О судьбе автомашин, владелец которых не установлен (например, в результате многократного передоверия с использованием подложных документов) либо владелец которых не принимает мер к возвращению или иному распоряжению в отношении принадлежащего ему автотранспортного средства, рассказывает кандидат юридических наук Иван Гричанин.
Не все владельцы автотранспортных средств, особенно иностранных марок, могут с уверенностью сказать, что их автотранспортные
средства - "чистые", т.е. не имеют никакого отношения к краже,
страховому мошенничеству и т.п. Случается, что добросовестный
приобретатель автомашины "вдруг" попадает в сферу внимания
правоохранительных органов.
Что ждет автовладельцев, если, скажем, будет обнаружено, что их автомобиль похищен на территории другого государства или имеет
измененные идентификационные реквизиты? Это зависит от конкретной
ситуации.
Допустим, автотранспортное средство, принадлежащее добросовестному приобретателю, числится в розыске как похищенное на территории другого государства или как "уклонившееся" от уплаты таможенных платежей.
В этом случае правоохранительные органы обычно изымают указанный автотранспорт и помещают его на специально оборудованную
площадку до окончания проверки или иного решения вопроса. В некоторых случаях автомашины отдаются под "сохранную расписку" фактическим (титульным) владельцам. Но, как правило, при этом в учетных документах на указанные автотранспортные средства делается отметка о запрещении снятия с учетом автомашины и переоформления владельца.
Соответствует ли данный порядок закону?
Известно, что сотрудники органов внутренних дел в вышеуказанном
случае руководствуются положениями ведомственных нормативных актов, в частности, Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 17 февраля 1994 года N 58, где п.5.1.1 предусмотрена возможность задержания автотранспортного средства при обнаружении признаков подделки документов, установлении изменения заводской маркировки, несоответствия номеров узлов и агрегатов учетным данным. Задержание транспортного средства (как указано в п.5.1.1) осуществляется при этом в порядке, установленном Инструкцией по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного
движения, утвержденной Приказом МВД РФ от 23 марта 1993 года N 130. Последняя Инструкция в данном случае конкретизирует ст.245 КоАП РСФСР.
Между тем, строго говоря, ни уголовно-процессуальным, ни
административным законодательством действия по задержанию
разыскиваемого автотранспорта не предусмотрены. В ст.245 КоАП РСФСР
предусмотрена лишь возможность задержания транспортного средства
применительно к совершению административного правонарушения
(управление транспортным средством с неисправной тормозной системой, в состоянии опьянения, без государственных номерных знаков, с подложными документами и т.п.). Транспортное средство при этом задерживается до устранения причины задержания. Тем самым основания административного задержания не могут быть применены к задержанию разыскиваемого автотранспортного средства.
К рассматриваемому случаю также не применимы положения
Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи
вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года N 34/15. В соответствии с 21 Инструкции автомашина, при условии признания ее вещественным доказательством, может быть передана на хранение владельцу, его родственникам или другим лицам, организациям. На практике это положение трактуется весьма широко. Многие выявленные в качестве разыскиваемых автомашины, не будучи признанные вещественными доказательствами, без соответствующего постановления следователя или международного
поручения передаются под расписку титульным владельцам.
Добавим к этому, что в отношении фактических (титульных) автовладельцев обычно не удается получить сведения о недобросовестности приобретения автотранспорта, хотя во многих случаях подобная недобросовестность предполагается (покупка по заниженной стоимости, "владение" по доверенности и т.п.). Однако если не установлен факт недобросовестности покупателя (фактического владельца) автомашины, лишение его права собственности на данное транспортное средство при отсутствии международного поручения (например, об изъятии машины в качестве вещественного доказательства) либо судебного решения недопустимо (ст.235 ГК РФ). Следует считать, что данное транспортное средство не может быть задержано, а лицо не должно быт ограничено в его использовании или распоряжении (ст.ст.209, 305 ГК РФ). Косвенным образом это подтверждается п.3 ст.78 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 год), где закреплено, что права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе, и после окончания производства по делу они должны быть безвозмездно возвращены.
При обнаружении автомашины, числящейся в розыска, ее вправе в
соответствии со ст.302 ГК РФ, а также ст.2 указанной Конвенции
истребовать первоначальный собственник. При этом, поскольку
титульный владелец не заинтересован в возвращении автомашины,
изъятие у него автомобиля возможно, как правило, только в судебном
порядке. Это, как известно, длительная процедура (особенно для граждан и юридических лиц других государств). Поэтому до получения соответствующего ходатайства, поручения либо решения по делу добросовестный приобретатель вправе беспрепятственно владеть принадлежащим ему на данный момент автомобилем.
Аналогичным образом обстоит дело при изъятии у добросовестного
приобретателя автомашины, в отношении которой предыдущим владельцем
не были уплачены таможенные платежи. Предусмотренные законом меры,
обеспечивающие взыскание имущества по неисполненным обязательствам,
могут быть применены только к лицам, не исполнившим (виновным в неисполнении) эти обязательства.
Таким образом, без соответствующего постановления следователя,
международного поручения или решения суда законные основания
задержания автотранспортного средства, разыскиваемого правоохранительными органами другого государства, таможенными
органами и т.п., отсутствуют. Хотя, безусловно, практическая
потребность временного удержания выявленного похищенного
автотранспорта существует.
Согласно ст.225 ГК РФ вещи (в данном случае - автомашины) собственник которых не известен либо отказался от права собственности, являются бесхозяйными. Приобретение права собственности на такое имущество возможно: а) по решению суда при отказе собственника от вещи (п.2 ст.226 ГК РФ); б) в результате приобретения права собственности на находку (ст.228 ГК РФ); в) в силу приобретательной давности (ст.234 ГК РФ).
Статья 226 ГК РФ устанавливает правила, регулирующие
приобретение права собственности на вещь, от которой собственник отказался. В соответствии с ч.2 п.2 данной нормы брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. Возникает вопрос, может ли лицо, обнаружившее бесхозяйную автомашину, приобрести на нее право в соответствии с названной нормой? Полагаем, что в настоящий момент это невозможно.
Во-первых, следует исключить возможность признания факта
добровольного оставления автомашины ее прежним владельцем. При отказе от транспортного средства оно должно быть в установленном порядке снято с регистрационного учета.
Во-вторых, в соответствии со ст.236 ГК РФ отказ от имущества
может быть совершен путем действий собственника, определенно
свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Такие признаки в отношении машин обычно отсутствуют.
Поэтому во всех случаях так называемой "бесхозяйности"
автомашины транспортное средство не может быть обращено в собственность в порядке ст.226 ГК РФ. Исключение составляют случаи, когда истинный собственник действительно отказывается от своего автотранспорта (объявляет об отказе, уклоняется от принятия автомашины и т.п.). Но и в этом случае должны быть решены вопросы снятия автомашины с прежнего регистрационного учета.
Аналогичные основания исключают возможность применения к
бесхозяйнным автомашинам соответствующих правил о находке (ст.ст.227-228 ГК РФ). Более того, даже теоретически невозможно представить "потерю" автомашины прежним владельцем.
Приобретение права собственности на транспортное средство в
силу приобретательской давности предполагает добросовестное,
открытое и непрерывное владение автотранспортом как своим собственным в течение 5 лет (ст.234 ГК РФ). При этом право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица с момента такой регистрации. Нужно полагать, что для открытого, добросовестного владения автомашиной также необходима его государственная регистрация (или иное подтверждение такого владения лицом данным имуществом как своим собственным, например, судом). В свою очередь, органы внутренних дел должны принять все исчерпывающие меры для установления прежнего владельца, выяснения иных обстоятельств отчуждения обнаруженного автомобиля. Указанные меры должны быть предусмотрены законом. Лишь после этого возможно решение вопроса о применении института приобретательской давности в отношении бесхозяйных автомашин.
Приходится, таким образом, констатировать, что ни один из
рассмотренных институтов приобретения права собственности фактически не может быть применим в вопросе решения судьбы обнаруженной бесхозяйной автомашины.
Поэтому было бы логичным, чтобы правовой режим приобретения
права собственности на бесхозяйное транспортное средство получил специальную регламентацию в ГК РФ.
Кандидат юридических наук Иван Гричанин
Текст документа сверен по: "Домашний адвокат", N 1(150), 1998 год