Особенности участия субъектов малого предпринимательства в торгах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками
ведущий юрист
ЗАО "Градиент Альфа"
Кузьменко Светлана
Одной из провозглашенных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, оказываемых услугах на российский рынок и рынки иностранных государств. В связи с этим в отношении малого бизнеса применяются некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов, упрощенной системы видения и составления бухгалтерской и статистической отчетности и ряда других. К данным послаблениям, предоставленным субъектам малого предпринимательства, относится также особый порядок участия субъектов малого предпринимательства при размещении заказа на поставки товара, выполнении работ для государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство РФ позволяет субъектам малого предпринимательства участвовать в размещении заказа, проводимого государственным заказчиком, как на общих условиях, т.е не только среди субъектов малого предпринимательства, так как и при размещении заказа, ограниченного субъектным составом участников, т.е. только среди субъектов малого предпринимательства.
Размещение государственными заказчиками заказов путем проведения торгов и запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», с учетом положений 15 статьи указанного Закона.
Отличительным условием допуска субъекта малого предпринимательства к участию в торгах, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства, является его соответствие требованиям, установленным ст.4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, согласно которому с 01 января 2008 г. субъектами малого предпринимательства являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, юридические и физические лица, соответствующие ряду условий, таких как ограничение доли участия в уставном капитале, численности работников, выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Министерство экономического развития и торговли РФ (№5684-АП/Д05) совместно с Федеральной антимонопольной службой (№АЦ/10329) 29 апреля 2008 г. издали письмо в котором указали порядок проверки гос.заказчиком достоверности сведений, указанных участником конкурса в котировочной или конкурсной документации, в зависимости от способа размещения заказа.
Процентное ограничение доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном либо складочном капитале/паевом фонде субъектов малого предпринимательства, которое составляет 25 %, подтверждается участником размещения заказа выпиской из единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенной копией такой выписки, полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.
Предельное количество работников у субъектов малого предпринимательства за предшествующий календарный год, которое не может превышать 100 человек, декларируется участником размещения заказа в заявке на участие в конкурсе и не требует дополнительной проверки гос.заказчиком.
Участник размещения заказа при исчислении количества работников должен учитывать всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений СМП.
Правительство Москвы в своем постановлении № 420-ПП от 20 июня 20007 г. устанавливает дополнительные требования к участнику государственного заказа в части подтверждения средней численности работников. Согласно п.8. указанного постановления Правительства Москвы СМП, желающие принять участие в процедуре размещении заказа для подтверждения своего статуса предоставляет государственном заказчику комплект документов, включающий в себя справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием средней численности работников, включая работающих по договорам гражданско - правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица, за последний отчетный период с приложением подтверждающих документов (действующих на момент подачи конкурсной заявки форм статистической и налоговой отчетности);
В случае предоставления СМП в составе конкурсной заявки копии документа, подтверждающего внесение в Реестр, предоставление данной справки не требуется.
Поверка заказчиком соответствия участника размещения заказа требованиям п.3. ст.4 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» о предельных значениях выручки от реализации или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год не осуществляется, поскольку в действующем законодательстве РФ отсутствуют данные предельные значения. До установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров/работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость предъявление заказчиком данных требований к участникам заказа является необоснованным ограничением круга участников размещения заказа и нарушением антимонопольного законодательства.
Для справки, с 01 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.
Согласно пп. 1.1. п.1. ст.15 Федерального закона 94-ФЗ установлена начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара или выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей. В случае, когда предметом контракта являются услуги, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не должна превышать два миллиона рублей.
Информация о проведении торгов или запроса котировок, с установленным ограничением субъектного состава участников, должна содержаться в котировочной/конкурсной документации. При выявлении в процессе рассмотрения конкурсной документации заявок субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, данные заявки подлежат отклонению.
В случае если по истечении срока подачи заявок не подана ни одна заявка СМП на участие в заказе, проводимого путем запроса котировок или не подана ни одна заявка, удовлетворяющая требования законодателя и/или конкурсной документацией при проведении торгов либо торги были признаны несостоявшимися, повторное размещение заказа, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся, и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме.
В целях поддержки малого предпринимательства статьей 15 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в диапазоне от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. Ранее, до 14 ноября 2007 г. квотированная часть государственного заказа была установлена в виде жестко определенной доли в 15%.
Обратите внимание, что обязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательства распространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков. Последние вправе, но не обязаны соблюдать данное требование законодателя.
Кроме того, указанный диапазон квоты государственный контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.
В целях реализации положений ст.15 вышеуказанного Закона № 94-ФЗ Правительство РФ приняло Постановление от 04.11.2006 г. № 642, которым утверждается Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
05 августа 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Указанный Федеральный Закон позволяет до 01 июля 2008 г. СМП выкупать арендуемые помещения без проведения процедуры торгов. Ранее реализация арендуемых субъектами малого предпринимательства помещений осуществлялась путем проведения торгов. При этом наличие у арендатора статуса субъекта малого предпринимательства не предоставляло ему каких-либо преимуществ по приобретению объекта аренды в собственность. Данная позиция многократно подтверждалась в судебном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2007 г. по делу № А26-789/2007).
Согласно принятому Закону процедура выкупа заключается в следующем. Первоначально Комитет по управлению имуществом направляет СМП - арендаторам помещений, в отношении которых было принято решение о возмездном отчуждении, копию уведомления о принятии решения о приватизации имущества, предложение о заключении договора купли-продажи и проекты договора купли-продажи данного имущества и залога.
Для реализации СМП своего преимущественного права на приобретение имущества, он должен соответствовать требованиям статьи 3 указанного Федерального закона. Так, указанная в Законе поддержка СМП не оказывается субъектам малого предпринимательства, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, являющихся участниками соглашений о разделе продукции, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. В случае согласия СМП на приобретение имущества с ним в 30-дневный срок со дня получения данным субъектом предложения заключается договор купли-продажи.
Законодатель предоставил СМП в данном ФЗ право выбора порядка оплаты приобретаемого имущества (единовременного или в рассрочку). При приобретении имущества в рассрочку, одновременно с договором купли-продажи заключается договор залога приобретаемого помещения.
Вместе с тем, министр Правительства г.Москвы уже заявил, что арендуемые нежилые помещения, находящиеся в г.Москве продаваться субъектам малого предпринимательства не будут. Данное решение находится в рамках действующего законодательства, поскольку п.1. ст.2. Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает до реализации арендуемых помещений принятие решения органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Последуют ли другие субъекты РФ примеру Московских властей покажет время. Однако двухгодичный срок предоставления данной льготы предпринимателям и подобные решения собственников помещений могут не позволить субъектам малого предпринимательства реализовать свое преимущественное право.
Резюмируя, можно сделать вывод, что выделенные законодателем малому предпринимательству преференции в области размещения гос.заказа совершено недостаточны. Нормативно-правовые акты, как федерального, так и регионального уровня, регулирующие процесс размещения заказов при участии в нем субъектов малого предпринимательства, при всей своей многочисленности, к сожалению, малоэффективны.
Усугубляет положение незаинтересованность муниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Без законодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа, врят ли ожидается возможным увеличения заключенных контрактов с представителями малого бизнеса.
Необоснованным представляется однозначный отказ законодателя от видения стороной гос.контракта для нужд обороны страны и безопасности государства субъекта малого предпринимателя. Производственные и трудовые резервы предпринимателя могут вполне удовлетворить потребностям государственного заказчика. В этой связи, представляется целесообразным связывать обязательное размещение заказов у СМП для нужд обороны страны и безопасности государства в зависимости от их объемов. При отсутствии мощностей у СМП возможно предусмотреть участие в конкурсах не только поодиночке, но и в виде консорциумов, что сразу резко повысит их конкурентоспособность.
Все перечисленные трудности, связанные с выходом на рынок государственных/муниципальных заказов СМП должны быть компенсированы своевременной оплатой. Вместе с тем, дефицит бюджетов зачастую приводит к неоплате выполненных заказов, что ставит СМП в крайне затруднительное положение.
Государственным решением данной проблемы должно являться установление принципа первоочередной оплаты государством выполненных малыми предприятиями обязательств по контрактам в зависимости от поступлений средств в бюджет. В противном случае участие СМП в заказах с несвоевременной оплатой является не фактором поддержки малого бизнеса, а средством ослабления его позиций на рынке.
Кроме того, принципиально важным является установление постоянного контроля за полным исполнением заказов, поскольку без такого контроля эффективность законодательной поддержки участия СМП в системе государственных и муниципальных заказов сводится к простому фиксированию льгот в законодательстве.