодательной и
исполнительной ветвей власти. По своим
негативным последствиям эти решения
зачастую превосходят неадекватные
действия бизнесменов, поскольку оказывают
влияние на неопределенный круг лиц и
подрывают авторитет государства в
глазах граждан. Апофеозом некомпетентности,
по мнению автора, является административная
реформа, вернее ее видимость. Сегодня
уже можно констатировать, что она
закончилась провалом, нанесла и продолжает
причинять существенный ущерб российской
экономике и национальной безопасности.
«Реформа» не затронула сущностные
вопросы администрирования на федеральном
уровне, а ограничилась сменой вывесок,
заменив слово «министерство» на
«федеральную службу» и «федеральное
агентство». Если называть вещи своими
именами, на сегодняшний день де-факто
министерств в форме федеральных агентств
и служб насчитывается 69, а также 16 де-юре
супер-министерств, руководители которых,
по сути, являются заместителями
Председателя Правительства РФ. Таким
образом, хотели меньше (лучше), а получилось
больше (как всегда). Например, по словам
руководителей Федеральной миграционной
службы и Федеральной таможенной службы
только в этих ведомствах
работают, соответственно, около 35 и 70
тысяч человек. При этом оба высокопоставленных
государственных чиновника «обоснованно»
полагают, что требуется дальнейшее
расширение их полномочий и, как следствие,
увеличение численности персонала.
Особый вред нанесла реформа
местного самоуправления на базе широко
известных федеральных законов «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
№ 131-ФЗ от 06.10.2003г. и «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения
полномочий» № 199-ФЗ от 31.12.2005г. В частных
беседах руководители на местах процессы,
инициированные настоящими законами,
иначе как «вредительством» не называют,
а в качестве основных результатов
указывают на дезорганизацию управления
на уровне районов, увеличение числа
чиновников, как в самих муниципальных
образованиях, так и в федеральных и
региональных структурах, которые должны
отвечать по своим направлениям за
организацию работы с соответствующими
поселениями.
Достаточно приехать в любой
провинциальный районный центр, чтобы
повсеместно наблюдать незабываемую
картину имитации бурной деятельности,
когда все лучшие здания на центральной
улице «оккупированы», другого слова не
подберешь, подразделениями федеральных,
региональных и муниципальных органов,
функции которых нередко дублируют друг
друга и в основном заключаются в
составлении никому ненужных отчетов и
предписаний. Всю хозяйственную
деятельность они, как правило, задушили
уже в зародыше, а оставшиеся в «живых»
предприниматели львиную долю времени
тратят на борьбу с бюрократией.
Чтобы не быть голословным,
рассмотрим Пошехонский муниципальный
район Ярославской области, включающий
в себя шесть сельских и одно городское
поселение, в которых проживает 17000
человек, в том числе в г. Пошехонье –
7000 жителей. Город находится на расстоянии
примерно 400 км от Москвы и 150 км от
Ярославля.
Для сравнения следует заметить,
что в 18 веке на территории Пошехонского
уезда проживало 43395 человек мужского
пола. Очевидно, что годы революции,
строительства социализма, «перестройки»
и «демократических реформ» обескровили
этот регион, как и в целом Нечерноземье.
В районе практически отсутствуют
промышленные предприятия и еле-еле
теплится жизнь в сохранившихся колхозах,
но, как и везде, процветает бюрократия.
Так, администрация Пошехонского
муниципального образования включает
в себя главу, его первого заместителя,
заместителя по социальным вопросам,
управляющего делами, бухгалтерию,
экономический отдел, отдел имущественных
отношений, отдел земельных отношений,
отдел по работе с территориями, юридический
отдел, отдел ЖКХ с руководителем в
статусе заместителя главы администрации
по ЖКХ и энергетике, штаб ГО и ЧС, комиссию
по делам несовершеннолетних, отдел по
делам культуры, молодежи
и спорта, социальное агентство молодежи,
управление образования, управление
финансов, а также отдел главного
архитектора и архив. Очевидно, что во
всех этих подразделениях в совокупности
значатся, не могу сказать «работают»,
не менее сотни человек.
Кроме того, в городе расположены
следующие бюджетные организации:
Расчетно-кассовый центр (РКЦ), Бюро
технической инвентаризации (БТИ),
Ветеринарная лаборатория, Станция по
борьбе с болезнями животных, Вневедомственная
охрана, Военкомат, Горпо, Гостехнадзор,
ЗАГС, Агентство кадастра объектов
недвижимости, «Земельная кадастровая
палата» ФГУ, Инспекция по маломерным
судам, Федеральное казначейство, Фонд
обязательного медицинского страхования,
РОВД, Налоговая инспекция, Отдел
социальной защиты населения МУ, Пенсионный
фонд, Пожарная служба, Пост весового
контроля, Почтамт, Прокуратура,
Райпотребсоюз, Регистрационная служба,
Редакция газеты «Сельская новь»,
Россельхознадзор, Центр гигиены и
эпидемиологии (Санэпидемнадзор), Семенная
инспекция, Служба по защите прав
потребителей, «Станция защиты растений»
ФГУ, Служба госстатистики, Районный
суд, Служба судебных приставов, Мировой
судья, Фонд социального страхования,
«Центр занятости населения» ГУ, «Центр
социального обслуживания населения»
МУ.
Если добавить сюда унитарные
предприятия в лице «Водоканала», МУП
ЖКХ, МУП «Управление Пошехонскими
коммунальными системами», МУП «Теплосеть
Пошехонская» и другие, а также Почтамт,
Пожарную службу, отделения Сбербанка,
4 дошкольных учреждения, 23 общеобразовательные
школы, 1 детский дом, три учреждения
дополнительного образования,
сельскохозяйственный колледж, 28 клубов,
краеведческий музей, 26, как правило,
дотируемых из областного бюджета
сельскохозяйственных предприятий, 6
администраций сельских поселений, то
становится очевидным, что, с учетом
членов семей работников перечисленных
структур, а также пенсий, детских и
других пособий, подавляющая часть
населения, так или иначе, зависит от
выплат из бюджетов всех уровней.
Следует отметить наличие в городе
Отделения партии «Единая Россия»,
вероятно, созданного с расчетом на
голоса потенциальных избирателей в
лице бюрократического большинства по
сравнению с другими категориями граждан.
Разумеется, что в данных условиях
говорить о развитии предпринимательской
деятельности в подобных районах, а таких
на сегодняшний день на северо-западе и
в центральном регионе России большинство,
было бы просто наивно. В связи с этим, у
любого разумного человека должны
возникнуть естественные вопросы:
во-первых, о целесообразности
существования на районном уровне многих
из перечисленных организаций,
во-вторых, о цели, задачах,
объектах, формах и методах, силах и
средствах управления, которые действительно
необходимы для обеспечения нормальной
жизнедеятельности района.
Представляется, что численность
администрации любого муниципального
образования можно безболезненно, вернее,
с большой пользой для развития бизнеса
и местного бюджета сократить на порядок,
упразднить на местах подразделения
большинства федеральных правоохранительных,
надзорных и контрольных органов, в том
числе сократить штат налоговых инспекций,
подразделений министерства внутренних
дел и министерства чрезвычайных ситуаций
за счет повышения технической оснащенности
сотрудников и усиления их материальной
заинтересованности. Не секрет, что
сегодня численность РОВД на порядок
превышает количество работников
аналогичных подразделений в СССР, а
уровень преступности, соответственно,
на такой же порядок выше в настоящее
время. Аналогичные вопросы возникают
и по поводу самого факта существования
и/или эффективности деятельности многих
других из перечисленных выше структур.
Чем, интересно, занимаются сотрудники
Инспекции маломерных судов в зимний
период, если навигация продолжается не
более пяти месяцев. По опыту пребывания
на других водоемах, достоверно утверждаю,
что и в летний период, несмотря на наличие
указанной инспекции в каждом районе,
моторными лодками управляют все кто
захочет и в любом состоянии. Вынужден
выразить сочувствие работникам отделов
архитектуры большинства районов,
поскольку их услуги остаются последние
годы, в основном, невостребованными. В
лучшем случае они контролируют, чтобы
высота забора при строительстве и
ремонте частных домов не превышала
положенных двух метров, поскольку другое
строительство, как правило, не ведется,
а для индивидуального, в соответствии
с градостроительным кодексом, не
требуется разработка и согласование
проекта.
Не лучше, если не хуже обстоит
ситуация и в столицах субъектов федерации.
Здесь также бесчисленные толпы чиновников
заняли престижные здания, «проедают»
областной и городской бюджеты, практически
не за что не отвечая. Нередко встретишь
картину, когда у главы субъекта федерации
с десяток, а то и более заместителей,
причем половина из них первых. Поскольку
промышленность приватизирована, сельское
хозяйство развалено, социальная сфера
дышит на ладан, то заместители в основном
занимаются раскручиванием собственного
бизнеса и устраиванием за счет бюджетных
средств показушных мероприятий типа
«праздник коровы», «праздник топора»,
«праздник русской печки», «день города»,
«города-побратимы», всевозможных
выставок «достижений областного
хозяйства», желательно с выездом за
границу.
Особое «умиление» вызывают так
называемые «бизнес-инкубаторы»,
создаваемые в ряде субъектов с целью
поддержки начинающих коммерсантов.
Во-первых, уже сам факт их организации
свидетельствует о том, что в России
отсутствует нормальная естественная
(рыночная) среда для развития мелкого
и среднего бизнеса. Во-вторых, редкий
«птенец» из этого «гнезда», если опять
же вспомнить классиков, не то что долетит
до середины Днепра (учитывая нынешние
отношения с руководством Украины), но
и добьется каких-либо положительных
результатов в хозяйственной деятельности.
Слишком много «хищников» вокруг, которым
уже не хватает естественной добычи, и
они решили репродуцировать потенциальную
«дичь» в искусственных условиях.
Один из парадоксов современной
административной системы заключается
в том, что последняя, с одной стороны,
затрудняет, нередко делает невозможной,
деятельность добросовестных
предпринимателей, а с другой – позволяет
недобросовестным получать конкурентные
преимущества. Например, если пытаться
получить в установленном порядке
разрешение на строительство и сопутствующие
ему согласования, то присутствует риск,
что возведение объекта не начнется
никогда. А если «стимулировать» процесс
работы с чиновниками, то и место для
строительства можно получить без
конкурса, и подсоединение к сетям
разрешат, и на отсутствие необходимых
документов закроют глаза.
Самое страшное в этом бюрократическом
безумии даже не затраты, которые
налогоплательщики, то есть мы с вами,
несут на содержание чиновников, а тот
факт, что, демонстрируя бурную деятельность,
система стремится взять под контроль
любые процессы, происходящие в обществе,
и либо получить от этого личные дивиденды,
либо отбить у подавляющего большинства
граждан всяческое желание проявлять
разумную деловую инициативу.
Возможно, правящие круги надеются,
что на предстоящих региональных и
федеральных выборах бесчисленная рать
чиновников, руководствуясь страхом
потерять теплые насиженные места,
побежит голосовать за нужных кандидатов.
Другого разумного объяснения
целенаправленного формирования и
сохранения громадного бюрократического
аппарата не вижу. Но полагаю, что если
эти расчеты и окажутся верными, то лишь
в незначительной части. На самом деле
многие из федеральных и муниципальных
служащих, оставаясь честными людьми,
также недовольны дезорганизацией
управления, собственным статус-кво,
неуклюжими попытками контролировать
инфляцию административными методами,
что ставит в невыгодное положение
отечественных производителей и
обусловливает нереальные цены на товары
повседневного спроса для рядовых
граждан. Постарайтесь задуматься –
литр бензина сегодня стоит около доллара
США, а реальная заработная плата
большинства граждан во многих регионах
не превышает 200 – 300 долларов США, не
говоря уже о доходах пенсионеров,
учащихся, инвалидов и ряда других
категорий граждан. Как людям выживать
в этих условиях?
При этом не следует забывать,
что даже те относительные «успехи» в
отдельных, в первую очередь добывающих
отраслях промышленности, сокращении
государственного долга, увеличении
золотовалютного запаса страны, возрастании
ряда социальных выплат в основном
обусловлены резким повышением цен на
мировом рынке на энергоносители. При
желании, несложно представить в какой
ситуации находилась бы страна при
существующей системе управления без
допинга нефтегазовых валютных инъекций.
Таким образом, ошибки, допущенные
при разработке концепции административной
реформы и в процессе ее реализации
привели:
Во-первых, к формально законному
растаскиванию бюджетов всех уровней
на заработную плату и финансирование
других расходов на содержание бесчисленной
армии чиновников. Нередко можно наблюдать
картину, когда бюджета дотационного
субъекта федерации и/или муниципального
образования, а таких на сегодняшний
день в Российской Федерации большинство,
с трудом хватает, а в ряде случаев и нет,
на обслуживание административного
механизма. При этом наблюдаются случаи,
когда оклады чиновников в таких регионах
выше, чем у аналогичной категории
должностных лиц в субъектах-донорах.
В подобных условиях становится очевидным,
что на решение насущных социальных
проблем просто не остается денежных
средств.
Во-вторых, к формированию
громадного бюрократического аппарата,
деятельность которого неразрывно
связанна с мздоимством. Последнее
достигло таких размеров, что реально
угрожает национальной безопасности. В
частности, ведет к дальнейшей моральной
деградации населения, поскольку сегодня
даже для рядового гражданина проявление
знаков внимания (читай – мелких взяток)
чиновникам стало обыденным явлением.
В связи с этим впору говорить не о
неотвратимости наказания за мздоимство,
а о неотвратимости выступления в качестве
взяткодателя практически всех российских
предпринимателей и, что самое страшное,
большинства граждан нашей страны.
Любые меры борьбы с этим позорным
явлением не приведут к стабильному
положительному результату до тех пор,
пока не будет проведена реальная
административная реформа, в результате
которой число различных бюрократических
структур, а соответственно и чиновников
в них работающих не будет сокращено на
порядок и не минимизировано количество
различного рода согласований, разрешений
и прочих возможностей для вымогательства
взяток. Пора, наконец, отказаться от
модели затратной экономики и начать
мыслить не только количественными, но
и качественными категориями, которые
позволили бы найти «золотую середину»
между свободным, созидательным
предпринимательством и государством.
На сегодняшний день, как это ни
парадоксально звучит, главный
противник российского государства –
само государство в лице его механизма
управления.
Возможно, новая административная
реформа, если она не превратится в
очередную фикцию, может вызвать, как
это теперь модно говорить, и мощный
синергетический эффект, в том числе в
форме высвобождения от занятия «негодным»
трудом армии чиновников, что позволит,
хотя бы частично, решить проблему
трудовых ресурсов.
Сегодня только слепой не видит,
что многие чиновники, к которым теперь
по содержанию деятельности можно отнести
и депутатов, чувствуя свою ненужность
по «основному», вернее официальному
месту работы, главные усилия направляют
на решение личных проблем, действуя по
принципу – «что курируешь – то имеешь».
Это, кстати, одна из причин борьбы за
полномочия между различными ветвями
власти, а также федеральными и
муниципальными органами. Было бы забавно,
если бы не так больно, наблюдать, как в
ряде регионов губернаторы выясняли
отношения с главами муниципальных
образований за тяжкое бремя распоряжаться
денежными средствами, предназначенными
на приобретение и распределение
бесплатных или льготных лекарственных
препаратов для определенных категорий
граждан. А если говорить прямо, за право
получить «откат» от поставщиков этих
препаратов.
Таким образом, резкое сокращение
количества чиновников всех уровней,
многие из которых длительное время
ведут латентную предпринимательскую
деятельность, может привести к
скачкообразному развитию мелкого и
среднего бизнеса за счет формирования
из их среды новой волны деловых,
инициативных, грамотных коммерсантов,
имеющих опыт хозяйственной работы и
стартовый капитал. Если добавить к этому
реальную поддержку со стороны государства
в виде долгосрочных льготных кредитов,
земельных наделов, налоговых льгот и
других преференций результат может
оказаться весьма позитивным. Возможно
и не самый удачный пример, но если
проводить аналогию с реформированием
в 90-е годы силовых ведомств, то уволенные
сотрудники стали питательной средой,
в первую очередь, для формирования
многочисленных охранных структур, а
также нашли свои ниши в других сферах
общественной жизни. В то же время следует
учесть допущенные ошибки, связанные с
необоснованным увольнением наиболее
квалифицированных кадров, что привело
к ослаблению эффективности деятельности
этих ведомств, «выбрасыванию» части
сотрудников «на улицу» без существенного
выходного пособия, оказания помощи в
трудоустройстве и другие издержки.
Полагаю, что сегодня состояние экономики,
вернее цены на энергоносители, позволяют
осуществить реальную административную
реформу менее болезненно.
Историческое присутствие, более
того в ряде случаев возрастание
специфических российских рисков –
дороги, дураки и мздоимство обусловливает
необходимость разработки и реализации
системы ответных мер со стороны бизнес
сообщества. К сожалению, попытки создать
новые эффективные и/или реанимировать
существующие объединения предпринимателей
оказались недостаточно продуктивными,
особенно на уровне субъектов федерации
и муниципальных образований.
Если РСПП еще пытается что-то
сделать, правда, в основном для
удовлетворения потребностей крупного
бизнеса, то интересы мелких и средних
предпринимателей защищать практически
некому, особенно на местах. Явно не по
назначению и недостаточно эффективно
работает большинство региональных
ТПП. Вместо того чтобы сконцентрировать
вокруг себя здоровую, инициативную
часть деловых людей и способствовать
формированию рыночной среды, палаты,
как правило, занимаются раскручиванием
собственных коммерческих проектов
и/или выступают в качестве «придатка»
администрации субъекта федерации в
выполнении представительских функций.
К сожалению, ТПП РФ и региональные палаты
самоустранились от активной роли в
объединении усилий предпринимательского
сообщества с целью подготовки и принятия
нормативных актов, способствующих
развитию хозяйствующих субъектов, а
«в диалоге» между отдельными
предпринимателями и властными структурами
занимают нейтральную позицию, либо
поддерживают последних.
В связи с этим, каждый предприниматель
вынужден защищаться в одиночку и вольно
или невольно проповедовать в своей
деятельности специфический российский
принцип управления «защита от дурака»,
который в отношениях с федеральными и
муниципальными органами означает, что
противопоставлять себя даже самым
нелогичным требованиям законов и
подзаконных актов – означает рисковать
своим бизнесом. Воевать в одиночку с
существующей системой бесполезно, да
и небезопасно, поскольку многочисленные
надзорные и контрольные органы по
команде сверху всегда найдут или
придумают нарушения, связанные с
предпринимательской деятельностью.
Поэтому разумному коммерсанту остается
проповедовать подход, который заключается
в идиоме главного героя известного
американского романа: «Боже дай мне
силы изменить то, что я могу изменить,
Боже дай мне силы смириться с тем, что
я изменить не могу, и Боже, дай мне разум
отличить одно от другого».
Таким образом, либо нужно находить
легальную схему, которая позволяет
обходить неадекватные положения
законодательства, либо сознательно
идти на нарушения, так как в реальной
жизни все эти требования выполнить
невозможно. Крупный бизнес может
позволить себе содержать специальные
подразделения, а также привлекать
консультантов, аудиторов, внешних
юристов и другие организации для
построения «отношений» (формальных и
других) с многочисленными федеральными
и муниципальными органами, которые в
силу своих полномочий имеют возможность
оказывать воздействие на хозяйственную
деятельность. Средний и мелкий бизнес,
как правило, не имеет такой возможности,
а эффективные объединения предпринимателей,
как уже выше отмечалось, отсутствуют и
складывается впечатление, что власть
сознательно мешает, во всяком случае,
не стимулирует их создание и реальное
функционирование. В связи с этим,
отсутствие достаточных ресурсов у
мелких и средних предпринимателей для
«защиты от дурака» является, по мнению
автора, одной из основных причин
стагнации, или даже ухудшения ситуации
с формированием этих сегментов рынка.
Все призывы одних чиновников к другим
по развитию малого и среднего бизнеса
напоминают известную басню «а Васька
слушает да ест».
В отношении дорог, принцип «защита
от дурака» означает, что, находясь за
рулем автомобиля или на пассажирском
кресле, предпринимателю, как и любому
другому гражданину, следует постоянно
отслеживать транспортную ситуацию. В
противном случае он рискует уехать не
в том направлении, так как указатели
зачастую отсутствуют, угодить в одну
из многочисленных ям, столкнуться с
трактором или прицепом, оставленным на
обочине без предупредительных сигналов
пьяным механизатором из соседнего
колхоза. Он должен, подчеркиваю должен
не доверять дорожным знакам, поскольку,
если прерывистая линия показывает, что
обгон разрешен, то это отнюдь не всегда
означает, что впереди нет «мертвой
зоны», откуда в любой момент может
«выскочить» встречная машина. Ему
необходимо привыкнуть, что на плохих
участках дороги (вернее направлениях),
а таких большинство, он не встретит
сотрудников ГИБДД, но если трасса
отремонтирована и позволяет по своим
техническим характеристикам передвигаться
с большой скоростью, его непременно
остановят за превышение последней и
тут уже необходимо выбирать –
«договариваться» с доблестными
представителями власти или потратить
время на составление протокола об
административном правонарушении,
выяснении, не находится ли автомобиль
в угоне, имеется ли страховка, , аптечка
и другое. Если он проезжает в темное
время суток через населенный пункт, то
должен осознавать, что единственный
фонарь в центре деревни установлен не
ради удобства жителей, а исключительно
для работников ГИБДД, поскольку ночью
они имеют право останавливать автомобили
только в освещенных местах и на
стационарных постах, которых, кстати,
такое количество, что превосходит все
разумные рамки. Впрочем, представляется,
что никто и не задумывался о целесообразности
и эффективности деятельности этих
постов, а система их создания построена
по принципу «пограничных застав» между
субъектами федерации и при въезде
(выезде) в областные и районные центры,
словно ГИБДД и не федеральная служба.
Непосредственно в предпринимательской
деятельности принцип «защита от дурака»
означает, что коммерсант вынужден
постоянно держать руку «на пульсе»
своего бизнеса, а проекты, которые нет
возможности контролировать лично, в
большинстве случаев будут носить
затратный характер, даже если их
эффективность не вызывает, на первый
взгляд, сомнений. На практике нередко
приходится сталкиваться с ситуацией,
когда строительство новых личных
коттеджей у руководителей вашего бизнеса
идет значительно активнее, чем реализация
проекта.
Актуальность принципа «защита
от дурака» также обусловливается
рисками, связанными с возможным подкупом
контрагентами лиц, выполняющих
управленческие функции в коммерческих
организациях. Казалось бы, замечательный
постулат – делегирование полномочий,
например, предоставление права заключать
сделки от имени работодателя не только
руководителю и отдельным его заместителям,
но и ряду управленцев более низкого
звена. С точки зрения большой науки все
правильно. Один управленец может реально
направлять и контролировать деятельность
семи – десяти сотрудников. Если речь
идет о крупной организации, у которой
имеется большое количество контрагентов,
концентрация властных полномочий у
нескольких лиц ведет к неоправданному
замедлению процесса принятия решений.
Можно также сказать, что доверие окрыляет,
и если предоставить управленцам среднего
звена хорошие условия оплаты труда, в
том числе бонусы по итогам года, то
большинство из них будет добросовестно
представлять интересы своей организации.
К глубокому сожалению, на практике
данная посылка зачастую не оправдывается
и ослабление контроля над процессом
заключения сделок, путем расширения
круга «подписантов», нередко ведет к
коммерческому подкупу последних,
несмотря на их высокую заработную плату
и другие льготы, предоставляемые
работодателем. Не зря, еще в толковом
словаре В. Даля указывается, что «один
приказчик, один вор; два приказчика, два
вора». Кроме того, у новой волны управленцев
нередко отсутствует глубокое внутреннее
уважение к своим работодателям, поскольку
они, как правило, глубоко сомневаются,
и чаще всего обосновано, в чистоте
накопления первоначального капитала
и порядочности своих хозяев.
В этих условиях полагаю, что
принцип управления «защита от дурака»,
основанный на концентрации властных
полномочий у узкого круга лиц, которым
работодатель доверяет, был, есть и
определенный период времени будет одним
из основополагающих постулатов
предпринимательской деятельности в
нашей стране, а талант руководителя, в
первую очередь, заключается в умении
выделить наиболее важные процессы,
которые требуют его личного внимания,
а во вторую, вернее одновременно, в
способности сформировать команду не
только по принципу личной преданности,
но и профессиональным качествам.
По существу, принципа «защита от дурака»
придерживаются все хорошие управленцы
в Российской Федерации, начиная от
мелких предпринимателей, которым
необходимо все процессы держать под
личным контролем, поскольку нет
соответствующей финансовой «подушки»
и любая ошибка, совершенная умышленно
или нет, может привести к непоправимым
последствиям для их бизнеса, и заканчивая
Президентом РФ, вынужденным лично
вникать в самые разнообразные проблемы,
от вопросов национальной безопасности
до ситуации с яслями, детскими садами
и домами престарелых для театральных
работников.
20.01.
2012