Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено 19.10.2004

    Проблемы исполнения законодательства об использовании и распоряжении муниципальной собственностью


    (на примере муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея)



    Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ), в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муниципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст. 130).
    Несмотря на то, что со времени принятия Конституции РФ, гарантирующей право муниципальной собственности, прошло более 10 лет, еще больше времени прошло со времени принятия первых законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы распоряжения муниципальной собственностью, кроме этого в 1990-х гг. начале 2000 – х гг. был принят ряд законов подробно регулирующих вопросы использования и распоряжения муниципальной собственностью, на сегодняшний день в практике органов местного самоуправления имеется масса правонарушений в вопросах управления муниципальной собственностью. В связи с этим в сферу прокурорского надзора, постоянно вовлечены вопросы исполнения законодательства об использовании и распоряжении муниципальной собственностью.

    Так, в результате одной из проверок прокуратуры Гиагинского района Республики Адыгея, проведенной в июле 2004 г., были выявлены проблемы, связанные с исполнением законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования «Гиагинский район» Республики Адыгея.
    Основными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с которыми производится использование и распоряжение муниципальной собственностью на территории Гиагинского района являются Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район», утвержденное постановлением Совета народных депутатов от 29.05.2003 г. №66, и Правила землепользования, утвержденные постановлением Совета народных депутатов от 03.07.2003 г. №89.
    При проверке Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район» на предмет соответствия федеральному законодательству установлено, что ряд норм положения не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации.
    Так, норма п. 5.3.1 раздела 5 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район», предполагающая возникновение права оперативного управления на имущество района с момента государственной регистрации противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
    Гражданским кодексом Российской Федерации установлен особый порядок возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Следовательно, на основании п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 131 ГК Российской Федерации подлежит регистрации право хозяйственного ведения и право оперативного управления исключительно на недвижимое имущество, а не на все имущество, передаваемое в оперативное управление. Следовательно, норма п. 5.3.1 раздела 5 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район» подлежит изменению.
    Кроме того, при утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район» Советом народных депутатов не внесено дополнений, указывающих на обязательную регистрацию прав в соответствии со ст. 131 ГК Российской Федерации, так, в частности в Положении отсутствует норма, предусматривающая обязательную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимые вещи.
    Кроме этого, выявлены нарушения, при проверке нормативных правовых актов главы администрации Гиагинского района в сфере использования и распоряжения государственной и муниципальной собственностью на территории района. Главой администрации Гиагинского района принято постановление от 20.12.1999 г. №676 «Об образовании Гончарского парка им. П.В. Букреева», в соответствии с которым ведомственный дендрологический парк «Гиагинский» преобразован в региональный Гончарский дендрологический парк им. П.В. Букреева.
    На основании ч.1 и 7 ст. 2, 3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» такие особо охраняемые природные территории как дендрологические парки и ботанические сады могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, которое определяется соответственно Правительством Российской Федерации или исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Региональные дендрологические парки и ботанические сады являются собственностью субъектов Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
    Это означает, что федеральный законодатель предоставил субъектам Федерации право определять статус таких особо охраняемых природных территорий как региональные дендрологические парки и ботанические сады и создавать органы управления ими.
    Таким образом, Глава администрации Гиагинского района не вправе определять статус дендрологического парка им. П.В. Букреева как региональный, так как данное полномочие не входит в его компетенцию. В Гиагинский районный суд направлено исковое заявление о признании недействительным постановления Главы администрации «Гиагинский район» от 20.12.1999 г. №676 «Об образовании Гончарского парка им. П.В. Букреева».
    На территории Гиагинского района в муниципальной собственности находятся 4 предприятия: МПЖКХ Гиагинского района, МП «Центральная аптека» №21, МП «Гиагинская типография», МП «Редакция газеты «Красное знамя».
    Прокуратурой Гиагинского района была проведена проверка уставов указанных муниципальных предприятий, в результате которой установлено, что устав муниципального предприятия «Гиагинская типография» Гиагинского района в нарушение части 2 статьи 37 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее закон), не приведен в соответствие с нормами указанного закона.
    Так, наиболее существенным нарушением норм федерального законодательства в уставе муниципального предприятия «Гиагинская типография» Гиагинского района является следующее. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Однако пункт 3.2 раздела 3 Устава предусматривает уставный фонд размером 30030 руб. 08 коп., что не соответствует требованиям федерального закона. По требованию прокуратуры устав приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
    Кроме этого при проведении проверки установлено, что согласно ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления.
    Согласно п. 4.5.5. Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район», утвержденного постановлением Совета народных депутатов от 29.05.2003 г. №66, руководитель предприятия ежеквартально направляет в орган управления имуществом администрации района отчет, который должен содержать: данные о предприятии, данные о руководителе предприятия и заключенном с ним контракте, данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, включая размер прибыли (убытка) и ее использование, размер кредиторской и дебиторской задолженности, данные о стоимости чистых активов и основных фондов предприятия, данные о неиспользуемых предприятием основных фондах, в том числе переданных в аренду.
    Форма предоставления отчета утверждается главой администрации района. Также особенности предоставления отчетности муниципальными предприятиями устанавливаются в п. 4.5.6., 4.5.7., 4.5.8. Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район».
    Однако муниципальными предприятиями в орган управления имуществом администрации района предоставляются только бухгалтерские документы. Главой администрации района форма предоставления отчета не утверждена. Администрацией муниципального образования нарушается законодательство, устанавливающее особенности предоставления отчетности муниципальными предприятиями.
    Также выявлены нарушения, связанные с реализацией муниципального имущества. Не проводится оценка реализуемого муниципального имущества, предусмотренная ст.8, 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», нарушаются требования ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», устанавливающие правила публикации информации об отчуждении муниципального имущества.
    Ряд нарушений при управлений муниципальной собственность, связан с заключением договоров, несоответствующих законодательству Российской Федерации. Так, между администрацией МО «Гиагинский район» и Муниципальным предприятием «Центральная аптека» №21 заключен договор аренды нежилого помещения от 30 января 2004г. №1, согласно которому Администрация МО «Гиагинский район» предоставляет в пользование Муниципальному предприятию «Центральная аптека» №21 нежилое помещение (строение) общей площадью 262, 6 м2 по адресу: ст. Гиагинская, ул. Почтовая, 38.
    Данный договор аренды нежилого помещения от 30 января 2004г. №1 заключен с нарушениями требований федерального законодательства, а именно, ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также ст. 11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий», устанавливающей что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
    Прокуратурой Гиагинского района в администрации МО «Гиагинский район» при проведении проверки были истребованы соответствующие документы о заключении договора аренды между Администрацией МО «Гиагинский район» и Муниципальным предприятием «Центральная аптека» №21, после этого главой администрации МО «Гиагинский район» подписано распоряжение №316 «О расторжении договора аренды с между Администрацией МО «Гиагинский район» и Муниципальным предприятием «Центральная аптека» №21».
    Кроме этого, при распоряжении муниципальной собственностью заключаются договора без проведения конкурса, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Так, например, филиалом общества с ограниченной ответственностью «Россгосстрах-Юг» - «Управление по Республики Адыгея» в ст. Гиагинской (страховщик) и Администрацией МО «Гиагинский район» (страхователь) заключен договор от 24 декабря 2003г. серия ААА №6 страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в отношении транспортных средств, принадлежащих администрации МО «Гиагинский район») с совокупной страховой премией по данному договору в размере девять тысяч пятьсот девяносто пять рублей.
    Данный договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключен с нарушениями требований федерального и республиканского законодательства, а именно, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР от 22.03.1991 г.№948-1 (ред. от 09.10.2002 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении» без размещения муниципального контракта на конкурсной основе.
    При проверке правовых актов глав администраций сельских округов, расположенных на территории Гиагинского района выявлено, что главой администрации Гиагинского сельского округа в сфере распоряжения землями, принадлежащими муниципальному образованию, за период 2003 г. и I полугодие 2004 г. принято 22 постановления о предоставлении гражданам в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (из категории земель «земли поселений»), для индивидуального жилищного строительства. На основании постановлений администрацией Гиагинского сельского округа заключены договоры аренды земельных участков.
    Однако предоставление данных земельных участков осуществлено в нарушение закона, то есть без проведения торгов. В силу ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, которая также определяет и проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Подпункт 3 п.4 ст.30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения. В соответствии с указанным порядком орган местного самоуправления обязан провести торги (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка или продаже права на заключение аренды земельного участка или предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. При этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В этом случае орган местного самоуправления обязан принять соответствующее решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов (п.п.1 п.4 ст.30 ЗК РФ).
    Таким образом, решения главы администрации Гиагинского сельского округа по передаче земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду гражданам являются незаконными.
    Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Именно поэтому муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения должны постоянно находиться в сфере надзора прокуратуры, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.



    Старший помощник прокурора
    Гиагинского района,
    к. соц. н.
    М.А. Лактионова,
    Тел. 89184245687.
    e-mail: margosha75@mail.ru









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru