Экономика гражданских
правоотношений. Ценообразование судебных
исков о возмещении вреда, причиненного
вследствие недостатков изыскательских,
проектных и строительных работ
к.э.н. Бурмистров
Борис Владимирович
Директор ООО «Инвестиционный
Поверенный»,
Чиркова Анастасия Юрьевна
Экономист ООО «Инвестиционный
Поверенный»
e-mail:boris-burmistrov@live.ru
телефон: +7 (921) 962-0294
Скоро двадцатилетний
юбилей современной версии Российской
Государственности - «демократическому
федеративному правовому государству
с республиканской формой правления»
(ст.1 Конституции РФ).
В отличие от советской формы
правления, где главенствующим
методологическим принципом были
партийные, советские,
производственно-распределительные и
профсоюзные правоотношения плановой
экономики и моральный кодекс строителя
коммунизма, современная форма правления
строится на главенстве рыночной экономики
федеральных, региональных, местных,
корпоративных и межличностных
капиталистических правоотношений.
Действительно, «свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности, признание
и защита равным образом разных форм
собственности» (ст.8 Конституции РФ)
обеспечивается тем, что «органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы» (ст.15 Конституции
РФ).
Сложность исследования
экономических аспектов деятельности
субъектов правоотношений состоит в
том, что за прошедшие годы накопилось
и продолжает, с ускорением, увеличиваться
гигантское количество нормативно-правовых
актов (законов, подзаконных актов,
обязательных технических норм и правил).
При этом и лицо, обладающее правом
законодательной инициативы, и Законодатель
часто слабо представляют экономические
(социально-экономические) последствия
исполнения или неисполнения очередного
инициируемого и принимаемого
нормативно-правового акта в общей
совокупности действующих законов.
Настоящая работа содержит
результаты экономического исследования
корреляционной совокупности действующих
в строительной отрасли юридических
норм, относительно причинения и возмещения
вреда жизни, здоровью граждан,
государственному и муниципальному
имуществу, имуществу граждан и юридических
лиц.
Целью исследования являлось
экономико-правовое обоснование способа
ценообразования судебных исков о
возмещении вреда, причиненного вследствие
недостатков работ по инженерным
изысканиям, по подготовке проектной
документации, по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства
(ст.60 ГрК РФ).
До 2010 года «судебная перспектива»
подобных исков была близка к нулю по
трем причинам:
-
отсутствовал официальный
источник денежных средств, необходимых
для компенсации вреда;
-
отсутствовал массовый, но
однородный по совокупности правовых
признаков Истец (Застройщик-Инвестор-Пользователь);
-
отсутствовала мотивация
эффективной инвестиционно-правовой
деятельности хозяйствующего субъекта.
Ситуация изменилась
в 2009 – 2010 годах с началом исполнения
уже существующих и введением в действие
новых нормативно-правовых актов, а
именно:
1) Условно, эту совокупность
нормативно-правовых актов можно
объединить под рубрикой «Саморегулирование
в строительстве», а началом ее использования
считать 01 июля 2010 г. – дату, когда основная
часть предприятий строительной отрасли
– порядка 80 000 предпринимателей и
юридических лиц – стали членами более
чем двухсот саморегулируемых организаций
(далее – СРО) трех типов – СРО «Изыскания»,
СРО «Проектирование», СРО «Строительство»
(ст.55.3 ГрК РФ). При этом, специалисты в
области внедрения методологии отраслевых
систем управления по типу «Саморегулирование»,
подсчитали, что «бесследно исчезло»
порядка 300 000 предприятий строительной
отрасли (имевших различные строительные
лицензии, отмененные с 01.01.2010).
Выполнение основной массы
изыскательских, проектных и строительных
работ стало возможным только для членов
СРО, имеющих выданные этими организациями
свидетельства о допуске к работам,
оказывающим влияние на безопасность
объектов капитального строительства
(ст.55.8 ГрК РФ).
Завершено, в основном,
формирование денежных компенсационных
фондов, предназначенных для выплат
разницы между ценой иска и стоимостью
собственных активов и заемных средств
членов СРО (ст.55.16 ГрК РФ).
Законодательно
закреплена субсидиарная ответственность
СРО за вред жизни, здоровью и имуществу,
причиненный членом СРО (ст.60 ГрК РФ).
Совокупный стартовый
компенсационный фонд строительной
отрасли на 01 июля 2010 г., без учета
обязательств по выплатам в рамках
страхования гражданской ответственности
за причинение вреда оценивался как 20 –
25 млрд. рублей.
2) В 2010 году начал
формироваться массовый потенциальный
Истец по искам, связанным с возмещением
причинения вреда – казенные, бюджетные
и автономные учреждения социально-значимой
сферы услуг - здравоохранения, образования,
науки, культуры, социального обеспечения
и занятости населения, физкультуры и
спорта (п.1 Постановления Правительства
от 26.07.2010 №539).
Определен правовой
механизм инвестирования в форме
капитальных вложений в основные средства
(объекты капитального строительства)
этих учреждений, предусматривающий
замену государственных контрактов на
договоры подряда (п.1, 2 Постановления
Правительства от 31.12.2010 №1204).
3)
В 2009 – 2010 годах сформировалось полное
представление о «конечных виновниках»
причинения вреда, вследствие недостатков
изыскательских, проектных и строительных
работ и, соответственно, об итоговых
плательщиках компенсаций - лицах,
контролирующих Подрядчиков - должников
СРО по регрессным искам о возмещении
вреда.
Этими
плательщиками являются лица, имеющее
либо имевшее в течение менее чем два
года до принятия арбитражным судом
заявления о признании Подрядчика
банкротом вследствие регрессных исков
СРО (далее – должником) право давать
обязательные для исполнения должником
указания или возможность иным образом
определять его действия, в том числе
путем принуждения руководителя или
членов органов управления должника,
либо оказания определяющего влияния
на руководителя или членов органов
управления должника иным образом (ст.2
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Контролирующим
должника лицом могут быть признаны лица
(лицо), которые имели право распоряжаться
пятьюдесятью и более процентами
голосующих акций акционерного общества
или более чем половиной долей уставного
капитала общества с ограниченной
(дополнительной) ответственностью.
Контролирующие
должника лица солидарно несут субсидиарную
ответственность по денежным обязательствам
должника по регрессным искам СРО
(кредитора).
Арбитражный
суд вправе уменьшить размер ответственности
контролирующего должника лица, если
будет установлено, что размер вреда,
причиненного имущественным правам
кредитора по вине контролирующего
должника лица, существенно меньше
размера требований, подлежащих
удовлетворению за счет контролирующего
должника лица, привлеченного к субсидиарной
ответственности по обязательствам
должника» (абз.1 п.4 ст.10 ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»).
Единственная возможность
полностью избежать указанной выше
ответственности – доказать в суде
добросовестность и разумность (п.3 ст.53
ГК РФ; абз.2 п.4 ст.10 ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)») действий лиц, контролирующих
должника, являющихся, по определению,
(п.1 ст.25 ФЗ «Об акционерных обществах»;
п.1 ст.14 ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью») инвесторами должника
с момента его учреждения и инвестирования
в форме уставного капитала в основные
средства до момента его принудительной
ликвидации, вследствие отказа этих лиц
от инвестирования в форме финансового
оздоровления (п.4,5 ст.64 ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»).
Таким образом, мега – проект
модернизации социально-ориентированной
сферы услуг, планирование, по которому
завершится, в основном, к 01 июня 2011 г.,
(п.3 Постановления Правительства от
26.07.2010 №539) будет включать новый механизм
государственного инвестирования в
форме капитальных вложений в основные
средства учреждений здравоохранения,
образования, науки, культуры, социального
обеспечения и занятости населения,
физкультуры и спорта, включающий жесткий
механизм государственного и
негосударственного (СРО) надзора,
обеспечивающий реализацию двух,
альтернативных способов предпринимательской
деятельности в сфере строительства
(изысканий, проектирования):
- либо строить (проводить
изыскания, проектировать) с наивысшим
качеством, с соблюдением всех требований
технических регламентов (в том числе,
требований повышения энергетической
эффективности) и в срок;
- либо компенсировать причинение
вреда распорядителям бюджетных средств
(государственным и муниципальным
учреждениям), вследствие недостатков
работ - из личных средств «недобросовестных
и неразумных» предпринимателей
(акционеров, участников коммерческих
обществ).
Правовой основой компенсации,
рассматриваемой в данной работе, является
вред, причиненный имуществу, а именно
инвестициям, т.е. денежным средствам
Застройщика - Инвестора – распорядителя
бюджетных средств, вследствие
непредоставления полной или достоверной
информации (п.3 ст.1096 ГК РФ).
Информацией инвестиционно
- строительного процесса (п.1 ст.1225; п.1
ст.1259 ГК РФ) является:
-
результаты инженерных
изысканий – информация, необходимая
и достаточная для архитектурно-строительного
проектирования (ст.47 ГрК РФ);
-
проектная документация –
информация, необходимая и достаточная
для осуществления строительства (ст.48,
48.1 ГрК РФ);
-
разрешение на ввод объекта
капитального строительства в эксплуатацию
– информация, необходимая и достаточная
для постановки на государственный учет
построенного объекта капитального
строительства, внесения изменений в
документы государственного учета
реконструированного объекта капитального
строительства и для целевого использования
этого объекта Застройщиком-Инвестором–Пользователем
(п.5 ст.4 ФЗ «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений»), в
соответствии с идентификацией зданий
и сооружений (ст.4 ФЗ «Технический
регламент о безопасности зданий и
сооружений»).
Юридическими фактами,
свидетельствующими о причинении вреда,
являются:
-
отрицательное заключение
государственной (негосударственной,
- в случае частных инвестиций) экспертизы
результатов инженерных изысканий (п.9
ст.49 ГрК РФ) –
как факт непредоставления в срок,
установленный распорядителем денежных
(бюджетных) средств, как начало
финансирования архитектурно-строительного
проектирования полной (достоверной)
информации;
-
отрицательное заключение
государственной (негосударственной)
экспертизы проектной документации
(п.9 ст.49 ГрК РФ) – как факт непредоставления
в срок, установленный распорядителем
денежных средств, как начало финансирования
осуществления строительства полной
(достоверной) информации;
-
отказ в выдаче разрешения
на ввод объекта в эксплуатацию – как
факт непредоставления в срок, установленный
распорядителем денежных средств, как
начало финансирования целевого
использования (социально-ориентированного
функционирования) объекта капитального
строительства полной (достоверной)
информации (п.6 ст.55 ГрК РФ).
Застройщик (Инвестор
– Пользователь) вправе:
-
оспорить в судебном порядке
перечисленные выше юридические факты
(п.10 ст.49; п.8 ст.55 ГрК РФ);
-
в случае, если Решением суда,
будет установлена правильность
заключений или отказа в выдаче разрешения
на ввод объекта в эксплуатацию –
обратится в суд с исковым заявлением
о возмещении вреда Подрядчиком,
предоставившем неполную или недостоверную
(непригодную для дальнейшего использования)
информацию (п.2, 3 ст.1096 ГК РФ).
Расчет цены иска
должен включать:
-
расчет прямых убытков, без
упущенной выгоды (ст.1083 ГК РФ), равных
сумме затрат Застройщика на получение
«не полной или недостоверной» (непригодной
для дальнейшего использования) информации
и судебных издержек, связанных с
оспариванием отрицательного заключения
или отказа в выдаче разрешения на ввод
объекта в эксплуатацию;
-
расчет прямых затрат на новые
инженерные изыскания, новое
архитектурно-строительное проектирование,
новое строительство или реконструкцию
непригодного к эксплуатации объекта
капитального строительства (ст.397 ГК
РФ);
-
расчет прямых инвестиционных
неустоек, равных договорному превышению
суммы штрафов (ст. 289 БК РФ) за несвоевременное
исполнение платежных документов на
перечисление средств, подлежащих
зачислению на счета бюджетов (возврата
сумм нецелевого использование бюджетных
средств) в период с даты получения
отрицательного заключения или отказа
в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию
объекта капитального строительства
по дату получения возмещения от
Подрядчика (с учетом страховых выплат)
или компенсации от СРО (п.1 ст.55.16 ГрК
РФ).
Таким образом, общая
формула цены иска по возмещению вреда
имеет следующий вид:
Ци = Цд + Цси1 +Цси2 +
Цнд + Нд, где
Ци – цена иска;
Цд – цена договора на выполнение
инженерных изысканий, либо на
архитектурно-строительное проектирование,
либо на осуществление строительства,
результаты по которому получили
отрицательное заключение государственной
(негосударственной) экспертизы или
явились основанием отказа в выдаче на
ввод объекта в эксплуатацию, возможно
уменьшенную в соответствии с правом
Застройщика-Заказчика (ст.723 ГК РФ);
Цси1 – судебные издержки
оспаривания отрицательных заключений
или отказа в выдаче на ввод объекта в
эксплуатацию;
Цси2 – судебные издержки
(включая госпошлину) по иску о возмещении
вреда;
Цнд – цена нового договора,
как обязательство или как факт;
Нд – инвестиционная неустойка,
равная значению ежедневной неустойки
в процентах от суммы договора, умноженной
на число дней до принятия Решения судом
об оплате компенсации Подрядчиком.
Иски о возмещении
вреда и, соответственно, цены исков
«внутри» договора генерального подряда
имеют, в основном, регрессный характер
(но не только) и могут являться предметом
отдельного исследования.