Ответственность за распространение спама
Виталий Селиванов, 2006
Спам - корреспонденция и иные сообщения рекламного, информационного или иного характера, отправляемые по сетям электросвязи в адрес пользователей, без получения предварительного согласия на их получение.
Думаю, не осталось ни одного пользователя электронной почты, который не был бы знаком с понятием спама и его проявлениями. По данным опубликованного ЗАО "Лаборатория Касперского" отчета «Спам: основные тенденции во втором квартале 2006 года», во втором квартале 2006 года в Рунете доля спама составила не менее 70% от общего объема почтового трафика. К концу второго квартала доля спама в общем потоке почты возросла до 82,2%.
У Интернет-сообщества уже давно сформировалось однозначное негативное отношение к спаму как таковому и рекламируемой им продукции. Однако объем нежелательно трафика возрастает с каждым годом, а используемые спамерами методы рассылки и сбора адресов электронной почты становятся все изощренней.
Помимо назойливости таких сообщений, генерируемый ими трафик причиняет реальные убытки, как рядовым пользователям почтовых сервисов, так и провайдерам. Во-первых, пользователи вынуждены платить за лишнее время и мегабайты, в которые выливается скачивание спама при просмотре корреспонденции, а во-вторых, спам-трафик загружает оборудование провайдеров.
В дополнение к почтовому спаму операторы подвижной радиотелефонной связи и их партнеры с завидной периодичностью рассылают сообщения о проводимых конкурсах и прочих рекламных акциях без получения предварительного согласия абонентов.
К сожалению, до недавнего времени в российском законодательстве не было норм, напрямую запрещающих рассылку спама. Первым законодательным шагом в борьбе с данным, безусловно, вредным явлением стало принятие нового Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
С момента вступления закона в силу 01 июля 2006 года, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (п.1 ст.18 ФЗ «О рекламе).
Кроме того, пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлен запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Реклама, не соответствующая вышеуказанным требованиям, является ненадлежащей. По общему правилу лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда (п.2 ст.38 ФЗ «О рекламе»).
Однако поскольку, убытки отдельных абонентов от рассылки спама не настолько высоки, навряд ли кто-нибудь решит воспользоваться названными средствами правовой защиты.
Таким образом, более эффективными средствами борьбы со спамом на данном этапе следует признать меры административного воздействия на правонарушителей, предусмотренные ст.14.3 Кодекса РФ Об административный правонарушениях. Последняя устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Однако статья 18 ФЗ «О рекламе» ограничивает способы распространения рекламы, а потому касается деятельности исключительно рекламораспространенителей (см. ст.18, п.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»). Здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама. Последние, как известно, не афишировали себя и до вступления в силу нового закона. Значительно проще отыскать рекламодателя, который соглашается на распространение его рекламных материалов с применением незаконных способов, т.е. действует с умыслом, а потому вполне резонно мог бы встать в один ряд со спамерами. Без рекламодателя не было бы и рекламы, а соответственно и спама.
К сожалению, законодательство на настоящий момент не учитывает обозначенной проблемы, с которой правоприменяющие органы столкнутся на практике при реализации положений статьи 18 ФЗ «О рекламе». Однако, несмотря на возможные трудности в применении установленных требований к рассылке рекламных сообщений по сетям электросвязи, можно только приветствовать сделанный российскими законодателями шаг в борьбе со спамом.
Предупреждение автора: Эту статью запрещено копировать с сайта ЮрКлуба и размещать на других сайтах.