НЕ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА
«Учет в медицине» № 1, 2007
Рекец И.Г., исполнительный директор ЗАО «АСПЕКТ»
Романов Д.И., юрист ЗАО «Юридическая группа поддержки»
Вопрос
Центральный банк РФ указанием от 14 ноября 2001 г. № 1050-У установил предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей.
В соответствии с письмами Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области № 22\\499-БС от 24.07.2006г. и № 22\\879 от 14.08.2006г. принято решение о том, что «государственный заказчик не вправе осуществлять закупку одноименных товаров, работ, услуг на сумму более чем на 60 000 рублей, подлежащую уплате в течение квартала», т.е. такого вида сделки приравнены по количеству и частоте к сделкам до 250 000 рублей. Далее идет пояснение, что в части 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям применяется гражданское законодательство регулирующие сходные отношения.
Конкретный случай: между больницей и подрядчиком заключены - договор № 140 от 03.11.2006г. на сумму 45 712 рублей на текущий ремонт кровли в стационаре и - договор № 139 от 03.11.2006г. на сумму 55 031 рублей на капитальный ремонт кровли в поликлинике. Вышестоящей организацией данные договора не утверждены для оплаты.
Правомерны ли ограничительные меры Правительства Оренбургской области по сделкам на сумму менее 60 000 рублей?
Бюджетная организация в роли государственного заказчика
Прежде всего, необходимо рассмотреть правовое положение бюджетных учреждений в контексте Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". Дело в том, что не всякое бюджетное учреждение является государственным (муниципальным) заказчиком.
Порядок заключения государственных (муниципальных) контрактов установлен Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл. 30) и указанным Федеральным законом.
При этом, в соответствии со ст. 4 и 9 Закона № 94-ФЗ для заключения государственного (муниципального) контракта бюджетному учреждению необходимо получить от органа государственной власти (органа местного самоуправления) полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Если бюджетное учреждение имеет такие полномочия, на него распространяется требование п. 2 ст. 1 Закона № 94-ФЗ об обязательном заключении государственных (муниципальных) контрактов на сумму свыше 60 000 руб.
Если же полномочия государственного (муниципального) заказчика у бюджетного учреждения отсутствуют, то предельный размер его самостоятельных закупок в соответствии со ст. 71 Бюджетного кодекса РФ составляет 200 000 руб. по одной сделке.
Таким образом, лимит самостоятельных закупок бюджетной организации может регулироваться двумя законодательными актами – Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
Рассмотрим это в таблице:
Правовой статус |
Сумма контракта
(руб.) |
Правовая норма |
Обязательства |
Максималь-ная сумма контракта (руб.) |
Разрешенные действия |
Бюджетная организация- госзаказчик (муницип. заказчик) |
< 60 000 |
ст. 1 Закона
94-ФЗ |
нет |
60 000 |
свобода действий |
> 60 000 до
250 000 |
ст. 20, 32, 42 Закона
94-ФЗ |
по одноименным товарам (работам, услугам) – не более 250 000р. в квартал |
Ограничено выделенными бюджетными средствами |
без проведения торгов путем запроса котировок по Закону 94-ФЗ |
> 250 000 |
ст. 20, 32 Закона
94-ФЗ |
|
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона по Закону 94-ФЗ |
Бюджетная организация |
< 200 000 |
ст. 71 БК РФ |
нет |
200 000 |
свобода действий |
>200 000 |
ст. 71 БК РФ |
Запрещено без заключения госконтракта |
- |
нет |
Как следует из Таблицы, статус государственного (муниципального) заказчика дает самостоятельность в заключении договоров (контрактов) в пределах суммы установленной ЦБ (п.2 ст. 1 ФЗ-94) – 60 000 рублей, а также предоставляет право в рамках госзаказа заключать договоры на сумму большую (предел составляют бюджетные средства, выделенные данной организации казной).
Отсутствие же такого статуса дает полную свободу действий бюджетной организации в пределах суммы равной 200 000 рублей, но лишает права заключать договоры на сумму, превышающую указанный предел.
Данные выводы подтверждаются и постановлением Пленума ВАС № 24 от 22.06.2006г. «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта статьи 1 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ». От договоров (контрактов), заключаемых бюджетным учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, если больница наделена полномочиями государственного (муниципального) заказчика, то договоры, заключенные на суммы 45 712 рублей и 55 031 рублей не превышают предел в 60 000 рублей.
А в случае, если больница не является госзаказчиком, то лимит расходования денежных средств увеличивается до 200 000 рублей.
О применении писем Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области
Письма Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Оренбургской области № 22\\499-БС от 24.07.2006г. и № 22\\879 от 14.08.2006г. вступают в противоречие с Законом 94-ФЗ о размещении госзаказов.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществить закупку без заключения контракта в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тыс. рублей.
Во-первых, в Законе № 94-ФЗ отсутствует уточнение о том, в течение какого периода действует ограничение по сумме сделки в 60 000 рублей. Исходя из этого, логично предположить, что лимит установлен по каждой конкретной сделке госзаказчика без установления временных ограничений.
Во-вторых, в п. 2 ст. 1 Закона 94-ФЗ ничего не упоминается о том, что приобретаемые в рамках лимита товары (работы, услуги) не должны быть одноименными.
Поэтому формулировка Писем Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области: «государственный заказчик не вправе осуществлять закупку одноименных товаров, работ, услуг на сумму более чем на 60 000 рублей, подлежащую уплате в течении квартала» явно выходит за рамки, установленные Законом № 94-ФЗ о размещении госзаказов и не подлежит применению.
Ссылка в Письмах МЭРТ Оренбургской области на норму, изложенную в части 1 ст. 6 ГК РФ, на наш взгляд, неправомерна. Согласно указанной норме в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям применяется гражданское законодательство регулирующие сходные отношения.
Однако, сделки госзаказчиков на сумму менее 60 000 рублей не являются предметом регулирования Закона № 94-ФЗ о госзаказах. Следовательно, и распространять отношения, урегулированные ст. 42 Закона № 94-ФЗ по сумме заказов, по частоте их совершения и по ассортименту товаров (работ, услуг) на сделки госзаказчиков, размер которых не превышает 60 000 рублей, неправомерно.
Кроме того, в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение ограничений при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг), установленных ст. 42 Закона № 94-ФЗ о госзаказах, предусмотрена административная ответственность должностных лиц. Административная ответственность по аналогии применяться не может.
Это подтверждается и выводами, сделанными Министерством экономического развития и торговли России в Письме от 23.06.2006 № Д07-1220:
… должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тыс. рублей…
Что считать одноименным?
Следуя Письмам МЭРТ Оренбургской области № 22\\499-БС от 24.07.2006г. и № 22\\879 от 14.08.2006г., вышестоящая организация отказала больнице в утверждении договоров. При этом, скорее всего, посчитав работы одноименными, вышестоящая организация приняла во внимание общую сумму указанных договоров, которая превысила лимит, указанный в Законе № 94-ФЗ – 60 000 рублей.
Однако, как следует из договоров, они имеют различные предметы: текущий ремонт кровли в стационаре и капитальный ремонт кровли в поликлинике.
Согласно определению одноименных товаров (работ, услуг), данному в Письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2006 № Д07-1220:
«под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».
Таким образом, текущий и капитальный ремонты кровли вряд ли можно отнести к категории «одноименных».
Разделение договоров
Рассмотрим пример из судебной практики, а именно постановление ФАС Уральского округа по делу № Ф09-528/03-АК от 11 марта 2003 года. В данном деле участниками являются обычные юридические лица, но выводы суда будут интересны и для организаций-бюджетополучателей.
Организация приобрела товар (бензин), заключив четыре самостоятельных договора в один день с одной и той же организацией. Оплата по договорам была произведена наличными денежными средствами. В совокупности общая сумма по договорам превышала лимит расчетов наличными денежными средствами, установленный Центробанком. Налоговая инспекция, проводя проверку, своим решением привлекла к организацию-покупателя ответственности, посчитав такие действия нарушением порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.
Суд сделал вывод о неправомерности привлечения организации к налоговой ответственности и вынес соответствующее решение. Арбитры указали, что организация заключила самостоятельные договора, несмотря на совпадение условий по срокам, наименованию товара и общей суммы, превышающей норму.
Выводы суда подтверждается также и письмом ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 85-Т Министерства РФ по налогам и сборам от 1 июля 2002 г. № 24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами».
Следовательно, можно сделать вывод о том, что отказ вышестоящей организации в утверждении двух самостоятельных и независимых друг от друга договоров, с юридической точки зрения, ошибочен.