Муллануров
А.А., помощник судьи Арбитражного
суда РБ aidarr@yandex.ru
В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое
значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение
доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей
юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат
повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение
применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных
систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и
распространение. В обстановке постоянно растущей
нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества
рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый
доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым материалам судебной
практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повышают возможности
научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать
судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных
документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также
необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как
одного из условий справедливого судебного разбирательства. Информатизация судов предполагает принятие единой концепции и
выработку согласованного с судами подхода к созданию базовых
программно-аппаратных комплексов, средств информационного, нормативно-правового,
организационно-методического и кадрового обеспечения деятельности судов и
системы судебного департамента. Эти базовые принципы системного подхода уже
получили одобрение самих судей на заседании Совета судей Российской Федерации 2
апреля 1999 года[1]. Сегодня состояние информатизации судов общей юрисдикции определяется,
прежде всего, результатами работ, выполненных по заказу Минюста России в
соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках
Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года.
Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного
делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой
информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов
судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащённых
соответствующими технологиями, своевременно получать объективную информацию о
состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, качестве
рассмотрения дел в судах первой инстанции, календарных планах работы судей и
другую справочную информацию. Важно, что рекомендованные к внедрению базы данных
и автоматизированного учёта предусматривают автоматизацию создания и хранения
процессуальных документов, значительно облегчая работу судей. В сентябре 2000 года уже был разработан Эскизный проект создания
автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции
России, в котором предусмотрено формирование единой информационной
инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра
информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и сопровождения
информационных технологий. Указанные центры Судебный департамент при Верховном
суде Российской Федерации планирует создавать преимущественно в рамках своих
территориальных управлений, а также в отдельных судах областного уровня, имеющих
необходимые для этого оснащение, кадры и опыт. В
процессе разработки базовых комплексов для районных, областных и приравненных к
ним судов создаётся система электронного документооборота с унифицированными
судебными документами. Предусматривается также разработка соответствующих
стандартов и единой системы классификации судебной информации. В целом все эти
работы призваны обеспечить создание в будущем единой информационной
инфраструктуры судов, которая будет служить одним из фундаментальных оснований
единства судебной системы. Под единой информационной
инфраструктурой судов понимается совокупность взаимосвязанных систем связи,
комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных
ресурсов, доступным судам и органам Судебного департамента. В её состав входят
центры информатизации судов и Судебного департамента, организации,
сопровождающие эксплуатацию средств информатизации, учебно-методические центры,
а также узлы глобальной сети Интернет, специально создаваемые для судов.
Принципиально новым направлением информатизации
судов является создание компьютерных систем протоколирования судебных заседаний,
средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации.
Унификация системы первичных информационных ресурсов является одним из важных
условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций,
следственных органов, органов прокуратуры и адвокатуры. Опыт успешного практического использования новых информационных
технологий уже имеется в Верховном Суде Российской Федерации, Московском
городском суде, в Челябинском, Московском, Свердловском, Пермском, Ульяновском и
некоторых других областных судах. На стадии внедрения подобная технология
находится и в Верховном Суде Республики Башкортостан. Такая практика указанных
судов берётся за основу в процессе информатизации иных судебных органов.
Первоочередными направлениями работ здесь являются – переход от разрозненных
технологий к внедрению базовой технологии автоматизации судебного
делопроизводства и ведения судебной статистики, а также поэтапное внедрение
видеоконференцсвязи в практику проведения судебных заседаний[2]. Современные информационные
технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи, отражающие все
этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел или исковых
материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку
статистических отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда оперативно получать
на экране своего компьютера (или в распечатанном виде) любые сведения о
прохождении дела, группы дел, загруженности и планах судей и т.д., обеспечивая
принятие ими квалифицированных и обоснованных управленческих
решений. Оболочка указанных программ должна
предусматривать возможность загрузки текстового редактора «MS Word» с набором
шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны могут
редактироваться, а их библиотека - пополняться. Шаблоны документов, будучи заложенными в систему, позволяют
значительно сократить время подготовки однотипных определений, постановлений и
типовых решений по делу на всех стадиях прохождения иска в суде. После
окончательного их редактирования (при необходимости) и контрольного просмотра
документ выводится на печать, подписывается судьей и секретарём, и
подшивается. Разумеется, решение по делу нуждается в
обязательном редактировании – компьютер юридических решений не принимает и не
предлагает, но предложенная технология исключает повторный набор с клавиатуры,
все необходимые реквизиты вставляются в документ автоматически. Когда судья
принимает решение о принятии дела к своему производству, он или по его поручению
секретарь канцелярии делает необходимую пометку, и система автоматически
присваивает делу учетный номер. Таким образом, за счет передачи компьютеру
максимального числа технических операций удается освободить время и внимание
судьи для отправления правосудия, а компьютерная технология судебного
делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить внутренний бумажный
документооборот. Использование принципиально новых
информационных технологий обнаружило кроме указанных достоинств и преимуществ и
ряд субъективных и объективных проблем, требующих своего последовательного
решения. К субъективным проблемам относится, прежде
всего, подготовка судей и работников секретариата к использованию компьютерной
техники и программного обеспечения. Эффективность работы судей существенно
возрастает, что уже видно в судах, применяющих компьютерные технологии. Однако
прежде чем это становится заметным, судье необходимо потратить время на
обучение, что при нынешней огромной их загруженности весьма не просто
сделать. Образуется замкнутый круг – чтобы экономить
время, надо его сначала потратить, а на это времени нет. В результате судьи
используют лишь 10% возможностей предоставленного им программного обеспечения.
Более того, многие судьи и не подозревают о широких возможностях электронных
технологий, воспринимают компьютер как усовершенствованную пишущую
машинку. Ясно, что при современном уровне
финансирования судебной системы, нехватки судей, их загруженности, нет
возможности в сжатые сроки обучить работе с компьютером и программным
обеспечением весь судейский корпус и всех работников аппарата суда. Одним из
вариантов решения проблемы является, на наш взгляд, обязательное обучение
указанным навыкам всех судей и канцелярских работников, впервые занимающих
соответствующие должности. Функции обучения можно возложить на специально
созданные для этого региональные учреждения Судебного департамента (по аналогии
с Научными центрами правовой информатизации при Минюсте РФ), а на первое время
заключить договор на обучение с Минюстом (НЦПИ). Полезно было бы так же в
учебном плане юридических ВУЗов предусмотреть часы на обучение студентов азам
работы с автоматизированной технологией судебного
делопроизводства. К объективным проблемам (помимо
очевидных финансовых) следует отнести отсутствие ведомственных стандартов на
структуру форм первичного учета информации, форм правовых документов и
программного обеспечения. Крайне важно обеспечить единство таких стандартов не
только среди пользователей судов разных уровней, но и во всей системе
правоохранительных органов. Таким образом,
рассматривая состояние и последствия информатизации, можно сделать вывод, что
просматривается очевидный эффект на всех уровнях системы судопроизводства: на
общем и стратегическом уровне, на уровне старшего управленческого персонала
судебной системы, а также на оперативном уровне. Разумеется, мы понимаем, что сама по себе информатизация не может
превратить неэффективно управляемую организацию в эффективную, но она может
помочь хорошо управляемой организации работать еще более эффективно и
действенно. Преимущества информатизации прежде всего
связаны повышением эффективности самой системы судопроизводства, и поэтому
обязательной предпосылкой для любой попытки информатизации является хорошая
должным образом управляемая структура самой организации. В этой связи момент для широкомасштабного внедрения компьютерных
технологий в судопроизводство как нельзя удобен, поскольку вся судебная система
России переживает период глубокого реформирования. Гораздо труднее внедрять
информационные технологии в организациях с уже устоявшимися формами и методами
работы, сложившимися традициями делопроизводства, убеждая соответствующее
руководство в необходимости внесения существенных корректив в эти формы и
методы.
Опубликовано: Современные
историко-правовые проблемы России // Сборник статей. Уфа, БГУ,
2001.
[1] Постановление Совета судей
Российской Федерации «Об информатизации судов общей юрисдикции» от 2 апреля 1999
года № 19 // РГ, 1999. № 7. С. 8-9. [2] См.: Лебедев В.М. Компьютеризация и
информатизация судов – требование времени // Информатизация судов (материалы V
Всероссийского съезда судей). М., 2000. С. 2.