К ВОПРОСУ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ТОВАРА
Слипченко Святослав// SviatS@rambler.ru
Всякое гражданское правоотношение складывается по поводу конкретных объектов (благ), поскольку только с их помощью субъекты могут удовлетворить свои те или иные потребности. Каждый объект, в силу своих физических, естественных и иных свойств, способен удовлетворять разнообразные потребности участников правоотношения
[1], а поэтому придает последним специфическую особенность.
Нематериальные блага относятся к особой группе объектов гражданских прав. Среди характерных особенностей этой группы объектов традиционно выделяют их нетоварность и невозможность денежной оценки.
Вместе с тем, в традиционное понимание нематериальных благ сегодня вносятся определенные коррективы. Это вызвано товаризацией некоторых личных неимущественных отношений, т.е., вхождением нематериальных благ в экономический товарооборот. В частности, сказанное относится к той группе объектов, права на которые объединены в Главе 22 Гражданского кодекса Украины, под названием «личные неимущественные права, которые обеспечивают социальное бытие физического лица».
В свете новых реалий, имея ввиду: социальные, моральные, психологические и юридические аспекты, которые имеют место в Украине, России, представляется необходимым возвратиться к вопросам о нетоварности, а также денежной оценки нематериальных благ и еще раз их рассмотреть. При этом сразу отметим, что, в рамках данной статьи, будут рассмотрены только те блага, которые являются объектами личных неимущественных прав, обеспечивающих социальное бытие физического лица.
1. Анализ современного гражданского законодательства государств, которые находятся на территории бывшего СССР позволяет, сегодня, поставить под сомнение категоричность утверждения о невозможности денежной оценки нематериальных благ. Для иллюстрации возьмем законодательство Украины. Так, например, по договору коммерческой концессии правообладателем пользователю, за плату, может быть передано право на использование деловой репутации (ст. 1115, ч. 1 ст. 1116 ГК Украины). Другими словами, деловая репутация, которая в соответствии с указанным договором, может быть использована за плату, а значит должна быть, и оценена в деньгах. Как видим, возможность, а то и необходимость денежной оценки нематериального блага (в частности, деловой репутации) признается на уровне законодательства.
Далее. Деловая репутация также может рассматриваться в качестве вклада по договору простого товарищества, а значит, должна быть оценена в деньгах, как и любой иной вид вклада (1133 ГК Украины). Более того, уже существуют методики ее расчета.
Имеет свою цену и изображение физического лица, а ст. 308 ГК Украины прямо предусматривает возможность позирования за плату. Подобные положения имеют место не только в отечественном законодательстве, но и законодательстве Российской Федерации, Казахстана, Киргизской Республики, Туркменистана и т.д.
2.Утверждение о нетоварности и невозможности денежной оценки нематериальных благ, которые рассматриваются в качестве объектов личных неимущественных прав, обеспечивающих социальное бытие физических лиц, опровергают и отношения, которые реально складываются, существуют в обществе. Причем, такие отношения развиваются не только на территории постсоветского пространства, а и за ее пределами. В подтверждение сказанного приведем следующий фактический материал.
Известная теннисистка Анна Курникова, являясь лицом фирмы «Adidas», ежегодно получает 3,3 миллиона евро. За право использовать ее изображения, в рекламе часов «Rolex», она получает 1,6 миллионов евро в год. За участие в рекламе нижнего белья молодая москвичка получила 2,5 миллиона евро; немалый доход приносит и ежегодная публикация календарей с ее изображением
1.
Известная супермодель Клаудия Шиффер, благодаря своим изображениям, которые были размещены на страницах более чем 550 журналов мира, заработала около 55 миллионов долларов
[2]. Зарабатывал на праве использования изображений футболистов «Милана» и вице-президент итальянского футбольного клуба «Милан» Адриано Галиани
[3]. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Сегодня даже существует целая фотомодельная индустрия, в которой такое нематериальное благо как изображение фотомодели является товаром, имеет свою цену, причем, выраженную в деньгах.
Немалый доход получает и известный экс-футболист Пеле, за использование его имени в торговой марке кофе, джинсов, часов и т.д.
[4] Обращаю внимание на то, что речь идет не об использовании самой торговой марки, которая содержит имя человека, а имени физического лица в торговой марке.
Российский изобретатель оружия Михаил Калашников предоставил немецкой компании ММИ из Золингена право на использование своего имени. Оно было оценено в 30% доходов от реализации немецкой компанией товаров под именем изобретателя
[5]. Зарабатывали на своем имени и Габриела Саботини (под ее именем выпускаются парфюмерия, женская одежда, обувь и т.д.), Алла Пугачова (под ее именем французская компания «Sogo» выпускала духи, а компанаия «Эконика» выпустила коллекцию обуви «Alla Pugachova»), Владимир Жириновский (под его именем производится водка) и т.д.
1
В качестве товара сегодня рассматриваются и личные бумаги. Например, личные письма принцессы Дианы (9 писем) были оценены на аукционе в Великобритании в 22 тысячи фунтов стерлингов
2, а личные письма Марии Даллас, адресованные Аристотелю Онасису в 20 тысяч долларов
3. Это, в равной степени относится и к информации. Не смотря на то, что информация является нематериальным благом, нельзя не согласиться с утверждением, что она становиться специфическим товаром, имеющим свою цену, которая может изменяться в зависимости от значения ее для потребителя
4.
Во всех приведенных выше случаях нематериальные блага (деловая репутация, изображение физического лица, его имя, личные письма, информация) рассматриваются участниками отношений как товар, цена которого выражена в деньгах, а осуществление управомоченным лицом субъективных прав, на такие объекты, сопровождается имущественным предоставлением (эквивалентом) со стороны иных лиц.
Подобные примеры можно продолжать, но даже этот, далеко не полный, перечень правовых норм и фактов, иллюстрирующих действительное состояние дел в реальной жизни, аргументировано опровергает тезис, о нетоварности ряда нематериальных благ и о невозможности их оценки в денежном выражении. Напротив, сегодня можно утверждать, что все больше и больше нематериальные блага рассматриваются в качестве товара. Товаризация личных неимущественных прав происходит не только в Российской Федерации, Украине, но и во всем мире, причем этот факт признан на уровне внутреннего законодательства разных стран.
Денежная оценка нематериальных благ с очевидностью свидетельствует о том, что они обладают меновой (рыночной) ценностью, приобретают экономическую форму товаров, что дает возможность рассматривать их в качестве объектов имущественного оборота. Однако вывод о меновой ценности рассматриваемых благ порождает новую задачу – это определение механизма формирования их цены. Без разрешения этой задачи сам вывод утрачивает свое практическое значение.
Отметим, что понятие цены, ее составляющие являются материей экономики и политэкономии. Основываясь на законах товарного хозяйства, политэкономисты и экономисты советского периода выводили ее, исходя из законов стоимости. На такой теоретической основе цена определяется как денежное выражение стоимости товара, показатель размера стоимости
1. Стоимость, в свою очередь, представляет собой «… овеществленный в товаре общественный труд»
2. Исходя из этого, величина стоимости определяется количеством труда, общественно необходимого для производства товара.
Таким образом, цена, выведенная через стоимость, носит затратный характер, т.е. указывает на то, сколько затрачено на производство того или иного товара. Очевидно, что в таком (имущественно-стоимостном, затратном) понимании нематериальные блага не могут иметь цены, поскольку они не имеют стоимости, по крайней мере, ее невозможно точно определить.
В противоположность представителям теории стоимости представители теории ценности считают, что в рыночных отношениях цена определяется исходя не из стоимости, а из спроса и предложения. Действительно, для потребителя безразлично, сколько было затрачено на производство товара, его интересует, насколько он полезен для него. Цена, определенная именно таким образом, является главным рычагом, продвигающим товар на рынке. Основываясь на теории ценности, цена – это денежное выражение того насколько определенное благо полезно для потребителя, насколько «спрос» заинтересован в нем, а «предложение», с учетом заинтересованности «спроса», - готово его предоставить. Ее размер основывается на взаимной оценке участниками отношений определенных объектов.
Научное обоснование необходимости определения цены, в рыночных условиях, основываясь на теории ценности, было высказано исследователями, в области политэкономии
1, и воспринято, что заслуживает одобрения, отдельными учеными цивилистами
2. Такой подход, дает возможность понять механизм формирования цены нематериального блага и объясняет их оборотоспособность. Более того, взаимооценочный характер отношений, возникающих по поводу нематериальных благ, вытекает и из взаимооценочного характера гражданских отношений
3, что позволяет сторонам не только дать оценку индивидуальным качествам физического или юридического лица, но и определить цену личному нематериальному объекту как самостоятельному благу.
Таким образом, возможность денежной оценки нематериальных благ, как объектов личных неимущественных прав, обеспечивающих социальное бытие человека, имеет под собой не только теоретическое обоснование, но подтверждается реально сложившимися отношениями, а также нормами «писаного» права. Возможность денежной оценки, в свою очередь, указывает на то, что данные объекты, подобно результатам творческой деятельности, могут использоваться как товары, а складывающиеся по поводу такого их использования отношения приобретают товарную форму, становятся имущественными.
[1] Гражданское право Украины. Часть 1. Под ред. А.А.Пушкина, В.М.Самойленко. Харьков. «Основа». 1996. С. 167.
1 Принцесса Интернета// El Periodico. 8.01.2003. http://www.ИноСМИ.ru
[2] Клаудиа Шиффер находится на шестом месяце беременности// 29.07.2002. http://www. NEWSru.com
[3] Галлиани шокирован выдвинутыми против него обвинениями// РИА "Новости. 5.02.2003. http://www.Газета.ru
[4] Знаменитости продаются// Газета.Ru. http:// www.gazeta.ru/2003/02/17/imenaznameni.shtml
[5] Создатель автомата Калашникова «продает» свое имя производителю зонтиков// Павлоградские новости. 18 февраля 2003. http:// pavlonews.dp.ua/news/wmprint.php?ArtID=1806
1 Сергий А. Проданное имя// Киевский телеграф №6 24 февраля – 2 марта 2003. http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=57&nomer=148
2 Личные письма принцессы Дианы ушли с молотка за 22 тыс. фунтов стерлингов// http://txt.newsru.com/world/22mar2002/diana.html
3 Драгоценности Марии Калласс ушли с молотка по рекордной цене// http://alex.imenno.ru/ru/article.sdf/news/cultura?item=21&id=42973
4 Петров Є.В. Інформація як об’єкт цивільно-правових відносин. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Харків. 2003. С.11.
1 Краткий энциклопедический словрь. М. 1987. С. 386.
2 Егоров Н.В. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений. Учебное пособие. Л. 1987. С.6; Краткий энциклопедический словарь. М. С.312.
1 Вознесенский А.А. Избранные экономические сочинения (1923-1941 гг.). М. Наука. 1985. С.201; Повзнер П.Я. Радикальная экономическая реформа и вопросы политической экономии// Комунист. 1987. №11. С. 58.
2 Жуков В.И. гражданское законодательство и институт интеллектуальной собственности// Вопросы изобретательства. 1989. №8. С.13.
3 Егоров Н.Д. гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л. 1988. С. 16-17.