Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 15.05.2007


     

    РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.  ЧЬЯ КОМПЕТЕНЦИЯ?

     
    Юрисконсульт по вопросам
    институциональной среды ЗАО «КЭС»
    Жанэ Азамат Давлетович
     
    В настоящее время в правоприменительной практике имеет место неопределенность относительно того, кто должен осуществлять расчет размера платы за коммунальные услуги. Причиной тому является отсутствие в действующем законодательстве прямого ответа на данный вопрос.
    Нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), направленные на регулирование правоотношений по установлению размера платы за коммунальные услуги, также не содержат какого-либо внятного ответа. В ч. 2 ст. 157 ЖК РФ говориться лишь о том, что размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется федеральным законом. Ситуация усложняется тем, что федеральный закон, определяющий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги до сих пор не принят.
    Следствием указанной неопределенности являются выносимые с нарушением норм материального права судебные акты.
    В качестве примера можно привести следующий случай.
    Гражданин-потребитель коммунальных услуг, являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме (далее – потребитель услуг), обратился в суд с требованием о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги в размере, рассчитанном организацией жилищно-коммунального хозяйства (далее – организация ЖКХ).
    Суд исковые требования потребителя услуг удовлетворил на том основании, что организацией ЖКХ нарушен предусмотренный ч. 2 ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. По мнению суда, возможность расчета размера платы за коммунальные услуги отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления, ввиду чего расчет организацией ЖКХ размера платы за коммунальные услуги признан незаконным.
    Вместе с тем, указанная позиция суда представляется необоснованной ввиду неправильного толкования нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.
    Полагаем, что рассмотрение положения ч. 2 ст. 157 ЖК РФ невозможно в отрыве от ч. 1 данной статьи.
    Так, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
    Таким образом, очевидно, что ч. 1 в совокупности с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ устанавливают лишь формулу расчета размера платы за коммунальные услуги. Между тем, определить лицо, которое вправе осуществить расчет размера платы за коммунальные услуги, исходя из содержания ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ, не представляется возможным.
    Положение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ свидетельствует также о невозможности расчета и установления (при использовании потребителем приборов учета потребления коммунальных услуг) платы за коммунальные услуги на предстоящий период оплаты, поскольку показания указанных приборов не могут быть заведомо известны, а утверждение органами местного самоуправления умножения цены за единицу энергии на количество потребленной энергии либо на норматив ее потребления представляется нецелесообразным (необоснованным) ввиду наличия такой возможности у организаций ЖКХ и потребителей услуг. Абсурдной, кроме того, представляется и ситуация, при которой органы местного самоуправления будут снимать показания приборов учёта, а также рассчитывать и утверждать размер платы в отношении каждого потребителя коммунальных услуг.
    В связи с этим, при определении лица, полномочного осуществлять расчет размера платы, считаем необходимым руководствоваться следующими соображениями.
    В соответствии с ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом очевидно, что расчет размера платы за коммунальные услуги должен осуществляться сторонами указанного договора по определенной ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ формуле, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, либо, исходя из показаний приборов учета потребления. Необходимость расчета органами местного самоуправления размера платы за коммунальные услуги законодательством не предусмотрена.
     








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru