О возбуждении антимонопольного дела: превратности
правоприменения или упущение законодателя?
В
данной статье рассмотрена проблема соблюдения обязательной стадии публичного
обвинения – возбуждения дела через призму правовых позиций различных судов,
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. По мнению автора, издание приказа
о возбуждении дела является обязательным элементом должной процедуры публичного
преследования за нарушение законодательства. Такое толкование коррелируется с
толкованием Верховного Суда РФ о признании пропуска стадии возбуждения дела в
уголовном процессе грубым процессуальным нарушением.
Ключевые
слова: возбуждение дела, антимонопольное законодательство, должная процедура,
правовые позиции Верховного Суда РФ.
В
нашей практике была странная ситуация, когда комиссия ФАС РФ при рассмотрении
одного дела, выделила другое дело, но руководитель ФАС РФ новое дело так и не
возбудил, а лишь создал комиссию для рассмотрения нового дела.
На
наш взгляд, это являлось прямым нарушением требований закона о конкуренции в
отсутствии юридического факта – акта о возбуждении дела о нарушении
антимонопольного законодательства не
было оснований для производства по делу, а все действия совершенные по делу
будут ничтожными, будут «плодами отравленного дерева».
Полагаем,
что издания приказа о возбуждении дела является обязательным элементом должной
процедуры публичного преследования за нарушение законодательства[1].
Проблема,
на наш взгляд, была отчасти порождена при принятии «второго антимонопольного
пакета» в 2011 году[2], закон о конкуренции был дополнен
ст. 47.1, которой предусматривалась возможность объединения и выделения в отдельное производство одно или
несколько дел.
В
которой предусматривалось, что об объединении дел в одно производство или о
выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится
определение, а состав комиссии по рассмотрению объединенных или выделенных дел
определяется приказом антимонопольного органа.
ФАС
РФ полагал, что поскольку в данной норме
не содержалось положения о стадии возбуждения дела, то она и не нужна и положения ст. 39 закона о конкуренции
о возбуждении дела не подлежат применению. Для нас было удивительно, что суды
соглашались с таким толкованием.
Мы
убеждены, что такое толкование ФАС РФ и
правоприменительной практики норм закона о конкуренции является толкованием «contra legem», поскольку, по нашему
мнению, законодатель не имел цели освобождать антимонопольный орган
осуществления обязательной стадии должной процедуры – акта возбуждения дела.
Приказ о возбуждении дела о нарушении
антимонопольного законодательства и создании комиссии по его рассмотрению
является юридическим фактом, на основании которого возникают процессуальные
отношения между антимонопольным органом и лицом, в отношении которого
возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства, является
процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в
отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое
данному лицу обвинение выходить за пределы которого недопустимо. Кроме того,
правоприменительная практика считает приказ о возбуждении дела о нарушении
антимонопольного законодательства существенным юридическим фактом для
исчисления оборотного штрафа.
Именно после издания приказа о возбуждении
дела возникает комплекс прав, как у антимонопольного органа, так и у иных лиц,
признаваемых органом в качестве заинтересованных и привлекаемых к участию в
деле.
Надо отметить, что длительное время ФАС России
отстаивало позицию, согласно которой приказ о возбуждении дела не является
актом, затрагивающим права и обязанности лица в отношении которого возбуждается
дело, в том числе, отрицали право
обжалования такого акта.
В
частности, ФАС России утверждало, что приказ о возбуждении дела и создании
комиссии не устанавливает факт нарушения заявителем антимонопольного
законодательства и не определяет меру его ответственности, не содержит
обязательных к исполнению властных предписаний, а является процессуальным
документом, принятым антимонопольным органом в связи с реализацией своих прав
по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства, что данный приказ
устанавливает лишь необходимость выяснения всех обстоятельств посредством
проведения последующих процессуальных действий в рамках дела, при этом не
затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности, в связи с чем не является ненормативным
правовым актом, который может оспариваться в судебном порядке.
Однако, в настоящее время, сложилась
устойчивая правоприменительная практика[3],
свидетельствующая о том, что подход ФАС России противоречит положениям ст. 46
Конституции РФ. Судебная практика
исходит из того, что приказ является правоприменительным актом, влияющим на
объем прав и обязанностей лиц, связанных с участием в административной
процедуре, в связи с чем может быть проверен судом с точки зрения соблюдения
органом публичной власти тех нормативных положений, которые являются
обязательными для исключения сомнений в законности начатой административной
процедуры», соответственно приказ о возбуждении дела может быть обжалован как
ненормативный акт.
В
п. 51 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 04.03.2021 г. «О некоторых
вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного
законодательства» данный подход получил более детально толкование:
«…при оспаривании указанных актов арбитражный суд
должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их
вынесения.
Например, для приказа о проведении проверки такими
основаниями могут являться: выход предмета проверки за пределы полномочий
антимонопольного органа (части 3 и 5, пункт 4 части 7 статьи
25.1 Закона), нарушение допустимой периодичности
проведения плановых проверок (часть 3 статьи 25.1 Закона), назначение
внеплановой проверки в отсутствие установленных законом оснований, без
необходимого в определенных случаях согласования с органом прокуратуры (части 4 и 5.1 статьи 25.1 Закона).
Приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства может быть оспорен по основаниям, исключающим возможность
возбуждения дела согласно части 9 статьи 44 Закона о защите
конкуренции, например в связи с истечением к моменту возбуждения дела срока
давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 41.1, пункт 5 части 9 статьи 44 Закона).
Если возбуждению дела о нарушении антимонопольного
законодательства предшествовала выдача предупреждения, в случае оспаривания
приказа о возбуждении дела суд в соответствии с пунктами 1, 2 и 7 части 9 статьи 44 Закона проверяет
наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства на момент издания
приказа с учетом действий по устранению нарушений (их последствий),
предпринятых лицом, которому выдано предупреждение.
Приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства, предусмотренном статьей 10 Закона о защите
конкуренции, может быть оспорен по основаниям, связанным с тем, что
антимонопольным органом не установлено доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, в том числе если на момент возбуждения дела не проведен анализ
состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения
хозяйствующего субъекта (часть 8 статьи 5, пункт 3 части 2 статьи 23, часть 7 статьи 44 Закона).
Мы
убеждены, что правовое регулирование должно осуществляться с учетом необходимости
соблюдения баланса между используемыми средствами и поставленной законной
целью, правоприменитель же должен помнить, что данное регулирование направлено
на реализацию неотъемлемого права на судебную защиту – права, которое
обеспечивает защиту всех остальных прав и свобод человека[4].
Порядок возбуждения дела о нарушении
антимонопольного законодательства предусмотрен Приказом ФАС России от
25.05.2012 N339 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении административного
регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной
функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства Российской Федерации» (далее по тексту - «Регламент ФАС России
по возбуждению дела № 339»).
Согласно
пункта 3 части 2 статьи 39 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта
3.49. Регламента ФАС России № 339, основанием для возбуждения и рассмотрения
дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение
антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В пункте 3.66., 3.128., 3.129. Регламента ФАС
России №339 указано, что именно «Руководитель
антимонопольного органа принимает решение о возбуждении дела» или
об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия по рассмотрению дела лишь вправе принять Решение о
выделении дела в отдельное производство в случае, если в ходе рассмотрения дела
выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства,
достаточные для выделения дела в отдельное производство, и вынести определение
о выделении из него нового дела в отдельное производство.
Однако Приказ о возбуждении дела в случае
неисполнения предупреждения издает Руководитель антимонопольного органа.
Комиссия не уполномочена подменять собою
Руководителя антимонопольного органа при выделении дела в отдельное
производство. Ни
Закон о защите конкуренции, ни Регламент № 339 такого права Комиссии не
предоставляет.
Сам
факт незаконного возбуждения соответствующей административной процедуры
свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лица, если привлечение
этого лица к участию в административной процедуре произведено вопреки
действующим правовым нормам и сопряжено с необоснованным нахождением такого
лица под риском наступления неблагоприятных имущественных, организационных,
репутационных и иных подобных последствий[5].
Соблюдение
органом публичной власти тех нормативных положений, выполнение которых является
обязательным для того, чтобы административная процедура могла считаться
осуществляемой на законном основании, является необходимым с точки зрения
принципа законности и верховенства права.
Соответственно, если незаконное возбуждение
является основанием для признания всех последующих действий органа незаконными
( принцип плодов отравленного дерева - «Fruit of the poisonous tree»), то
осуществление административной процедуры вообще без возбуждения дела также
должно влечь незаконность всех последующих действий государственного органа.
Позиция
ФАС России, подержанная судами, о том,
что при выделении дела издание приказа о его возбуждении не требуется, так как
в таком случае основное дело считается возбужденным также одновременно и по
новым признакам нарушения иных положений антимонопольного законодательства,
противоречит положениям закона и нарушает права Заявителя. Указанная позиция
фактически означает «ретроспективное» возбуждение дела, однако не предполагает
внесение изменений в первоначальный приказ о возбуждении основного дела.
В итоге, Заявитель оказывается лишен
возможности оспорить приказ о возбуждении выделенного дела по обнаруженным
новым признакам нарушения антимонопольного законодательства по причине его
отсутствия как такового.
Такое
толкование направлено на исключение
возможности обжалования самой процедуры возбуждения дела, так как
определение о выделении дела в отдельное производство не подлежит обжалованию.
По
нашему мнению, такое толкование находится в противоречии с требованиями ст. 45
Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется государственная защита и
согласно которой каждый вправе защищать
свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Причем
такой подход также является барьером и для судебной защиты ( ч. 1 и ч.2 ст. 46
Конституции РФ), поскольку лишает возможности защищаться от незаконного
преследования, которое начато без возбуждения в установленном порядке дела.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2)
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав
и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц
могут быть обжалованы в суд.
Как
неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации,
никаких исключений из этого конституционного принципа ни Конституция Российской
Федерации, ни законодательство Российской Федерации не допускают (постановления
от 03.05.1995 N 4-П, от 13.11.1995 N 13-П, от 07.03.1996 N 6-П, определение от
16.12.2004 N 394-О, от 18.12.2007 N 840-О-О, от 15.07.2010 N 1101-О-О, от
25.02.2013 N 209-О, от 25.02.2013 N 247-О).
Определение
о выделении дела в отдельное производство по ст. 47.1 Закона о защите
конкуренции не может заменить приказ о возбуждении дела и создании комиссии,
выносимый в соответствии с ч. 12 ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Необходимость
процедуры возбуждения дела закреплена и в
международных актах.
Так в ч. 3 ст. 6 Конвенция о защите прав человека и
основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) закреплено, что «Каждый
обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие
права:
a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на
понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения…»
Употребление
термина «уголовный» в данной ситуации охватывает и военно-дисциплинарные
проступки, обвинения в нарушении норм публичного права.
«Доктринальной
основой толкования Европейским Судом понятия "уголовное обвинение"
является концепция criminal matter ("уголовной сферы"). Ее появление
было вызвано тем, что в XX в. во многих европейских странах в силу разных
причин (борьба с размыванием понимания уголовного права как ultima ratio,
загруженностью уголовных судов сравнительно малозначительными делами и т.д.)
деяния, ранее запрещенные уголовными кодексами (или аналогичными им
нормативно-правовыми актами), стали выводиться в сферу административного, экологического,
таможенного и тому подобного права. В результате, как отмечает профессор Л.В.
Головко, "понимая... риски "расползания" репрессивного
(уголовного) права, становящегося безразмерным и бесконтрольным, западное
правоведение в целом и Европейский Суд по правам человека в частности
отреагировали... теорией уголовного права в широком смысле (англ.
"criminal matter", фр. "matiere penale"), смысл которой
сводится к тому, что как бы государство терминологически не обозначало
соответствующий вид государственной репрессии (административно-деликтная
ответственность, налоговая ответственность, экологическая ответственность и
т.д.) и каким бы законодательством его ни предусматривало (уголовным или
"неуголовным"), оно должно отдавать себе отчет, что речь идет об "уголовно-правовой
сфере" и что к этой сфере должны быть приложимы все фундаментальные
международно-правовые и конституционно-правовые принципы уголовного права и
процесса". Иными словами, хотя страны свободны в отнесении тех или иных
деяний на ту или иную отраслевую "полку", для целей применения ст. 6
Конвенции не имеет принципиального значения, как деяния квалифицируются по
национальному законодательству. Если бы государства могли по собственному
усмотрению квалифицировать per se уголовное деяние как налоговое, таможенное и
тому подобное правонарушение, то тем самым "они бы ограничили действие
основополагающих статей 6 и 7, применение которых зависело бы от их суверенной
воли. Подобное чрезмерное расширение пределов усмотрения могло бы привести к результатам,
несовместимым с предметом и целями Конвенции»[6].
Не только специалисты уголовного права[7], но и
многие российские административисты также придерживаются концепции criminal matter.
Так заместитель председателя Верховного Суда РФ П.П.
Серков пишет, что производство по делам
об административных правонарушениях в своей основе аналогично уголовному
судопроизводству[8]. Судья
Конституционного Суда РФ М.И. Клеандров вообще предлагает создать единый
материально-правовой законодательный кодифицированный акт об уголовных и
административных правонарушениях и единый процессуальный кодифицированный акт,
регулирующий уголовно-административные отношения по расследованию
(предварительному следствию, где сходных институтов сегодня немало) этих дел[9].
А российские специалисты по гражданскому процессу
также признают, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях
осуществляется по уголовно-правовому типу и правоотношения, возникающие между
судом и правонарушителем после совершения последним административного правонарушения,
с точки зрения их властного содержания аналогичны уголовным процессуальным
правоотношениям[10].
Профессор Н.А. Громошина отмечает, что, все, что связано с назначением
наказания - уголовного или административного, - относится именно к уголовно-правовому
типу судебного процесса. Охранительные отношения, которые возникают в
результате совершения административного правонарушения и опосредуют применение
административного наказания, относятся именно к уголовно-правовому типу. С
точки зрения властного содержания они действительно аналогичны уголовным
правоотношениям[11]. Тема
«уголовного обвинения» в арбитражном суде убедительно раскрыта в недавно
вышедшей монографии, посвященной проблематике уголовного иска в арбитражном
суде[12].
Однако,
учитывая, что тема европейских стандартов справедливого правосудия в последнее
время становится не популярной, отметим, что Конституционный Суд РФ давно
сформировал собственные правовые позиции о том, что «Стадия возбуждения уголовного дела является
обязательной; актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное
преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием,
что обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания,
предварительного следствия, суда и одновременно влечет необходимость
обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется
обвинительная деятельность (постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 14 января 2000 года N 1-П, от 23 марта 1999 года N 5-П и
от 27 июня 2000 года N 11-П)».
Полагаем, что данные правовые позиции были учтены
законодателем и при принятии закона о конкуренции и что, учитывая тяжесть
санкции за нарушение антимонопольного законодательства – взыскание оборотного
штрафа, предполагает наличие надлежащей (должной) правовой процедуры, предусматривающей
в полной мере учет правовых оснований Конституционного Суда РФ.
Надо отметить,
что Верховный Суд РФ применительно к уголовному процессу относительно необходимости возбуждения дела при выделении
сформировал на основании правовых позиций Конституционного Суда РФ[13]:
«... уголовное
дело N <...>, по которому производилось задержание Болкоева Б.М., было выделено 26 августа 2012 года из
уголовного дела N <...> возбужденного по ч. 2 ст. 228 УК РФ 25 августа
2012 года в отношении К. по факту незаконного приобретения и хранения им смеси,
содержащей героин массой 25,887 г и возбуждено по п. "г" ч. 3 ст.
228.1 УК РФ в отношении неустановленных лиц, сбывших 25.08.2012 г.
наркотические средства К.
...При этом из материалов уголовного дела
усматривается, что решение о возбуждении
уголовного дела в отношении Болкоева Б.М. по факту приобретения им и
передаче на хранение Б. в мае 2012 года наркотических средств массой 3 452,2 г,не принималось, а инкриминируемое осужденному
указанное преступление, не является частью ранее возбужденного и расследуемого
дела по факту незаконного сбыта наркотических средств К., поскольку данные
преступления отличаются конкретными фактическими обстоятельствами,
направленностью умысла осужденного при совершении в разное время преступлений и
с разными лицами
В соответствии со ст. 156 УПК РФ
предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела,
о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит
соответствующее постановление.
Согласно
правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, стадия возбуждения
уголовного дела является обязательной; актом возбуждения уголовного дела
начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с
совершенным преступным деянием, которое обеспечивает последующие процессуальные
действия органов дознания, предварительного следствия и суда, и одновременно
влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого
осуществляется обвинительная деятельность. Таким образом, возбуждение дела
понимается как процедура официального начала предварительного расследования.
Актом возбуждения дела создается условие для
производства принудительных процессуальных действий, и обеспечиваются права
заинтересованных лиц: заявителя, будущего потерпевшего и подозреваемого. При
этом ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 108, ст. ст. 171 и 172 УПК РФ не
предполагают возможность привлечения лица в качестве подозреваемого или
обвиняемого, и применения в отношении него меры пресечения в связи с
подозрением (обвинением), уголовное дело по поводу которого не было возбуждено.
С учетом изложенного, вынесение постановления о возбуждении уголовного дела в
соответствии с требованиями ст. ст. 140 - 146 УПК РФ является
обязательным, поскольку именно этот процессуальный документ порождает правовые
основания и последствия для осуществления уголовного преследования конкретного лица и возникновение у того соответствующих прав, в
том числе и право на его обжалование прокурору, в суд с целью предупреждения
необоснованного ограничения прав и свобод личности (Кассационное определение
Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. N89-УДП20-10)».
Анализ
судебной практики по антимонопольным спорам не выявил судебных актов, в которых
отражалась бы подобная проблема. Либо
участники спора не ставят ее перед судом, либо суд просто ее не описывает в
судебном постановлении, к сожаление немотивированность судебных актов все еще
остается одной из основных проблем правосудия[14].
Однако, эта проблема не носит схоластический характер, полагаем, что разрешение
этой проблемы может повлиять на разрешение других проблем, таких как
определение периода для исчисления оборотного штрафа и для правильного
применения сроков давности.
Султанов Айдар Рустэмович, Руководитель
Представительства Пепеляев Групп в Республике Татарстан, адвокат, кандидат юридических
наук, заслуженный юрист Республики Татарстан.
ã 2023 Султанов Айдар Рустэмович
Для цитирования:
Султанов
А.Р. О возбуждении антимонопольного дела: превратности правоприменения или
упущение законодателя?// Вестник гражданского процесса. 2023.
Т. 13. № 1. С.
119–132.
https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/articles-comments-interviews/o-vozbuzhdenii-antimonopolnogo-dela-prevratnosti-pravoprimeneniya-ili-upushchenie-zakonodatelya-/
Список
использованной литературы
Воскобитова Л.А.
Судопроизводство по делам об административных правонарушениях и его место в
системе реализации судебной власти // Мировой
судья. 2017. № 2. С.
28–34.
Головко Л.В. Границы
уголовного права: от формального к функциональному
подходу // Библиотека
криминалиста. 2013. № 2(7). С. 77–90.
Головко Л.В.
Соотношение уголовных преступлений и административных правонарушений в
контексте концепции criminal matter (уголовной сферы) // Международное
правосудие. 2013. № 1. С. 42–52.
Денисова А.В.
Координационные связи уголовного и административноделиктного права //
Библиотека криминалиста. 2016. № 4(27). С. 263–270.
Капинус О.С.
Законодательные инициативы о регламентации в Уголовном
кодексе РФ уголовного
проступка: критический анализ // Российская юстиция.
2021. № 3. С. 25–29.
Клеандров М.И. О
линейке понятий «административное правонарушение»,
«уголовный проступок»
и «преступление» // Мировой судья. 2017. № 7. С. 3–12.
Клепицкий И.А.
Преступление, административное правонарушение и наказание в свете Европейской
конвенции о правах человека // Государство и право. 2000. № 3. С. 65–74.
Никонов М.А.
Автономное значение понятия «уголовное обвинение» в практике Европейского Суда
по правам человека // Российский ежегодник Европейской конвенции по правам
человека (Russian yearbook of the European convention
on human rights). М.:
Статут,
2016. Вып. 2:
«Автономное толкование» Конвенции
и «судейский
активизм». С. 175–193.
Приходько И.А.,
Бондаренко А.В., Столяренко В.М. Уголовное преследование
как средство
разрешения экономического спора. Ч. II: Уголовный иск в арбитражном процессе:
предпосылки реализации. М.: Международные отношения,
2022. 792 с.
Проблемы развития
процессуального права России: монография / под ред.
В.М. Жуйкова. М.:
НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 223 с.
Самсонов Н.В.
Типология административного судопроизводства и пути унификации цивилистического
процесса // Вестник гражданского процесса. 2020.
№ 5. С. 118–133.
1 Султанов А.Р.
Правосудие не может быть немотивированным! // Закон. 2018. № 1. С. 46–58.
Серков П.П. К вопросу
о современном понимании административного судопроизводства // Административное
право и процесс. 2013. № 9. С. 9–21.
Султанов А.Р. Должная
правовая процедура иправовые стандарты Европейского Суда по правам человека //
Евразийская адвокатура. 2013. № 1(2). С. 62–65.
Султанов А.Р.
Правосудие не может быть немотивированным! // Закон. 2018.
№ 1. С. 46–58.
Султанов А.Р.
Формализм гражданского процесса и стандарты справедливого правосудия // Вестник
гражданского процесса. 2012. № 3. С.
73–93.
[1] Султанов
А.Р. Должная правовая процедура и правовые стандарты Европейского Суда по
правам человека//Евразийская адвокатура. 2013. № 1 (2). С. 62-65.
[2] Федеральный
закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
[3]
"Обзор по вопросам
судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел
об административных правонарушениях в указанной сфере" (утв. Президиумом
Верховного Суда РФ 16.03.2016), Определения ВС РФ от 23.11.2018 N 309-КГ18-12516,
от 28.01.2019 N 305-КГ18-17135, Определение Верховного Суда РФ от
26.06.2019 N 119-ПЭК19 по делу N А40-250904/2017.
[4] Султанов
А.Р. Формализм гражданского процесса и стандарты справедливого
правосудия//Вестник гражданского процесса. №3.
2012. С.73-93.
[5] Определение
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.01.2019 N
305-КГ18-17135 по делу N А40-250904/2017.
[6] Никонов
М.А. Автономное значение понятия
"уголовное обвинение" в практике Европейского Суда по правам человека//Российский
ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian yearbook of the
European convention on human rights) / М.В. Агальцова, А.Ю. Бушев, М.Р.
Воскобитова и др. М.: Статут, 2016. Вып. 2: "Автономное толкование"
Конвенции и "судейский активизм".
[7]
Воскобитова Л.А. Судопроизводство по делам об административных правонарушениях
и его место в системе реализации судебной власти // Мировой судья. 2017. N 2.
С. 28 – 34;
Капинус О.С.
Законодательные инициативы о регламентации в Уголовном кодексе РФ уголовного
проступка: критический анализ // Российская юстиция. 2021. N 3. С. 25 – 29; Головко
Л.В. Соотношение уголовных преступлений и административных правонарушений в
контексте концепции criminal matter (уголовной сферы) // Международное правосудие.
2013. N 1. С. 42 – 52; Клепицкий И.А. Преступление, административное
правонарушение и наказание в свете Европейской конвенции о правах человека //
Государство и право. 2000. N 3. С. 65 – 74; Головко, Л. В. Границы уголовного
права: от формального к функциональному подходу / Л. В. Головко // Библиотека
криминалиста. Научный журнал. – 2013. – № 2(7). – С. 77-90. – EDN PXWNCJ; Денисова
А.В. Координационные связи уголовного и административно-деликтного права //
Библиотека криминалиста. 2016. N 4 (27). С. 263 – 270.
[8] Серков
П.П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства //
Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 9-21.
[9] Клеандров
М.И. О линейке понятий "административное правонарушение",
"уголовный проступок" и "преступление" // Мировой судья.
2017. N 7. С. 3 - 12.
[10] Самсонов
Н.В. Типология административного судопроизводства и пути унификации
цивилистического процесса // Вестник гражданского процесса. 2020. N 5. С.
118-133.
[11] Проблемы
развития процессуального права России: монография / А.В. Белякова, Л.А.
Воскобитова, А.В. Габов [и др.]; под ред. В.М. Жуйкова. М.: Норма; Инфра-М,
2016. Гл. 1, § 1 (автор - Н. А. Громошина).
[12] Приходько
И.А., Бондаренко А.В., Столяренко В.М. Уголовное преследование как средство разрешения
экономического спора. Часть II. Уголовный иск в
арбитражном процессе: предпосылки реализации. М.: Международные отношения, 2022.
[13]
Кассационное
определение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. N89-УДП20-10", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N
2 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).
[14] Султанов,
А. Р. Правосудие не может быть немотивированным! / А. Р. Султанов // Закон. –
2018. – № 1. – С. 46-58. – EDN YOGUTX.