Баранова Елена
Евгеньевна
lbaranova1@yandex.ru
ПРАВИЛА «ИГРЫ»
Осуществление государственной политики в сфере правовой охраны
изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и предусмотренных
настоящим Законом функций в этой сфере возлагается на федеральный орган
исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Федеральный орган
исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случаях,
предусмотренных настоящим Законом, издает в соответствии со своей компетенцией
нормативные правовые акты о применении настоящего Закона (ст.2 Закона
Р.Ф.).
Одним из документов, разработанных федеральным органом исполнительной
власти по интеллектуальной собственности являются «Правила составления, подачи и
рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» (далее Правила). Они
содержат разъяснения по применению Закона Р.Ф.
...Однако, некоторые пункты
Правил требуют уточнения и дополнения.
В Правилах отсутствует конкретное
определение понятия «ИЗОБРЕТЕНИЕ», что приводит к неточности многих
определений и выражений.
Заявляется не изобретение, а объект
(устройство, способ, вещество и т.п.) Заявленный объект подвергается научно -
технической экспертизе, целью которой является определение заявленного
объекта соответствию условиям патентоспособности: новизны,
изобретательского уровня, промышленной применимости. При установлении
соответствия заявленного объекта, выраженного в формуле заявителя, всем условиям
патентоспособности выносится решение о выдаче патента с этой формулой и
заявленный объект признается изобретением.
Терминология «заявленное
изобретение», использованная в пунктах Правил, например, в п.19.7 и др.
лишена смыслового значения (изобретение не может быть заявленным).
Техническое решение задачи в качестве объекта – устройства, способа и т. д..,
представленное в заявке, подвергается процессу исследования в соответствии с
установленными правилами, завершающийся заключением (решением) о возможности
или невозможности признания его изобретением!!!
В разрабатываемых и
установленных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной
собственности Правилах (пукт19.1.2.1) приведены условия проведения заявки по
существу, а именно:
- по ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в
федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и
при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом и
уплаты патентной пошлины в установленном размере проводится экспертиза заявки
по существу.
При экспертизе заявки по существу проводят:
- установление приоритета изобретения, если он испрашивается в соответствии
с пунктами 2-5 статьи 19 Закона Р.Ф..;
- проверку представленной заявителем формулы изобретения в соответствии с
пунктом 19.4 Правил );
- проверку дополнительных материалов в соответствии с пунктом 20 настоящих
Правил, если такие материалы представлены заявителем;
- проверку соответствия условиям патентоспособности заявленного изобретения,
охарактеризованного в формуле, предложенной заявителем в первоначальных
материалах заявки или в дополнительных материалах, принятых во внимание при
рассмотрении заявки.( пункт 19.1) При этом, слова,: «изобретение, заявленное
изобретение» в приведенных пунктах Правил излишне.
Предлагаю:
1) В Правилах дать конкретное определение понятию
« ИЗОБРЕТЕНИЕ».
2) В пункты Правил, относящиеся к составу заявки и ее
содержанию, ввести уточненные понятия («заявленный объект или техническое
решение задачи» вместо «изобретение, заявленное изобретение» или сделать сноску,
оправдывающую эти выражения).
Остановлюсь на одном из действий,
применяемым при экспертизе заявки по существу – «проверке соответствия условиям
патентоспособности заявленного изобретения, охарактеризованного в формуле,
предложенной заявителем в первоначальных материалах заявки или в дополнительных
материалах, принятых во внимание при рассмотрении заявки» (п.19.1.
п.19.5.)
При проверке соответствия условиям патентоспособности заявленного
изобретения, некоторые пункты 19.5. Правил требуют уточнения.
В пункте
19.5.3 под названием «Проверка изобретательского уровня» указывается, что
«проверка соблюдения указанных условий включает: определение наиболее близкого
аналога в соответствии с пунктом 3.2.4.2 настоящих Правил». Однако, прежде чем
выбрать наиболее близкий аналог по технической сущности и достигаемому
результату (прототип), надо вначале выявить аналоги, а потом из числа отобранных
аналогов выбрать прототип.
Предлагаю:
В предыдущий пункт
19.5.2 под названием «Проверка новизны» добавить следующее:
«Проверка
соблюдения условию « новизна» включает:
поиск аналогов, т. е.
объектов того же назначения, что и заявленный объект, сходных по технической
сущности и по достигаемому техническому результату, ставшими общедоступными до
даты приоритета заявленного объекта». При этом дать определение понятия «
сходные».
В пункте 19.5.2(3) Правил отмечено: «изобретение не
признается соответствующим условию новизны, если в уровне техники выявлено
средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в
предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения».
Предлагаю:
в этом пункте Правил привести конкретное определение
понятия «идентичные признаки».
На практике при установлении факта
использования изобретения и в решениях экспертных отделов Федерального органа
исполнительной власти по интеллектуальной собственности делают ссылку на наличие
несущественных признаков или замене части признаков изобретения
эквивалентными.
Предлагаю:
в пункт 19.5. Правил, имеющий
название: «Проверка патентоспособности изобретения» ввести конкретное
определение понятия «эквивалентные признаки», как наиболее
часто встречающуюся терминологию при экспертизе заявки по
существу.
Указания в Правилах на то, что «запрос недостающих и
исправленных материалов может направляться заявителю столько раз, сколько это
необходимо для устранения недостатков заявки и ее документов» (пункт 18.3.(2)
Правил относящийся к формальной экспертизе)) и «запрос может быть направлен
заявителю столько раз, сколько это необходимо для рассмотрения заявки (пункт
19.6 (8), относящийся к экспертизе по существу) приводят к продолжительному
увеличению ненужных запросов, к затягиванию делопроизводства по заявке, к
бесконечному увеличению сроков ее рассмотрения. Отсутствие конкретных
определений понятий в Правилах и наличие в них «расплывчатых» выражений приводят
к затяжной переписке заявителя с экспертом, к непониманию сущности заявленного
технического решения.
Предложенные уточнения приведут к сокрашению сроков
рассмотрения заявки и к ускорению выдачи охранного документа (патента), что
увеличит срок действия патента и повысит научно- технический прогресс в стране.