ФОРМАЛИЗМ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМБЕЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> ФОРМАЛИЗМ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМБЕЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 06.10.2021


    УДК 34.03

    Е.А. ГЛУХОВ,

    кандидат юридических наук, доцент,

    полковник юстиции, докторант Военного

    университета Минобороны России, г. Москва

    Тел.: +79523568390

    Email: evgenijgluhov@yandex.ru

     

    EV. GLUKHOV,

    PhD in law, associate Professor, Colonel of justice, Military University of the Russian defense Ministry (Moscow)

     

     

     

    ФОРМАЛИЗМ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМБЕЗГОСУДАРСТВЕННЫХРЕГИСТРАЦИОННЫХЗНАКОВ

     

     

    FORMALISM IN BRINGING TO RESPONSIBILITY FOR DRIVING A VEHICLE WITHOUT REGISTRATION PLATES

     

     

    Аннотация: в статье рассматривается возможность привлечения к административной ответственности за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков после покупки его в автосалоне. Анализируются нормы законодательства о постановке транспортных средств на регистрационный учет и субъектах указанной деятельности, допустимые сроки для подобных действий, а также возможность и основания привлечения водителя к административной ответственности за подобного рода нарушения. На примере судебных решений автор иллюстрирует ситуации виновных и невиновных действий водителей транспортных средств, управляющих автомобилем без государственных регистрационных знаков. Кроме того, в статье затрагиваются причины обвинительного уклона сотрудников ГИБДД в ходе исполнения своих обязанностей.

    Ключевые слова: государственный регистрационный знак, административная ответственность, виновность в правонарушении, новый автомобиль, бюрократизм

     

     

     

    Abstract: the article discusses the possibility of bringing to administrative responsibility for driving a car without state registration plates after buying it in a car dealership. The article analyzes the norms of the legislation on registration of vehicles and subjects of this activity, the permissible time limits for such actions, as well as the possibility and grounds for bringing the driver to administrative responsibility for such violations. Using the example of court decisions, the author illustrates the situation of guilty and innocent actions of drivers of vehicles driving a car without state registration plates. In addition, the article addresses the reasons for the accusatory bias of traffic police officers in the course of performing their duties.

    Keywords: state registration mark, administrative responsibility, guilt in an offense, new car, bureaucracy

     

     

     

    Что важнейшее в законе? Суд [в знач. правда], милость и вера. Это душа закона, а остальные предписания суть некое тело закона. Фарисейство – это провозглашение главного второстепенным, а второстепенного – главным. В этом сущность формализма.

    Преподобный Иустин (Попович)

     

     

    Актуальность предлагаемой на суд читателя статьи вызвана правовой неопределенностью и дефектом конструкции некоторых правовых норм относительно регистрации транспортных средств в органах ГИБДД при их приобретении в салонах автодилеров.

    В настоящей статье автор предлагает вниманию читателей ситуацию, в которой может оказаться каждый владелец нового автомобиля при следовании на таком автомобиле без государственных регистрационных знаков. То есть в случае приобретения автомобиля в автосалоне и не приобретении одномоментно с этой покупкой государственных регистрационных знаков. В этом случае такой счастливый хозяин нового автомобиля может неожиданно для самого себя оказаться правонарушителем и при неблагоприятных обстоятельствах его могут привлечь к административной ответственности по ч. 2. ст. 12.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) [1].

    Рассмотрим данную ситуацию более подробнее путем анализа законодательства по данному вопросу.

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15). Во исполнение приведенной нормы закона владелец транспортного средства должен получить свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные регистрационные знаки (в обиходе – номера) на автомобиль.

    Именно такая ситуация и случилась с автором. После покупки автомобиля в автосалоне (в воскресенье. Автодилеры работают в выходные и праздничные дни, а органы регистрационного учета транспортных средств – не всегда и не везде) сразу на следующий день автор был остановлен инспектором ГИБДД, который вменил в вину автору правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, о чем составил соответствующий протокол Аргументы автора о том, что машина приобретена всего лишь день назад, и что он не успел поставить ее на регистрационный учет и получить государственные регистрационные знаки, инспектором во внимание приняты не были. По мнению инспектора, государственные регистрационные знаки (в обиходе – номера) необходимо было получать непосредственно в автосалоне при покупке автомобиля, в противном случае данный автомобиль необходимо перемещать лишь на эвакуаторе.

    В целях рассмотрения данного спора обратимся к первоисточнику – к Кодексу об административных правонарушениях РФ. Ниже приведена формулировка вмененной автору части 2 статьи 12.2 КоАП РФ:

    Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

    влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

    Как видно, наказание весьма серьезное. Но как же добросовестному автолюбителю не «попасть» под такое наказание? Ведь буквально трактуя приведенную норму закона, получаем, что КоАП РФ действительно относит к правонарушителям водителей, управляющих транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Примечательно, что сам Кодекс не делает исключений из данного правила и не освобождает от административной ответственности субъектов правонарушений даже при наличии уважительных причин, как то «следование на новом автомобиле непосредственно из автосалона». Формулировка законодательного запрета императивна: «управлять автомобилем без номерных знаков нельзя».

    Вместе с тем, автомобиль производится заводом и собирается на конвейере без номерных знаков, поступает к автодилерам он также не зарегистрированным в органах ГИБДД. Как предмет договора купли-продажи автомобиль проводится тоже без установленных на нем регистрационных знаков, и такого рода сделки купли-продажи полностью соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Автосалон не собирается эксплуатировать продаваемый новый автомобиль, не собирается страховать его по ОСАГО, поэтому самому автосалону нет надобности покупать и устанавливать на продаваемые новые автомобили государственные регистрационные знаки.

    С 2020 года автосалоны получили право продавать новые автомобили с государственными регистрационными знаками, но это всего лишь их право, а не обязанность. Кроме того, такое право получили не все продавцы новых автомобилей, а лишь те из них, кто аккредитован в установленном МВД России порядке.

    Таким образом, в настоящее время и в обозримом будущем новые автомобили продаются и будут продаваться без государственных регистрационных знаков, и в этом нет нарушения закона.

    Следовательно, получить государственные регистрационные знаки – это обязанность самого автовладельца, а не кого-либо еще. Однако совершить указанные действия владелец автомобиля должен не в первую же минуту владения, а в установленные законодательством сроки.

    Так, согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [3] владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение 10 дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

    Согласно п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ 1993 г. № 1090) [4] механические транспортные средства должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

    Подобное требование содержится и в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" [5].

    Как видно из вышеприведенных нормативных актов на постановку транспортного средства на регистрационный учет в ГИБДД и получение государственных регистрационных знаков владельцу автомобиля дается 10 календарных суток, включая праздничные и выходные дни.

    Таким образом, несмотря на довольно строгую позицию самого КоАП РФ (ч. 2 ст. 12.2), управление транспортным средством без государственных номерных знаков не в любом случае образует состав данного административного правонарушения; исключения содержатся не в самом КоАП РФ, а в подзаконных нормативных правовых актах.

    Именно в этом и разнилась позиция автора и инспектора ГИБДД, составившего протокол об административном правонарушении. Инспектор настаивал на том, что правонарушение совершается сразу же после управления транспортным средством без государственных регистрационных знаков вне зависимости от времени, прошедшего после его приобретения. Автор настаивал на том, что в первые 10 суток после приобретения транспортного средства состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, отсутствует.

    При дальнейшем разбирательстве в органах ГИБДД, куда был вызван автор, выяснилось, что позиция инспектора ГИБДД строится на новой редакции Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой продавцы и изготовители транспортных средств получили возможность продавать автомобили сразу с государственными регистрационными знаками (ст. 21, 22). Следовательно, по логике инспектора ГИБДД, любой покупатель нового автомобиля должен настаивать на том, чтоб государственные регистрационные знаки устанавливали на автомобиль сразу в автосалоне и автомобиль продавали ему уже с номерами. Якобы новшества упомянутого закона фактически возложили на него такую обязанность.

    Однако такая логика дефектна. Повторюсь, законодатель не обязал автосалоны продавать транспортные средства только с государственными регистрационными знаками. Сама предоставленная законом возможность для автосалона стать специализированной организацией, включенной в специальный реестр и допущенной к оформлению государственного учета транспортных средств, не означает возложения на автодилера такой обязанности и не обязывает автосалоны продавать все новые автомобили исключительно с регистрационными знаками. Тем более не обязывает закон и покупателя – физическое лицо в первые же секунды владения автомобилем обращаться в органы ГИБДД за получением государственных регистрационных знаков. Проще говоря, и покупатель нового автомобиля не обязан покупать его обязательно с государственными регистрационными знаками.

    Изданный 18 декабря 2019 года приказ МВД России № 948 "Об установлении Правил учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств" [6] совсем не регламентирует вопрос о сроках обращения за получением государственных регистрационных знаков. Однако данный приказ раскрывает, что обратиться за получением государственных регистрационных знаков могут как владелец транспортного средства, так и специализированная организация – продавец транспортного средства. Но опять-таки, дефиниция «может» не тождественна дефиниции «обязан».

    Проанализировав паспорт законопроекта № 671810-7, который впоследствии был принят Федеральным Собранием и приобрел статус Федерального закона от 30.07.2019 № 256-ФЗ, породивший двоякое толкование относительно момента законной выдачи государственных регистрационных знаков (ГРН), автор обнаружил и причину указанных новшеств. Как оказалось, во многих регионах России существует проблема с наличием пунктов изготовления государственных регистрационных знаков (в 32 регионах нашей страны этот показатель не достигает и 30 %). В этих регионах пункты выдачи ГРН, как правило, располагаются только в столицах либо крупных городах. Примерно в половине субъектов Российской Федерации пункты изготовления ГРН располагаются на удалении более 100 км от регистрационных подразделений ГИБДД. На территории Чукотского и Ненецкого автономных округов такие пункты и вовсе отсутствуют.

    В связи с этим авторы законопроекта предложили дополнить закон положением, предусматривающим возможность проведения регистрационных действий как с выдачей государственных регистрационных знаков специализированными организациями (продавцами автомобилей), так и с последующим их изготовлением владельцем транспортного средства самостоятельно у сторонних организаций, что и было реализовано законодателем.

    Указанные новшества законодательства вступили в силу с января 2020 г., однако и в новой редакции закона отсутствуют нормы, запрещающие получить государственные регистрационные знаки отдельно, позже покупки автомобиля.

    Если посмотреть на рассматриваемое противоречие между диспозицией ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ и Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ, то необходимо отметить, что КоАП РФ грозит санкциями за любое правонарушение, в т.ч. и за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков только при наличии вины правонарушителя. Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена (следовательно, и доказана) его вина.

    В данном случае, если гражданин добросовестно выполнил со своей стороны обязанности покупателя в гражданско-правовой сделке купли-продажи автомобиля без ГРН, добросовестно выполняет свою обязанность обратиться в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) ГИБДД для постановки транспортного средства на регистрационный учет в установленный законодательством 10-дневный срок, то его вина в управлении транспортным средством без государственных регистрационных знаков в первые 10 суток после приобретения автомобиля отсутствует. Поскольку подзаконные акты отводят именно 10 суток на выполнении данной обязанности. А без виновности в правонарушении не может быть и наказания за его совершение.

    Изложенная мною правовая позиция приведена в Постановлении Верховного Суда РФ от 21 августа 2015 г. № 44-АД15-3 [7] и в Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 5-АД17-8 [8].

    Совсем не так давно Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 25.06.2019 № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" [9] разъяснил, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации. Сказанное касается и тех случаев, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом владельцем не реализована возложенная законом обязанность по его регистрации в установленный срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).

    Указанная выше позиция была поддержана и в центральном аппарате ГИБДД МВД России, о чем доведено в СМИ. Как разъяснили в Госавтоинспекции, у автовладельца, купившего новый автомобиль, есть обязанность в течение десяти дней зарегистрировать данный автомобиль и получить на него госзнаки. Ответственность за управление автомобилем без ГРН возникает только на 11–й день за нарушение правил регистрации. Ответственность за это – от 1,5 до 2 тысяч рублей штрафа. А за управление незарегистрированной машиной, спустя 10 дней после покупки, положен штраф от 500 до 800 рублей. Если автомобилист попадется повторно, то ему будет грозить уже штраф 5 тысяч или лишение прав на 1–3 месяца [10].

    Приведенные выше аргументы помогли автору сохранить свое водительское удостоверение и сэкономить денежные средства, избавившись от возможного административного штрафа за несовершенное правонарушение. Надеюсь, что изложенная в настоящей статье позиция и анализ законодательства позволят избежать конфликтных ситуаций автовладельцев с должностными лицами ГИБДД и сэкономят время и нервы автолюбителей.

    По-видимому, единоначалие, беспрекословность приказов и строгое соблюдение любых Инструкций обусловливают то, что сотрудники ГИБДД проникаются мыслью о непогрешимости этих правил. И в их действиях иногда проявляется формализм – преувеличенно строгое следование букве позитивной нормы закона без учета требований естественного права. Как совершенно верно отмечает Еникеев М.И., властные полномочия сотрудника правоохранительного органа могут вызвать и закрепить такие негативные личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевная черствость. Постоянное подчинение деятельности сотрудника процессуальной регламентации может содействовать ригидности, негибкости, приверженности к шаблонным решениям, формализму; постоянное соприкосновение с асоциальными проявлениями – сформировать устойчивую подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону в своей деятельности [11, С. 22-30].

    В качестве иллюстрации к сказанному представим ситуацию, что водитель только что приобрел в автосалоне автомобиль и едет на нем без регистрационных знаков (пусть даже он едет в МРЭО ГИБДД в целях их получения), но на пути его останавливает сотрудник ГИБДД и вменяет нарушение ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. Понимает ли в этом случае сотрудник ГИБДД, что водитель в данной ситуации просто физически не может поступить иначе, не совершать вменяемое правонарушение? Наверное, да, понимает. Но функционерское сознание бюрократа предполагает отключение гражданских чувств и нравственных принципов при выполнении служебных обязанностей или даже их полную атрофию. В своих действиях подобный служащий руководствуется лишь формальными указаниями, причем трактуя законодательство лишь в сторону улучшения своей отчетности. Требования жизни, не укладывающиеся в инструкцию, не отражаются на его служебных действиях [12, С. 47].

    Меж тем, любой закон живет и действует, когда люди понимают его, хотят и могут его выполнять, когда он соответствует интересам подавляющего большинства общества. И наоборот, бессмысленная с точки зрения полезности для общества работа превращает любое должностное лицо в бюрократа [13, С. 110-117].

    Подводя итог настоящей статье, считаю необходимым Федеральному законодателю внести изменения в формулировку ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в части определения исключительных случаев управления транспортным средством без государственных регистрационных знаков, при которых санкции за подобное деяние не наступают. К такого рода исключениям необходимо отнести приобретение нового автомобиля без государственных регистрационных знаков и управлением им в первые 10 суток после покупки. Существующая же в некоторых местах практика формального подхода правоохранителей к применению положений законодательства о наказаниях для владельцев транспортных средств напоминает бюрократизм – т.е. пренебрежение к существу дела ради соблюдения второстепенных формальностей.

    Деятельность сотрудников ГИБДД не должна оцениваться по сумме выписанных ими штрафов участникам дорожного движения, носить карательный уклон. Кроме того, в любых сомнительных или двояких с точки зрения закона ситуациях на первый план должна быть поставлена презумпция невиновности гражданина. Наказание – отнюдь не главная функция любого сотрудника правоохранительной системы, гораздо важнее добиться недопущения вреда интересам личности, общества и государства.

    Полностью поддерживаю позицию о необходимости прислушаться к требованиям жизни и практики и перестать вносить в живое дело мертвящий формализм, влекущий за собой только недоверие к требованиям закона [14, С. 46-48].

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

    1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

    2. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

    3. О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ (ред. от 30.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5076.

    4. Основные положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Постановление Правительства РФ 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

    5. О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (ред. от 26.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1999.

    6. Об установлении Правил учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств: Приказ МВД России от 18.12.2019 № 948 // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения – 17.12.2020).

    7. Постановление Верховного Суда РФ от 21.08.2015 № 44-АД15-3 // URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/5494834#5494834 (дата обращения – 17.12.2020).

    8. Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 5-АД17-8 // URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/5496833#5496833 (дата обращения – 17.12.2020).

    9. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 // Рос. газ. 2019. 03 июля.

    10. Баршев В.А. Признак номера // Рос. газ. 2020. 13 янв.

    11. Еникеев М.И. Психология следователя в следственной деятельности // Юридическая психология. 2007. № 1. С. 22-30.

    12. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. Очерки. М.: «Институт государства и права РАН». 1996. 67 с.

    13. Глухов Е.А. Процесс привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих становится бюрократическим // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 7-8. С. 110-117.

    14. Штраних Ф. Контрасты практики и формализм // Нотариус. 2006. № 2. С. 46-48.

     

     

    Статья вычитана, цитаты и фактические данные сверены с первоисточниками. Сведений, составляющих государственную и служебную тайну, не имеется

     

    Глухов Е.А.

     





    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru