Конституционализация
положений закона об исполнительном производстве
Название данной статьи обусловлено, тем что,
комментируя Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 29-П по
делу о проверке конституционности части 12 статьи 30 Федерального закона
"Об исполнительном производстве" в связи с жалобой общества с
ограниченной ответственностью "Руссо индастриал"[1],
мы решили рассмотреть через призму контитуционализации.
Когда Конституционный Суд РФ выносит свои
постановления на основе ранее сформированных правовых позиций без проведения
устного слушания мы понимаем, что скорей всего в этом постановлении не будет
новых подходов Конституционного Суда РФ, но тем не менее внимательный анализ
постановлений показывает, что еще одна сфера законотворчества и/или
правоприменения подверглись конституционализации. Безусловно,
конституционализация, как деятельность, направленная на подчинение деятельности
органов публичной власти структурам, процессам, принципам и ценностям
конституции, очень важна. Конституционное истолкование – это способ
конституционализации отраслевого законодательства (своего рода опосредованной
конституционализацией), первостепенную роль в процедуре которого играет
Конституционный Суд РФ. «Вместе с тем такого рода опосредованная
конституционализация (через конституционное истолкование) может обеспечиваться
и в результате совместной деятельности и взаимодействия всех органов публичной
власти, направленных на неукоснительное соблюдение норм Конституции РФ и их
адекватное, точное отражение в правотворческой и правоприменительной практике»[2].
Полагаем, что это само по себе заставляет
быть более внимательным к актам Конституционного Суда РФ независимо от того в
какой процедуре они вынесены.
Иногда акты Конституционного Суда РФ «обновляют»
ранее сформированные позиции, но даже их повторение безусловно важно, поскольку
зачастую заявлений о неконституционости норм закона не было бы если бы суды в
полной мере учитывали правовые позиции Конституционного Суда РФ и применяли
нормы с учетом правовых позиций Конституционного Суда. Тем более, что у граждан
и объединений существуют законные ожидания, что правовые позиции
Конституционного Суда РФ будут учитываться при правоприменении.
К сожалению, зачастую суды игнорируют
правовые позиции Конституционного Суда РФ даже не понимая, какой вред своими
действиями они причиняют, поскольку такие действия подрывают доверие к
государству. Мы должны быть благодарны тем, кто, столкнувшись с
несправедливостью, не опускает руки, не теряет доверие к правосудию, продолжает
отыскивать истину в праве, обращаясь в Конституционный Суд РФ. Безусловно, не
всякая несправедливость может быть основанием для обращения в Конституционный
Суд РФ, который не является судом пятой инстанции. Для того, чтобы понять,
какие вопросы попадают под юрисдикцию Конституционного Суда РФ нужно знать не
только нормы о Конституционном Суде РФ, но также практику данного суда, который
получает огромное количество обращений, рассматривая по существу только
небольшое их количество.
Поэтому анализ постановлений Конституционного
Суда РФ необходимо начинать с анализа оснований для принятия заявления к
рассмотрению.
Дело родилось из несправедливости действий
судебного пристава, который взыскал исполнительский сбор с ООО "Руссо
индастриал" ( далее «Общество»), который был исчислен из ошибочно указанной
суммы в исполнительном листе.
«Общество» сочло такое наказание
несправедливым. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с него
исполнительского сбора было обжаловано, в ходе рассмотрения «Общество»
приводило доводы о том, что не должно было исполнять ошибочный исполнительный
лист, тем более счета «Общества» на которых было достаточно средств для оплаты
долга в правильной сумме имелись, а выплата неправильной завышенной суммы
создавал проблемы с исполнением других обязательств, что могло привести к
банкротству «Общества».
Решением Арбитражного суда города Москвы от
30 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого
арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2021 года в удовлетворении
заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
было отказано.
Доводы кассационной жалобы о том, что
постановление о возбуждении исполнительного производства, по сути, было
отменено, поскольку имело юридические пороки, судебным приставом-исполнителем
принято новое постановление под видом внесения изменения в постановлении о
возбуждении исполнительного производства в связи, с чем срок для добровольного
исполнения требований исполнительного документа следует исчислять с момента
получения (17.08.2021) постановления о внесении изменения в ранее вынесенное
постановление о возбуждении исполнительного производства; что обжалуемые
судебные акты суда первой и апелляционной инстанций, а также оспариваемое
постановление судебного пристава-исполнителя нарушают конституционные принципы необходимости, пропорциональности и
соразмерности при возложении ответственности и необоснованно затрагивают
предусмотренные частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации права
общества на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности были
отклонены постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2022
года.
Суды отметили, что само по себе некорректное
отражение в постановлении о возбуждении исполнительного производства подлежащей
взысканию суммы не говорит о наличии непреодолимых препятствий для правильного
исполнения требований исполнительного документа должником, принимавшим участие
в рассмотрении дела о взыскании спорных денежных сумм, осведомленным о
вынесении определения об исправлении опечатки в решении суда и потому
располагавшим информацией о действительном размере задолженности. Определением
судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2022 года отказано в
передаче кассационной жалобы на названные судебные акты для рассмотрения в
судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.
Причем «Общество» также использовало сравнительно редко используемый способ
защиты – обратившись с заявлением об освобождении исполнительного сбора. О
«необходимости» использовании такого
средства защиты можно прочитать в Определении
Конституционного Суда РФ от 02.04.2015 N 654-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного
общества "Пасифик" на нарушение конституционных прав и свобод
положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном
производстве".
К сожалению, Арбитражный суд города Москвы от
5 декабря 2022 года Обществу отказал в удовлетворении заявления об освобождении
от уплаты исполнительского сбора, уменьшив его размер в два раза.
Таким образом, «Общество» исчерпав все
средства защиты[3],
обратилось в Конституционный Суд РФ, оспорив конституционность части 12 статьи
30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном
производстве", полагая, что оспариваемая норма противоречит статьям 46
(часть 1) и 49 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку,
предусматривая начало течения срока для добровольного исполнения должником
исполнительного документа - день получения им постановления о возбуждении
исполнительного производства, позволяет судам и судебному приставу-исполнителю
при решении вопроса о взыскании исполнительского сбора формально исчислять
данный срок без учета имевшихся в постановлении противоречий в предмете и
способе исполнения, явных описок (опечаток), т.е. без подтверждения у должника
реальной возможности добровольно исполнить исполнительный документ.
Таким образом предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации явилась часть 12 статьи 30
Федерального закона "Об исполнительном производстве" в той мере, в
какой на ее основании в системе действующего правового регулирования во
взаимосвязи со статьей 112 "Исполнительский сбор" этого Федерального
закона решается вопрос об исчислении в целях взыскания исполнительского сбора
пятидневного срока, установленного в постановлении о возбуждении
исполнительного производства для добровольного исполнения должником требований
исполнительного документа, в случае принятия после возбуждения исполнительного
производства судебных актов и актов судебного пристава-исполнителя, изменяющих
содержащийся в исполнительном документе размер задолженности или порядок
исполнения.
Конституционный Суд РФ анализ спорной
ситуации о неконституционности норм начал с напоминания своих ранее высказанных
правовых позиций, в которых была выявлена правовая природа исполнительского
сбора:
«В качестве меры публично-правовой ответственности за нарушение условий
и порядка исполнительного производства предусмотрено взыскание исполнительского
сбора. Согласно статье 112
Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский
сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения
им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного
исполнения, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,
подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1);
исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по
истечении срока, указанного в ее части 1, если
должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что
исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного
пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим
судебным приставом (часть 2).
Раскрывая
природу исполнительского сбора, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30
июля 2001 года N 13-П указал, что:
таковой
относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований
государства и является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией,
обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по
совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного
исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного
характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести дополнительную
выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в
связи с правонарушением, совершенным им в процессе исполнительного
производства;
исполнительскому
сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции,
а именно он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение,
взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного
должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также
зачисляется в федеральный бюджет, средства которого находятся в государственной
собственности;
по
смыслу статьи 55 (часть 3)
Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и
установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должны,
исходя из общих принципов права, отвечать критериям справедливости, быть
соразмерными конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам,
а также характеру содеянного; из этого следует, что в качестве штрафной санкции
административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции
Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической
ответственности, и он должен применяться с соблюдением принципов справедливости
наказания, его индивидуализации и дифференцированности».
При этом Конституционный Суд РФ специально
подчеркнул, что приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и нашли
отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 19 января 2017 года N 1-П, в его определениях от 1 апреля 2008 года N
419-О-П[4], от 2 апреля 2015 года N
654-О и др.
Сама по себе устойчивость судебной практики
Конституционного Суда РФ не является каким-либо дополнительно легитимирующим
фактором для постановлений Конституционного Суда РФ, которые и так являются
обязательными в силу закона. Однако, для правоприменительной практики
повторение ранее сформулированных правовых позиций Конституционного Суда РФ
является благом, поскольку она является своего рода напоминанием
правоприменителям: у граждан и их объединений существуют законные ожидания, что
правовые позиции Конституционного Суда РФ не должны игнорироваться, а
толкование норм законов должно осуществляться с учетом толкований
Конституционного Суда РФ.
Впрочем, воспроизведение и напоминание ранее
сформированных правовых позиций - это не только «послание» правоприменителям,
но также и законодателю. По крайне мере, следующее напоминание Конституционного
Суда Российской Федерации, является напоминанием законодателю:
«…при установлении публично-правовой
ответственности и наделении органов публичной власти полномочием действовать
властно-обязывающим образом должны соблюдаться обусловленные конституционными
принципами правового государства требования определенности, ясности,
недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе правового
регулирования (постановления от 6 апреля 2004 года N
7-П, от 31 мая 2005 года N
6-П, от 18 июля 2008 года N
10-П, от 17 февраля 2015 года N
2-П и др.)».
Данные принципы напоминают законодателю, что,
создавая нормы, нужно представлять каким будет его правоприменение. Соблюдение
данных принципов не только уменьшит количество споров, но и повысит доверие к
государству. Ведь несоблюдение этих принципов почти всегда порождает различное
правоприменение и открывает дорогу произволу со сторону властей, а все это
подрывает доверие к государству. Назвав себя правовым, государство возложило на
себя обязательства перед своими гражданами по соблюдению принципов правового
государства и в создании законов и в правоприменении.
Конституционный Суд РФ также в комментируемом
постановлении показал, как правильно анализировать нормы подлежащие
правоприменению:
«Закрепляя неисполнение исполнительного
документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, в качестве
элемента объективной стороны правонарушения, влекущего взыскание
исполнительского сбора, статья 112 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" адресует к положениям части 12 статьи 30 этого Федерального
закона, определяющим продолжительность и порядок исчисления срока для
добровольного исполнения. Ограничивая указанный срок пятью днями и связывая
начало его течения с моментом получения должником постановления о возбуждении
исполнительного производства или иного предусмотренного ею извещения, данная
норма обеспечивает тем самым необходимую конкретизацию оснований для
привлечения должника к названному виду ответственности».
Просто увидев упоминание объективной стороны
при взыскании исполнительного сбора, сразу же вспомнилась проблема, что почему
то субъективную сторону судебные-приставы исполнители, почти никогда не
вспоминают, а при оспаривании их постановлений упоминание об отсутствии
субъективной стороны суды просто игнорируют, как нечто из другой правовой
системы…
Надо отметить, что Конституционный Суд РФ в
комментируемом постановлении не ограничился анализом субъективной стороны:
«… из статей 49, 50 и 54 Конституции
Российской Федерации следует, что наличие вины как элемента субъективной
стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Поэтому исполнительский сбор подлежит взысканию с должника на основании статьи
112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если
исполнительный документ не исполнен им в должный срок без уважительных причин».
Но мы несколько забежали вперед, поскольку до
этого Конституционный Суд РФ анализируя законодательство об исполнительном
производстве указал, что «… закон
не предполагает наличия у судебного пристава-исполнителя правомочия направить
должнику постановление о возбуждении исполнительного производства произвольного
содержания. В случае неясности судебного акта или положений исполнительного
документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный
пристав-исполнитель вправе обратиться в арбитражный суд, принявший судебный акт
и выдавший исполнительный документ, с заявлением об их разъяснении (статья
179 АПК Российской Федерации и статья
32 Федерального закона "Об исполнительном
производстве")»
Особо подчеркнув, что момент начала течения
предусмотренного ею срока определен с даты получения должником постановления о
возбуждении исполнительного производства или иного предусмотренного ею
извещения - а не, например, даты вынесения такого постановления. Только такой
подход обеспечивает реализацию прав должника в исполнительном производстве.
Конституционный Суд РФ также напомнил
содержание дополнительных гарантии прав должника, закрепленных в статье 112 Федерального закона "Об
исполнительном производстве":
должник вправе в порядке, установленном этим Федеральным
законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного
пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке
или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от
взыскания исполнительского сбора (часть 6);
суд вправе с учетом степени вины должника в
неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения
должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание
исполнительского сбора, уменьшить его размер; при отсутствии установленных
Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за
нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания
исполнительского сбора (часть 7);
в случае принятия судом к рассмотрению указанных
заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до
вынесения судом решения; решение суда о полном или частичном их удовлетворении
обращается к немедленному исполнению (часть 8).
Из этих дополнительных гарантий видно, вопрос
субъективной стороны подлежит обязательному включению в предмет доказывания по
данной категории споров. Надо отметить, что гарантии должника, по мнению
Конституционного Суда РФ заключаются в возможности доказывать невиновность:
«По смыслу правовых позиций, выраженных
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П и нашедших
развитие в его Определении от 1 апреля 2008 года N 419-О-П, возможность
взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности
ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа
вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными,
непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им
той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась».
Однако, такая гарантия не означает того, что
вопрос о вине должен быть поставлен должником:
«С учетом особенностей публично-правовой
ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства - направленного
в конечном счете на принудительное исполнение исполнительного документа, в
котором содержатся требования судебных актов и актов других органов, -
правоприменитель обязан предоставить должнику возможность надлежащим образом
подтвердить, что нарушение установленного срока вызвано именно такими
обстоятельствами и препятствиями».
Правовые последствия невиновности для
Конституционного Суда РФ очевидны:
«…в силу части
7 статьи 112
Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункта
1 статьи 401 ГК
Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания
исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и
осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем
обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего
исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований
исполнительного документа, т.е. если суд
придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований
исполнительного документа (Определение от 29 марта 2016 года N 694-О)».
Конституционный Суд РФ также обратил внимание
на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 324 АПК Российской Федерации при наличии
обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд,
выдавший исполнительный лист, по заявлению в том числе должника вправе
отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок
его исполнения, а предоставление должнику такой отсрочки или рассрочки во
всяком случае относится к поводам для его освобождения от ответственности за
неисполнение требований исполнительного документа в срок, определенный на
основании части
12 статьи 30
Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Хотя в комментируемом постановлении не
говорится о презумпции невиновности, указание на право должника доказывать
невиновность, не должно восприниматься как недействие данного конституционного
принципа при привлечении к публично-правовой ответственности[5] в
виде взыскании исполнительного сбора.
Это видно из следующей части постановления:
«В деле с участием общества с ограниченной
ответственностью "Руссо Индастриал" части
12 статьи 30
Федерального закона "Об исполнительном производстве" в ее взаимосвязи
со статьей
112 этого Федерального закона был придан смысл,
позволяющий относить на должника неблагоприятные последствия пропуска срока для
добровольного исполнения требований исполнительного документа в ситуации, когда
пропуск данного срока должником, чья добросовестность
в ходе судебного разбирательства не была опровергнута, обусловлен, по сути,
нарушениями, допущенными самими представителями публичной власти - судом и
судебным приставом-исполнителем. Таким нарушением может стать и неверное
отражение в исполнительном документе и в постановлении о возбуждении
исполнительного производства суммы, подлежащей взысканию в пользу конкретного
взыскателя, что позволяет включить в срок для добровольного исполнения период,
когда обязанность должника, за нарушение которой он привлечен к
ответственности, не была должным образом конкретизирована».
Использование формулировки «добросовестность
в ходе судебного разбирательства не была опровергнута», может свидетельствовать
о том, что наличие права должника приводить доводы о своей невиновности, не
означает освобождение судебных приставов-исполнителей от бремени доказывания
вины должника и обязанности опровергнуть доводы должника.
Цитирование
правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, на наш взгляд,
не только обосновывает выводы Конституционного Суда РФ, но также и напоминает о
необходимости всем государственным органам и судам поддерживать доверие к
государству:
«…уполномоченные государством органы и
должностные лица, совершая властно-обязывающие действия, должны строго
исполнять законодательные предписания, внимательно и ответственно подходить к
оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав
и обязанностей участников правоотношений, проявлять тщательность при оформлении
документов и принятии правоприменительных актов. При этом бремя неблагоприятных
последствий ошибочных решений и действий уполномоченных органов и должностных
лиц не может возлагаться исключительно[6] на
граждан, а правовой механизм устранения таких ошибок - исходя из
конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также
принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс
конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе
вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности. Иное
вступало бы в противоречие с требованиями правовой определенности и поддержания
доверия граждан к закону».
Полагаем, что именно вышеуказанные правовые
позиции, которые также можно назвать стандартами действий правоприменителя, и
стандартами толкования норм о привлечении к публично-правовой ответственности обусловили
возможность дать конституционно-правовое толкование оспариваемых норм, а не
признавать их не соответствующими Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ признал что часть
12 статьи 30
Федерального закона "Об исполнительном производстве" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему
конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей
112 этого Федерального закона предполагает, что
до момента истечения пяти дней со дня получения должником в установленных
данной частью формах информации об устранении неточностей,
которые имелись в судебном решении, в исполнительном документе либо в
постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства, касались размера задолженности или порядка исполнения и
объективно не позволяли должнику надлежаще исполнить возложенную на него
обязанность (притом что такое исправление было инициировано должником в
разумный срок после получения сведений о возбуждении исполнительного
производства в соответствии с данной частью), срок для добровольного исполнения
требований исполнительного документа в целях взыскания с должника
исполнительского сбора не может считаться истекшим.
Сделав оговорку, что данное конституционное
истолкование не затрагивает решения вопроса об исчислении срока для
добровольного исполнения требований исполнительного документа в иных целях, так
как это выходило бы за пределы предмета рассмотрения.
Таким образом, в данном постановлении
продолжена конституционализация закона об исполнительном производстве. В данном
Постановлении отражено много правовых позиций, которые применимы в делах о
привлечении к публично-правовой ответственности. Суды не должны игнорировать
доводы основанные на положениях Конституции РФ и правовых позиях
Конституционного Суда РФ.
Мы ожидаем, что Постановление будет иметь
более широкое значение и правовые позиции Конституционного Суда РФ будут в
полной мере учтены и законодателем при формулировании законов,
правоприменителем при толковании и применении законов, ну а защитникам это они
могут быть хорошим подспорьем для защиты прав и законных интересов их
заявителей.
Султанов Айдар Рустэмович кандидат
юридических наук, Заслуженный юрист Республики Татарстан, Руководитель
Представительства Пепеляев групп в Республике Татарстан a.sultanov@pgplaw.ru
Россия: 125047, г. Москва, ул. 3-я
Тверская-Ямская, д. 39, стр. 1
Sultanov Aydar
R., PhD in Law, Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan Head of Representative Office Руреliaev group in Tatarstan
Султанов,
А. Р. Конституционализация положений закона об исполнительном производстве / А.
Р. Султанов // Цивилистика: право и процесс. – 2023. – № 3(23). – С. 71-83. – EDN UUGTIN.
[1]
Надо отметить, что проблемы исполнительного производства становятся часто
предметом обращения в Конституционный Суд РФ: Постановление Конституционного
Суда РФ от 26.04.2023 N 21-П "По делу о проверке конституционности статьи
440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 42 и 45
Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с
жалобой гражданина Р.Р. Гафарова"; Постановление Конституционного Суда РФ
от 23.06.2022 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 части
1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и
абзаца второго пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в
связи с жалобой гражданина В.В. Соловьева"
[2] Бондарь Н. С. Судебный
конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М,
2011.С.141-142.
[3]
Причем «Общество» также использовало экзотичный способ – обратившись с
заявлением об освобождении исполнительного сбора. Арбитражный суд города Москвы
от 5 декабря 2022 года Обществу отказал в удовлетворении заявления об
освобождении от уплаты исполнительского сбора, но уменьшил его размер в два
раза.
[4] В данном Определении с позитивным содержанием
было определено, что «Положение пункта 4 статьи 81 Федерального закона от 21 июля 1997
года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", устанавливающее, что
в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта
или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный
документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным
документом, исполнительский сбор возвращается должнику, - по своему
конституционно-правовому смыслу - предполагает возврат должнику денежных сумм,
взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его
уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о
признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению
постановления о взыскании исполнительского сбора. Конституционно-правовой смысл
указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации
в настоящем Определении на основании правовой позиции, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, является
общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной
практике».
[5] См. еще
одну сферу законодательства, где также стоит проблема презумпции невиновности: Султанов
А.Р. Презумпция невиновности и вина при рассмотрении антимонопольных дел//
Конкуренция и право. №3. 2023.
[6] На наш
взгляд, в данной правовой позиции слово «исключительно» является лишним,
поскольку создает впечатление, что граждане все же несут ответственность за
ошибки государства.